Уверена, это имя не забыто в нашем городе. Елена Николаевна Злотина (Миронова) отдала Омску и омичам лучшие свои годы.
Елена Николаевна Злотина (Миронова).
1989 год.
Здесь, на берегах Иртыша и Оми, случилось с ней всё лучшее, что могло произойти в жизни женщины – незаурядной личности, талантливого журналиста и поэта. Но здесь пришлось пережить и немало горьких, душевно тяжёлых испытаний.
Елена Николаевна была человеком сложным, непростым. Она не прощала неискренности, хитромудрости, лукавства. И никогда не стеснялась дать понять неприятному ей человеку о своём отношении к нему. Кто-то не воспринимал такую прямоту, равно как и выразительную надменность в её голосе, строгую отстранённость во взгляде.
Зато тем, кто ей был дорог или даже просто симпатичен, Елена Николаевна открывалась совсем другой стороной своей личности – теплотой, сердечностью, тонким пониманием, доброжелательностью. Трудно просто перечислить тех, кому она так щедро помогала, кого выводила «в.люди» на поприще журналистики, литературы, театра. Не только коллеги-газетчики всегда отдавали Злотиной должное как профессионалу высочайшего уровня, неизменно высоко и по-особому гордо державшему марку воспитавшего её Ленинградского университета.
Она с особым вниманием относилась и к своим младшим однокашникам. Ещё со времени практики в газете «Омская правда» взяла меня и будущего моего мужа Анатолия Петрова – студентов факультета журналистики ЛГУ [Ленинградский (ныне – Санкт-Петербургский) государственный университет. — Примеч. ред.] – под своё тактичное покровительство. А когда мы приехали работать в Омск, по-матерински опекала и заботилась о нашей молодой семье. Именно Елена Николаевна сманила меня чуть позже со студии телевидения в «Вечёрку», пригласив к себе в отдел культуры, который она возглавила в только что открывшейся газете. В работе она была взыскательным и строгим, но очень чутким и умным наставником. Благодарна судьбе, что на жизненном пути мне повстречался такой замечательный старший товарищ.
Елена Николаевна Злотина с Александром Григорьевичем Яценко.
1970-е годы.
[Коллеги, в тот период в редакции газеты «Омская правда»:
Е. Н. Злотина – заведующая отделом культуры,
А. Г. Яценко – заведующий отделом сельского хозяйства.]
Читателям Елена Николаевна запомнилась неповторимостью своего литературного стиля, особой поэтической интонацией, журналистской принципиальностью. Много лет она проработала в редакции «Омской правды» и ушла из этой газеты, чтобы вместе с Михаилом Алексеевичем Вастьяновым и друзьями-коллегами создавать новую тогда для города газету – «Вечерний Омск».
Потом её переманил Театр, которому она отдала так много в профессиональной своей деятельности и в поэтическом творчестве. Музыкальный театр и Театр кукол до сих пор гордятся тем фактом, что литературную часть в них возглавляла сама Злотина!
Театральные критики Марк Семёнович Мудрик (слева) и
Елена Николаевна Злотина беседуют с
Марком Анатольевичем Захаровым, художественным руководителем и
главным режиссёром Московского театра имени Ленинского комсомола
(с 1990 года – Московский театр «Ленком»).
Омск, 1976 год.
Заседание секции театральных критиков Омского отделения
Всероссийского театрального общества
(ныне – Союза театральных деятелей Российской Федерации).
Но ещё одна, самая заветная, самая глубинная частица души Елены Николаевны, была отдана поэтической Музе. Удивительная гармоничность, красота, возвышенность и искренность написанных ею строк имеют удивительное свойство. С годами они становятся только ярче и выразительнее. Всё отчётливее понимаешь истинность её таланта, глубину и мудрость её стихов. И какое-то их особое питерское изящество и стройность. Всего пять университетских лет было прожито Еленой Злотиной в Ленинграде. Но она всю жизнь оставалась подлинной петербурженкой, ленинградкой, и её всегда принимали за свою коренные питерцы-аристократы.
Творческий вечер Елены Николаевны Злотиной (Мироновой).
Омский Дом актёра. 24 апреля 1978 года.
Когда в 1990 году исполнилось тридцать лет с тех пор, как Лена Миронова приехала работать в Омск, её попросили в редакции «Молодого сибиряка» – известной тогда в области молодёжной газеты – взять интервью у… самой себя. У меня сохранилась копия этого необычного материала:
—
...Елена Николаевна, Вы по профессии – журналист.
—...А какова Ваша специализация?
—...Театральная критика.
—
...А что в Вашей жизни поэзия?
—...Не знаю. Может быть, хобби. Может быть, сама—...жизнь…
—
...Результаты?
—...Плачевные. Только что вышла вторая книжка – через —...сто лет после первой. Спасибо, братья-журналисты —...предоставляют трибуну…
—
...Сколько Вам лет?
—...Столько же, сколько моим стихам.
—
...А конкретнее?
—...А зачем?
—
...Вы омичка?
—...Нет, псковитянка – по рождению, ленинградка – —...по воспитанию.
—
...В Омске давно?
—...Всю сознательную жизнь: недавно исполнилось —...тридцать лет.
—
...Ваша главная тема в газете?
—...Театр.
—
...А в стихах?
—...Театр. И мир, который весь – театр.
—
...Какая из двух Ваших фамилий настоящая?
—...Обе: одна – по свидетельству о рождении, другая – —...по паспорту.
—
...Ну, привет. Успехов!
—...Привет!
16.сентября 1994 года Елены Николаевны Злотиной (Мироновой) не стало. Из жизни она ушла, работая над редактурой рукописей литературного сборника «Складчина». И уже после её смерти друзья по писательскому цеху на грант мэрии города Омска выпустили четвёртый поэтический сборник Елены Мироновой (третий вышел в последний год её жизни), названный строкой из её стихотворения – «А может быть, счастье…».
Прошли годы. И вот наконец появилась мемориальная доска на доме, в котором жила Елена Николаевна. Прекрасно, что увековечена память человека, озарившего своим талантом омскую журналистику, омскую культуру. Имя Е..Н..Злотиной было и остаётся маяком, по которому сверяется точность курса, проложенного из прошлого в настоящее…
•
Людмила Першина.
Фотографии из архива
Музея театрального искусства.
Статья Людмилы Александровны Першиной «Оставаться маяком сквозь годы» опубликована в журнале «Омская Муза» №
'32 (сентябрь) на 2012 год под рубрикой «Календарь нашей памяти»
(стр. 66-67)*.
Полнотекстовая эл.копия указанного выпуска журнала «Омская Муза» для ознакомления размещена в библиофонде NB (см. блок-ссылку ниже).
Надпись на обороте фотографии:
«Мы сделали 1000-й № “Вечёрки”! // Подпись Е. Н. Злотиной //
Апрель 1982 г. Омск.»
Выше основной – пояснительная надпись:
«С журналисткой Людмилой Першиной».
[Место хранения фотографии на момент публикации:
Омский государственный Литературный музей имени Ф. М. Достоевского.]
Четвёртый поэтический сборник Елены Мироновой – уже посмертный – составители назвали «А может быть, счастье…» (Омск, 1999)* по первой строке стихотворения «А может быть, счастье – вот это июльское утро…».
«Литературный псевдоним – по девичьей фамилии – Елена Миронова» — так указывала в своей автобиографии и этим именем подписывала все свои поэтические и другие литературные произведения (эссе, этюды, рассказы) состоявшийся журналист и театральный критик Елена Николаевна Злотина.
* * *
А может быть, счастье – вот это июльское утро,
Из вод бирюзовых встающее, как Афродита?
Но, впрочем, зачем нам
Сравнение книжное это?
Стоит на дворе середина сибирского лета,
И пахнет рекою, и хвоей, и донником пахнет,
И солнце крушит частоколы могучего бора.
На том берегу, отражённый в зеркальном заливе,
Вознёс элеватор тяжёлые серые башни,
Как замок старинный.
Сейчас заржавелые цепи
Опустят на воды дубовую тяжкую плаху…
Но, впрочем, зачем нам
Сравнение книжное это?
Две тысячи лет от рожденья Христова
Планета
Вот-вот отсчитает,
И этого утра приметы:
Стремительный поезд в аркадах ажурного моста,
И башенный кран над весёлым заречным кварталом,
И след самолёта в бездонном сверкающем небе…
Да, может быть, счастье, – вот это июльское утро
С его тишиной, поглощающей резкие звуки,
С его непоспешностью, сладостный отдых сулящей,
С его многоцветьем…
Смотрите, картинка с натуры:
Две девушки мчатся у кромки речного прибоя
В целительном беге,
А может, в счастливом порыве, –
Брюнеточка в красном
И в чёрном блондинка.
Их лики
Смуглы и чеканны,
Движенья смелы и полётны, –
Наверное, так настигали коней амазонки…
Но, впрочем, зачем нам
Сравнение книжное это?
Девчонки в спортивные майки и шорты одеты,
И стянуты волосы жёсткой нейлоновой лентой,
Серёжки из пластика, лёгкая графика грима…
Когда амазонки бывали такими земными?
Да, может быть, счастье – вот это июльское утро,
Чудесно смешавшее время, и мифы, и были,
Чудесно связавшее остров сосновой Сибири
С просторами дальними
Вереска, лавра и дрока…
И самое главное чудо – в могучем призыве,
Взрывающем вдруг отпускную счастливую леность.
…Малыш загорелый, наряженный только в панаму,
Планирует город на влажном песчаном откосе.
Знакомый художник, насытившийся созерцаньем,
Бежит за альбомом, лежащим на дне чемодана.
И я раскрываю блокнот,
Чтобы первая строчка
Легла на бумагу:
«А может быть, счастье – вот это…»
26 июля 1988 г.
* Злотина Е.Н. «А может быть счастье…» : Избранная лирика / Елена Миронова. —
Омск, 1999. — 144 с. — 15.5×15.5 см.
На доме, в котором жила Елена Николаевна Злотина (Миронова), – дом №'3 на улице Бульварной – установлена и торжественно открыта 23 августа 2012 года мемориальная доска с текстом: «В этом доме с 1964 по 1994 г. жила журналист, поэт, театральный критик, заслуженный работник культуры РФ Елена Николаевна Злотина – Миронова (1936 – 1994 гг.)».
Журнал «Омская.Муза» №'32 на 2012 год размещён в библиофонде открытого библиографического собрания НООБИБЛИОН (текст в библиофонде NB).
см. текст в библиофонде
Омск : Департамент культуры Администрации г. Омск, 2012.
Журнал о культуре и искусстве.
Омская Муза.
№ 2(32) : сентябрь. 2012.