OM
ОМ • Включайтесь!
2024.12.27 · 20:55 GMT · КУЛЬТУРА · НАУКА · ЭКОНОМИКА · ЭКОЛОГИЯ · ИННОВАТИКА · ЭТИКА · ЭСТЕТИКА · СИМВОЛИКА ·
Поиск : на сайте


ОМПубликацииБюллетень ОМ-ZNАKПравила и рекомендации
Z — Устав (Основной закон) Ямало-Ненецкого автономного округа — от 28.12.1998 г. — Извлечения
.
ИЗВЛЕЧЕНИЯ

УСТАВ
(Основной закон)
ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

от 28 декабря 1998 года

(с изменениями от 3 ноября 1999 г., 1 ноября 2000 г., 10 мая 2001 г., 8 октября 2001 г., 6 декабря 2001 г.,
10 июня 2003 г., 8 ноября 2003 г., 11 февраля 2004 г., 9 ноября 2004 г., 20 декабря 2004 г.,
9 февраля 2005 г., 4 октября 2005 г., 28 декабря 2005 г., 27 июня 2006 г., 6 октября 2006 г., 29 ноября 2006 г.,
24 октября 2007 г., 3 марта 2008 г., 26 февраля 2009 г., 19 июня 2009 г., 1 марта 2010 г., 24 марта 2010 г.,
7 апреля 2010 г., 25 мая 2010 г., 30 сентября 2011 г., 23 декабря 2011 г., 24 мая 2012 г.)

Принят
Государственной Думой
Ямало-Ненецкого автономного округа
27 декабря 1998 года


Действуя от имени многонационального населения Ямало-Ненецкого автономного округа, 
проявляя уважение к его истории, традициям, культуре, языкам,
основываясь на Конституции Российской Федерации,
исходя из принципа равноправия субъектов Российской Федерации 
и необходимости обеспечения целостности территории Российской Федерации,
гарантируя совместно с Российской Федерацией защиту прав и свобод человека и гражданина 
на территории Ямало-Ненецкого автономного округа,
сознавая свою ответственность перед Российской Федерацией и её многонациональным народом,
стремясь обеспечить права и законные интересы проживающих на территории 
Ямало-Ненецкого автономного округа коренных малочисленных народов Севера, иных народов, 
объединений названных народов и лиц, к ним относящихся,
учитывая вхождение Ямало-Ненецкого автономного округа в состав Арктической зоны 
Российской Федерации, разработку на его территории сырьевых ресурсов, обеспечивающих 
стратегические интересы России и интересы всех её граждан,
Законодательное Собрание Ямало-Ненецкого автономного округа принимает 
настоящий Устав (Основной закон) Ямало-Ненецкого автономного округа.

Глава 1. Основные положения

Статья 1. Статус Ямало-Ненецкого автономного округа
1. Ямало-Ненецкий автономный округ в соответствии с Конституцией Российской Федерации является равноправным субъектом Российской Федерации.
Ямало-Ненецкий автономный округ (ранее – Ямало-Ненецкий национальный округ) образован Постановлением ВЦИК РСФСР от 10 декабря 1930 года.
2. Статус Ямало-Ненецкого автономного округа (далее – автономный округ) определяется Конституцией Российской Федерации и настоящим Уставом (Основным законом) Ямало-Ненецкого автономного округа (далее – Устав автономного округа).
В соответствии с Конституцией Российской Федерации может быть принят федеральный закон об автономном округе.
3. Статус автономного округа может быть изменён по взаимному согласию Российской Федерации и автономного округа в соответствии с федеральным конституционным законом.
4. Условием изменения статуса автономного округа, а также прекращения существования автономного округа, в том числе в случае его объединения с другими субъектами Российской Федерации, является выраженное на референдуме автономного округа согласие на это граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме автономного округа, место жительства которых расположено на территории автономного округа.
5. Автономный округ самостоятельно решает вопрос об изменении своего наименования в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Статья 2. Автономный округ в составе Российской Федерации
1. Автономный округ находится в составе Российской Федерации в качестве равноправного субъекта Российской Федерации.
2. На территорию автономного округа распространяется суверенитет Российской Федерации.
3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти автономного округа и органами государственной власти Российской Федерации осуществляется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Федеративным договором и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти автономного округа.

Статья 3. Отношения автономного округа с другими субъектами Российской Федерации
1. Отношения автономного округа с другими субъектами Российской Федерации строятся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации, договорами, соглашениями, настоящим Уставом автономного округа, законами автономного округа.
. . .

Статья 4. Международные и внешнеэкономические связи автономного округа
1. Автономный округ в пределах полномочий, предоставленных ему Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и договорами о разграничении полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти автономного округа, обладает правом на осуществление международных и внешнеэкономических связей.
2. Органы государственной власти автономного округа в пределах полномочий, предоставленных федеральным законодательством и законодательством автономного округа, имеют право на заключение соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, в том числе в сфере международного циркумполярного сотрудничества.

Статья 5. Территория и границы автономного округа
1. Автономный округ имеет свою территорию, образуемую в пределах его границ земельной, водной поверхностью, недрами и воздушным пространством.
Территория автономного округа является неотъемлемой составной частью территории Российской Федерации. Территория автономного округа не может быть изменена без его согласия.
2. Автономный округ граничит с субъектами Российской Федерации: Ненецким автономным округом, Республикой Коми, Ханты-Мансийским автономным округом - Югрой, Красноярским краем.
В остальной части граница автономного округа совпадает с государственной границей Российской Федерации.
Официальным документом, закрепляющим границы автономного округа, является описание границ автономного округа, содержащее картографические материалы, утверждаемое постановлением Губернатора автономного округа.
3. Границы между автономным округом и сопредельными с ним субъектами Российской Федерации могут быть изменены по взаимному соглашению между автономным округом и соответствующими субъектами Российской Федерации с учетом мнения населения тех населенных пунктов, которых касается изменение границ.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации изменения границ между автономным округом и другими субъектами Российской Федерации утверждаются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
4. Изменения не совпадающих с государственной границей Российской Федерации границ автономного округа, влекущие изменение его территории, не могут быть произведены без согласия населения автономного округа, выраженного на референдуме автономного округа.
Изменение внешних границ автономного округа, совпадающих с государственной границей Российской Федерации, в соответствии с федеральным законодательством относится к компетенции Российской Федерации.

Статья 6. Население автономного округа
1. Население автономного округа составляют граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, место жительства которых расположено на территории автономного округа в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Население автономного округа является неотъемлемой составной частью населения Российской Федерации.
. . .

Статья 9. Участие граждан в осуществлении государственной власти автономного округа
1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами автономного округа как непосредственно, так и через своих представителей.
. . .

Статья 11. Органы государственной власти автономного округа 
и иные государственные органы автономного округа
1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации государственная власть в автономном округе осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную, судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
2. Система органов государственной власти автономного округа устанавливается автономным округом самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.
3. Государственную власть в автономном округе осуществляют:
1) Законодательное Собрание автономного округа – законодательный (представительный) орган государственной власти автономного округа;
2) Губернатор автономного округа – высшее должностное лицо автономного округа;
3) Правительство автономного округа – высший исполнительный орган государственной власти автономного округа;
4) иные исполнительные органы государственной власти автономного округа, образованные в соответствии с законом автономного округа;
5) Уставный суд автономного округа и мировые судьи автономного округа.
Законодательное Собрание автономного округа, Правительство автономного округа, Уставный суд автономного округа являются высшими органами государственной власти автономного округа.
4. В автономном округе могут создаваться иные государственные органы в соответствии с федеральными законами и законами автономного округа.

Статья 12. Местное самоуправление в автономном округе
1. В автономном округе признаётся и гарантируется местное самоуправление.
2. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
. . .

Статья 14. Символы автономного округа
1. Автономный округ имеет свои символы: флаг, герб, гимн.
2. Символы автономного округа, их описание и порядок официального использования устанавливаются отдельными законами автономного округа.

Статья 15. Административный центр автономного округа
1. Административный центр автономного округа – место нахождения высших и центральных органов государственной власти автономного округа.
Статус административного центра автономного округа устанавливается настоящим Уставом автономного округа и законом автономного округа.
2. Административным центром автономного округа является город окружного значения Салехард.

Статья 16. Устав (Основной закон) автономного округа
1. Устав автономного округа в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами определяет статус автономного округа, закрепляет иные положения.
2. Устав автономного округа является Основным законом автономного округа и имеет высшую юридическую силу по отношению к другим правовым актам автономного округа, имеет прямое действие и применяется на всей территории автономного округа.

Глава 2. Пределы ведения автономного округа и полномочия 
органов государственной власти автономного округа

Статья 17. Пределы ведения автономного округа
1. В ведении автономного округа находятся вопросы, находящиеся вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
2. В ведении автономного округа находятся:
1) принятие и изменение Устава автономного округа, законов и иных нормативных правовых актов автономного округа, контроль за их соблюдением и исполнением;
2) согласование изменения статуса автономного округа в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом;
3) решение вопросов административно-территориального устройства автономного округа;
4) установление системы органов государственной власти автономного округа, порядка их организации и деятельности в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом, формирование органов государственной власти автономного округа;
5) управление и распоряжение собственностью автономного округа;
6) определение стратегии социально-экономического развития автономного округа, утверждение и выполнение программы социально-экономического развития автономного округа, утверждение и выполнение окружных целевых программ;
7) награды и почетные звания автономного округа;
. . .
10) осуществление международных и внешнеэкономических связей автономного округа;
11) организация государственной гражданской службы автономного округа;
12) иные вопросы, находящиеся вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Статья 18. Полномочия органов государственной власти автономного округа
1. Полномочия, осуществляемые органами государственной власти автономного округа по предметам ведения автономного округа, определяются настоящим Уставом автономного округа, законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами автономного округа.
2. Полномочия, осуществляемые органами государственной власти автономного округа по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями между исполнительными органами государственной власти Российской Федерации и исполнительными органами государственной власти автономного округа, настоящим Уставом автономного округа, законами автономного округа.
3. Полномочия, осуществляемые органами государственной власти автономного округа по предметам ведения Российской Федерации, определяются федеральными законами, издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также соглашениями между исполнительными органами государственной власти Российской Федерации и исполнительными органами государственной власти автономного округа.
4. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, отдельные полномочия органов государственной власти автономного округа могут быть временно возложены на федеральные органы государственной власти и (или) должностных лиц, назначаемых федеральными органами государственной власти.

Статья 19. Осуществление автономным округом правового регулирования 
по предметам ведения автономного округа и предметам совместного ведения 
Российской Федерации и субъектов Российской Федерации
1. Автономный округ по предметам ведения автономного округа осуществляет собственное правовое регулирование, включая принятие законов автономного округа и иных нормативных правовых актов автономного округа.
2. Автономный округ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации принимает законы автономного округа и иные нормативные правовые акты автономного округа в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, изданными по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Статья 20. Обеспечение осуществления федеральных полномочий в автономном округе
Органы государственной власти автономного округа содействуют федеральным органам государственной власти в осуществлении ими своих полномочий на территории автономного округа.

Глава 3. Законодательная (представительная) власть автономного округа

Статья 21. Законодательное Собрание автономного округа
1. Законодательное Собрание автономного округа является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной (представительной) власти автономного округа.
. . .
6. Законодательное Собрание автономного округа обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать.

Статья 22. Состав Законодательного Собрания автономного округа и порядок его формирования
1. Законодательное Собрание автономного округа состоит из двадцати двух депутатов, избираемых на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании гражданами Российской Федерации, обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом.
. . .
3. Одиннадцать депутатов от установленного числа депутатов Законодательного Собрания автономного округа избираются по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутых избирательными объединениями, в соответствии с законодательством о выборах.
Одиннадцать депутатов от установленного числа депутатов Законодательного Собрания автономного округа избираются по одномандатным избирательным округам, образуемым на территории автономного округа, на основе мажоритарной избирательной системы относительного большинства в соответствии с законодательством о выборах.
. . .

Статья 24. Полномочия Законодательного Собрания автономного округа
1. Законодательное Собрание автономного округа:
1) принимает Устав автономного округа и поправки к нему;
2) осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения автономного округа и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий автономного округа;
. . .
2. Законом автономного округа:
. . .
6) устанавливается порядок управления и распоряжения собственностью автономного округа, в том числе долями (паями, акциями) автономного округа в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и предприятий иных организационно-правовых форм;
7) утверждаются заключение и расторжение договоров автономного округа;
. . .
10) устанавливается административно-территориальное устройство автономного округа и порядок его изменения;
11) устанавливается система исполнительных органов государственной власти автономного округа;
12) регулируются иные вопросы, относящиеся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Уставом автономного округа и законами автономного округа к ведению и полномочиям автономного округа.
. . .

Глава 4. Исполнительная власть автономного округа

Статья 31. Система исполнительных органов государственной власти автономного округа
Систему исполнительных органов государственной власти автономного округа составляют:
1) Правительство автономного округа – постоянно действующий высший исполнительный орган государственной власти автономного округа, возглавляемый Губернатором автономного округа;
2) иные исполнительные органы государственной власти автономного округа, образованные в соответствии с законом автономного округа.

Статья 32. Губернатор автономного округа
1. Губернатор автономного округа является высшим должностным лицом автономного округа и возглавляет Правительство автономного округа.
. . .

Статья 34. Полномочия Губернатора автономного округа
1. Губернатор автономного округа:
1) представляет автономный округ в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти других субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей, при этом вправе подписывать договоры и соглашения от имени автономного округа;
2) осуществляет право законодательной инициативы в Законодательном Собрании автономного округа;
3) обнародует либо отклоняет законы автономного округа, принятые Законодательным Собранием автономного округа, в порядке, установленном настоящим Уставом автономного округа, законом автономного округа и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами автономного округа;
. . .
13) утверждает структуру исполнительных органов государственной власти автономного округа;
. . .
18) награждает окружными наградами, присваивает почетные звания автономного округа;
. . .

Статья 35. Акты Губернатора автономного округа
1. На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, настоящего Устава автономного округа и иных законов автономного округа Губернатор автономного округа издаёт постановления и распоряжения.
2. Постановления и распоряжения Губернатора автономного округа, изданные в пределах его компетенции, обязательны для исполнения на территории автономного округа.
. . .

Статья 37. Правительство автономного округа
1. Правительство автономного округа является высшим исполнительным органом государственной власти автономного округа.
2. Правительство автономного округа возглавляет Губернатор автономного округа.
3. Правительство автономного округа является постоянно действующим коллегиальным органом, возглавляющим систему исполнительных органов государственной власти автономного округа.
4. Правительство автономного округа в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и автономного округа входит в единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.
5. Правительство автономного округа обеспечивает исполнение на территории автономного округа Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, настоящего Устава автономного округа, законов автономного округа и иных нормативных правовых актов автономного округа.
6. Правительство автономного округа обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать.
. . .

Статья 39. Полномочия Правительства автономного округа
1. Правительство автономного округа:
. . .
12) управляет и распоряжается собственностью автономного округа в соответствии с законами автономного округа, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление автономному округу в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
13) принимает решения о создании, реорганизации и ликвидации государственных учреждений и государственных унитарных предприятий автономного округа;
14) обеспечивает исполнение договоров и соглашений автономного округа;
. . .
2. Порядок деятельности Правительства автономного округа устанавливается законом автономного округа.

Статья 40. Акты Правительства автономного округа
1. На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, настоящего Устава автономного округа и законов автономного округа Правительство автономного округа издаёт постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.
2. Постановления и распоряжения Правительства автономного округа обязательны для исполнения на территории автономного округа.
. . .

Глава 5. Взаимоотношения Законодательного Собрания автономного округа
с Губернатором автономного округа и Правительством автономного округа

Статья 42. Основы взаимодействия Законодательного Собрания автономного округа 
с Губернатором автономного округа и Правительством автономного округа
1. Взаимодействие Законодательного Собрания автономного округа с Губернатором автономного округа и Правительством автономного округа осуществляется в целях эффективного управления процессами экономического и социального развития автономного округа и в интересах его населения.
2. Нормативные правовые акты Губернатора автономного округа и Правительства автономного округа, нормативные правовые акты иных исполнительных органов государственной власти автономного округа направляются в Законодательное Собрание автономного округа в недельный срок со дня их принятия.
Законодательное Собрание автономного округа направляет Губернатору автономного округа планы законопроектных работ.
Законодательное Собрание автономного округа вправе предложить Губернатору автономного округа, Правительству автономного округа внести изменения или отменить принятые ими правовые акты, а также обжаловать указанные акты в судебном порядке.
3. Губернатор автономного округа вправе обратиться в Законодательное Собрание автономного округа с предложением о внесении изменений или отмене постановлений Законодательного Собрания автономного округа, а также вправе обжаловать указанные акты в судебном порядке.
. . .

Статья 44. Обнародование и вступление в силу законов автономного округа
1. Принятые Законодательным Собранием автономного округа Устав автономного округа, закон автономного округа о внесении изменений в Устав автономного округа, закон автономного округа, а также соответствующие постановления Законодательного Собрания автономного округа об их принятии в течение пяти рабочих дней со дня принятия Устава автономного округа, закона автономного округа о внесении изменений в Устав автономного округа, закона автономного округа направляются Губернатору автономного округа для рассмотрения вопроса об их обнародовании.
2. Губернатор автономного округа обнародует Устав автономного округа, закон автономного округа о внесении изменений в Устав автономного округа, закон автономного округа, удостоверяя обнародование соответственно Устава автономного округа, закона автономного округа о внесении изменений в Устав автономного округа, закона автономного округа путем их подписания.
Порядок обнародования Устава автономного округа, закона автономного округа о внесении изменений в Устав автономного округа, закона автономного округа устанавливается законом автономного округа.
. . .
6. Устав автономного округа, закон автономного округа о внесении изменений в Устав автономного округа, закон автономного округа вступают в силу после их официального опубликования в срок и в порядке, которые установлены федеральным законом, Уставом автономного округа, законом автономного округа.
. . .

Глава 6. Судебная власть в автономном округе

Статья 46. Осуществление судебной власти
1. Судебную власть в автономном округе осуществляют федеральные суды, Уставный суд автономного округа и мировые судьи автономного округа.
2. Полномочия, организация и порядок деятельности федеральных судов определяются федеральными законами.

Статья 47. Уставный суд автономного округа
1. Уставный суд автономного округа является судом автономного округа.
. . .
3. Уставный суд автономного округа рассматривает вопросы соответствия законов автономного округа, нормативных правовых актов Законодательного Собрания автономного округа, Губернатора автономного округа, Правительства автономного округа, иных исполнительных органов государственной власти автономного округа, муниципальных правовых актов, имеющих нормативный характер, Уставу автономного округа, а также осуществляет толкование Устава автономного округа.
4. Решения Уставного суда автономного округа, принятые в пределах его полномочий, не могут быть пересмотрены иным судом.
5. Состав, полномочия, организация и порядок деятельности Уставного суда автономного округа определяются законом автономного округа.

Статья 48. Мировые судьи автономного округа
1. Мировые судьи автономного округа являются судьями общей юрисдикции автономного округа и входят в единую судебную систему Российской Федерации.
. . .
4. Компетенция мировых судей автономного округа и порядок осуществления ими правосудия устанавливается федеральным законом.

Глава 7. Административно-территориальное устройство автономного округа

Статья 49. Правовая основа решения вопросов административно-территориального устройства
Правовую основу решения вопросов административно-территориального устройства автономного округа составляют федеральное законодательство, настоящий Устав автономного округа, законы автономного округа, иные нормативные правовые акты автономного округа по вопросам административно-территориального устройства.

Статья 50. Административно-территориальное устройство автономного округа
1. Административно-территориальное устройство автономного округа – территориальная организация государственного управления автономным округом, представляющая собой единую систему административно-территориальных единиц.
К административно-территориальным единицам автономного округа относятся: район, город окружного значения.
Административно-территориальное устройство автономного округа фиксируется на схематической карте территории автономного округа, утверждаемой постановлением Губернатора автономного округа.
2. Административно-территориальное устройство автономного округа основывается на следующих принципах:
1) соответствие исторически сложившейся системе расселения на территории автономного округа;
2) обеспечение эффективного государственного управления и местного самоуправления;
3) создание экономических, финансовых и организационных условий для обеспечения жизнедеятельности населения;
4) обеспечение эффективного развития социальной инфраструктуры и системы коммуникаций административно-территориальных единиц автономного округа;
5) развитие национальных культур, культурно-бытовых традиций хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера и этнических общностей, проживающих на территориях административно-территориальных единиц.
3. Автономный округ самостоятельно решает вопросы административно-территориального устройства автономного округа. Вопросы административно-территориального устройства автономного округа решаются с учётом мнения населения автономного округа.

Статья 51. Административно-территориальное деление автономного округа
1. В автономный округ непосредственно входят:
- районы Красноселькупский, Надымский, Приуральский, Пуровский, Тазовский, Шурышкарский, Ямальский;
- города окружного значения Губкинский, Лабытнанги, Муравленко, Надым, Новый Уренгой, Ноябрьск, Салехард.
2. Установление и изменение административно-территориального деления автономного округа производится законами автономного округа.

Глава 8. Местное самоуправление

Статья 52. Осуществление местного самоуправления
1. Местное самоуправление в автономном округе в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами осуществляется гражданами посредством местного референдума, муниципальных выборов, иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления на всей территории автономного округа в городских, сельских поселениях, муниципальных районах и городских округах.
2. Местное самоуправление на территории автономного округа осуществляется на основе общих правовых, территориальных, организационных и экономических принципов организации местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
3. Органы государственной власти автономного округа обеспечивают государственные гарантии прав населения на осуществление местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством, настоящим Уставом автономного округа, законами автономного округа.

Статья 53. Территориальная организация местного самоуправления
1. Местное самоуправление осуществляется на всей территории автономного округа в городских, сельских поселениях, муниципальных районах и городских округах.
2. Установление и изменение границ территорий муниципальных образований, образование, преобразование и упразднение муниципальных образований в автономном округе осуществляются законами автономного округа в соответствии с требованиями, предусмотренными федеральным законом.

Статья 54. Органы местного самоуправления
1. В муниципальных образованиях формируются и осуществляют деятельность органы местного самоуправления – избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделённые собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
2. Наименования представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) устанавливаются законом автономного округа с учётом исторических и иных местных традиций.

Статья 55. Особенности осуществления местного самоуправления в автономном округе
Особенности осуществления местного самоуправления в автономном округе, в том числе в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами, иными нормативными правовыми актами автономного округа.

Глава 9. Нормативная правовая система автономного округа

Статья 56. Состав нормативной правовой системы автономного округа
1. Нормативную правовую систему автономного округа составляют:
1) нормативные правовые акты автономного округа;
2) нормативные договоры и соглашения автономного округа, нормативные договоры и соглашения государственных органов автономного округа;
3) муниципальные правовые акты, имеющие нормативный характер, принимаемые в муниципальных образованиях, расположенных на территории автономного округа.
2. К нормативным правовым актам автономного округа, составляющим законодательство автономного округа, относятся:
1) Устав (Основной закон) автономного округа, законы автономного округа о внесении изменений в Устав автономного округа;
2) законы автономного округа;
3) постановления Законодательного Собрания автономного округа, имеющие нормативный правовой характер;
4) постановления Губернатора автономного округа, имеющие нормативный правовой характер;
5) постановления Правительства автономного округа, имеющие нормативный правовой характер;
6) утратил силу;
7) приказы центральных исполнительных органов государственной власти автономного округа, имеющие нормативный правовой характер.
3. Нормативные правовые акты автономного округа, принимаемые на референдуме автономного округа, издаются исключительно в форме законов автономного округа.
Обнародование законов, принимаемых на референдуме автономного округа, осуществляется Губернатором автономного округа в порядке, установленном федеральными законами и законами автономного округа.

Статья 57. Юридическая сила актов, составляющих 
нормативную правовую систему автономного округа
1. Нормативная правовая система автономного округа основана на принципе верховенства нормативных правовых актов, обладающих большей юридической силой.
2. В соответствии с Конституцией Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты автономного округа не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом автономного округа действует федеральный закон.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом автономного округа, изданным вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, действует нормативный правовой акт автономного округа.
3. Законы и иные нормативные правовые акты автономного округа не должны противоречить Уставу автономного округа. В случае противоречия между ними действует Устав автономного округа.
4. Законы автономного округа имеют более высокую юридическую силу по отношению к иным нормативным правовым актам автономного округа. В случае противоречия между ними действуют законы автономного округа.
5. Постановления Губернатора автономного округа имеют более высокую юридическую силу по отношению к постановлениям Правительства автономного округа. В случае противоречия между ними действуют постановления Губернатора автономного округа.
6. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, настоящему Уставу автономного округа, законам, иным нормативным правовым актам автономного округа.
Муниципальные правовые акты или их отдельные положения, регулирующие осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им законами автономного округа, могут быть отменены или их действие может быть приостановлено Губернатором автономного округа.

Статья 58. Толкование настоящего Устава автономного округа, законов 
и иных нормативных правовых актов автономного округа
1. Официальное толкование настоящего Устава автономного округа осуществляется решениями Уставного суда автономного округа. Официальное толкование законов автономного округа осуществляется постановлениями Законодательного Собрания автономного округа.
2. Официальное толкование других нормативных правовых актов автономного округа осуществляется актами органов, принявших (издавших) соответствующие нормативные правовые акты.
. . .

Статья 60. Государственная защита законов в автономном округе
Органы государственной власти автономного округа в пределах своих полномочий обеспечивают на территории автономного округа государственную защиту Конституции Российской Федерации, федеральных законов, настоящего Устава автономного округа, законов и иных нормативных правовых актов автономного округа, муниципальных правовых актов, имеющих нормативный характер.

Глава 10. Экономическая основа автономного округа

Статья 61. Экономическая основа автономного округа
Экономическую основу автономного округа составляют находящееся в собственности автономного округа имущество, включая средства окружного бюджета, территориальных государственных внебюджетных фондов автономного округа, и имущественные права автономного округа.

Статья 62. Имущество, находящееся в собственности автономного округа
1. В соответствии с федеральным законом имущество, находящееся в собственности автономного округа, включает:
1) имущество, закрепленное за органами государственной власти автономного округа, государственными учреждениями автономного округа и государственными унитарными предприятиями автономного округа на праве оперативного управления или хозяйственного ведения;
. . .
2. В соответствии с федеральным законом права собственника имущества, находящегося в собственности автономного округа, от имени автономного округа осуществляют органы государственной власти автономного округа, а в случаях и порядке, которые установлены законами автономного округа, по их специальному поручению – иные государственные органы, органы местного самоуправления, юридические лица.
Порядок управления имуществом, находящимся в собственности автономного округа, определяется законом автономного округа и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами автономного округа.
3. Органы государственной власти автономного округа вправе передавать имущество, находящееся в собственности автономного округа, во временное пользование физическим и юридическим лицам, федеральным органам государственной власти и органам местного самоуправления, отчуждать это имущество, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними законами автономного округа.
4. Законом автономного округа устанавливается перечень имущества, находящегося в собственности автономного округа, не подлежащего отчуждению.
. . .

Губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа
Ю. В. Неёлов

г. Салехард
28 декабря 1998 года
№ 56-ЗАО


Нормативные документы и другие официальные материалы, размещённые в Бюллетене ОМ-ZNАK, представлены в ознакомительных целях (в личных целях читателей – могут быть использованы в информационных, научных, учебных или культурных целях пользователями веб-сайта) – для ознакомления с общественно значимой информацией о профильной деятельности органов государственного и муниципального управления.

Официальные документы и информационные материалы государственных и муниципальных органов управления, размещённые в Бюллетене ОМ-ZNАK, не относятся к материалам, составляющим государственную или коммерческую тайну, и не являются произведениями - объектами авторского права и смежных прав.

Если Вы желаете поделиться имеющимися информационными материалами или информацией о профильных официальных документах, то воспользуйтесь подразделом «Обратная связь» сайта или пишите в редакцию Бюллетеня ОМ-ZNАK на адрес e-mail: omznak@bk.ru


БЮЛЛЕТЕНЬ ОМZNАK
 
 
Автор : ОГК  —  Каталог : Правила и рекомендации
Все материалы, опубликованные на сайте, имеют авторов (создателей). Уверены, что это ясно и понятно всем.
Призываем всех читателей уважать труд авторов и издателей, в том числе создателей веб-страниц: при использовании текстовых, фото, аудио, видео материалов сайта рекомендуется указывать автора(ов) материала и источник информации (мнение и позиция редакции: для порядочных людей добрые отношения важнее, чем так называемое законодательство об интеллектуальной собственности, которое не является гарантией соблюдения моральных норм, но при этом является частью спекулятивной системы хозяйствования в виде нормативной базы её контрольно-разрешительного, фискального, репрессивного инструментария, технологии и механизмов осуществления).
—  tags: устав, Ямало-Ненецкий автономный округ, основной закон, символика, россия
OM ОМ ОМ программы
•  Программа TZnak
•  Дискуссионный клуб
архив ЦМК
•  Целевые программы
•  Мероприятия
•  Публикации

сетевые издания
•  Альманах Эссе-клуба ОМ
•  Бюллетень Z.ОМ
мусейон-коллекции
•  Диалоги образов
•  Доктрина бабочки
•  Следы слова
библиособрание
•  Нообиблион

специальные проекты
•  Версэтика
•  Мнемосина
•  Домен-музей А.Кутилова
•  Изборник вольный
•  Знак книги
•  Новаторство

OM
 
 
18+ Материалы сайта могут содержать информацию, не подлежащую просмотру
лицами младше 18 лет и гражданами РФ других категорий (см. примечания).
OM
   НАВЕРХ  UPWARD