2008 — Фёдоров В.Г. — С первого взгляда — 1. Если небо опустело…
.
Электронный архив научно-популярного экологического журнала
СИБИРСКИЕ ВЕДЫ
ШКОЛА ЭКОЛОГИИ
С первого взгляда
А можно ли безошибочно определить экологическое самочувствие любого ландшафта с первого взгляда?
Вопрос этот, согласитесь, далеко не праздный, вопрос безопасности любого из нас. И хорошо бы овладеть верным ключиком к нему уже с детства – с той самой поры, когда мы узнаём, например, как правильно обращаться с огнём, электричеством, бытовой химией… Только не надо думать, что природа вокруг очень злая и не прощает ни малейшей ошибки в обращении с нею. Природа, напротив, по доброте своей великодушно дозволила истощить, исковеркать и загрязнить её так, что нам теперь надо опасаться последствий собственных проделок. Вот о них-то и речь, об этих последствиях. Как поскорее избавиться от них, не напороться, не преумножить? Такие вопросы требуют уже довольно приличных экологических знаний, но с ними-то у нас, оказывается, весьма серьёзные проблемы.
Дело в том, что дедушки и бабушки современной детворы выросли в то время, когда слово «экология» в школьных классах ещё не звучало. Папы и мамы, правда, получили о ней представления в 90-е годы, однако далеко не все. Согласно Закону РФ об образовании (1992 г.), экология отчего-то не включена в категорию базовых предметов учебной программы и потому изучается по мере возможностей каждой школы. Ныне из 171 общеобразовательного учреждения г. Омска, например, эта важнейшая «наука о доме» преподаётся только в 91 (данные Департамента образования). Но и там учеников знакомят только с общей экологией, без внимательного изучения природы родного края.
Хотя специально для этого по инициативе общественности и поддержке областного правительства была издана обстоятельная, богато иллюстрированная научно-популярная книга «Земля, на которой мы живём» (Природа и природопользование Омского Прииртышья).
Однако в соответствии всё с тем же Законом учебно-методическое обеспечение школ входит в компетенцию субъектов Федерации, а не органов местного самоуправления, каковым является городской муниципалитет. И потому почти весь тираж этого уникального пособия, предназначенный для города, уже второй год лежит, по словам директора издательства «Манифест» Н. В. Маслова, без распределения его по школьным библиотекам.
Таким образом, городские дети и подростки почти наполовину взрастают, увы, в состоянии невежества в сфере общей экологии и абсолютно все – в экологии среды своего собственного обитания. За исключением, правда, кружковцев двух учреждений дополнительного образования – Областной станции юных натуралистов и МОУ ДОД «Детский эколого-биологический центр». Да ещё подопечных энтузиастов - учителей биологии и географии, которые ведут по школам факультативы экологии. Однако яркая просветительская деятельность их лишь подчёркивает окружающие экологические потёмки.
Столь тревожная обстановка порождает, естественно, целый ряд взаимодополняющих вопросов к министерствам образования регионального и федерального уровней, к правительственным и законодательным органам. Отдают ли они себе отчёт о грядущих последствиях экологического невежества для населения любого региона, для всей страны и для планеты в целом? Разве мало нам совсем недавнего суицида СССР по причине тотального разлада его с биосферой, чтоб экология стала, наконец-то, профилирующим школьным предметом наряду с математикой и грамматикой? И разве не обязан совершенно каждый homo sapiens нашего постиндустриального времени иметь чёткие представления о том. что такое естественная экологическая система, как она формируется, развивается и саморегулируется? И как нам следует с нею обращаться ради собственной безопасности и всех последуюших поколений?
Но пока эти наболевшие вопросы ходят по высоким инстанциям, наш журнал открывает на своих страницах доступную для всех Школу экологии. Здесь каждый из читателей получит самые необходимые знания, с которых начинался этот разговор. А посвятит нас в них профессиональный исследователь экосистем, кандидат биологических наук, доцент кафедры биологии Омской государственной медицинской академии Владимир Григорьевич Фёдоров.
ШКОЛА ЭКОЛОГИИ
Урок ведёт
кандидат биологических наук, доцент кафедры биологии Омской государственной медицинской академии
Владимир Григорьевич Фёдоров
Урок 1. Если небо опустело…
…Вот и вырвались мы наконец-то из тесного города на свежий воздух, в настоящую, живую природу. Синее небо, яркая зелень, ясные дали!.. Так и хочется, подхватив лукошко, ринуться в звенящий, цветущий мир ближайшего перелеска – за грибами или ягодами. Только вот какая-то внезапная внутренняя тревога словно бы удерживает от этого порыва. Или в окружающей обстановке что-то настораживает нас, или предостерегает о чём-то интуиция… Ну что же, давайте посмотрим, насколько безопасен простирающийся перед нами пейзаж для доверчивого общения с ним.
Допустим, это самый привычный, так называемый аграрный ландшафт. Он представляет собой бескрайнюю слабоволнистую равнину в виде обширных пахотных земель среди островков берёзово-осиновых лесов или колков. По направлению к югу от Омска, до границы с Казахстаном, колки встречаются всё реже, а к северу, до подтаёжной зоны Прииртышья, – всё чаще и гуще. При всей внешней, казалось бы, непритязательности эта лесостепная местность наиболее благодатна для проживания людей. Не случайно плотность человеческого населения в ней почти в 4,5 раза выше, чем, скажем, в подтаёжной зоне. Археологические данные свидетельствуют, что люди обитают здесь уже свыше 10 тысяч лет. Однако насколько пригодны для жизни эти ландшафты сегодня?
Вопрос, к сожалению, не такой уж и странный, учитывая характер современного хозяйственного воздействия на них. Причём для ответа на него не требуется никаких дорогостоящих, скрупулёзных исследований. Достаточно просто взглянуть на небо. Да-да, на летнее, дневное небо – парит в нём коршун или нет? Ярко-чёрный силуэт его с широко распахнутыми крыльями и серповидным хвостом, часами описывающий поднебесные круги, не спутаешь ни с каким другим.
Так вот, если этот крылатый наблюдатель находится на своём «дежурстве», то, значит, всё в порядке в местной экосистеме. И можно нам спокойно собирать грибы и ягоды. Но если нет его, то почему?.. Ведь чёрный коршун – обычный, неприхотливый представитель здешней орнитофауны. Ареал обитания его – вся Евразия, за исключением Крайнего Севера, поскольку пищи у него повсюду вдоволь. Это мелкие полевые грызуны, ящерицы, лягушки, не гнушается он и падалью. Короче, коршун – типичный санитар природы. Почему же он исчез?
Вряд ли в этом повинны только факторы беспокойства. Птица средней величины (длина тела с клювом и хвостом около 70 см) не такая уж и диковинка для людей. Гнездится на деревьях в лесных колках и ленточных борах. Охотно придерживается населённых пунктов. Но ведь всеядные сороки, галки, вороны и грачи – тоже не мелкие птицы. И ничего, не исчезают. Стало быть, причина другая. Какая же именно? Скорее всего – это пестициды, которые применяют теперь в небывало широких масштабах. Ведь коршун – исключительно хищная птица. Поедая полёвок и мышей, ослабленных ядохимикатами или павших от них, он и сам набирается смертельной дозы. Гибнут по этой причине и птенцы. Такая же участь постигает и других пернатых родов соколиных и ястребиных – кобчиков, канюков, чеглоков…
Это предположение подтверждают, увы, и пространственные визуальные наблюдения: небеса опустели почти над всеми агроландшафтами Западной Сибири – от западных границ до восточных. И только над угодьями ОАО ПКЗ «Омский» ещё можно увидеть привычный для недавнего прошлого парящий силуэт крылатого стража полей. Не потому ли, что в этом хозяйстве уже около 20 лет с успехом обходятся без пестицидов, и здесь восстановилась полноценная экосистема? Точно так же, как возродилась она ещё в 70-е годы минувшего века в Муромцевском районе, когда там полностью отказались от ядохимикатов.
Итак, пернатые санитары природы – это первый индикатор степени экологического благополучия местного ландшафта. Отсутствие их в небе – самый верный признак того, что не следует пока спешить полакомиться лесными дарами. Не лучше ли вначале обратить внимание и на другие индикаторы? Например, на мелких и средних птиц, питающихся в основном насекомыми (энтомофагов). В частности это представители отряда воробьиных – лесной конёк и белошапочная овсянка, численность которых достигает в лесостепи 100 - 115 особей/кв.км, зяблик (до 93 особей), пухляк, горихвостка-лысушка (до 35) и многие другие. Посмотреть, есть ли в лесу дикие голуби – вяхирь и большая горлица, кукует ли кукушка? Не помешает взглянуть и на муравейники, особенно вблизи лесной опушки. Если в них будет мало или вовсе не окажется муравьев, если в лесу почти не слышно и не видно птиц, а также нет хищных насекомых – стрекоз и божьих коровок, то как же полагаться на безопасность его грибов и ягод? Не нанесло ли сюда сильнейших ядов при обработке окружающих полей?
К сожалению, государственным заказом не предусмотрен пока санитарно-эпидемический мониторинг пищевой продукции леса, в том числе и контроль над возможным наличием в них пестицидов. Но это отнюдь не значит, что формирование такого заказа на региональном уровне не возможно с учётом пожеланий общественности. Вообще же качество природной среды обитания напрямую зависит от нашей с вами активности, тем более что для повышения его создана правовая и организационная основа.
Увидел, скажем, кто-нибудь, что механизаторы начинают косовицу трав или хлебов не с середины поля, как полагается, а с обкашивания его периферии. Так почему бы и не сообщить об этом поскорее в Росприроднадзор, продублировав сигнал в редакцию журнала. Ведь такая порочная схема уборки неизбежно сгонит всю беззащитную живность на поле к самому его центру и в конечном счёте – под режущее устройство жатки. И каково нам смотреть сегодня, например, на этого вот косулёнка с ножками, обрезанными в такой мясорубке? Фотография, кстати, из той самой книги о природе Омского Прииртышья, изданной в позапрошлом году, которая до сих пор ещё не достигла школьных библиотек…
Владимир Фёдоров Омск, 2008
■
Опубликовано: Экологический, научно-популярный, общественный журнал «Сибирские веды»
• № 1(1) • 2008
Автор : Фёдоров Владимир Григорьевич
— Каталог : Сибирские веды
Все материалы, опубликованные на сайте, имеют авторов (создателей). Уверены, что это ясно и понятно всем. Призываем всех читателей уважать труд авторов и издателей, в том числе создателей веб-страниц: при использовании текстовых, фото, аудио, видео материалов сайта рекомендуется указывать автора(ов) материала и источник информации (мнение и позиция редакции: для порядочных людей добрые отношения важнее, чем так называемое законодательство об интеллектуальной собственности, которое не является гарантией соблюдения моральных норм, но при этом является частью спекулятивной системы хозяйствования в виде нормативной базы её контрольно-разрешительного, фискального, репрессивного инструментария, технологии и механизмов осуществления).