Это был третий поэтический сборник в творческой биографии бывшего выпускника Омского государственного университета имени Ф..М..Достоевского, члена Союза журналистов и Союза российских писателей, лауреата международного и региональных литературных конкурсов.
…Чтобы стихами сегодня всерьёз, не по обязанностям, диктуемым профессией, не по необходимости участия в издательском процессе, а просто по-человечески заинтересоваться, должно что-то произойти. Или случиться такое событие, как уход великого Андрея Вознесенского, чтобы вновь в нашем привычном информационном жизненном поле вдруг возникла и завладела нашим вниманием Поэзия.
Или должно возникнуть нечто, что поменяет ракурс восприятия жизни – чтобы появилось желание оторваться от быта, выбраться из заезженной колеи неизбежных забот, чтобы душе захотелось простора…
Я врезан в пространство, а эта оправа
надёжна. Я в ней проступаю ребристо,
завязнув в объятьях чудесного сплава,
под взглядом звезды, что в ночи серебрится.
Для автора книги «Рубикон» поэзия – это органичный формат существования. Иван Денисенко из той редкой ныне категории людей основательных, пишущих серьёзно и ответственно притом, что и полёт фантазии, и игра воображения ему так же доступны и подвластны, как точность и тонкость жизненных наблюдений и размышлений о сути бытия.
Эпоха спрессована в строчки
сюжета, вместившего в жизнь, –
и жизнь докатилась до точки,
до самовнушенья: «Держись!»
Стихи, включённые в книгу, конечно, разные и о разном, но они создавались вдумчиво и предполагают адекватное восприятие, их надо не просто читать, в них надо вчитываться. Поскольку у Ивана Денисенко особые, можно сказать, сакральные взаимоотношения со словом. Для него это не привычный инструмент, необходимый для самовыражения, слово – то чудесное и непостижимое приспособление, которое даёт «пропуск» в другое измерение. Такое глубокое и таинственное отношение к слову само по себе сегодня редко и ценно.
Вот человек. Он замер у стола.
В его груди, как птица, бьётся Слово,
и ручка, как острога иль стрела,
взметнулась в предвкушении улова.
И человек светлеет, словно свят:
он может всё, он целый мир поднимет
одним лишь Словом…
Ветры не галдят,
и ангелы, опомнившись, глядят
на мир, возникший там,
внизу,
под ними…
Вместе с этим в книге присутствует, живёт и увлекает читателя автор, обладающий таким насыщенным внутренним миром, в котором драматично сходятся остро современное восприятие сегодняшней действительности, понимание присутствия в нём тёмных, разрушительных сил и вера в то, что светлая энергия неодолима никем и ничем.
Книга состоит из пяти глав. Одной из самых цельных, на мой взгляд, лирически пронзительных получилась глава «Укажи мне дорогу к дому». Некоторые строки читаешь с замирание сердца от неожиданности открытий и тонких наблюдений. Дом здесь не только «место отчее», а та всегда трудно находимая точка вселенского пространства, где человек ощущает себя нужным, важным, любимым, необходимым. Слова, сложенные в поэтические строки, глубоко прочувствованы, в них опыт, оплаченный жизнью.
Познаешь и проклятье, и прощенье,
Но в самый трудный час молись о том,
Чтобы хватило сил на возвращенье
В оставленный и выстуженный дом.
Когда ж вернёшься, прилагай старанья,
Обхаживая свой последний скит,
Чтоб не свели с ума воспоминанья,
Не разорвало сердце от тоски.
Отличительной чертой этой и некоторых других глав является монологичность, стремящаяся к диалогу. Автору не просто необходимо высказаться (а поэту это необходимо, иначе не было бы смысла «браться за перо»), ему как человеку хочется быть услышанным чутким, отзывчивым собеседником. Так одна из глав книги называется «Пролистай страницы моей бессонницы», и в ней собраны откровенные речи, обращённые к такому собеседнику, мужчины – к любимой женщине.
Ты не спросила, что со мной творится,
а я молчал – схватило, повело…
Душа моя, как раненая птица, взлетела,
припадая на крыло.
В определённом смысле эти двое собеседников оказались и соавторами: издание проиллюстрировано Татьяной Денисенко, женой Ивана.
Кажется, появление новой книги сегодня не становится чем-то из ряда вон выходящим. Сюжет известный и привычный. Но когда выходит глубокая книга талантливого современника и открывает читателю что-то новое в себе, в мире, во взаимоотношениях людей, тогда, как выразился сам автор «Рубикона», «предсказуемость ничуть не портит таинства процесса».
Ивану Денисенко было всего тридцать один, когда вышел в свет его «Рубикон». Для литератора это совсем мало, практически начало, для поэта, интенсивность «внутреннего горения» которого несоизмерима с общепринятыми нормами, – пора предъявить индивидуальность. Книга «Рубикон» в этом смысле – рубежная, она свидетельствует о том, что её автор, не отмежёвываясь от лучших традиций отечественной поэзии, а продолжая их, обнаруживает глубокий духовный объём и сакральные взаимоотношения со словом. Этим хорошо сделанным сборником он вполне ответственно заявил о вступлении в пору поэтической зрелости.
Эссе Л. П. Трубициной «Но предсказуемость ничуть не портит таинства процесса» впервые опубликовано под рубрикой «Премьера книги» в журнале «Омская Муза» № 2(27) на 2010 год (стр. 38-39) – с заголовком «Укажи мне дорогу к дому!..» – как рецензия на новый сборник стихов Ивана Денисенко.
Книга стихов Ивана Денисенко «Рубикон» представлена в открытом библиографическом собрании НООБИБЛИОН (текст в библиофонде NB).