Не секрет, что на сегодняшний день сложилась неблагоприятная тенденция, связанная с внедрением инновационных технологий в сферу производства и потребления готовой продукции. Не сложно предположить, что предпосылки к формированию этой проблемы были видны ещё в 70–80 годы ХХ века. Низкий уровень интеграции производства в нужды советского, на тот день, общества вылился в полную неспособность, теперь уже, российской промышленности справляться с конкуренцией более дешёвых и качественных западных аналогов.
Проблему внедрения и использования новаций невозможно рассматривать однобоко. Нельзя критиковать образование за недостаточный запас знаний, при этом, не давая никаких экономических и финансовых стимулов, которые бы позволили что-либо изменить. Нельзя бездумно тратить огромные средства на введение новой линии конвейера, отвечающей последнему слову техники, при этом назначая ответственным человека с недостаточным уровнем знаний и теоретической подготовки. Отсутствие каких-либо перспектив и возможностей для дальнейшего роста и развития отпугивает молодых специалистов от работы на производственных предприятиях.
Мне бы хотелось рассмотреть проблему с экономической точки зрения. Итак, если бы я была министром экономики, я бы…
Для начала нужно привлечь внимание самих производителей – их нужно заинтересовать тем, что инновации принесут им прибыль, откроют перспективы для выхода на новые рынки сбыта. Однако, без принудительных мер голословные обещания и посулы не принесут желаемого результата, т.к. любое изменение в производстве требует затрат, а коренное изменение – нередко невозможно без государственных субсидий. Но откуда ж взять лишние средства? К решению этой тактической задачи можно подойти с разных сторон. Во-первых, можно, как часто и происходит, субсидировать предприятия государственными кредитами, либо средствами государственного целевого софинансирования. Во-вторых, можно назначить независимую комиссию на предприятие и уже согласно её смете, целенаправленно предоставлять не денежные средства, а элементы инновационного производства – станки, машины, – однако, и в этом случае остаётся вопрос, за счёт чьих средств можно будет выдавать столь крупные кредиты. В-третьих, могу предложить метод более радикальный, суть которого заключается в отсеивании «лишнего» производства, не обязательно переводить на новые рельсы всю отрасль за счёт государства, нужно дать возможность предприятиям самим создать условия для внедрения новых технологий. Можно объявить тендер на инновацию в производстве, суть которого заключается в выплате гранта предприятию, на котором наиболее удачно зарекомендует себя нововведение. Грант не должен быть чётко обозначенным, сумма его должна сопоставляться с затратами на изменение технологии. Те же, кто не получили грант, но провели нововведения, должны быть временно освобождены от уплаты налогов субъектам федерации и в бюджеты местного уровня; государство должно частично компенсировать им затраты по кредитам (не более 1–5 % от суммы кредита) и, если это необходимо, снизить ввозные пошлины на сырьё. Для тех же предприятий, кто не сочтёт нужным внедрять новые технологии, можно ввести дополнительные санкции – штрафные, а впоследствии – и налоговые.
Хотя эти меры могут принести желаемый результат, не стоит, однако, забывать о том, что нередко отсталые предприятия являются представителями тяжёлой промышленности, машиностроения и ТНК. Такие предприятия часто являются градообразующими и непосредственное ухудшение экономического состояния может привести к их краху, что значительно ухудшит жизнь жителей таких городов. В таких специфических случаях намного выгоднее создать новое предприятие, чем пытаться вытянуть старое. Следует обеспечить работникам альтернативное место занятости, построив социально направленные предприятия лёгкой или пищевой промышленности, обеспечив субсидирование развития местной инфраструктуры, локальное снижение налогов для вновь образованных предприятий, уменьшение числа выездных налоговых проверок в первые 5–7 лет.
Сложность решения проблемы инноваций заключается в отсутствие интереса со стороны руководства предприятий. Мне сложно судить, отчего такое происходит, от недостатка средств или от нежелания двигаться дальше, ясно лишь то, что независимо от государственных поблажек и подачек, инновации не войдут в производство, пока эти самые предприятия либо полностью не окажутся без рынка сбыта, либо пока старая школа руководства «не сломано – значит почти новое» не изживет себя полностью.
© К.А.Ерёменко, 2012