OM
ОМ • Включайтесь!
2024.04.19 · 23:02 GMT · КУЛЬТУРА · НАУКА · ЭКОНОМИКА · ЭКОЛОГИЯ · ИННОВАТИКА · ЭТИКА · ЭСТЕТИКА · СИМВОЛИКА ·
Поиск : на сайте


ОМПубликацииБюллетень ЭКОКУЛЬТСибирские веды
2011 — Плюхин В.Р. — Леса и дирижабли
.
Электронный архив научно-популярного экологического журнала
СИБИРСКИЕ ВЕДЫ
ОПЫТ И НОВАЦИИ

ЛЕСА И ДИРИЖАБЛИ


Встреча за «круглым столом»

Участники встречи:

• Василенко Владимир Алексеевич
специалист отдела охраны, защиты и воспроизводства лесных ресурсов
Главного управления лесного хозяйства Омской области

• Горелов Дмитрий Николаевич
профессор, главный научный сотрудник Омского филиала Института математики СО РАН,
доктор технических наук

• Елесина Анна Юрьевна
советник Главного управления лесного хозяйства Омской области

• Житников Станислав Семёнович
инженер-конструктор ООО ИНТЦ СибАДИ

• Кузнецов Виктор Иванович
профессор кафедры авиа- и ракетостроения ОмГТУ, доктор технических наук

• Михальчук Василий Николаевич
доцент кафедры лесоводства и защиты растений ОмГАУ

• Полянский Константин Николаевич
начальник отдела промышленности Министерства экономики Омской области

• Сыркин Владимир Васильевич
профессор, заведующий кафедрой прикладной механики СибАДИ, доктор технических наук

• Тетерин Сергей Евгеньевич
генеральный директор ООО «Эко-Полиэдр»

• Трейер Виктор Артурович
заместитель генерального директора ООО ИНТЦ СибАДИ

• Хорошкин Андрей Владимирович
главный специалист отдела гражданских отраслей промышленности
Министерства промышленной политики, транспорта и связи Омской области

• Шалаев Вячеслав Степанович
генеральный директор ООО АНТК «Крыло»



Ведущий:

• Костарев Сергей Владимирович
профессор, доктор философских наук, кандидат технических наук,
академик Международной академии ноосферы,
академик Российской экологической академии,
председатель правления НП «Экологический комитет»



Ведущий: Известно, что 2011 год, по решению ООН, объявлен Международным годом лесов. Это призывает широкую общественность определиться с позицией относительно состояния лесного фонда любого региона мира, а также бытующих методов его охраны, использования и воспроизводства. Сегодня за «круглым столом» собрались достаточно компетентные эксперты, чтобы дать оценку тому, как обстоят дела в этой сфере Сибири и таком типичном её регионе как Омская область. И наметить реальные пути устойчивого развития лесного хозяйства. Итак, начинаем…

В. Н. Михальчук: Лес, как говорят биологи, – основа жизни и каркас всего сущего на Земле. Лес – это лёгкие планеты. Россия обладает 22% площади всех мировых лесов, четыре пятых из которой (78%) – в азиатской её части. Доля лесов Омской области всего 0,59% общероссийских. Однако по общей площади её леса превосходит более 20 государств Европы, а по лесной, приходящейся на одного жителя (2,29 га), уступает лишь Исландии, Финляндии и Швеции (3-5 га).
На территории области леса размещены крайне неравномерно. Свыше двух третей из них – в северной зоне и лишь 8% в южной, включающей 17 муниципальных районов. В соответствии с Лесным кодексом РФ (2006 год, статья 10), леса по целевому назначению подразделяются на эксплуатационные (84%) и защитные (16%). В составе последних выделено восемь категорий защитности: орехово-промысловые зоны, степные колки, защитные полосы лесов вдоль дорог, зелёные зоны и др.
К сожалению, только пятая часть информации о состоянии лесов сегодня объективно достоверна, т. к. получена в течение последних 10 лет, т. е. в нормативные сроки лесоустройства. Сведения об остальных лесах – 15-30-летней давности и потому нуждаются в срочном и кардинальном обновлении. Ибо лес – одна из динамичных экосистем, быстро изменяющаяся под воздействием хозяйственной деятельности, стихийных бедствий, естественных процессов роста и т. п.
По данным последнего учёта (2010 год), площадь лесных насаждений на землях лесного фонда Омской области составляет 4568 тыс. га, а не покрытых лесом (вырубки, гари, прогалины и пр.) – 99 тыс. га. Наибольшие площади занимают лесные массивы с преобладанием березы (64%). Сосновые занимают в 3,7 раза меньшую площадь (17%). Довольно крупную долю составляют осинники (12%). На относительно небольшой площади произрастают кедровники (137,6 тыс. га, 3%), ельники (85,1 тыс. га, 2%), пихтачи (55,3 тыс. га, 1%). Совсем незначительно представлены насаждения с преобладанием липы, лиственницы, тополя, ивы древовидной и других древесных и кустарниковых пород.
Возрастная структура лесов неоднородна. В целом по области преобладают спелые и перестойные древостои: по площади – 44%, по запасу – 51%; по лиственным породам их доля ещё выше (соответственно 51% и 57%). Следует отметить, что 88% площади и 89% запаса спелых и перестойных древостоев сосредоточено в северной зоне.
Общий запас древесины в лесах Омской области составляет 620 млн. м3. А ежегодно прирастает (данные лесоустройства) около 11 млн. м3, что может служить ориентиром для её изъятия путём проведения различных видов рубок. До 2008 года оптимальная норма пользования лесом (расчётная лесосека) была установлена в размере 7,4 млн. м3/год, а при разработке песохозяйственных регламентов принята в объёме 12,4 млн. м3. Хотя это увеличение лесосеки в 1,7 раза, по сравнению с действовавшей в последние 40-50 лет, вызывает большие сомнения. При определении её не учтена величина прироста древесины, а также степень хозяйственной освоенности территории, на которой размещены основные запасы эксплуатационных древостоев.
Кстати, в 1980 годах установленная лесосека использовалась в среднем на 29%, в 1990 – на 13%, а в последнем пятилетии – на 5-6%. Резкое уменьшение объёмов заготовок связано с прекращением деятельности леспромхозов ввиду сокращения спроса на древесину и нарушения экономических и хозяйственных связей.
Кроме рубки спелых и перестойных древостоев, древесину заготавливают также в порядке рубок ухода, переформирования, обновления и прочих рубок (при прокладке просек, трасс под ЛЭП, дорог и т. п.). Обращает на себя внимание возрастание доли древесины, заготавливаемой по вышеназванным видам рубок, в общем объёме лесозаготовок. Так, в 1980 годы она составляла 11%, в 1991-2000 – 20%, а в 2001-2009 – 56%. При этом в 2001-2009 годы доля древесины от рубок ухода достигла 38%, а удельный вес вырубки спелых и перестойных древостоев сократился в 2,1 раза и составил всего 43%.
Закономерным следствием этого процесса является возрастание доли спелых и перестойных лесов, древесина которых теряет свои потребительские качества. А сами древостои – устойчивость и эффективное выполнение прижизненных функций. То есть способность «вдыхать» углекислый газ, депонируя в древесину углеводород, и «выдыхать» в атмосферу живительный кислород.
Такая противоречивая ситуация продолжает бытовать и после передачи в 2006 году функций ведения лесного хозяйства, использования и воспроизводства лесов региональной власти. А вместе с ними и обязанности по решению трёх основных задач лесного хозяйства: лес охранять, рационально (разумно) использовать и постоянно улучшать его качество (породный состав, продуктивность, санитарное состояние и т.д.).

Ведущий: Как же реализуются эти принципиальные требования?





В. Н. Михальчук: «Доля спелых и перестойных лесов возрастает…»

В. Н. Михальчук: К великому сожалению, пока неудовлетворительно. Разве может быть по-другому, если в 2006 году, согласно новому Лесному кодексу, были ликвидированы должность главного стража и ревнителя порядка в лесу – лесника, а также служба лесоохраны? Губительные последствия этого опрометчивого, на наш взгляд, решения мы все могли наблюдать прошлым летом в виде тотальных лесных пожаров. И подобные бедствия, разоряя страну, будут сопутствовать нам, пока законодатели не исправят своих ошибок в управлении лесным хозяйством.
Не лучшим образом используются дикорастущие и недревесные ресурсы леса (ягодники и лекарственные растения, грибы, орехоносные деревья и кустарниковые породы, медопродуктивные липовые насаждения и пр.). Не говоря уже о второстепенных лесных ресурсах (пни, кора, береста, пихтовые, еловые и сосновые лапки, новогодние ёлки и др.).
Повышение качества лесов представляет собой формирование лесонасаждений из более продуктивных, устойчивых и долговечных пород, а также улучшение санитарного состояния их путём соответствующих хозяйственных мероприятий. Чем продуктивнее и здоровее лес, тем интенсивнее накапливает он древесину и эффективнее выполняет прижизненные функции.
Один из важнейших способов повышения качества лесов – уже упомянутые рубки ухода. Однако первые же контрольные проверки показали, что во многих случаях эти рубки выполняются с нарушениями действующих Правил. Под предлогом якобы «ухода за лесом» вырубаются лучшие (деловые) деревья и оставляются худшие и сухостойные. А ведь это почти то же самое, что отправлять на мясокомбинат наиболее удойных коров. Вырубка деревьев ведётся неравномерно по выделу, не производится уход в кулисах, изымаются деревья главных пород и оставляются второстепенные. Вполне очевидно, что основной целью такого «ухода» является не лесоводственный, а коммерческий интерес.
В итоге подрывается жизнеспособность оставляемых на доращивание деревьев, снижаются продуктивность, качество и товарная ценность основного урожая древостоев, поступающих в главную рубку. Хотя еще в 1831 году английский лесовод Мэтью в книге «О корабельном лесе…» предупреждал: вырубая лучшие деревья, человек заведомо ухудшает качество будущих поколений леса. Это и происходит ныне почти повсеместно в лесах, наиболее доступных для вывоза древесины.
Правда, в северной зоне передано в аренду 248,6 тыс. га лесов с ежегодным отпуском древесины 134 тыс. м3 (данные на 01.01.2010 года). В 2009 году вместе с прочими рубками заготовлено 114,7 тыс. м3. От принятой расчётной лесосеки это всего 0,9%. Понятно, что увеличение объёма лесозаготовок арендаторами даже в 2-3 раза не решит проблему использования сырьевых ресурсов омских лесов.
Кстати, передача казённых лесов арендаторам-временщикам была испытана в России ещё в позапрошлом веке. Тогда же был получен чёткий негативный результат, зафиксированный в официальных документах. Однако не похоже, чтобы наши реформаторы вспомнили о них при определении современной стратегии лесопользования.

Ведущий: Какие меры необходимы, чтобы упорядочить ситуацию?

В. Н. Михальчук: Прежде всего, разработать лесную политику (программу) на долгосрочную перспективу с учётом всех классических требований, обеспечивающих правильную организацию и ведение лесного хозяйства. И, конечно же, восстановить лесную охрану и должность лесника – постоянного стража лесов. С той же целью безотлагательно провести полноценное лесоустройство для получения достоверной информации, позволяющей успешно решать приоритетные задачи лесной отрасли и экономики области в целом. В том числе, естественно, ориентировать лесозаготовки в основном на перестойные и спелые леса.

Ведущий: Это с точки зрения учёного-лесовода. А какова позиция специалистов по управлению лесами?

В. А. Василенко: В общих чертах Василий Николаевич правильно представил проблематику современного лесного хозяйства. Правда, за последние два-три года преимущество в Омской области отдаётся санитарно-оздоровительным мероприятиям и устранению захламлённости лесных земель. Но почему же расчётная лесосека спелых древостоев освоена лишь на 5-6%? Проблема в том, что спелая древесина находится большей частью в труднодоступных местах и вывоз её оттуда нерентабелен, а иногда и невозможен. Не случайно, скажем, «АВА-компани» – самый крупный лесопереработчик в Омской области – осваивает участки в Седельниковском лесничестве. Это всё-таки доступнее, чем, скажем, в отдалённых Тарском или Тевризском районах.

Ведущий: Транспортная проблема актуальна, видимо, не только для омичей, но и для всей Сибири. Прокладывать дороги в заболоченных или горных местах – это колоссальные затраты, не говоря уже о содержании их в рабочем состоянии. Но среди нас присутствуют авторы проекта, который так и называется: «Дирижабли как эффективное средство решения транспортных и экологических проблем в лесопользовании Сибири». Давайте заслушаем…




В. С. Шалаев: «Дирижабли спасут экономику!..»

B. C. Шалаев: Прежде всего, должен сказать, что отмеченных здесь проблем по освоению расчётной лесосеки в Омской области давно бы уже не было. Потому что крупные дирижабли могут поднимать и перемещать на любые расстояния грузы до двух с половиной тысяч тонн. Это, по сути, целый железнодорожный состав. Причём без всяких наземных путей, то есть не травмируя дорогами естественные ландшафты. Идею их создания привезли в Омск ещё в начале 70-х выпускники Московского авиационного института. А здесь с большим вниманием к ней отнеслись на кафедре авиа- и космических наук Политехнического института, учёные Сибирского отделении Академии наук, СибАДИ, специалисты высоко-технологичных промышленных предприятий.
В итоге при Политехническом было создано малое научно-производственное предприятие. А в 1991 году на базе завода 41 гражданской авиации и этого МНПП – государственное конструкторское бюро АНТК «Крыло», входящее в состав Министерства гражданской авиации РФ. В задачи КБ входила разработка дирижаблей нового поколения. Над проектом трудились сотни изобретателей, конструкторов и инженеров. Только по основополагающим узлам и конструкциям летательного аппарата защищено более ста патентов. Спустя три года была подготовлена вся техническая документация для производства опытного образца грузового дирижабля типа Ша-2. Однако в спину внезапно ударила жуткая инфляция, и в 1997 году КБ пришлось закрыть.
Между тем дирижаблестроение возрождается во всём мире. Потому что эти воздушные корабли, уступая авиации в скорости, имеют перед ней ряд важных преимуществ. Во-первых, сила, которая поднимает аэростат в воздух (по всем известному со школы закону Архимеда), совершенно бесплатна и не требует затрат энергии, в отличие от подъёмной силы крыла, которая напрямую зависит от скорости аппарата, а значит, от мощности двигателя. Дирижаблю же двигатели нужны в основном для перемещения в горизонтальной плоскости и маневрирования. Поэтому летательные аппараты такого типа могут обходиться моторами значительно меньшей мощности, чем требуется, скажем, самолёту при равной величине полезной нагрузки. А вертолёты при этом раз в пять уступают дирижаблям по удельному расходу топлива.
Отсюда и второе их преимущество – экологическая чистота по сравнению с крылатой авиацией. Третий плюс дирижаблей – их практически неограниченная грузоподъёмность. У самолётов и вертолётов она, как известно, спотыкается о прочностные характеристики конструкционных материалов. Для дирижаблей таких барьеров нет, и воздушный корабль с полезной нагрузкой, например, в 1000 тонн – вовсе не фантастика. Добавим сюда способность длительное время находиться в воздухе, отсутствие необходимости в аэродромах с длинными взлётно-посадочными полосами и большую безопасность полётов. А также тот фактор, что наука не стоит на месте. Удивительно ли, что опытные образцы современных дирижаблей испытывают в США. Германии. Англии, Франции?..
А что же у нас, в России, где на огромных пространствах вообще отсутствует наземная транспортная сеть? Казалось бы, уж ей-то сам Господь велел стать первой в мире страной дирижаблей.

С. С. Житников: И в начале процесс их создания действительно поддерживали на всех уровнях. Но в конце 90-х мы пришли в экономический комитет областной Администрации с вопросом о дальнейшем, а какая-то девушка сказала: «Мы ваши бизнес-планы уже уничтожили. Оставили в компьютере лишь аннотацию и всё»!..

B. C. Шалаев: И, тем не менее, пока ещё нет в мире конструкции, которая бы превзошла наши наработки.

Ведущий: В чём же их достоинства, если не секрет?

B. C. Шалаев: Их много. За исходный мы взяли жесткий тип конструкции. Именно такого типа был знаменитый германский «Граф Цеппелин», который в 1929 году осуществил первый в истории кругосветный перелёт, совершив при этом лишь три промежуточные посадки. В дальнейшем он выполнял регулярные пассажирские рейсы в Бразилию, пока в 1936 году не стал музейным экспонатом. Но мы изменили его сигарообразную форму, сделав короче. Каркас и оболочку выполнили из современных материалов. Взрывоопасный водород заменили инертным, негорючим гелием.
Впрочем, это довольно типичные ныне модификации. А вот безбалластное регулирование величины аэростатической подъёмной силы, возможность компенсации избыточной подъёмной силы, возникающей при полной разгрузке дирижабля, оригинальная антиобледенителъная система, обеспечивающая полёты в любых метеоусловиях, конструкция газовой системы, позволяющая восполнять потери газа в каких-либо нештатных ситуациях – всё это защищено патентами, имеющими мировую новизну. Для стоянки на земле нашему кораблю не нужен ангар или эллинг, так как он может «отдыхать» под открытым небом, как любая современная авиационная техника. Но среди неё дирижабль – самое экологически чистое и энергосбергающее транспортное средство. Поскольку может летать, используя в качестве топлива газ или даже электроэнергию, которую вырабатывают солнечные батареи, размещённые на верхней части корпуса.

В. А. Трейер: К тому же нашему дирижаблю, в отличие от многих других моделей на технологических площадках, не требуется причальная мачта. Ведь он способен совершать подъёмы и посадки по вертикали. Благодаря этому, кстати, аппарат может работать на лесозаготовках в качестве трелёвщика, доставляя поваленные деревья на склад. Вряд ли дизельный гусеничный тягач, который используется для этого, тратит меньше горючего, чем дирижабль. Да к тому же сдирает при трелёвке всю лесную подстилку, а вместе с нею и лесной подрост.

Ведущий: Какова же экономическая эффективность дирижабля?

B. C. Шалаев: Это смотря с каких позиций оценивать. Если только с точки зрения промысловиков-лесорубов, то мы замкнёмся на одной статье расходов – транспортировка древесины. Хотя и она на дирижабле значительно дешевле, чем на автотранспорте. Но при этом совершенно выпадает из поля зрения колоссальная экономия средств за счёт исчезновения необходимости, скажем, в автотрассе, которую собираются прокладывать в Омской области в отдалённые районы спелой и перестойной древесины. А также несомненный эффект для лесного и охотничьего хозяйства за счёт сохранения лесного подроста и таёжных экосистем благодаря щадящим способам лесозаготовки при помощи дирижабля. Ну и, конечно, энергосберегающие параметры в виде сокращения горюче-смазочных материалов на транспортировки, да и вообще количества наземной грузовой техники.
Как видим, оценить этот совокупный эколого-экономический эффект для всего народного хозяйства можно только с государственных позиций. Поэтому мы и обращаемся в официальные инстанции прежде всего.

Ведущий: И всё-таки, сколько средств необходимо для создания опытного образца?

B. C. Шалаев: То есть, по сути, для проектирования и производства дирижаблей?

Ведущий: Ну, пускай будет так…

B. C. Шалаев: Если ориентироваться на серийный выпуск большегрузных воздушных кораблей, то потребуется примерно 500 миллионов рублей ежегодно в течение четырёх лет. Или в сумме – около двух миллиардов рублей. Но эти деньги с лихвой вернутся инвестору через ближайшие четыре-пять лет.

Ведущий: А сколько стоит на рынке деловая древесина? Кто-нибудь из представителей лесного хозяйства подскажет?

А. Ю. Елесина: В среднем около тысячи рублей за один кубометр.

Ведущий: Мы здесь только что слышали, что оптимальная расчётная лесосека в Омской области составляет свыше семи миллионов кубометров в год. Это сулит более семи миллиардов рублей дохода, так? То есть в три с лишним раза больше, чем требуется инвестиций для производства дирижаблей. Игра, как говорится, стоит свеч? Что скажут на это компетентные эксперты?




В. И. Кузнецов: «Проекты готовы для производства»

В. И. Кузнецов: Поскольку мне довелось познакомиться с проектной документацией, могу сказать, что она вполне готова для производства опытного промышленного образца. Конечно, потребуются затем какие-то поправки и доработки, согласно технологической схеме, но это уже особенности рабочего процесса. Что ещё очень интересно, на мой взгляд? Индустриальный комплекс Омска как будто создан для производства интегрированной инновационной продукции. И в частности – дирижаблей. В самом деле, сборку их можно наладить на объединении «Полёт», которое специализировано на изготовлении космической техники. Или на заводе гражданской авиации. Силовые установки поставил бы завод имени Баранова, полимеры – предприятия нефтехимии, оборудование и электронику – заводы имени Козицкого, имени Попова…
То есть дирижабли придали бы новый импульс развитию всей омской экономики и вообще глубинных районов страны. Так почему же упускать такую перспективу?

В. В. Сыркин: Считаю возможным и необходимым организацию производства высокотоннажных дирижаблей в Омске с учётом наличия здесь промышленного потенциала, специалистов и научно-расчётного сопровождения в этой области. А также имеющихся условий для подготовки профессионалов в сфере проектирования, изготовления и эксплуатации аэростатических транспортных средств. В том числе и у нас, в СибАДИ.





Д. Н. Горелов: «Дирижабли – начало инноваций в лесной промышленности»

Д. Н. Горелов: Использование дирижаблей вообще на порядок поднимает культуру производства в лесной промышленности. В том числе выдвигает, к примеру, такой вопрос: а разумно ли транспортировать древесину за сотни вёрст на переработку? Не лучше ли наладить этот процесс непосредственно в местах заготовки, оставляя все древесные отходы производства для естественной их утилизации в биотическом круговороте вещества лесных экосистем? Из леса же доставлять уже готовые полуфабрикаты в виде сбрикетированных пиломатериалов. Тем более что для первичной переработки уже есть эффективная малогабаритная техника, которую можно без проблем переправлять в тайгу на тех же дирижаблях. Как и разборные, мобильные производственные и бытовые помещения. Источником энергии при этом могут служить опять же инновационные ветровые электрогенераторы.
Точно также можно организовать попутно и переработку всех недревесных лесных ресурсов – грибов, ягод и лекарственных трав, перемещать пасеки для сбора таёжного мёда… Ну, и потом, трудно переоценить роль дирижабля, скажем, в лесоохране, если он может опрокинуть на пожар сразу тысячу тонн воды!..





С. С. Житников: «Богатые покупатели – рядом!..»

С. С. Житников: Сегодня уже отмечалось, что лесопромышленный бизнес испытывает затруднения со сбытом своей продукции. А ведь мы находимся почти рядом с очень богатыми и заинтересованными её потребителями. Это все страны Ближнего Востока, где местной древесины почти нет, а потребности в ней велики. Конечно, торговые отношения с ними осложняются дальностью транспортных коммуникаций – представить себе только этот сухопутно-морской путь вокруг Европы или через Босфор!.. Однако при наличии дирижабля это всего лишь трое суток по воздуху – туда и обратно. Вот и считайте отсюда экономическую эффективность этой техники и сроки её окупаемости.

С. Е. Тетерин: Это значение дирижабля только в лесном хозяйстве. А если взять другие отрасли экономики? Скажем, решение проблемы разорительного северного завоза? Или пассажирских авиаперевозок на фоне чуть ли не ежедневных катастроф самолётов и вертолётов?

B. C. Шалаев: Полёт на дирижабле практически безопасен. Если все остальные летательные аппараты в случае отказа двигателей попадают в аварийную ситуацию, то дирижабль ложится в дрейф, пока механик исправляет поломку. А затем продолжает полёт.

С. Е. Тетерин: Потому-то и удивляет инертность государства к наработкам омских конструкторов.

Ведущий: Здесь у нас присутствуют представители министерств Омской области.

А. В. Хорошкин: В Министерстве промышленной политики, транспорта и связи с большим вниманием относятся к деятельности инициативной группы специалистов по созданию дирижаблей. Тем более, что в государстве, как известно, формируется проект программы развития воздухоплавательной техники до 2025 года, в которую могут войти и разработки омичей.

К. Н. Полянский: На первый взгляд, конечно, идея создания дирижаблей вызывает большой интерес. Но окончательно определиться по отношению к ней можно, естественно, только после тщательного изучения технико-экономического обоснования. В этом направлении и следует продвигаться.

Ведущий: Что ж, будем считать, обе стороны сделали первый шаг навстречу друг другу. Общественность намерена, согласно законодательству, сопровождать и все последующие подвижки в этом процессе. В частности, консорциум «ОМ-Экопром» и редакция журнала планируют провести научно-практическую конференцию на тему «Сибирские леса - инновации - экология» в сентябре, на День работника лесного хозяйства, где обстоятельно рассмотреть связанные с ней проблемы. Все конструктивные предложения войдут в резолюцию этого форума.


Публикацию подготовил
Владимир Плюхин
Омск, 2011


Опубликовано:

Экологический, научно-популярный, общественный журнал «Сибирские веды»
№ 1(3) • 2011

 
 
Автор : Плюхин Владимир Романович  —  Каталог : Сибирские веды
Все материалы, опубликованные на сайте, имеют авторов (создателей). Уверены, что это ясно и понятно всем.
Призываем всех читателей уважать труд авторов и издателей, в том числе создателей веб-страниц: при использовании текстовых, фото, аудио, видео материалов сайта рекомендуется указывать автора(ов) материала и источник информации (мнение и позиция редакции: для порядочных людей добрые отношения важнее, чем так называемое законодательство об интеллектуальной собственности, которое не является гарантией соблюдения моральных норм, но при этом является частью спекулятивной системы хозяйствования в виде нормативной базы её контрольно-разрешительного, фискального, репрессивного инструментария, технологии и механизмов осуществления).
—  tags: экология, инновации, леса, дирижабль
OM ОМ ОМ программы
•  Программа TZnak
•  Дискуссионный клуб
архив ЦМК
•  Целевые программы
•  Мероприятия
•  Публикации

сетевые издания
•  Альманах Эссе-клуба ОМ
•  Бюллетень Z.ОМ
мусейон-коллекции
•  Диалоги образов
•  Доктрина бабочки
•  Следы слова
библиособрание
•  Нообиблион

специальные проекты
•  Версэтика
•  Мнемосина
•  Домен-музей А.Кутилова
•  Изборник вольный
•  Знак книги
•  Новаторство

OM
 
 
18+ Материалы сайта могут содержать информацию, не подлежащую просмотру
лицами младше 18 лет и гражданами РФ других категорий (см. примечания).
OM
   НАВЕРХ  UPWARD