OM
ОМ • Включайтесь!
2024.03.29 · 06:32 GMT · КУЛЬТУРА · НАУКА · ЭКОНОМИКА · ЭКОЛОГИЯ · ИННОВАТИКА · ЭТИКА · ЭСТЕТИКА · СИМВОЛИКА ·
Поиск : на сайте


ОМПубликацииЭссе-клуб ОМИнноватика-ОМ
2012 — Каталог работ победителей Конкурса эссе ИННОВАТИКА-ОМ 2012 — Литвинов С.Ю.
.

III Форум ИННОВАТИКА-ОМСК
23 - 27 апреля 2012 года
• Конкурс эссе
КАБИНЕТ МИНИСТРОВ


Победитель
Конкурса эссе «ИННОВАТИКА-ОМ 2012»
в номинации
«Лучшая публикация об обновлении государственной политики и регулирования
в сфере экономики»


Литвинов
Семён Юрьевич

студент Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского


— Что можно и нужно сделать в сфере инноватики?
— Если бы я был министром экономики, …


НОВЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИЙ В РОССИИ

Развитие и внедрение инновационных технологий и решений в нестабильное время, связанное с преодолением последствий мирового экономического кризиса, является основой сохранения стабильности и дальнейшего развития не только для отдельных предприятий, но также для национальных экономик. В последние годы в России только ленивый не говорил о модернизации национальной экономики и развитии инноваций, но тем не менее, эффективность этих «разговоров», по мнению скептиков, оставляет желать лучшего.
Одно из определений термина «инновация» звучит следующим образом: «это результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта внедрённого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности». Ключевым словосочетанием в этом определение является «получивший воплощение», так как придумать что-то или усовершенствовать технологию можно многими способами, но воплощение удачной задумки в жизнь может быть связано со многими проблемами. А проблем, препятствующих развитию инноваций в России, по мнению различных аналитиков немало. К ним можно отнести недостаточное финансирование и проблема привлечения ресурсов (технологических, кадровых), несогласованность законодательной базы, специфика российского предпринимательства, связанная с ориентированностью на краткосрочные результаты (в то время как инновационные проекты являются долгосрочными), отменена некоторых налоговых льгот для государственных научных организаций.
Но, на мой взгляд, одной из основных проблем инновационного развития, которую нужно решить в первую очередь, является структурная неорганизованность инновационного процесса.

Предлагаю обратить внимание на то, что в процессе инновационной деятельности участвуют пять основных действующих лиц:
1. Органы власти.
2. Новаторы – это непосредственно создатели новых технологий (ищут потребителей и инвесторов, нуждаются в услугах вспомогательной инфраструктуры).
3. Инвесторы (могут привлечь к оценке и проработке вспомогательную инфраструктуру, ищут потребителей).
4. Потребители – это приобретатели новых технологий. Они создают конечный продукт или используют новые технологии для его создания (не знают о новаторах, нуждаются в услугах вспомогательной инфраструктуры).
5. Вспомогательная инфраструктура – субъекты, занимающиеся различными видами деятельности направленными на поддержку инновационных проектов (маркетинг, реклама, обучение, кадры и т.п.).
Если представить себе схему взаимосвязи этих элементов, то получится разрозненная схема с множеством связей, которая в принципе не сможет функционировать на практике. Решение данной путаницы для меня представляется следующим образом: подобно тому, как появление посредника на рынке обеспечивает упорядоченную связь между производителями товаров и потребителями, необходимо создание посреднической структуры, которая смогла бы связать вышеперечисленные элементы.
Авторами похожей точки зрения в качестве такой структурной единицы предлагается создание Федерального Бюро Развития Инноваций (ФБРИ) – мощной информационно-аналитической организации. Основной задачей ФБРИ может стать определение перспективных с точки зрения коммерческого успеха разработок и инноваций в глобальном масштабе. В функции Бюро могут входить:
• анализ рынков;
• консультирование органов власти при формировании законодательной базы;
• привлечение инвесторов;
• консультирование потребителей инноваций;
• создание базы новаторов, работа по проверке их идей;
• координация элементов вспомогательной инфраструктуры.
Основная деятельность Бюро должна просто сосредотачиваться вокруг организации работы по проверке идей, а также разработки бизнес-моделей, а затем и бизнес-планов для внедрения и продвижения инновационных разработок (не всегда новаторы способны разработать грамотный коммерчески привлекательный бизнес-план).


Рис. 1. Структура инновационного процесса при организации ФБРИ

Для проверки и «разработки» идей могут привлекаться сторонние профильные организации, что не позволит ФБРИ стать огромной неповоротливой организацией с большим штатом сотрудников. При этом необходимо учитывать то, что наши институты традиционно являются «тормозными» бюрократическими организациями. Следовательно, необходимо избежать возникновения ненужных «бумажек», а также создать дополнительную мотивацию в рамках данного процесса.
Стоит отметить, что в России отсутствуют эффективные механизмы оценки и проработки коммерческой составляющей инноваций – одно из наследий командно-административной экономики. Раньше финансирование инновационной деятельности осуществлялось строго государством, а сотни разработок и патентов пылились на полках. Поэтому именно «коммерциализация» разработок и воплощение их в жизнь должно стать приоритетным направлением деятельности Бюро. Чтобы данные процессы происходили более целенаправленно и осмысленно, необходимо подключать в качестве партнёров наиболее заинтересованных потребителей, обеспечивая последних налоговыми поблажками.
На мой взгляд, рассмотренный способ организации процесса разработки инноваций будет способствовать большей вовлечённости, так называемых потребителей инноваций в процесс их производства, за счёт чего одновременно увеличатся и инвестиции в данный сектор. А привлечение среднего и малого бизнеса к участию в данной схеме будет действительно способствовать «прорыву», который как раз и запланирован Правительством РФ на 2013-2020 гг.


© С.Ю.Литвинов, 2012



Опубликовано:

24 апреля 2012 года
согласно решению жюри Конкурса эссе «ИННОВАТИКА-ОМ 2012»


 
 
Автор : Литвинов Семён Юрьевич  —  Каталог : Инноватика-ОМ
Все материалы, опубликованные на сайте, имеют авторов (создателей). Уверены, что это ясно и понятно всем.
Призываем всех читателей уважать труд авторов и издателей, в том числе создателей веб-страниц: при использовании текстовых, фото, аудио, видео материалов сайта рекомендуется указывать автора(ов) материала и источник информации (мнение и позиция редакции: для порядочных людей добрые отношения важнее, чем так называемое законодательство об интеллектуальной собственности, которое не является гарантией соблюдения моральных норм, но при этом является частью спекулятивной системы хозяйствования в виде нормативной базы её контрольно-разрешительного, фискального, репрессивного инструментария, технологии и механизмов осуществления).
OM ОМ ОМ программы
•  Программа TZnak
•  Дискуссионный клуб
архив ЦМК
•  Целевые программы
•  Мероприятия
•  Публикации

сетевые издания
•  Альманах Эссе-клуба ОМ
•  Бюллетень Z.ОМ
мусейон-коллекции
•  Диалоги образов
•  Доктрина бабочки
•  Следы слова
библиособрание
•  Нообиблион

специальные проекты
•  Версэтика
•  Мнемосина
•  Домен-музей А.Кутилова
•  Изборник вольный
•  Знак книги
•  Новаторство

OM
 
 
18+ Материалы сайта могут содержать информацию, не подлежащую просмотру
лицами младше 18 лет и гражданами РФ других категорий (см. примечания).
OM
   НАВЕРХ  UPWARD