OM
ОМ • Включайтесь!
2025.01.31 · 14:25 GMT · КУЛЬТУРА · НАУКА · ЭКОНОМИКА · ЭКОЛОГИЯ · ИННОВАТИКА · ЭТИКА · ЭСТЕТИКА · СИМВОЛИКА ·
Поиск : на сайте


ОМПубликацииЭссе-клуб ОМБИБЛИОПОСТ
БИБЛИОКОД — В.Д.Лютый — И в дальние луга навек вернуться…
.
Альманах рукописей: от публицистики до версэСетевое издание Эссе-клуба ОМ
EC В. Д. Лютый
БИБЛИОКОД • BIBLIOKOD • • •
IR
И в дальние луга
навек вернуться…
Некоторые особенности
поэтики Николая Алешкова.
Послесловие
к книге избранных стихотворений и поэм
Н. П. Алешкова «Единственный август»
(Набережные Челны, 2024).
Автобиографический оттенок в русской поэзии – вещь не только непременная, но и ожидаемая читателем, который видит в таком построении стиха определённую доверительность со стороны автора, практически, ко всякому человеку. В том числе и случайному, который решил пролистать или погрузиться в книгу его лирики. Однако жизнь поэта, превращённая в стихи, конечно, имеет свои литературные границы и меру, особенно на фоне событий и явлений более общего характера. То есть стихи автора о коллизиях собственных прошедших дней оказываются частью широкой панорамы, наблюдаемой оком художника и живописуемой им уже до некоторой степени отвлечённо.
Такая соразмерность уже знакома читателю и достаточно традиционна. Однако довольно трудно найти подлинного стихотворца, условно говоря, с «обратной перспективой», который, будучи погружён в дорогое ему минувшее или тревожное настоящее, уже из этой точки пространства и времени глядит на окружающий его мир.
Как правило, нынешний автор первого рода перегружает свои строки многообразным житейским «мусором», полагая, что привлечённый им в текст вал предметов, чувствований и фигур случайных людей автоматически превратится в стихи – дай только представленным словам лирическую форму.
Этот творческий морок, словно болезнь, поразил современную молодую поэзию настолько, что найти в подобном омуте картины прозрачные и нравственно определённые уже, кажется, почти невозможно. Что касается стихотворений авторов либерального толка, то там упомянутая «фактура» лирики таит в себе дополнительный смысл: нежелание называть вещи своими именами и неумение видеть их отчётливо, отсутствие у пишущего воли и желания вступать в диалог с читателем, стремление быть литературным субъектом исключительно отдельным и во многом герметичным.
На таком фоне стихи и личность Николая Алешкова кажутся едва ли не уникальными. Взаимное соотнесение глубоко личного и общего в его лирике берёт начало в творческой автобиографии поэта и выходит на российские просторы, сохраняя именно эту точку отсчёта и не скрадывая намеренным субъективизмом обстоятельства, радости и невзгоды, которые свойственны любому русскому человеку в сегодняшней России.
Послевоенное детство, трудное и не обильное, кажется автору самым счастливым периодом в его большой жизни. Это было время чистых порывов, отчаянной смелости и светлых последующих воспоминаний. Алешков описывает подробности давнего времени, и перед нами воссоздаётся картина крестьянского уклада тех дней. Не перечисление деталей – но ожившее мгновение возникает перед внутренним взором читателя, втягивая его в круговорот происходящего (поэмы «Орловское кольцо», «Дальние луга»).
Большая любовь к жене Светлане – ещё одна драгоценная память. И она обладает способностью расширяться и включать в себя забытые мелочи, которые – вдруг, в одночасье – превращаются в знаки, приметы, предзнаменования, что несут в себе оттенки тревоги и счастья (поэма «Две красные розы на белом снегу»).
Драматическая история творческого становления, порою – почти на грани утраты собственного «Я» связана с богемным существованием поэта в искусительнице-столице, а затем, по возвращении из неё, и на родине. Тогда хмельная чаша выжигала в его душе всё доброе и дорогое, оставляя в сознании только имена-отпечатки знаменитых литературных предшественников и осколки их горчайших строк. Не всякий автор осмелится представить на посторонний суд хронику собственного душевного разлома. Но у этой летописи есть очень важная характеристика. Когда лирический герой идёт по тропе «горя-злочастия», рядом с ним незримо парит образ чистой, ангельской части его души – так авторской рукой устроено это повествование о гибельных днях, о потере прошлого и, кажется, едва ли не о духовной кончине. И потому течение страшных дней не выглядит беспросветным, а читатель воспринимает случившееся как тяжкую борьбу добра и зла (поэма «Горький нектар»).
Много строк Николай Алешков посвятил родителям и родовым корням. Стоит отметить, что родовые акценты в современной русской поэзии постепенно начинают вновь проявлять себя. Это духовное и ментальное движение происходит не «в пику» евангельской картине мира. Восстанавливается психологическая самоидентификация, и на деле реализуется одна из десяти заповедей: «Чти отца своего». Именно поэтому поэма Алешкова «Отец» имеет очень существенное общерусское измерение. Одновременно, обращаясь к историческим именам и фактам, автор не уходит от органичного для него соединения жизни реальной с большими событиями и именами. Он «отепляет» минувшее личными, биографическими штрихами, связывает родное и близкое – с отдалённым и дорогим сердцу и уму (поэма «Ковчег»).
Жанр поэмы сегодня не особенно популярен. С одной стороны, современность приучила художника и его поклонников больше внимания уделять мгновенным лирическим «снимкам», отодвигая продуманное и долгое высказывание в сторону как якобы одряхлевшую творческую форму. Из стихотворения постепенно выветривается личностное начало. На этом фоне поэзия Николая Алешкова отличается видимой художественной устойчивостью – его тонкая лирика соседствует с поэмами, а многие стихотворения становятся впоследствии частью развёрнутого сюжета. И закономерно, что предлагаемая книга избранных произведений воспринимается читателем как одно большое художественное высказывание, объединённое не только мыслью, но и чувством. О чём бы не писал Алешков, его строки сохраняют печать личности человека, который прожил жизнь, полную противоречий, счастья и горечи, знал любовь и сохранил трепетную веру в высшие законы бытия.
Биографичность создаёт очень важную атмосферу достоверности при развитии того или иного сюжета. Черты реальности берутся автором осознанно, в соответствии с изобразительной задачей; они почти осязаемы и не кажутся избыточными. Известные слова М..Ю..Лермонтова об истории души человеческой здесь чрезвычайно уместны, «особенно когда она – следствие наблюдений ума зрелого над самим собою и когда она писана без тщеславного желания возбудить участие или удивление». Это и добавляет важные оттенки и смыслы в стихотворную речь Николая Алешкова.
Самобытный слог истинного поэта с лёгкостью совмещает в лирическом движении разные времена, однако центральным местом в поэтике Алешкова оказывается соединение текущего времени с прошлым и их взаимное соизмерение. Вглядываясь в минувшие годы и восстанавливая давние события, автор переносит себя в прошлое. И действует в нём – как в настоящем, что придаёт его высказыванию удивительную естественность и наглядность: предметы и ситуации, кажется, можно осязать:
Там живы все. Там нет могильных плит.
О, если бы в рассветный час проснуться,
На берег Камы в детство переплыть
И в дальние луга навек вернуться…
Для отечественной поэзии сегодня это свойство поистине драгоценно. Ведь в его отсутствии виртуальное, отвлечённое, живущее отдельно от автора-соглядатая, иронически подчёркнутое и флегматично перечисленное – на деле лишено человеческого тепла и нерукотворной красоты, в которой дышит подлинный акт Творения.
Плотность вещественная и воздушность воспоминания – вот редкие свойства лирики Николая Алешкова. При видимой простоте строки его поэзия свидетельствует о трудном пути современного человека в противоречивом мире, одновременно горьком и счастливом – сквозь годы потерь и обретений.
Вячеслав Лютый,
председатель Совета по критике
Союза писателей России.
 
Статья Вячеслава Дмитриевича Лютого «И в дальние луга навек вернуться… (Некоторые особенности поэтики Николая Алешкова)» – послесловие к книге Н..П..Алешкова «Единственный август. Стихотворения и поэмы» (Набережные Челны, 2024. — С. 312-316)*.
 
* Алешков Н.П. Единственный август : стихотворения и поэмы / Николай
Алешков ; предисл.: А. Н. Нестругин; Р. Ш. Сарчин ; послесл.: В. Д. Лютый ;
худож. (ил.): В. И. Сынков ; оформ.: В. А. Павлов; К. В. Смирнова (обл.). —
Набережные Челны : Татарстанское отд-ние СРП, 2024 ; [в тип. ОАО
«Колор-Принт» (Ульяновск)]. — 328 с. : ил. — 20.0×12.5 см. — 500 экз. —
(Портр. авт. на с. 4 обл.). — ISBN 978-5-905595-97-4.
 
Книга Николая Петровича Алешкова «Единственный август. Стихотворения и поэмы» (Набережные Челны, 2024) представлена в открытом библиографическом собрании НООБИБЛИОН (текст в библиофонде NB).
OM NB см. релиз / текст в библиофонде
Набережные Челны : Татарстанское отд-ние СРП, 2024.
Н. П. Алешков.
Единственный август.
Стихотворения и поэмы.
 
Опубликовано: 28 ноября 2024 года.
Текст предоставлен Н. П. Алешковым. Дата поступления текста в редакцию альманаха Эссе-клуба ОМ: 24.11.2024.
 
 
Автор : Мусейон-хранитель  —  Каталог : БИБЛИОПОСТ
Все материалы, опубликованные на сайте, имеют авторов (создателей). Уверены, что это ясно и понятно всем.
Призываем всех читателей уважать труд авторов и издателей, в том числе создателей веб-страниц: при использовании текстовых, фото, аудио, видео материалов сайта рекомендуется указывать автора(ов) материала и источник информации (мнение и позиция редакции: для порядочных людей добрые отношения важнее, чем так называемое законодательство об интеллектуальной собственности, которое не является гарантией соблюдения моральных норм, но при этом является частью спекулятивной системы хозяйствования в виде нормативной базы её контрольно-разрешительного, фискального, репрессивного инструментария, технологии и механизмов осуществления).
—  tags: эссе-клуб, БИБЛИОПОСТ, БИБЛИОКОД, BIBLIOKOD, OMIZDAT, альманах, BIBLIOPOST
OM ОМ ОМ программы
•  Программа TZnak
•  Дискуссионный клуб
архив ЦМК
•  Целевые программы
•  Мероприятия
•  Публикации

сетевые издания
•  Альманах Эссе-клуба ОМ
•  Бюллетень Z.ОМ
мусейон-коллекции
•  Диалоги образов
•  Доктрина бабочки
•  Следы слова
библиособрание
•  Нообиблион

специальные проекты
•  Версэтика
•  Мнемосина
•  Домен-музей А.Кутилова
•  Изборник вольный
•  Знак книги
•  Новаторство

OM
 
 
18+ Материалы сайта могут содержать информацию, не подлежащую просмотру
лицами младше 18 лет и гражданами РФ других категорий (см. примечания).
OM
   НАВЕРХ  UPWARD