OM
ОМ • Включайтесь!
2024.12.20 · 01:59 GMT · КУЛЬТУРА · НАУКА · ЭКОНОМИКА · ЭКОЛОГИЯ · ИННОВАТИКА · ЭТИКА · ЭСТЕТИКА · СИМВОЛИКА ·
Поиск : на сайте


ОМПубликацииЭссе-клуб ОМБИБЛИОПОСТ
БИБЛИОКОД — Р.Ш.Сарчин — От сердца к сердцу…
.
Альманах рукописей: от публицистики до версэСетевое издание Эссе-клуба ОМ
EC Р. Ш. Сарчин
БИБЛИОКОД • BIBLIOKOD • • •
IR
От сердца к сердцу…
Предисловие
к книге избранных стихотворений и поэм
Н. П. Алешкова «Единственный август»
(Набережные Челны, 2024).
В стихах Николая Алешкова то и дело сквозят реалии его жизни. Часто упоминается родное село Орловка, оказавшееся среди многоэтажек полумиллионного города Набережные Челны. В нынешнюю эпоху рассуждений о всемирной глобализации это может быть поставлено поэту в укор: мол, местечковость, узость. Но как тепло становится на душе от таких стихов – будто вновь оказался в родном местечке, гнёздышке, вдали от лязга и грохота шумного мегаполиса!..
Вот как эта «переплавка» происходит в стихотворении «Год рождения»:
Над тесовою крышей
Пели ветры в трубе.
Сын Петра и Мариши,
Я родился в избе.
Ветры весело пели
И качали звезду
Над моей колыбелью
В сорок пятом году.
Событие рождения дано на фоне «весело поющих» ветров и звезды, аллюзивно относящей к Рождественской, возвестившей миру о рождении Христа, а также на фоне даты, имеющей глобальное значение для всего мира, – года великой Победы советского народа над фашистской Германией. Таким образом, частное событие выносится на всемирно-исторические пространство и время.
Алешков не стесняется своего крестьянского происхождения, а гордится им. Один из его пронзительных мотивов – память рук. «Я помню руками // Всю тяжесть стогов», – пишет он, а спустя годы, вторит: «руки помнят о косе», «руки стосковались по земле». Память рук идёт от памяти по деревенскому труду, познанному в детстве и юности – в начале пути…
Именно родина стала живой, отнюдь не декларативной основой поэтического мира Алешкова. Посмотрите, например, как понятие двор органично воплощено в понятие дом, первоначально обозначающее крестьянское хозяйство со всеми его постройками: «К отцу приехал. Баню истопили. // Стол под скатёркой вынесли во двор». А в последней строфе стихотворения образ двора-дома наполняется более глубоким содержанием:
И чтоб со мною в жизни ни случилось,
На родине всегда я ко двору.
Ведь только здесь душа моя училась
Открытости, веселью и добру.
Здесь фразеологизм быть ко двору очень удачно постален в один ряд с такими категориями, как духовное родство с живущими рядом людьми, их понимание. Таковы нравственные ориентиры поэта.
Деревенское происхождение Алешкова накладывает свой отпечаток и на характер его поэтического слова. Сравнения «Вот и колется слово, // Как сухая стерня», «Строка как борозда» более чем уместны. Именно они лучше всего обнажают истоки и сущность его стихотворений и поэм о самом себе, о своём роде-племени. Поэт исповедален и открыт миру.
Обращение к теме самой поэзии становится у него свидетельством рождения мастера, осознающего творчество не только как призвание и вдохновение, но и как ремесло, ставшее делом всей жизни. Эта традиция укоренилась в русской поэзии со времён Пушкина – первого профессионального поэта в России. Алешков стремится по-своему осознать предназначение поэта, оставаясь приверженцем классической русской традиции. В сегодняшние дни огульных открещиваний от своих корней это должно быть лучшим ему комплиментом.
Крестьянские корни уходят в ветхозаветное прошлое. Поэт, словно первый человек Адам, говорит: «Я называю вещи // Своими именами». Называть вещи своими именами – значит, прозревать их суть, истину, обходясь без лжи и фальши. О поэзии пишут многие, но мало кому удаётся столь точно и ёмко обнажить психологию творчества: «…Я живу. И душу на засов // Стихами не закрыть исповедальными»; «…Грош цена // Всем признаниям поэта, // Коль Орловка не слышна». Крепость, состоятельность стихов по выражению Александра Твардовского измеряется «мерой самою большой», то есть – судьбой, Богом. Помня об этом, Алешков пишет:
В дни осиянные, в дни окаянные
Мерю судьбой
Эти листочки – мои покаяния
Перед Тобой.
Мастерство поэта заключается и в том, что эти прозрения явлены в стихах наиболее пластично, образно, осязаемо. Мысль облекается в отточенную, соответствующую содержанию форму: «Сон между добром и злом глубок. // Мучиться бессонницею будешь // Ты, поэт. Разматывай клубок // Собственной судьбы…» Переносы фраз, не вмещающихся в пределы строк, представляют собой разматывание упомянутого клубка судьбы; движение мысли ощущаешь физически…
Ключевые слова стихотворений Алешкова тоже вполне традиционны: гроза, дождь, берёза, звезда. Несмотря на их «разработанность» в русской и мировой поэзии, поэт не боится обращаться к ним вновь, ибо не сомневается: у него своё, а не чужое видение и понимание образов, давно ставших «классическими».
В стихотворении «Гроза», например, сопряжение небесной стихии с клубящимся «валом нефтяным» рождает неповторимо-авторское видение мира, в центре которого человек:
Вершила туча грозное движенье,
Пытая человека наяву:
Мол, выдержать такое напряженье
По силам ли живому существу?
В самом начале творческого пути Алешков наградил дожди эпитетом «тугие». Позднее этот образ ляжет в основу метафор, выражающих раздумья о «размытой» судьбе человека, о первенстве перед ним явлений и сил природы: «Осенний путь к порогу твоему // Размыт косыми, длинными дождями». В этом же стихотворении – «Дождь пришивает сумерки к земле». И – как вывод: «Всё резче дождь. Я с содроганьем внемлю: // Как будто дьявол щёлкает о землю, // Кнутами молний сумрак распоров…»
Кажется, о берёзах после Есенина и Рубцова писать у нас вообще невозможно. И только истинный поэт способен находить свои грани этого образа. Алешкову это вполне удаётся, особенно при осмыслении его дум о родине. У него есть самая родная на свете берёза, она посажена отцом в честь Победы в палисаднике только что построенного соснового дома. Эта берёза – ровесница поэту, рождённому в 1945 году (отец после двух ранений вернулся с фронта в 43‑м), оттого ещё более близкая. Потому и незаёмно, а по-житейски оправданно звучит: «Сплетусь с корнями родных берёз // И после смерти». И даже на последнем рубеже берёза будет светить поэту как символ величия жизни:
Дожди весенние прошли
И отгремели грозы.
И как величие земли,
Шумят листвой берёзы.
Среди берёз и нам светло.
Мы вновь чисты, как дети…
Всем ненавистникам назло
Мы будем жить на свете!
К звезде у Николая Алешкова самое трепетное отношение. В стихотворении о раннем детстве она названа «недотрогой». В другом стихотворении обещает любовь. В четверостишии «Звёздной пылью проносится Млечный» говорит о бесконечности познания истины. Время неумолимо, но звезда жива, покуда живы люди. Обращаясь к сыну, Алешков пишет: «…Мы посреди морей, // Перетерпев беду, // В небе нашли звезду. // Этот небесный свет // Мамой твоей согрет». Вслед за этим стихотворением идут строки из поэмы «Две красные розы на белом снегу…», рассказывающей о невосполнимой утрате – безвременной смерти любимой жены, оставившей поэту маленького Серёжу…
Совсем не случайно одно из его стихотворений начинается так: «Я тоскую по смерти, за гранью которой // Обрету настоящую жизнь, наконец». Веря в христианское бессмертие, поэт не может забыть и о личной трагедии, после которой многое подвергается сомнению:
Но едва эта вера мне сердце наполнит,
Я спрошу у звезды, что мерцает во мгле –
Неужели душа никогда и не вспомнит
Тех, кого я оставлю на этой земле?
Неужели и те, кто ушёл в поднебесье,
Забывают о нас, и душа их легка?
Или там, как и здесь, чаще – грустные песни?
Или там, как и здесь, – по утратам тоска?
Сии трагические вопросы обращены поэтом в мироздание, в космос, к «звезде по имени Светлана», ко всем безвременно ушедшим любимым людям, а через них, значит, и к Господу Богу. Даже приходя в церковь, поэт признаётся:
Я отвергаю дьявола, но Бога
Молить о снисхожденье не берусь.
И у меня к Нему вопросов много.
Порог переступлю. Душа, не трусь!
Сомнения сомнениями, но всё же – высота звезды делает её символом бессмертия и надежды на вечное возрождение: «Вот настанет мой срок – распрощаюсь я с вами. // Как хотелось бы верить, что не навсегда…» И хочется верить, что эти надежды не беспочвенны. Не зря же в книге, которая перед Вами, читатель, написано: «Падают звёзды на землю // И прорастают цветами»…
Рамиль Сарчин,
доктор филологических наук, поэт
(г. Казань).
 
Статья Рамиля Шавкетовича Сарчина «От сердца к сердцу…» – предисловие к книге Н..П..Алешкова «Единственный август. Стихотворения и поэмы» (Набережные Челны, 2024. — С. 9-14)*.
 
* Алешков Н.П. Единственный август : стихотворения и поэмы / Николай
Алешков ; предисл.: А. Н. Нестругин; Р. Ш. Сарчин ; послесл.: В. Д. Лютый ;
худож. (ил.): В. И. Сынков ; оформ.: В. А. Павлов; К. В. Смирнова (обл.). —
Набережные Челны : Татарстанское отд-ние СРП, 2024 ; [в тип. ОАО
«Колор-Принт» (Ульяновск)]. — 328 с. : ил. — 20.0×12.5 см. — 500 экз. —
(Портр. авт. на с. 4 обл.). — ISBN 978-5-905595-97-4.
 
Книга Николая Петровича Алешкова «Единственный август. Стихотворения и поэмы» (Набережные Челны, 2024) представлена в открытом библиографическом собрании НООБИБЛИОН (текст в библиофонде NB).
OM NB см. релиз / текст в библиофонде
Набережные Челны : Татарстанское отд-ние СРП, 2024.
Н. П. Алешков.
Единственный август.
Стихотворения и поэмы.
 
Опубликовано: 28 ноября 2024 года.
Текст предоставлен Н. П. Алешковым. Дата поступления текста в редакцию альманаха Эссе-клуба ОМ: 24.11.2024.
 
 
Автор : Мусейон-хранитель  —  Каталог : БИБЛИОПОСТ
Все материалы, опубликованные на сайте, имеют авторов (создателей). Уверены, что это ясно и понятно всем.
Призываем всех читателей уважать труд авторов и издателей, в том числе создателей веб-страниц: при использовании текстовых, фото, аудио, видео материалов сайта рекомендуется указывать автора(ов) материала и источник информации (мнение и позиция редакции: для порядочных людей добрые отношения важнее, чем так называемое законодательство об интеллектуальной собственности, которое не является гарантией соблюдения моральных норм, но при этом является частью спекулятивной системы хозяйствования в виде нормативной базы её контрольно-разрешительного, фискального, репрессивного инструментария, технологии и механизмов осуществления).
—  tags: эссе-клуб, БИБЛИОКОД, БИБЛИОПОСТ, BIBLIOKOD, OMIZDAT, BIBLIOPOST, альманах
OM ОМ ОМ программы
•  Программа TZnak
•  Дискуссионный клуб
архив ЦМК
•  Целевые программы
•  Мероприятия
•  Публикации

сетевые издания
•  Альманах Эссе-клуба ОМ
•  Бюллетень Z.ОМ
мусейон-коллекции
•  Диалоги образов
•  Доктрина бабочки
•  Следы слова
библиособрание
•  Нообиблион

специальные проекты
•  Версэтика
•  Мнемосина
•  Домен-музей А.Кутилова
•  Изборник вольный
•  Знак книги
•  Новаторство

OM
 
 
18+ Материалы сайта могут содержать информацию, не подлежащую просмотру
лицами младше 18 лет и гражданами РФ других категорий (см. примечания).
OM
   НАВЕРХ  UPWARD