Инициативными учёными, объединёнными в творческую группу Омского регионального отделения Всероссийской общественной организации «Русское географическое общество», с 2007 года ведётся работа по созданию национального парка на территории Омской области. Его обоснованным в 2010 году названием является «Западно-Сибирский национальный парк имени Ермака (Омская область)».
Комплексное изучение Муромцевского административного района и прилегающих к нему, Батаковской поймы, Усть-Тарского археологического микрорайона, Прииртышского Увала дала возможность уточнить его границы, составить детальное функциональное зонирование, выявить достопримечательности. Значительная площадь территории будущего национального парка, высокая аттрактивность и набор достопримечательностей, расположение в границах пяти административных районов Омской области (Муромцевском, Тарском, Нижнеомском, Горьковском и Большереченском) отвечают критериям создания национального парка [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 9, 10].
В Правительстве Российской Федерации решение о создании национального парка принимается только на основании представления органов государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, поэтому необходимо с самого начала заручиться поддержкой в этом вопросе органов местного самоуправления и региональных властей. Заинтересованность местных властей в создании национального парка позволяет не только найти средства на разработку эколого-экономического обоснования и привлечь к работе над ним лучших специалистов, но и принять необходимое решение о резервировании его будущей территории.
Эколого-экономическое обоснование относится к предпроектным материалам и представляет собой комплексную оценку территории. Результаты комплексной оценки являются многопризнаковой инвентаризацией природных и социально-экономических факторов, которые в дальнейшем лягут в основу архитектурно-планировочного решения.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 г. «Об экологической экспертизе», основным документом, обосновывающим придание территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий федерального значения, являются материалы комплексного экологического обследования участков этих территорий. Обязательным условием принятия Правительством Российской Федерации решения об организации национального парка служит положительное заключение государственной экологической экспертизы на федеральном уровне по этим материалам. Согласно требованиям государственной экологической экспертизы, в составе материалов комплексного обследования участков территории, обосновывающих придание им правового статуса национального парка, должны быть представлены документы, подготавливаемые Омским региональным отделением ВОО «Русское географическое общество»:
• научное обоснование особой природоохранной, эколого-познавательной и рекреационной ценности обследованной территории;
• обоснование границ национального парка и его охранной зоны с краткой характеристикой земель (акваторий), предлагаемых к включению в состав национального парка с изъятием или без изъятия из хозяйственной эксплуатации;
• функциональное зонирование территории национального парка и режим природопользования;
• состав необходимых мероприятий по охране, использованию и воспроизводству биологических ресурсов;
• предложения по регулированию природопользования на землях других землепользователей;
• социально-экономическое обоснование установления режима особой охраны на предлагаемой территории (предполагаемые объемы сокращения или перепрофилирование производств в связи с изъятием природных ресурсов из хозяйственного использования, предполагаемый размер прямых убытков землепользователей в связи с включением их земель в состав национального парка, предложения по социально-экономической перспективе района расположения национального парка, компенсирующие негативные стороны устанавливаемого режима, и др.);
• возможные альтернативные пути сохранения природных ресурсов и ценных объектов территории;
• общие выводы и предложения по статусу территории;
• схематическая карта территории предлагаемого национального парка с указанием состава земель всех землепользователей, а также устанавливаемых функциональных зон.
Кроме собственно материалов комплексного экологического обследования участков территории, на государственную экологическую экспертизу должны представляться документы, подготавливаемые структурными подразделениями правительства Омской области:
• решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации (правительства Омской области) и соответствующих органов местного самоуправления об организации национального парка;
• согласования с собственниками и пользователями земельных участков, которые предлагаются к включению в состав национального парка;
• положительные заключения или материалы согласований с государственными органами надзора (государственная санитарно-эпидемиологическая служба Российской Федерации, государственный горный надзор) и контроля (специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей природной среды);
• заключение территориального подразделения федерального органа управления государственным фондом недр о наличии (отсутствии) полезных ископаемых на обследованных участках, их запасах, перспективах освоения, альтернативных вариантах разработки месторождений полезных ископаемых в случае их закрытия после организации национального парка;
• заключение Министерства здравоохранения Российской Федерации или его территориального органа о перспективном использовании минеральных вод и лечебных грязей, имеющихся на обследованном участке;
• заключение Министерства культуры Российской Федерации или его территориального органа о наличии (отсутствии) на обследованном участке памятников истории и культуры;
• материалы обсуждений предлагаемого национального парка с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления;
• заключение общественной экологической экспертизы (в случае её проведения).
Затраты на проведение государственной экологической экспертизы на федеральном уровне покрываются юридическими лицами, вносящими материалы эколого-экономического обоснования на такую экспертизу. При этом источники финансирования для покрытия затрат могут быть самыми разными – от добровольных пожертвований или благотворительных грантов до средств регионального бюджета. Администрация субъекта Российской Федерации после рассмотрения материалов эколого-экономического обоснования принимает решение об одобрении вносимых предложений по созданию национального парка и поручает одной из подведомственных организаций внести материалы на федеральную экологическую экспертизу.
Постановление администрации субъекта Российской Федерации о создании национального парка готовится при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы. В нём указываются общая площадь национального парка, состав и площадь земель, как предоставляемых национальному парку, так и включаемых в его границы без изъятия из хозяйственного использования, согласие на отнесение соответствующих территорий к объектам федеральной собственности. Помимо этого, требуется отразить обязательства региона по частичному финансированию создаваемого национального парка. Принятое постановление в установленном порядке направляется в Правительство Российской Федерации, которое поручает специально уполномоченному федеральному органу государственной власти рассмотреть данные материалы и внести в Правительство Российской Федерации согласованный проект его постановления об учреждении нового национального парка.
Автор макета стенда: Кассал Б.Ю.
Таким образом, дальнейшим направлением деятельности по созданию национального парка является подготовка материалов комплексного экологического обследования территории на государственную экологическую экспертизу, которая выполняется Правительством Омской области и, по заказу Правительства, Омским региональным отделением ВОО «Русское географическое общество».
Финансовое обеспечение последующей реализации Концепции создания национального парка будет осуществляться за счёт федеральных средств бюджета, средств регионального бюджета Омской области, местных бюджетов, а также внебюджетных источников финансирования, в том числе международных организаций, использование которых определяется в порядке, установленном Российской Федерацией.
В связи с приоритетностью для Западной Сибири и историческими особенностями территории, масштабность объекта «Западно-Сибирский национальный парк имени Ермака (Омская область)», представляющего обширную географическую часть Российской Федерации – Западную Сибирь, становится знаковым для всей страны. Для туристов Западно-Сибирский национальный парк имени Ермака формирует возможность ознакомления не только с обширным географическим регионом (Омская область), но и с его уникальными природными объектами, историей развития территории и особенностями её освоения [8, 11].
___________________________
1. Кассал Б.Ю. «Птичья Гавань» в системе национального природного парка // Изучение экосистемы природного парка «Птичья Гавань»: Сб.науч. статей // Под ред. Б.Ю. Кассала. – Омск: Изд-во ОмГПУ, ООО «Издательский дом «Наука», 2003. – 210 с. – С.168-187.
2. Кассал Б.Ю. О возможности создания Омского национального природного парка // Охраняемые территории Омского региона: Матер.регион.науч.-практ.конф. 12.10.2005, г.Омск. – Омск, 2005. – 128 с. – С.17-37.
3. Кассал Б.Ю. Российский национальный природный парк «Муромцевский» (Омская область). Концептуальное обоснование проекта. Зоологический аспект // Труды Зоологической Комиссии. Ежегодник. Вып.4: Сб.науч.тр. / Под ред. Б.Ю. Кассала. – Омск: ООО «Издатель-Полиграфист», 2007. – 170 с. – С. 154-161.
4. Кассал Б.Ю. Позвоночные животные урочища Батаково // Омская биологическая школа. Ежегодник. Вып.5: Межвуз. сб. науч. тр. / Под ред. Б.Ю. Кассала. – Омск: Изд-во Ом-ГПУ, 2008. – 162 с. – С. 145-153.
5. Кассал Б.Ю. Фауна Батаковской поймы // Актуальные вопросы историко-культурного и природного наследия Тарского Прииртышья: матер. V науч.-практ.конф., посвящ. памяти А.В. Ваганова. – Т.1. – Тара: Изд-во А.А. Аскаленко, 2010. – 272 с. – С.245-250.
6. Кассал Б.Ю. Хорзов Е.А., Валитов Р.Г. и др. Природный компонент парка «Батаково» Большереченского района Омской области // Актуальные вопросы историко-культурного и природного наследия Тарского Прииртышья: матер. V науч.-практ.конф., посвящ. памяти А.В. Ваганова. – Т.1. – Тара: Изд-во А.А. Аскаленко, 2010. – 272 с. – С.250-254.
7. Кассал Б.Ю., Новиков Ф.И., Вяткин И.А. О создании национального парка на территории Омской области // Охрана окружающей среды: сб.матер.межрегион.науч.-практ.конф., 3-4.06.2010 г., г. Омск. – Омск: изд-во ОмГПУ, 2010. – 128 с. – С.35-37.
8. Демешко В.Н., Кассал Б.Ю. Аналитический обзор топонимики национальных парков (научное обоснование названия национального парка в Омской области) // Омская биологическая школа: Межвуз. сб. науч. тр. Ежегодник / под ред. Б.Ю. Кассала. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2011. – Вып. 8. – 170 с. – С. 162-170.
9. Концепция создания национального парка на территории Омской области (предпроектная схема организации и развития): Монография / Составители: Б.Ю. Кассал, И.А. Вяткин, В.Н. Демешко // ВОО «Русское географическое общество», Омское региональное отделение. – Омск: Изд-во «Амфора», 2011. – 86 с.
10. Кассал Б.Ю., Новиков Ф.И. О деятельности Омского регионального отделения ВОО «РГО» по созданию национального парка // Социально-экономическое развитие и историко-культурное наследие Тарского Прииртышья: Матер. VI регион.науч.-практ.конф., посвящ. 120-летию со дня рожд. А.В. Ваганова (г. Тара, 1-2 марта 2012 г.). – Омск: ООО «Амфора», 2012. – 290 с. – С. 240-243.
11. Кассал Б.Ю., Демешко В.Н. Название проектируемого национального парка Омской области // Научное обоснование создания национального парка в Омской области: Монография / ответ. редакторы И.А. Вяткин, В.Н. Демешко. – Омск: Издательство «Амфора», 2012. – 300 с. – С. 203-204.
© Б.Ю. Кассал, 2012