Признаться в любви родному городу можно по-разному. Проникновенно и трогательно сделали это поэты и художники Смоленщины, выпустившие в 1150-летнюю годовщину первого летописного упоминания Смоленска подарочную книгу-альбом «Перо Гамаюна».
Название книги – «Перо Гамаюна» – можно в полной мере причислись к подлинным творческим находкам. В славянской мифологии Гамаюн – необычное существо с телом и крыльями птицы и головой женщины, которому доступны все тайны мироздания. Эта птица, символизирующая богатство, процветание, счастье, мир, покой и победу, изображена на гербе Смоленской области. Тесная связь названия книги с геральдическим символом, на наш взгляд, редкая удача авторского коллектива. Притом, если учитывать, что «гусиное перо» является устоявшим символом поэзии, то перо Гамаюна – птицы вещей, по легенде являвшейся посланницей мудрого и великого славянского бога Велеса (покровителя поэтов и сказочников), – обладает поистине чудесным даром – извещать в начертанных им письменах о сокровенных тайнах прошлого и будущего.
Какие же тайны открыли нам на страницах этой книги поэты – Владимир Макаренков, Наталья Егорова, Вера Суханова – и художники – Евгений Дроздов, Владимир Ельчанинов, Вера Самарина – Смоленщины?
Если мы рассмотрим содержание книги, точно горную породу, по пластам, то самый верхний пласт, свидетельствующий о недавнем прошлом, относит нас к повседневному, бытовому Смоленску. Это город «продрогших трамваев», «придушенных дорожной петлёй» автобусов, «летящей по реке» и «съедающей волны берега» «Ракеты». Это город, в котором старинная архитектура тесно соседствует с новостроем в «ассиметричных кварталах»:
…Он сшит как будто из заплат,
Лоскут от старины глубокой,
Кусок эпохи недалёкой,
Клок новой… всё на разный лад.
(В. Макаренков)
Это город приветливых и гостеприимных жителей, радующихся ясному небу и яркому солнцу:
А небо – плакатом в растяжку!
А солнце – пускает круги!
Иду, и душа – нараспашку
От добрых пожатий руки.
(В. Макаренков)
Необходимо отметить, что урбанистическое направление в сборнике не является доминирующим, и картинам сельской жизни уделено не менее пристальное внимание. Деревня рисуется с разных ракурсов. Пронзительное, щемящее чувство вызывают одинокие, неприкаянные домишки посреди пустых, скошенных полей в стихах Веры Сухановой.
…В забитом доме позабытом
Замок, заржавленный давно,
И над продавленным корытом
Пустой глазницею окно…
Или:
…Неглубокие овражки
Да повислые берёзы.
От осенних вздохов тяжких
Льются золотые слёзы…
Совсем другую деревню изображает Владимир Макаренков:
…С палисадом за окошком,
С занавесками – горошком,
С русской печкой на весь дом, –
Грей бока под потолком…
…Над кроватью, под подушкой –
Гирьки, – ходики с кукушкой,
А в углу из всех икон
Божья Матерь – под стеклом…
В картинах смоленских художников современный город предстаёт утопающим в зелени, средь которой мелькают купола, кресты, стены древних кирпичных кладок. Зимой – он припорошён снегом, осевшим опять же на своды православных храмов и монастырей (Е..Дроздов, «Снежок выпал», «Заднепровье»; В..Самарина, «Вознесенский монастырь», «Громовая башня»). Репродукции передают эфемерную, ускользающую лёгкость мгновения, которое больше не повторится. С такими картинами органично сочетается поэзия, в которой также царит дух импрессионизма:
…В наплывы грязевого лака
Макает жадно кисти дождь…
(В. Макаренков)
Художник Владимир Ельчанинов, рисующий смоленскую деревню, населяет её в своих картинах тружениками («Сенокос», «Осень», «Травник»), творцами («Поэт», «Рождение художника»), чудаками и мечтателями («В ожидании гуманоидов», «Земляки»), ангелами («Ностальгия», «Ужин с Ангелом»). Неотъемлемой частью его пейзажей являются многочисленные домашние животные («Осенний день», «Петух»). Стихи Веры Сухановой по своей тематике во много перекликаются с картинами Владимира Ельчанинова, изображающего парящих в небе людей (ангелов). Созерцая картины Ельчанинова и читая строки, написанные Сухановой, кажется, что художнику и поэтессе снились одни и те же сны:
…В воздухе, недвижном, заиндевелом,
Парят деревья, люди, дома.
Над землёй, засыпанной колкой стружкой,
Зависают ангелы – ёлочные игрушки…
(В. Суханова)
К красоте сельской природы не равнодушен ни один художник, чьи работы представлены в книге «Перо Гамаюна». Вера Самарина с любовью запечатлевает засыпанные снегом деревья, меж которых затерялись маленькие, вросшие в землю по самую крышу, домики («Зима»), Евгений Дроздов манит тишиной «золотого» осеннего леса («Сарайчики», «Мостик»), Владимир Ельчанинов гостеприимно распахивает калитку в просторный деревенский дом, окружённый частоколом берёз («Зима пришла»).
Следующий пласт тоже несёт печать недавней истории, звучащей трагическими нотами военной эпохи, но дыхание современности в нём гораздо слабее: тональность создают рассказы близких, детские воспоминания, фотографии из семейного альбома, сохранившиеся открытки и письма… Смоленщина испила горькую чашу страданий в одной из самых жестоких и кровопролитных в истории человечества войн – Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Память об этой страшной войне не заживает, не рубцуется, о чём свидетельствуют такие строки:
…Но кровь не сохнет. И как пламень,
Доныне нам ладони жжёт.
(В. Суханова)
Или:
…Где-то в городе вечный огонь
Лижет грани звезды обгоревшей.
А над ними – свет звёзд охладевший,
Да луна – как Господня ладонь.
Да деревья поротно стоят,
Занесённые снегом по шапки,
И глядят в небеса без оглядки
Белым прахом безвестных солдат.
(В. Макаренков)
Своеобразный памятник павшим воинам создала на холсте Вера Самарина: лица солдат на пожелтевших фотографиях перемежаются с ликами святых на иконах, пламя поминальных свечей отражаются в стекле гранёных стаканов, наполненных горькой («Вербное воскресенье», картины из серии «Память о войне»).
Углубляясь в прошлое, мы снова попадаем на поле брани – в Смоленское сражение 1812 года между русской армией и армией Наполеона Бонапарта. И снова нам предстоит «отхлебнуть студёной отчей славы», побывать на «терпеливой вечной родине вдов»:
…Правит смерть безумный карнавал,
Пали в снег измученные кони,
У солдат на месте лиц – провал,
Как в окладе, сорванном с иконы…
(В. Суханова)
Помнят героев своей многострадальной земли смоляне, посмертно, в стихах, возводят их на пьедестал:
…Плат цветастый, тулупчик овчинный,
Очи – солнце рассыпанных брызг.
В партизанских отрядах былинных
Много будет таких Василис.
Прянет в ноги огнём-василиском
Пустит поезд с откоса в овраг.
Скажет: «Кожина я, Василиса.
Возвращайся до хатушки, враг!».
(Н. Егорова)
…Чем глубже в прошлое, тем больше в нём архаической силы. В центре его – нетленный свет православных куполов, увенчанных золотыми крестам. Художники не скупятся на краски, передавая красоту и величие древних храмов: пылает пурпуром «Золотой Смоленск» Е..Дроздова, умываются дождём, точно небесной росой, церкви на Благовещенской улице, изображённой В..Ельчаниновым… Традиции русского православия передаёт и В..Самарина, запечатлевшая символы одного из любимых верующими христианских праздников – Пасхи: горящие свечи, пасхальные куличи, крашенные яички (картина из серии «Хлеб», «Пасхи»). Поэтесса Наталья Егорова славит одну из главных святынь Русской православной церкви – Смоленскую икону Божией Матери, именуемую Одигитрией, молясь которой верующие получали обильную помощь:
…О, Небесная Матерь – летящий зенит!
Вся – распахнутый космос, вся – хор бытия!
Ты приходишь, и золотом вечным звенит
Над годами и гарями риза Твоя.
В жгущем золоте Неба за тысячу лет
Переплавились войны, и моры, и пря.
Ничего, кроме вечности хлещущей нет –
Кроме бьющего в ночь золотого огня…
Седая древность Смоленска оживает и в стихах, и на живописных полотнах. Смотришь на картины «Вечерний звон», «Старые башни», «Ледоход на Днепре», «Ул..Б..Благовещенская» Е..Дроздова, и представляешь, как много веков назад тревожно били в колокола звонари, возвещая людей о приближении к городу неприятеля и созывая их на сход. Как по подземным ходам, вырытым под старинными монастырскими стенами, спасались от пожара горожане. Как падали, пронзённые стрелами, защитники осаждённой крепости с высоких белокаменных стен… «Ощущение живой, мощной, израненной бесконечными войнами земли, вздымающей на своих волнах величественные красные крепостные башни», «гудящей ветрами древнего рока», с эпическими размахом и психологической достоверностью передаёт Наталья Егорова:
…Я уши зажму и в вековой тишине
Из каждого камешка жалоба слышится мне.
То воет земля о великих и страшных судьбах,
То воют поля, порастая сосной, на гробах.
То облако воет, и сходят солдаты с ума,
И в вое лесов партизанкою прячется тьма.
То баба о детях в разрушенной воет избе.
То, сидя на углях, воет Господь о себе…
Но множество раз сожжённый город оживает, воскресает из пепла, подобно мифической птице Феникс, а поэты и художники во славу его творят два мифа о «бессмертии и смерти»:
…И вопреки законам зла
Растёт добро и копит силы,
Чтобы спалённая дотла
Земля опять плодоносила…
(В. Суханова)
Листая страницы книги «Перо Гамаюна», мы видим город, в котором жители чувствуют гордость за то, что они – смоляне. Что значит быть смолянином? Это значит родиться на земле, где рождались и умирали великие люди России: причисленный к лику святых «последний, обречённый князь» Юрий Святославович (В..Суханова, «Последний князь»); композитор Михаил Глинка («Словно с крыльями ботинки! // Перед памятником Глинки // Я потомком благодарнейшим стою…», автор – В..Макаренков); поэт, автор знаменитой поэмы «Василий Тёркин», Александр Твардовский («…Он всю жизнь служил земле. // И сумел душой поэта // Разглядеть в российской мгле // Капли солнечного света…», автор – В..Макаренков); поэт Михаил Исаковский (В..Макаренков, «Во всходах»); первый в мире человек, совершивший полёт в открытый космос, Юрий Гагарин (Н..Егорова, «Лампа Гагарина»).
Быть смолянином – это значит хранить в памяти отзвуки далёких событий прошлого, никогда не забывать о «безбрежной войне мировой», «тевтонцах, французах, татарах, ляхах, сгибших в пурге роковой», бережно относиться к своим святыням: «красным башням», «червонным крепостям», «белым церквям». Наталья Егорова очень ярко изобразила эти святыни в стихотворении «Терем»:
…Пуще глаза нам нужно беречь
Нашей родины древние корни,
Наших мифов запретную речь.
Наших песен заветные строки…
Быть смолянином, значит иметь чуткую душу и неуспокоенное сердце, которые заставляют тревожиться над могилами безымянных героев, погибших в годы войны, и задавать себе бесконечный вопрос:
Земля, а наша в чём вина?
Их прах оставь себе святыней,
А нам верни их имена.
(В. Макаренков)
Быть смолянином, значит быть защитником города, если «вновь встанет» «у стен… ворог».
…Я никогда не была на Смоленской земле. Но благодаря этой книге, я в полной мере соприкоснулась и с историей, и с культурой, и с природой, и с традициями, и с повседневной жизнью этого удивительного города на Днепре, которого своим волшебным крылом осенила божественная птица Гамаюн.
Литературно-художественный сборник «Перо Гамаюна» (Смоленск, 2013) представлен в открытом библиографическом собрании НООБИБЛИОН (текст в библиофонде NB).