Комната, напоминающая читальный зал библиотеки: наступающие со всех сторон стеллажи, огромный письменный стол… Чего только на нём нет! И старые газетные вырезки, и пожелтевшие письма с истрёпанными краями и расплывшимися чернильными строчками, и тусклые фотографические карточки, и рукописи, изборождённые многочисленными исправлениями, и обрывки бумаг с торопливыми, прыгающими и абсолютно нечитаемыми буквами, и книги с карандашными пометками на полях и спрятавшимися меж страниц закладками: календариками, где красными цифрами выведены парадные даты праздников, которые давно уже никто не отмечает, трамвайными билетами по смехотворно смешной цене, конвертами с почтовыми марками несуществующей страны…
Если в такую комнату попадёт посторонний, то он, скорее всего, ничего не увидит, кроме груды мусора. «Кому нужны все эти бумажки? – недоумённо пожав плечами, спросит он. – Как можно жить в такой захламлённой квартире?»… Но если туда заглянет историк-краевед, то открывшаяся его взору картина будет подобна волшебной пещере из сказки про Али-Бабу, полной несметных сокровищ…
Хозяйкой таких вот богатств была Мария Климентьевна Юрасова. Но в отличие от сказочного героя, отпиравшего пещеру с помощью таинственного магического заклинания, её паролем было только собственное трудолюбие.
Мария Юрасова была неутомима в поисках нового материала для своих книг. Её писательская одиссея не ограничивалась походами по библиотекам и архивам. Нужные ей сведения она черпала во время многочисленных экспедиций и командировок, в разговорах с самыми разными людьми… Учёные, инженеры, рыбаки, метеорологи, механики, лесничие, штурманы… – с кем только не сводила её жизнь.
Жизнь Марии Юрасовой была долгой и плодотворной. Когда смотришь на фотографию Марии Климентьевны, вглядываешься в её умные, грустные, много повидавшие глаза, понимаешь – перед тобой человек со сложной судьбой. В ней было всё: и боль, и война, и тяжёлые личные потери… Но было и радостное осознание того, что жить и работать довелось в счастливую эпоху грандиозных и великих свершений. Как большинство советских людей, она искренне верила, что живёт в самой лучшей в мире стране, – одержавшей победу в Великой Отечественной войне, отправившей первого человека в космос, имевшей самую мощную армию, самых сильных спортсменов, самых талантливых учёных, – и воспевала в своих произведениях её города, её заводы и фабрики, её людей – борцов за светлое будущее, строителей коммунизма… Сейчас, когда коренным образом изменилась социально-экономическая структура российского общества и стали другими идеологические ориентиры государства, книги Марии Юрасовой могут показаться неактуальными, идеологически «зашлакованными». И это справедливо: все её произведения – продукт своего времени. Но именно благодаря этому обстоятельству, они способны дать читателю возможность переосмыслить историю, обнаружить связь прошлого с настоящим, найти черты сходства между тем, что было, и тем, что стало.
…Перелистывая страницы многочисленных книг Марии Юрасовой – «Тара» (1945.г.), «Герой Советского Союза генерал-майор Гуртьев» (1946.г.), «Из истории советского Омска» (1951.г.), «Жизнь на сцене» (1952.г.), «Город над Иртышом» (1953.г.), «Очерки истории Омска» (1954.г.), «Путь реки» (1958.г.), «Города Омской области» (1959.г.), «На берегах Иртыша» (1959.г.), «Омск» (1966.г.), «Очерки о Среднем Прииртышье и Тюменская область» (1971.г.), «Если ты хочешь жить» (1980.г.), «По соседству с нами» (1985.г.), «Ключ златой» (1988.г.) и других, – ловишь себя на мысли, что очень трудно однозначно определить её литературное амплуа. Вне всякого сомнения, Мария Юрасова уверенно держалась в «фарватере» советской идеологической концепции, но язык не повернётся назвать её книги заказными политическими агитками: они проникнуты подлинной любовью к истории своей страны и родного края.
Характерной чертой произведений М..К..Юрасовой является яркий, сочный, метафоричный язык, в котором попеременно звучат – то уверенные и категоричные ноты, срывающиеся не то с трибуны, не то несущиеся стремительной лавиной из рупора, то нежные, поэтически возвышенные, «нашёптывающие» интонации.
Юрасова – прекрасный пейзажист; этюды, созданные ею, написаны сильной, энергичной рукой, два-три точных движения, и готова картина: «Плоская степь коробится, вздымается невысокими волнами холмов. Тусклым оловянным глазом поблёскивает впаянное в низкие берега солоноватое озеро…», или: «Особенно хороши черёмуховые заросли в пору цветения. Смотришь издали – и, кажется, будто светлое облако опустилось на землю и запуталось в ветвях…». Но, несмотря на блестящий, отточенный слог, великолепное владение словом, её сложно назвать автором художественной прозы: в основе всех произведений лежит сугубо документальная составляющая. И вместе с тем, произведения М..К..Юрасовой так же сложно причислить к историческим, поскольку достоверность некоторых приведённых автором фактических сведений небесспорна, а рядом с реально существовавшими людьми мирно соседствуют герои легенд, преданий, сказаний…
Реку Иртыш Мария Юрасова сделала главным персонажем написанной в последние годы жизни повести «Иртышская сага». Об Иртыше Юрасова, так или иначе, писала во многих своих книгах. В 1958 году вышел объёмный и довольно добротный краеведческий труд «Путь реки», в котором автор проследила развитие Иртыша от истоков до устья. Эта научно-популярное историческое исследование легло в основу «Иртышской саги». Но, в отличие от издания 1958 года, Мария Юрасова полностью избавилась от идеологических штампов и догматических наслоений марксизма-ленинизма, которыми грешило ранее вышедшее в свет произведение. Опираясь на богатейший фактический материал, умело преподнесённый в увлекательной и доступной форме, автор ведёт откровенный, доверительный диалог с читателем, сместив вектор художественного воздействия с политики на общечеловеческие ценности.
Показывая природно-географические особенности Иртыша в теснейшей взаимосвязи с историческим развитием различных местностей, на фоне эволюции огромного множества самых разнообразных культур, какие развивались в бассейне великой сибирской реки, М..К..Юрасова в своей новой книге говорит не только об экономическом значении этой важнейшей водной артерии для Омского Прииртышья и ряда других регионов, но и о священной обязанности каждого живущего близ неё человека – беречь и охранять реку-труженицу, реку-защитницу, реку-кормилицу, так много сделавшую для людей, и так мало получившую от них взамен. «Иртыш вырвался из каменного плена, чтобы отдать свою силу земле, поделиться ею с людьми… Четыреста с лишним лет назад пришёл сюда, к берегам Иртыша, русский человек. Река повела его вглубь Сибири, стала ему верным другом в трудной жизни на новой земле, помогла ему освоить эту землю. Только не добром отплатил человек реке…», – пишет Мария Юрасова в «Иртышской саге», предлагая по-новому взглянуть на проблему хозяйственного освоения Иртыша, которое ещё совсем недавно считалось прогрессивным и перспективным. И в этом отношении повесть «Иртышская сага» по-своему уникальна. В ней автор переосмысливает итоги грандиозных индустриальных свершений, которые восхваляла в своих предыдущих книгах. «Величественные плотины перекинутся через Иртыш. Иртышские воды разольются новым морем, поглотят гнилые, топкие болота, напоят сухие земли Казахстана, бесплодные песчаные пустыни, вызовут их к жизни, заставят служить народу… Иртышские гидростанции, исполинские тепловые электроцентрали соединятся в огромное энергетическое кольцо… Могучие заводские корпуса вырастут в прииртышских городах. Это будут заводы машиностроения, судостроения, нефтехимии, лесохимической промышленности, целлюлозно-бумажные комбинаты…», – писала Юрасова в книге «На берегах Иртыша», изданной в 1959 году. «Иртышская сага» лишена пафоса. По прошествии времени, когда остались в прошлом производственные пятилетки, стало очевидным, что нерациональное, варварское и хищническое использование водных ресурсов в мелиорации и промышленных целях привели к их истощению, поставило реку на грань экологической катастрофы. Чувство восхищения перед мощью промышленных гигантов сменили горечь и боль за природу родного края, принесённую в жертву плохо продуманным проектам роста производства различных отраслей народного хозяйства. «…Невольно приходит горькое чувство вины: измотали мы свою реку, убиваем, высасываем её жизненные силы, а она просит о помощи…», – пишет Мария Юрасова, и эти слова звучат грозным набатом, возвещающим людям о том, что великая сибирская река находится в большой опасности… И в тоже время автор не поддаётся пессимистическим прогнозам о безвыходности создавшегося положения и говорит о том, что помочь Иртышу – может каждый из нас, и не просто может, а должен, обязан.
Немалое место в повести занимает непростая и многогранная история Омска – самого большого города на Иртыше. Несмотря на то, что Омск долгое время являлся местом ссылки и каторги, автор на страницах своего произведения неустанно напоминает, что это только одна из сторон его жизни. Здесь впервые проявили себя многие учёные, художники и литераторы, здесь шла активная хозяйственная жизнь, и всё это вместе придаёт истории города неповторимый колорит в панораме своеобразных прииртышских городов, получивших изображение в «Иртышской саге»: Тобольска, Усть-Каменогорска, Тары, Семипалатинска, Тюмени и многих, многих других. А разнообразная и удивительная современная жизнь мегаполиса, как ненавязчиво, но убедительно подчёркивает Мария Юрасова, даёт стойкую уверенность, что у города – большое будущее.
В «Иртышской саге» Марии Юрасовой удалось собрать яркую мозаику из документальных материалов, архивных источников и личных впечатлений о родном городе и родном Иртыше, и встроить её в исторический ландшафт нашей страны. Её повесть, стерев границы эпох, даёт возможность вести диалог со временем, и приобретает уже философское звучание, сходное со знаменитыми державинскими строчками: «Река времён в своём стремленьи // Уносит все дела людей // И топит в пропасти забвенья // Народы, царства и царей».
«Иртышская сага» – не единственная неопубликованная книга Марии Юрасовой. В последние годы жизни, уже будучи тяжело больной, Мария Климентьевна писала историческую повесть об Иване Черепанове – талантливом сибирском архитекторе-самоучке, построившем первое каменное здание Омской крепости – Воскресенский военный собор. Остаются неизданными и другие произведения писательницы, в частности, яркие самобытные сказки. Все они ждут своего читателя, как ждёт каждая найденная и возрождённая к жизни книга – своеобразный брод через реку времени.
Эссе Натальи Елизаровой «Диалог со временем. Книжное наследие М. К. Юрасовой» опубликовано в выпуске 3 научно-популярного альманаха о книгах и книжниках «Ex Libris» (Омск, 2016. — С. 82-85)*. Альманах «Ex Libris» представлен в открытом библиографическом собрании НООБИБЛИОН (см. ниже ссылку на релиз / текст).
Альманах о книгах и книжниках «Ex Libris», выпуск 3 на 2016 год, представлен в открытом библиографическом собрании НООБИБЛИОН (см. релиз / текст).