В 2020 году тольяттинскому литературном журналу «Город» исполнилось 20 лет. За это время вышло 43 выпуска, в которых было опубликовано более 500 авторов. Поэтому мы решили поговорить с его учредителем – издателем, журналистом и театральным критиком Вячеславом Смирновым. С чего всё началось, зачем нужны литературные журналы и кто формирует культуру города – обо всём этом он рассказал TLTgorod.
Вячеслав Анатольевич Смирнов.
—Как журнал «Город» появился на свет? Когда это случилось?
—Началось всё с того, что в 1992 году в Тольятти с подачи первого завлита театра «Колесо» Эдуарда Пашнева, который последние двадцать лет проживает в США, появилась местная писательская организация. И как-то я пришёл к нему с идеей: издавать свой литературный журнал, у меня даже был готов проект. Он выразил одобрение, но дальше этого дело не пошло. Затем спустя какое-то время, уже в конце 1990-х годов, на одном из собраний нашей писательской организации такую же мысль высказал поэт Владимир Мисюк. И тут Пашнев предложил нам объединиться и заняться этим вопросом.
Так совпало, что тогда департамент культуры мэрии Тольятти, который возглавляла Тамара Киршина, впервые в своей истории объявил конкурс грантов, они хотели финансово поддержать низовые инициативы граждан в сфере культуры. Мы решили принять в этом участие. Наш проект получил одобрение, и с 2000 года стал выходить журнал «Город». Учредителем стал я, главным редактором – Владимир Мисюк.
С появлением журнала связано одно интересное совпадение. Регистрационное удостоверение я получил в Самаре 26 апреля 2000 года. В этот день я позвонил Мисюку, чтобы сообщить ему радостную весть, что журнал теперь официально существует. На что он мне сказал: «У меня сегодня родился сын! Приезжай, я угощу тебя пивом!» Такая вот история.
—Что вами двигало? Почему вы так хотели издавать местный литературный журнал? С какой целью?
—Это был обычный литературный зуд. И я, и Владимир Мисюк – мы оба выпускники московского Литературного института имени А..М..Горького. Этот вуз, не знаю, насколько в итоге качественных писателей готовит, но преданность литературе прививает – это факт. И вот мы совершенно независимо друг от друга, потом, правда, объединившись, воспылали желанием к такого рода издательской деятельности. Для нас это было важно.
Почему? Во-первых, нам это было интересно. Во-вторых, мы хотели хоть как-то фиксировать местный литературный процесс. И скажу сразу, что данное направление издательской деятельности не приносило и до сих пор, к сожалению, не приносит денег и славы. Конечно, с годами задор подугас, но за 20 лет при массе противоречий мы не разругались, не расстались, и как издание не распались, журнал продолжает выходить.
Вячеслав Смирнов и Владимир Мисюк.
—Зачем сейчас, когда почти всё стало цифровым и электронным, нужно издавать бумажный толстый литературный журнал?
—Дело в том, что одно другое не замещает. Если помните, в фильме «Москва слезам не верит», который вышел в 1979 году, прозвучала фраза, что в скором времени ничего не будет: ни кино, ни театра, ни книг, ни газет – будет одно сплошное телевидение. Так ли это? Вот и сетевая литература не заменила печатную. Они существуют параллельно. Поскольку мы, издатели журнала, люди старорежимные, ретрограды, нам хотелось именно печатный вариант.
Напомню, в начале 2000-х годов у департамента культуры был интернет-проект «Тольятти литературный», который реализовывался на базе библиотеки Автограда. Они призывали тольяттинских авторов размещать там свои произведения. Аргументировали тем, что так гораздо дешевле, чем издавать каждый год какую-то макулатуру: это бесплатно и удобно, так как доступно всем и всегда.
Но прошли годы, и проект благополучно заглох, стал мёртвым ресурсом. Хорошо, что хотя бы не «убили» хостинг, так бы вообще всё ушло в небытие. А мы худо-бедно продолжаем влачить своё существование, издавать журнал, который, в отличие от интернет-проектов, физическая вещь. Что это означает? Даже если мы перестанем его издавать, он сохранится для потомков в отдельных экземплярах, ведь наш журнал можно найти в городских библиотеках. Кстати, электронную версию пока ещё можно найти на сайте Тольяттинской писательской организации.
—«Город» — единственный литературный журнал в Тольятти? Или есть и другие?
—Не единственный. Коллеги из Союза писателей России (наша организация представляет Союз российских писателей) в 2006 году начали издавать в Тольятти альманах «Стрежень». По-моему, он выходит до сих пор. Также около десяти лет существует самодеятельный проект «Графит» – его издаёт тольяттинский поэт Сергей Сумин. Сейчас уже вышел 19-й номер. Но он грозится, что 20-й будет последним, так как ему не удалось решить финансовый вопрос. Все эти годы он издавал журнал только за свои и частично авторские средства.
Литературный журнал «Город».
—Как финансируется ваш журнал? На какие средства он выходит?
—Первые девять лет финансовую поддержку нам оказывал городской бюджет: мы участвовали в конкурсе грантов и выигрывали их. В 2009 году, когда бюджет Тольятти только во втором полугодии дважды секвестировали, с деньгами стало совсем туго. К тому же изменились условия конкурса: теперь сначала надо было полностью сделать проект, а только потом, в следующем году, подавать заявку на компенсацию средств, которую внимательно рассмотрит комиссия, и ещё не факт, что одобрит её. В таких условиях весьма сложно заниматься культурными проектами.
Последние годы нам помогает Союз российских писателей: каждый год федеральное Министерство культуры предоставляет ему финансовую поддержку, которую тот распределяет по своим региональным организациям. Благодаря этому нам удаётся в год издать книги двух молодых местных авторов, столько же возрастных и один номер журнала «Город». Таким образом уже долгое время нам помогает лишь Москва. За что мы и говорим ей спасибо! От города и области никакой помощи нет, но, может быть, это и к лучшему, поскольку мы не связаны с местными структурами никакими обязательствами и ничего никому не должны. Так создаётся видимость свободы.
—Зачем нужно фиксировать литературный процесс и издавать местных авторов? Что это даёт городу? Какая в этом польза?
—Во-первых, это стимулирует и развивает авторов, так как они видят, что их творчество, хотя бы даже и в таком виде, востребовано. Кстати, считаю, что благодаря возникновению журнала «Город» и его регулярному изданию в Тольятти появился такой жанр, как литературная критика. До журнала «Город» я не припомню, чтобы кто-то пытался рецензировать местных авторов.
Во-вторых, это важно для будущих исследователей, если таковые вообще объявятся. Но тем не менее художественные процессы в театре, в среде живописцев и литераторов – находят своих исследователей, которые делают научные работы для своей узкой аудитории.
Я сейчас веду речь не о всероссийской или всемирной славе. Но я точно знаю, что в Самарской области есть литературоведы, культурологи и прочие. Им интересна всякая давняя старина и экзотические имена. Так вот и мы все тоже когда-то станем экзотическими забытыми именами, и нас тоже когда-то как букашек будут исследовать и удивляться: надо же, чем только люди не занимались, лишь бы не работать.
На заседании писательской организации в Тольятти.
1996 год.
—Как формируется номер журнала: сами ищете и отбираете произведения, или их вам присылают авторы? Есть ли какие-то критерии?
—Скажу сразу, что за деньги мы не публикуем никого. Гордиться тут нечем: может, мы бы и публиковали, если бы нам кто предложил. Что же касается вашего вопроса, есть и самотёк, когда произведения случайно к нам попадают. Есть и то, что мы сами отбираем, так как за эти годы уже сформировался круг постоянных авторов, от которых мы ждём новые произведения. Каждый раз по-разному.
Критерии у нас простые, можно сказать, это максимализм: мы стараемся отбирать только то, что является литературой. Но это с нашей субъективной точки зрения. При этом у нас печатаются авторы разных направлений: как традиционные, так и совершенно авангардные. Мы достаточно демократичны в выборе материала.
—Было ли такое, что вы, скажем так, «открыли» автора? Напечатали начинающего или неизвестного вовсе писателя, а со временем он стал знаменит?
—В какой-то мере. Есть ряд авторов, которые впоследствии заняли своё место в литературной среде, но донцовых и акуниных у нас не было. Год назад, например, наш прозаик Андрей Минеев, которого мы публикуем давным-давно, вошёл в шорт-лист одной из престижных литературных премий. В своё время почти для всех так называемых «новодрамовских» тольяттинских драматургов журнал «Город» был стартовой площадкой. Это сейчас Юрий Клавдиев, братья Дурненковы и многие другие – живые классики современной пьесы, а в начале 2000-х годов их произведения были впервые опубликованы у нас.
Тольяттинские писатели на фестивале «Майские чтения».
2003 год.
—Сколько раз в год выходит ваш журнал?
—В данный момент один раз в год. Но в середине 2000-х годов, когда был «тучный» период в плане финансирования, журнал выходил четыре раза в год. К сожалению, те замечательные времена давно позади.
—Кого сейчас вы в основном издаёте: начинающих авторов или проверенных временем?
—Когда-то у нас в каждом номере была даже детская рубрика, где публиковалось творчество детей. А так за эти два десятилетия сформировался круг понятных нам авторов. В основном они взрослые, а то и пожилые люди. Но мы периодически публикуем и молодых авторов, если у них появляется что-то стоящее и интересное.
Более того, за это время мы трижды проводили конкурс «Молодые литераторы Тольятти», в котором могли принять участие люди от 18 до 30 лет. И соответственно было три спецвыпуска журнала «Город» по материалам этих конкурсов.
Но дело в том, что молодёжь идёт своим путём. Я с грустью наблюдаю, что у нас нет преемников. Нет смены поколений. Хорошо это или плохо, я пока не могу сказать, но я вижу, что молодёжи мы не интересны. У них свои представления о литературе. Сейчас, например, модно проводить поэтические слэмы. Поэзия больше ушла в эстрадный формат, когда устраиваются поэтические бои и состязания.
Предполагаю, что мы, ретрограды, со своим бумажным литературным журнальчиком кажемся им скучными мастодонтами. Мне уже приходилось слышать, что мы – снобы, что у нас сложно напечататься, что мы от всего воротим нос. Много всего приходилось слышать. Но как начинаешь углубляться в детали и выяснять обстоятельства, оказывается, что эти люди ни разу к нам не обращались и своих произведений не присылали. Откуда берутся такие слухи – не знаю.
—Есть ли какие-то общие черты и темы у тольяттинских авторов? Каковы они? И чем они отличаются от авторов других городов?
—Культуру города формировали и продолжают формировать люди, которые в него приехали из других регионов и городов. Хотя и есть целая плеяда коренных ставропольчан – тех, кто родился в Ставрополе. Но в общей своей массе, если взять тольяттинских деятелей культуры: художников, музыкантов, артистов, писателей – большинство из них приезжие. Другое дело, что все эти люди, конечно, уже ассоциируют себя с Тольятти. Воспринимают себя его частью. Кто-то в 1960-е приехал на строительство завода, кто-то в 1970-е, а кто-то и вовсе в «нулевые». Поэтому и культура Тольятти, и его литература, как частный случай, – эклектичны и разнообразны. Общий стиль, или, как говорят в сфере культуры, школа, ещё не сформировалась. Для этого прошло слишком мало времени. Поэтому у нас все авторы отличаются друг от друга.
—В целом, наши писатели – кто они? Рабочие или интеллигенты?
—В разное время превалировали разные социальные группы. Одно время – простые рабочие. Эти люди трудились на заводах и предприятиях, но тем не менее круг их интересов был шире, чем токарный или фрезерный станок или лента конвейера. Я встречался с таким людьми: вроде бы простой работяга, а целыми страницами цитирует Чехова. Затем в поэзию пришли люди интеллигентных профессий: учителя, врачи, инженеры, специалисты в разных областях. Сейчас же и вовсе сказать об этом невозможно. Всё так перемешалось.
—Зачем вы продолжаете заниматься этим по настоящее время – издавать журнал? Как вы говорите, это не принесло вам ни славы, ни денег, ни выгод. Что вами двигает до сих пор?
—Спустя 20 лет чувства и ощущения уже не те. Горение исчезло. Стало понятно, что наш труд тщетен и напрасен. Годы нас отрезвили. Но мы не бросили это дело. Мы делаем это не для кого-то, чтобы нас похвалили или чтобы кто-то нам был благодарен. Мы это делаем для себя, чтобы быть удовлетворёнными от собственной деятельности, чтобы хоть как-то в своих глазах выглядеть положительно.
—Что скажете в завершение беседы?
—Был такой издатель Карл Проффер. Он возглавлял издательство «Ардис» [Ardis Publishing], которое в 1970-80-х годах специализировалось на издании русской литературы. Они печатали как дореволюционных авторов, так и современных, которые на тот момент были запрещены в Советском Союзе. Почему я о нём вспомнил? Помимо этого, он был профессором Мичиганского университета и славистом. Ему хотелось, чтобы его студенты были увлечены русской литературой, а потому он любил их всячески шокировать. Например, одно время он ходил на лекции в футболке с принтом «Русская литература интересней секса». Конечно, не стоит понимать это буквально. Но как вызов, как некий образ – очень любопытная сентенция.
Литературно-художественный журнал «Город» издаётся с 2000 года в качестве печатного органа Тольяттинской писательской организации [Общественная творческая организация городского округа Тольятти «Тольяттинская писательская организация», Поволжское региональное отделение Союза российских писателей].