Согласно традиционному подходу, государственное управление в экономике идёт позади частного бизнеса. Для государства характерна чрезмерная бюрократизация, запаздывание в принятии управленческих решений. Нужный результат в государственных организациях достигается с преодолением множества трудностей, которые значительно уменьшают отдачу. Решением этой проблемы становятся инновации – новые или обновлённые продукты деятельности, которые стали предметом освоения и внедрения.
Без сомнений, инновационная область развивается невероятными темпами. Это невозможно без постоянного мониторинга со стороны государства и оперативных изменений как в политике внедрения новаций, так и в законодательстве. Если наша страна хочет сохранить своё развитие и преумножить его, то нужно становиться другой страной, поистине инновационной. В стране должны меняться методы организации экономической жизни и государственного устройства. Государство должно начать формировать инновационный климат не на словах, а на деле (в России затраты на НИОКР не достигают и 1 % от ВВП, а в развитых странах составляют более 3 %):
• Выделить приоритеты, понять в каком направлении нужно концертировать внимание, и задействовать те сферы, где мы являлись лидерами исторически – авиационно-космическую отрасль, атомную энергетику.
• Нам необходимо выпускать продукцию собственной экономики на мировые рынки, а не применять отработанные технологии, заимствованные у других стран. Перерабатывать сырьё, создавать продукт с высокой добавленной стоимостью. Финансирование должно производиться большей частью частным бизнесом, сейчас 70-80 % финансирования приходится на государство.
• Нужно приобщить малые предприятия к сфере инноваций. Надо понимать, что конкуренция в этой сфере даст им явно большие преимущества нежели, если они будут конкурировать другим путём. Не решена проблема интеллектуальной собственности (ИС). Пока владельцем ИС не будет малое предприятие, отсутствует ИС как залог для получения инвестиций.
• Необходимы: контроль со стороны государства, чёткие цели и временные ориентиры, ответственность чиновников за результат.
• Необходимо обеспечить предоставление стартового капитала инновационным проектам, чтобы инновационные технологии не уходили из нашей страны. В зарубежных странах процесс выделения средств уже налажен.
• Привлечение иностранного капитала. Нужно показать как реальные инвестиционные проекты будут приносить прибыль их инвесторам и экономике страны, какие риски у проектов и как ими управлять.
• Предоставление помещений для работы. Стоимость аренды очень высока. Аренда обусловлена нерационально сложной системой разрешений и проверок. На оформление документов уходит более года. Если фирме требуется лицензия, она не может быть получена без зарегистрированного арендного договора. Т.е. вновь организованная фирма должна жить 1,5–2 года на какие-то средства, не занимаясь своей основной деятельностью. За это время инновационная технология может и устареть.
• Упрощение системы получения разрешений, сертификатов, лицензий. Малая фирма может не дожить до момента, когда все разрешения будут получены.
• Создание системы государственных заказов на инновационные продукты.
• Упрощение постановки на балансовый учёт ИС.
• Освободить ИС от налогов как при постановке на учёт, так и в дальнейшем.
• Не искать принудительно ИС на предприятиях, так как затраты на поиск и регистрацию многократно превысят возможные доходы или выгоды.
• Необходимо научное обоснование и подтверждение технической реализуемости результатов НИР (разработки инновационного продукта и его коммерциализации), оформление прав интеллектуальной собственности на авторов при передаче результатов НИОКР заказчику (продаже ИС).
• Разработка комплекса совместных действий бизнеса и государства, направленных на развитие и поддержку области наукоёмких технологий.
• Образование и развитие института экспертов в сфере создания инновационных систем.
• Проведение широкой пропаганды среди всех слоёв населения страны необходимости инновационного пути развития страны.
• Поддержка регионов, которые не получают достаточную поддержку в качестве территории инновации, могут рассчитывать на средства по другим статьям.
• Целесообразно создание студенческих групп – команды будущих специалистов, каждая из которых будет заниматься решением реальных проблем развития государства. Если тот или иной конечный продукт будет одобрен, то исследовательской группе предстоит реализовать его на практике. Формирование «инновационных программ» может стать мощным двигателем модернизации государственного управления.
Инновационное развитие требует идеологии, по содержанию противоположной принятой сейчас в России. Если власть руководствуется идеологией, подчинённой национальным и общественным интересам, тогда можно законодательным путём ставить и решать задачи перехода на инновационный путь развития.
© К.О.Кременецкая, 2012