Мультипроект ОМ • Включайтесь!
2020.07.13 · 07:51 GMT · КУЛЬТУРА · НАУКА · ЭКОНОМИКА · ЭКОЛОГИЯ · ИННОВАТИКА · ЭТИКА · ЭСТЕТИКА · СИМВОЛИКА ·
Поиск : на сайте


ОМПубликацииЭссе-клуб ОМА.Е.Зубарев
2015 — А.Е.Зубарев — Старик и море…
.
Альманах рукописей: от публицистики до версэ  Сетевое издание Эссе-клуба ОМ
ЭК Андрей Зубарев
Старик и море…
В один из дней нашего, ставшего обычным, отдыха в милом и по-домашнему уютном Геленджике мы повезли своего сына-школьника на экскурсию в Сочи. Многочасовое путешествие на быстроходной «Комете» несколько утомило нас, и пешая короткая прогулка по «жемчужине» Черноморского побережья была для нас очень кстати.
От Морского вокзала, слегка пошатываясь от длительного сидения на борту теплохода, мы под руководством экскурсовода пошли в сторону сочинского дендрария и аквариума.
И вдруг, на краю довольно крутого обрыва, на скамеечке мы каким-то боковым зрением заметили необыкновенно элегантного красивого уже очень немолодого человека. Он как-то задумчиво, мечтательно смотрел в далёкую синеву моря…
Не узнать его было невозможно.
Вацлав Янович Дворжецкий.
Актёр от Бога. Интеллигент от Бога. Человек, победивший свою Судьбу, необычайно трудную судьбу.
Мы подошли, разговорились.
Тонкой ниточкой, связавшей нас в этот чудный летний день, стал Омский драматический театр. С 1938 по 1955 годы Дворжецкий жил и работал в Омске, играл на сцене Омской драмы. Он хорошо знал моих родителей. Отец после тяжёлого ранения под Сталинградом вернулся работать в театр, а мать училась в те годы в театральной студии при театре, вместе с ней познавали азы актёрского мастерства ставшие позднее известными Михаил Ульянов, Алексей Пресняцов, братья Кутянские.
Вацлав Янович с моими родителями
(1988 год, г. Омск).
Стоит ли говорить, что и я в детские годы частенько бывал за кулисами, смотрел и до сих пор, конечно же, смотрю спектакли нашего замечательного театра.
Встреча была мимолётной, экскурсия торопила. Но те немногие минуты нашего общения глубоко запали в нашу память. Он с удовольствием вспоминал те давние годы, говорил о городе, называл знакомые нам фамилии. Короткое свидание с его юностью всколыхнуло в нём какие-то потаённые струнки его души.
Мы попрощались. Он стоял, смотрел нам вслед, в общем-то, незнакомым ему людям из другой жизни, другого поколения, на глазах у него появились слёзы…
Стоял и смотрел нам вслед красивый старик на берегу бесконечного моря. О чём он думал?..
 
Совсем недавно я прочитал книгу его воспоминаний «Пути больших этапов». Её прислала моей матери вдова актёра Р. Левите-Дворжецкая.
Книга была издана в Нижнем Новгороде в 1994 году тиражом всего 2000 экземпляров.
Удивительный путь прошёл этот Человек.
В 19 лет (!) он был осуждён на 10 лет лагерей только лишь за то, что мечтал о свободе мыслей и мнений, о свободе совести, слова.
Была масса энергии, энергии наивной мечтательной молодости, которую безжалостно разбили о запреты и указания сверху. По этим указаниям Достоевский – это предатель и провокатор, опера – это искусство дворян…
Такая была жизнь. Делай, как я. Иначе…
Сколько раз он говорил себе – «Надо жить!», несмотря ни на что. И жил, и работал! И как работал!
С 1929 года по 1938 год – лагеря Гулага. Котлас, Пинега, Сыктывкар, остров Вайгач, Соловки, Беломоро-Балтийский канал, Медвежьегорск, Тулома…
Делал всё – грузил лес, строил железную дорогу, работал в шахтах, создавал и работал в театре!
«Удивительно: в то время я не стремился на свободу. Свобода была всегда ВНУТРИ МЕНЯ! Я мог внушать себе чувство независимости и свободы».
«Я везде работал с удовольствием. На буровой вышке уже стал буровым мастером и бурил скважины глубиной до 200 метров. Увлекался геологией».
Так получилось, что он сделал геологическое открытие на берегу маленькой безымянной речки. Эту речку назвали «Дворж».
Ему было чуть больше 20 лет.
В Медвежках и Туломе В. Я. Дворжецкий активно работал в «крепостном театре эпохи принудительного труда».
И это был настоящий театр! Большой театр!
Сцена, зал, фойе – всё, как и должно быть в театре.
Спектакли крепостного театра всегда были праздниками и для зрителей, и для самих актёров.
На сцене шли и классические спектакли, и новые пьесы. «На всякого мудреца довольно простоты», «Интервенция», «Разлом», «Перековка» (!), «Дон Кихот» и другие.
Были дни, когда на сцене было до минус 20, а на улице аж до минус 35! И играли в театральных костюмах! А на утро – на работу, в шахту, в котлован.
Как можно было не сломаться? Какая сила жизни была у людей!
После освобождения его приютила сестра на станции «Заветы Ильича» под Москвой. Жить в больших городах не разрешили. Однажды он ткнул пальцем в карту, попал в Омск. Поехал.
В Омске он много и успешно работал. Здесь он женился, здесь родился его первенец – Владислав (1939 г.).
Они жили в Саду пионеров. Сейчас там величавый Успенский собор. А тогда стоял бывший дом губернатора (позднее – Дом пионеров) и ещё небольшой домик садовника губернатора. Вот в этом-то домике одну комнату занимали Дворжецкие.
Второй раз его арестовали именно здесь, в этом домике. Та же статья. Только срок меньше – всего 5 лет.
«И, как ни странно, снова это чувство внутренней свободы. Я всё время искал и находил в себе возможность смотреть на всё это чуть-чуть со стороны, видеть мизансцену, диалог, развитие события, ощущать себя в предлагаемых обстоятельствах».
«Господи! Я вынесу и эту пытку! НАДО ЖИТЬ! НАДО ОБЯЗАТЕЛЬНО ЖИТЬ!»
Он выжил и на этот раз. Был на общих работах, затем – чертёжником Туполева (!), занимался культпросветработой.
В 1946 году он вернулся в Омский театр, в этом же году родилась дочь Татьяна. Младший Дворжецкий – Евгений – родился в 1960 году.
С 1967 года Вацлав Янович снимался в кино, сыграл 92 роли. И более 300 ролей в Омске, Москве (театр «Современник»), Саратове и Нижнем Новгороде. Владислав Вацлович некоторое время работал в Омской драме, но театральный актёр из него не получился, – бывает, а вот киноактёром он стал прекрасным. Разве забудишь его Хлудова, его капитана Немо…
И как жестоко обошлась с ним судьба. Он ушёл в самом расцвете своего таланта.
Потеря сына была для отца страшным ударом…
И снова на память приходят его, Вацлава Яновича, слова – «Надо жить!»
Сколько в них душевной силы, огромной внутренней энергии, неисчерпаемого оптимизма. Не этих ли качеств не хватает многим из нас в сегодняшние непростые времена?
Вацлав Янович был полностью реабилитирован.
В 80 лет (!) ему присвоили звание Народного артиста России.
Судьба не сломила этого человека. У него всегда была чистая красивая душа, сильный свободолюбивый характер, мягкое любящее сердце. Он заряжал всех, с кем общался, всех, кто любил его работу в театре и кино, всех, кто понимал его творчество, необузданным оптимизмом. Несмотря ни на что, он ЖИЛ, РАБОТАЛ, ИГРАЛ.
Несмотря ни на что!!!
 
Вацлав Янович Дворжецкий.
 
Мы догнали экскурсию, оглянулись.
Вдали на скамейке одиноко сидел красивый старик. Он смотрел в синеву моря. О чём он думал тогда?..
 
——— ———
Андрей Зубарев
30.10.2008
г. Омск

_______________________
1. Вацлав Янович Дворжецкий (польск. Wacław Dworzecki. 03.08.1910 — 11.04.1993). Актёр и режиссёр театров Харькова, Омска, Таганрога, Саратова, Горького. Преподавал в театральных студиях при драматических театрах Омска и Горького, чтец и режиссёр Омской филармонии. В 1978-1980 годах – актёр театра «Современник», с 1988 года – актёр Горьковского драматического театра им. М. Горького. Киноактёр (более 60 фильмов). Дважды был незаконно осуждён, репрессирован (1930-1937 и 1941-1946 гг.). Народный артист РСФСР (1991).
2. вдова актёра Р. Левите-Дворжецкая — Рива Яковлевна Левите (р. 01.10.1922), жена Вацлава Яновича Дворжецкого (с 1951 года); театральный режиссёр и педагог (с 1982 года – зав. отделением «Актёр драматического театра», руководитель курса Нижегородского театрального училища им. Е. А. Евстигнеева); работала режиссёром в Омском (1950-1953), в Саратовском (1955-1958) драмтеатрах, с 1958 года – в Горьковской филармонии, в 1959-1982 годах – режиссёр Горьковского ТЮЗ'а; заслуженный деятель искусств РФ (1994), лауреат театральных премий имени К. С. Станиславского (1995) и имени Н. И. Собольщикова-Самарина (2000).
3. «Пути больших этапов» — книга Вацлава Яновича Дворжецкого «Пути больших этапов. Записки актёра» – воспоминания об арестах, тюрьмах и ГУЛАГ'е.
Титульный лист книги Вацлава Дворжецкого
«Пути больших этапов. Записки актёра».
 
Из вводной статьи к книге «Дворжецкий В.Я. Пути больших этапов. Записки актёра» (Москва; Нижний Новгород, 1994).
ХРОНИКАЛЬНАЯ НИТЬ СУДЬБЫ:
1910 г., 3 августа. Родился в Киеве.

Социальное происхождение – дворянин. Национальность – поляк. (Родился «в рубашке».)

1917 г. Учёба в кадетском корпусе.

1918 г. Учёба в гимназии.

1920 г. Учёба в трудовой школе.

1924 г. Вступление в комсомол.

1925 г. Исключён из рядов ВЛКСМ «по причине социального происхождения».

1926 г. Поступил в Политехнический институт.

1926-1927 гг. Параллельно закончил полный курс театральной студии при польском театре.

1929 г. Арестован в Запорожье, где на заводе «Коммунар» находился на практике – работал слесарем, токарем, строгальщиком. Осуждён «особым совещанием» ОГПУ
по ст. 58 УК на 10 лет. Обвинение: участие в студенческой организации ГОЛ («Группа освобождения Личности»).

1929-1937 гг. Пребывал в лагерях ГУЛАГ'а:
Котлас (на погрузке леса), Пинега–Сыктывкар (строительство железной дороги), остров Вайгач (свинцовые шахты – сортировщик, геолог, буровой мастер). Соловки (общие работы), Беломоро-Балтийский канал (строительство), Медвежьегорск («крепостной театр»), Тулома (строительство гидростанции, работа в театре).

1937 г. Освобождение с «минусом 100».

1938 г. Работа в ТЮЗ'е, в драматическом театре.
Актёр. Режиссёр.

1939 г. Рождение сына Владислава.

1941 г. Второй арест. Осуждён «особым совещанием»
на 5 лет лагерей.

1941-1946 гг. Омский лагерь (землекоп,
чертёжник в мастерской Туполева,
руководитель Центральной культбригады).

1946 г. Освобождение с «минусом 100».
Омский драмтеатр. Актёр. Режиссёр.

1946 г. Рождение дочери Тани.

1955 г. Саратов. Театр драмы. Актёр. Режиссёр.

1956 г. Снята судимость по первому сроку.

1958 г. Горький. Театр драмы. Актёр. Режиссёр.

1960 г. Рождение сына Евгения.

С 1967 г. Постоянные съёмки в кино (92 фильма).
Работа на Горьковской студии телевидения.

1970 г. Работа на договоре в московском театре «Современник».

1989 г. Работа на договоре в Горьковском академическом театре драмы им. М. Горького.

1990 г. Присвоено звание «Народный артист Российской Федерации».

1991 г. Реабилитирован по второму сроку.

1993 г., 11 апреля. Скончался в Нижнем Новгороде.
 
_______________________
* Дворжецкий В.Я. Пути больших этапов : Записки актёра / Вацлав Дворжецкий ; предисл.: Л. Шерешевский. — Москва : Возвращение ; Нижний Новгород : Деком, 1994. — 117, [3] с. : ил., портр. — 20.0×14.5 см. — 2000 экз.
 
 
Опубликовано:
18 июня 2015 года
Текст предоставлен автором. Дата поступления текста в редакцию альманаха Эссе-клуба ОМ: 17.06.2015
 
 
Автор : Зубарев Андрей Евгеньевич  —  Каталог : А.Е.Зубарев
Все материалы, опубликованные на сайте, имеют авторов (создателей). Уверены, что это ясно и понятно всем.
Призываем всех читателей уважать труд авторов и издателей, в том числе создателей веб-страниц: при использовании текстовых, фото, аудио, видео материалов сайта рекомендуется указывать автора(ов) материала и источник информации (мнение и позиция редакции: для порядочных людей добрые отношения важнее, чем так называемое законодательство об интеллектуальной собственности, которое не является гарантией соблюдения моральных норм, но при этом является частью спекулятивной системы хозяйствования в виде нормативной базы её контрольно-разрешительного, фискального, репрессивного инструментария, технологии и механизмов осуществления).
OM ОМ ОМ программы
•  Программа TZnak
•  Дискуссионный клуб
архив ЦМК
•  Целевые программы
•  Мероприятия
•  Публикации

сетевые издания
•  Альманах Эссе-клуба ОМ
•  Бюллетень Z.ОМ
мусейон-коллекции
•  Диалоги образов
•  Доктрина бабочки
•  Следы слова
библиособрание
•  Нообиблион

специальные проекты
•  Версэтика
•  Мнемосина
•  Домен-музей А.Кутилова
•  Изборник вольный
•  Знак книги
•  Новаторство

OM
 
 
18+ Материалы сайта могут содержать информацию, не подлежащую просмотру
лицами младше 18 лет и гражданами РФ других категорий (см. примечания).
OM
   НАВЕРХ  UPWARD