Инноватика – это область знаний о сущности инновационной деятельности, её организации и управлении инновационными процессами, обеспечивающими трансформацию новых знаний в востребованные обществом новшества как на коммерческой основе (коммерциализация результатов научно-технической и творческой деятельности), так и на некоммерческой базе (например, инновации в социальной сфере).
Инновационная экономика (экономика знаний, интеллектуальная экономика) – тип экономики, основанной на потоке инноваций, на постоянном технологическом совершенствовании, на производстве и экспорте высокотехнологичной продукции с очень высокой добавочной стоимостью и самих технологий. Предполагается, что при этом в основном прибыль создаёт интеллект новаторов и учёных, информационная сфера, а не материальное производство (индустриальная экономика) и не концентрация финансов (капитала).
Каково же на сегодняшний день состояние инновационной сферы в России? За последние двенадцать лет финансирование отечественной науки – и фундаментальной, и прикладной – характеризуется резким спадом. В результате по уровню инновационной активности Россия уступает многим развитым странам. К примеру, в общем объёме продаж наукоёмкой продукции на мировом рынке доля РФ составляет всего 0,3%, тогда как доля США – 13%, Японии – 11%, а Германии – 8%. Удельный вес новой или значительно усовершенствованной продукции во Франции, Австрии и Бельгии – 20-30%, в Германии – 40%. До половины предприятий в этих странах имеют статус инновационных. В России таких предприятий в разы меньше. Да и на многих из тех, что есть, работают на оборудовании, не обновляемом 30-40, а то и все 50 лет. В результате из года в год растёт импорт машин и новейшего оборудования. Ежегодный спрос на российские сырьевые товары и энергоносители оценивается примерно в $500-600 млрд., а на инновационную продукцию – лишь в $5-6 млрд.
В настоящее время инновационная деятельность в России находится в не очень благоприятном положении. Связано это с тем, что до начала реформ крупномасштабные инновации осуществлялись государством. И поэтому специфика сложившейся на сегодняшний день ситуации заключается в том, что в стране имеются значительные технологические заделы, уникальная научно-производственная база и высококвалифицированные кадры, но в то же время в связи с общим экономическим упадком существует крайне слабая ориентация этого инновационного потенциала на практическую реализацию научных достижений. Основные трудности в реализации инновационного потенциала связаны как с ограниченностью бюджетного и внебюджетного финансирования, в т.ч. заёмных и привлечённых средств, так и с нехваткой собственных средств у организаций, поскольку спад производства и постоянный дефицит денежных средств у организаций не оставляют ресурсов для инновационной деятельности. В связи с этим в последние годы в стране резко упала инновационная активность промышленных предприятий и в ближайшее время не прогнозируется её существенный рост.
В таких условиях выживут те предприятия, которые готовы к производству и использованию инноваций. Но без продуманной государственной политики инновационные механизмы эффективно работать не будут. Реализуемые сейчас государством действия не носят системный характер и не способны направить вектор инноваций в нужную для развития экономики сторону. Причин сложившейся ситуации несколько.
Первая – это то, что на сегодняшний день система технического регулирования государства тормозит развитие инновационной сферы, так как не выполняет своих функций, мешает внедрению инновационных процессов. Она не работает как Система, потому что:
- отсутствуют основные документы, законодательно устанавливающие требования к безопасности продукции (по правительственной программе 2004 года должен быть разработан 181 технический регламент, но на текущий момент принято всего 8);
- национальные стандарты в основной своей массе различны с международными, что в свою очередь создаёт дополнительные трудности в разработке и производстве продукции, соответствующей международным стандартам качества и снижает её экспортные возможности. Кроме того, часто наблюдаем ситуацию, когда разработчики стандартов завышают требования к производимой продукции, что, с одной стороны, ограничивает приход на рынок конкурентов, но, с другой, препятствует внедрению новаций.
В итоге имеем отсутствие чёткой системы, что приводит к длительному внедрению новой продукции. Некоторые разработки внедряются в течение нескольких лет, которые уходят на длительные испытания, перелом сопротивления отраслевых институтов и т.п. В результате получается, что затраты на внедрение новации занимают больше времени и денег, чем её разработка.
Вторая причина – это отсутствие государственного заказа на инновационную импортозамещающую продукцию российского производства и механизма стимулирования инноваций.
Можно привести пример. Закуплены скоростные железнодорожные составы компании Siemens, изготовленные с применением композитных материалов. Но вопрос о возможности производства к ним деталей и комплектующих из композитных материалов российского производства не поднимается. Следовательно, российский бюджет развивает только компанию Siemens, оставляя за бортом российских производителей композитов и материалов для них, производимых в России на современных заводах, построенных в т.ч. на иностранные инвестиции.
Инновационных проектов, реализуемых в монополиях и госкорпорациях, недостаточно для широкого развития инновационного производства. Кроме того, монополии и госкорпорации – это закрытые структуры, в которые инновационной продукции от внешних компаний часто вообще не пробиться.
Третья причина – это поддержка крупных, а не эффективных. Государство уделяет основное внимание крупным предприятиям. И это понятно, от этих предприятий зависит благополучие сотен тысяч людей. А почему оно не поддерживает самых успешных – тех, кто каждый год удваивал и утраивал производство? Это средний и малый бизнес (например, в мировой практике производством композитов в основном занимаются малые и средние предприятия). Именно они эффективно инвестировали (собственные средства) в производство, вкладывали прибыль в развитие.
Четвёртая причина – это то, что законодательно на федеральном уровне понятие «инновации» и связанные с ним понятия «инновационная деятельность», «инновационная политика» и другие, нигде не закреплены. В значительной степени развитие российских инноваций тормозит отсутствие всестороннего нормативно-правового обеспечения этой сферы. Сегодня правовая база инновационной деятельности далеко не совершенна и требует серьёзной переработки. В настоящее время инноватика регулируется разрозненными федеральными актами, принятыми законодательной и исполнительной властью, которые на сегодняшний день во многом сами не соответствуют реалиям XXI века, а именно:
• Федеральный закон № 127-ФЗ от 23 августа 1996 г. «О науке и государственной научно-технической политике»;
• Федеральный закон № 116-ФЗ от 22 июля 2005 г. «Об особых экономических зонах в РФ»;
• Федеральный закон № 139-ФЗ от 19 июля 2007 г. «О Российской корпорации нанотехнологий»;
• Федеральный закон № 284-ФЗ от 25 декабря 2008 г. «О передаче прав на единые технологии»;
Нормы о предоставлении государственной помощи организациям, внедряющим инновационную продукцию, содержатся в следующих документах:
• Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (ст. 22);
• Постановление Правительства РФ от 09.04.2010 № 219 «О государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования»;
• Постановление Правительства РФ от 30.03.2009 № 265 (ред. от 28.12.2010) «Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета организациям оборонно-промышленного комплекса субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" на осуществление инновационных и инвестиционных проектов по выпуску высокотехнологичной продукции»;
• Постановление Правительства РФ от 31.12.1999 № 1460 «О комплексе мер по развитию и государственной поддержке малых предприятий в сфере материального производства и содействию их инновационной деятельности».
В этих документах есть только упоминание об инновационной деятельности, но в них не прописан механизм её осуществления, нет механизмов поддержки этой деятельности.
Если бы я была министром экономики, то для начала я бы разработала единую государственную инновационную политику и проект Закона «О государственной поддержке инновационной деятельности», который отвечал бы интересам развития инновационной сферы российской экономики. Затем определила бы зону «социальных инноваций»; создала бы все условия для возрождения предпринимательской инициативы, установила бы единый подход к оказанию государственной помощи; стимулировала экспорт и внутренний спрос на инновационную продукцию российских предприятий, совершенствовала системы управления в сфере инновационной деятельности в целом и системы образования в инновационной сфере, в том числе создание единого научного и учебно-методического механизма подготовки кадров для инновационной сферы, обеспечивающего непрерывное повышение квалификации специалистов и предпринимателей.
Необходимо создать и вырастить новую экономическую элиту на базе предпринимателей и руководителей высокотехнологичного бизнеса, исследователей и разработчиков, преподавателей и студентов. Новая инновационная экономика – это не просто очередная отрасль экономики, это в первую очередь новая система мышления, наличие серьёзного класса собственников с высоким уровнем образования, с активной гражданской позицией, с развитым чувством ответственности.
Новая экономика, инновационное развитие страны – это уже не политическая линия, это национальная идея.
© А.С.Пученко, 2012