OM
ОМ • Включайтесь!
2024.04.12 · 14:24 GMT · КУЛЬТУРА · НАУКА · ЭКОНОМИКА · ЭКОЛОГИЯ · ИННОВАТИКА · ЭТИКА · ЭСТЕТИКА · СИМВОЛИКА ·
Поиск : на сайте


ОМПубликацииЭссе-клуб ОМБИБЛИОПОСТ
БИБЛИОКОД — Е.Ю.Сидоров — В защиту живого
.
Альманах рукописей: от публицистики до версэСетевое издание Эссе-клуба ОМ
EC Е. Ю. Сидоров
БИБЛИОКОД • BIBLIOKOD • • •
IR
В защиту живого
Послесловие
к публицистической поэме
Николая Никонова «След рыси»
Никонов Н.Г. След рыси.
«Роман-газета». № 24(982).
Москва : Издательство «Художественная литература», 1983.
С книгами свердловчанина Николая Григорьевича Никонова я познакомился сравнительно недавно, но слышал о нём и раньше, особенно как о «певце уральской природы», наследнике пришвинской традиции в нашей литературе. Должен сразу заметить, что ничего пришвинского я в нём не нашёл, и тот, кто первым пустил в оборот такое мнение, брал явно поверху, не глубже темы, самой общей и распространённой: кто нынче природу не любит, кто о ней не пишет? Между тем Никонов не певец и не философ природы; в нём нет того самоуглубления, того лирического одиночества и растворения в лоне материнской земли, которые питали пришвинскую мудрость, его непростой стиль, незабудки его души и памяти. Никонов – горожанин по натуре (как, скажем, Юрий Казаков, Георгий Семёнов) и учитель по первой профессии, и мне кажется, что учительство вошло и в его книги воспитанной чертой ума и природным свойством сердца. Может быть, поэтому его проза приобретает публицистическое звучание. О чём бы он ни писал – повести о формировании чувств («Кассиопея», «Глагол несовершенного вида»), о защите родной природы («След рыси»), эссе об искусстве («Золотой дождь») – повсюду он, почти по-юношески, мечтает о красоте, грезит о гармонии, как идеале и смысле человеческого существования, часто впрямую обращаясь к читателю. Страстный голос, не лишённый, правда, некоторой дидактики и экзальтации, и очень привлекательный, ибо сразу чувствуешь: автор честен и прямодушен, говорит, что думает, что пережил, о чём болит душа. Эта боль – совестливость, как туго натянутая струна, звучит в творчестве лучших наших современных писателей, сознательно опирающихся на социальные и нравственные уроки русской классической литературы. В этом смысле Никонов подчёркнуто и по-хорошему традиционен. Его перо неторопливо и серьёзно, пишет он, судя по всему, мучительно, трудно, не давая себе поблажек, превыше всего беспокоясь за правду сказанного. Сам стиль хранит напряжение мысли, поиски точного слова, образа, призванных воплотить нечто существенное, важное для автора. И ещё – пристальный критический взгляд на своё писательство, постоянная ответственность перед чистым и исписанным листом бумаги, работа самосознания: «Нет, наверное, на свете профессии, что так безусловно включала бы в себя вечное учение, изучение, поучение в первую очередь себя, своей души, своей совести, насыщение памяти».
«След рыси» – наиболее значительное, на мой взгляд, произведение Никонова, в котором он уходит от привычных беллетристических приёмов и создаёт книгу-размышление. Писатель дал ей необычное, но внутренне оправданное жанровое определение: «публицистическая поэма».
Действительно, «поэма», если иметь в виду своеобразие поэтической речи и самой структуры книги, лиризм стиля, её музыкальное построение с главной и побочными темами, с её публицистическим пафосом в защиту всего живого. Сплав конкретно-социального художественного анализа, почти делового очерка с фантастикой, утопией, ораторски возвышенного языка с резкими сатирическими красками – всё это придаёт книге оригинальность, печать неординарности, своего непохожего слова. (Вспоминаешь о «Царь-рыбе» Виктора Астафьева, мысленно сравниваешь и приходишь к выводу, что Никонов писательски вполне самостоятелен и только печётся о том же, что и Астафьев, с той же озабоченностью, с той же страстью.)
Картины безжалостно истребляемой природы, якобы ради пользы дела, которые рисует Никонов, трагическая одиссея лесного кота, гонимого огнём и пулей, свершающего свой последний путь по земле, призваны выразить в обобщённой символической форме идею сокрушительного краха тех близоруких прагматических представлений о природе, которые долгое время главенствовали и определяли хозяйственную деятельность человека. Конечно, нельзя упрощать проблему, предавая анафеме с писательского амвона каждый призрак «Молоха высотных домов и электронно-мыслящего железа» (выражение Леонида Леонова). Но тревожить общественную мысль, подбирать новые и новые факты и аргументы в защиту разумного и гуманного отношения человека к другой жизни, честный писатель обязан, раз уж он взялся за эту злободневную тему.
Будем историческими оптимистами, социалистический строй создаёт все условия для такого взгляда в будущее. Однако условия – ещё не реальность. Необходимо ими воспользоваться и активно работать для претворения в практику наших общественных идеалов.
Николай Никонов намеренно заостряет ситуацию, но только так и должен поступать художник, чтобы встряхнуть сознание, заставить читателя задуматься, граждански обеспокоиться, встревожиться, принять сказанное автором близко к сердцу. Художественная литература – всегда, в сущности, преувеличение, типизация или идеализация, кому что более по душе. Не её дело вести бухгалтерский подсчёт плюсов и минусов от строительства того или иного промышленного комбината, когда стоимость погибших лесов и водоёмов со всем живьём, в них обитавшим, вычитается почти без следа в тех же рублях и тоннах из суммы общего победного итога.
Разрушая природу, мы разрушаем себя в первую очередь. Беднеет язык, блекнут чувства, утрачиваются оттенки, полутона, свежесть индивидуального восприятия жизни. Никонов говорит об этом, хорошо понимая, что цивилизация сама по себе не виновата, она должна стать под контроль ответственного за своё будущее общества.
Прислушайтесь, читатель, к этому взволнованному голосу, поверьте ему и тогда, может быть, вам откроется что-то главное, коренное в жизни, ускользающее порой из сознания под мощным напором повседневности, вечной рабочей спешки навстречу грядущему, когда уже не хватает ни сил, ни времени остановиться и подумать…
Евгений Сидоров.
 
Послесловие Евгения Юрьевича Сидорова к публицистической поэме Н. Г. Никонова «След рыси» опубликовано в журнале «Роман-газета» № 24 на 1983 год* (стр. 47-48). [Публицистическая поэма – авторское жанровое определение произведения / подзаголовок повествования.]
Полнотекстовая эл.копия указанного выпуска журнала «Роман-газета» для ознакомления размещена в библиофонде NB (см. блок-ссылку ниже).
 
** Роман-газета : [журн. художествен. лит-ры] / гл. ред.: В. Н. Ганичев. —
(1927–). — 1983, № 24(982). — Москва : Изд. Госкомиздата СССР; Изд-во «Художественная литература», 1983 ; [в тип. Чеховского полиграф. комбината ВО Союзполиграфпрома (Чехов, Московская обл.)]. — 96 с. — 26.0×20.5 см. — 2'540'000 экз. — (Портр. авт. на с. 1 обл.). — Содерж.: Никонов Н.Г. След рыси : публицистическая поэма ; Соболев А.П. Награде не подлежит : повесть. — ISSN 0131-6044.
 
Четвёртая по хронологии и самая крупная по тиражу (2 млн 540 тсч экз.) публикация произведения в журнале «Роман-газета» дана по тексту третьего издания публицистической поэмы Н. Г. Никонова «След рыси» (Москва :
Изд-во «Современник», 1982):
  1. Никонов Н.Г. След рыси / Николай Никонов ; рис.: Н. Моос // Уральский следопыт. — 1979. — №№ 6-8. — [№ 6: с. 18-25 ; № 7: с. 52-67 ; № 8: с. 20-32]. — Свердловск : Средне-Уральское кн. изд-во, 1979. — [тираж № 6, № 7, № 8 журн.: по 247'000 экз.].
  2. Никонов Н.Г. След рыси : повести. — Свердловск : Средне-Уральское кн. изд-во, 1979. — 512 с. — 80'000 экз. — Содерж.: Мой рабочий одиннадцатый; След рыси; Золотой дождь.
  3. Никонов Н.Г. Две повести. — Москва : Изд-во «Современник», 1982. — 414 с. — 100'000 экз. — Содерж.: Мой рабочий одиннадцатый; След рыси.
  4. Никонов Н.Г. След рыси / Н. Никонов // Роман-газета. — 1983. — № 24(982). — Москва : Изд-во «Художественная литература», 1983. — 96 с. — 2'540'000 экз. — Содерж.: Николай Никонов. След рыси : публицистическая поэма [стр. 1-47] ; Анатолий Соболев. Награде не подлежит : повесть [стр. 49-95].
Публицистическая поэма Н. Г. Никонова «След рыси» включена во второй том девятитомного Собрания сочинений Николая Никонова (Екатеринбург, 2006. — С. 154-312)**.
 
** Никонов Н.Г. Собрание сочинений в 9 томах : Том 2. След рыси : повести и
публицистическая поэма / Николай Никонов ; оформ. (переплёт):
А. А. Морозов ; ред.: Е. В. Черняк. — Екатеринбург : Средне-Уральское кн.
изд-во, 2006 ; [в тип. ПК «Зауралье» (Курган)]. — 320 с. — Примеч.:
с. 313-318. — 20.0×13.0 см. — 1000 экз. — ISBN 5-7529-0906-6.
 
Журнал «Роман-газета» № 24 на 1983 год размещён в библиофонде открытого библиографического собрания НООБИБЛИОН (текст в библиофонде NB).
OM NB см. текст в библиофонде
Москва : Изд-во «Художественная литература», 1983.
Журнал художественной литературы.
Роман-газета.
№ 24(982). 1983.
 
Второй том Собрания сочинений Н..Г..Никонова в девяти томах [Т..2. След рыси] представлен в открытом библиографическом собрании НООБИБЛИОН (текст в библиофонде NB).
OM NB см. релиз / текст в библиофонде
Екатеринбург : Средне-Уральское кн. изд-во, 2006.
Н. Г. Никонов.
Собрание сочинений в 9 томах.
Том 2. След рыси.
Повести и публицистическая поэма.
 
Опубликовано: 5 апреля 2022 года.
Текст предоставлен корреспондентом. Дата поступления текста в редакцию альманаха Эссе-клуба ОМ: 28.02.2022.
 
 
Автор : Мусейон-хранитель  —  Каталог : БИБЛИОПОСТ
Все материалы, опубликованные на сайте, имеют авторов (создателей). Уверены, что это ясно и понятно всем.
Призываем всех читателей уважать труд авторов и издателей, в том числе создателей веб-страниц: при использовании текстовых, фото, аудио, видео материалов сайта рекомендуется указывать автора(ов) материала и источник информации (мнение и позиция редакции: для порядочных людей добрые отношения важнее, чем так называемое законодательство об интеллектуальной собственности, которое не является гарантией соблюдения моральных норм, но при этом является частью спекулятивной системы хозяйствования в виде нормативной базы её контрольно-разрешительного, фискального, репрессивного инструментария, технологии и механизмов осуществления).
—  tags: БИБЛИОКОД, альманах, БИБЛИОПОСТ, эссе-клуб, OMIZDAT, BIBLIOPOST, BIBLIOKOD
OM ОМ ОМ программы
•  Программа TZnak
•  Дискуссионный клуб
архив ЦМК
•  Целевые программы
•  Мероприятия
•  Публикации

сетевые издания
•  Альманах Эссе-клуба ОМ
•  Бюллетень Z.ОМ
мусейон-коллекции
•  Диалоги образов
•  Доктрина бабочки
•  Следы слова
библиособрание
•  Нообиблион

специальные проекты
•  Версэтика
•  Мнемосина
•  Домен-музей А.Кутилова
•  Изборник вольный
•  Знак книги
•  Новаторство

OM
 
 
18+ Материалы сайта могут содержать информацию, не подлежащую просмотру
лицами младше 18 лет и гражданами РФ других категорий (см. примечания).
OM
   НАВЕРХ  UPWARD