Эти люди сбежали из цивилизации. Из нашей современной, постиндустриальной. Сбежали как из некоей тюрьмы или порочного притона, или с тонущего корабля. Все они разные, эти люди – по профессии, образованию, характеру… И все они – горожане приблизительно среднего возраста или моложе. Но каждый из них убедился по-своему, что надо вернуться. Да, надо шагнуть в то самое время, к той исторической точке цивилизации, с которой начался когда-то её самоубийственный разлад с биосферой. И вот отсюда, с этой роковой точки продолжить эволюцию рода человеческого. Только теперь уже без прежней экологической ошибки. Теперь уже – в абсолютной, принципиальной гармонии с нею, жизнетворящей Природой. А, значит, – со всем мирозданием и со всей Вселенной. Только такая гармония сулит человечеству бессмертие, без всякого библейского апокалипсиса. И наивысшее духовное и материальное развитие. До уровня самого Творца.
Такие примерно мотивы преисполняли их в 1997 году, когда они основали свой посёлок «Семь лип» в местечке Альтмарк – 150 км от Берлина. Так в культурном ландшафте Западной Германии появился как бы фрагмент доиндустриальной поры, где 120 энтузиастов пытаются жить натуральным, крестьянским хозяйством. С помощью исключительно конной тяги и прадедовских орудий труда. В максимально возможной экологической чистоте. Так что же у них получилось в итоге? К чему они пришли, спустя 10 лет?
Об этом и рассказывает подробно документальный фильм режиссёра Энди Штигльмайра «ЛЮДИ, МЕЧТЫ, ПОСТУПКИ», вызывая всеобщий, пожалуй, интерес. Ибо кому же сегодня не ясно, что дни современной цивилизации сочтены? И что глобальный черпак потребления энергоресурсов скрежещет уже по дну природной кладовой? Но есть ли всё-таки альтернатива всеобщему летальному исходу?
Этот вопрос всё чаще тревожит каждого из нас. Однако исчерпывающий ответ на него вряд ли возможен без широкого обмена мнениями. Именно такую возможность и предоставил общественности Дискуссионный клуб «Инноватика» путём просмотра и обсуждения киносерии «Климат. Культура. Изменение» (из архива Института имени Гёте) в Омском Доме журналистов. И начав этот процесс с упомянутого выше фильма, отражающего практический опыт перенастройки жизни на согласие с Природой. А также реальные проблемы, возникающие при этом.
Своеобразие же восприятия этого фильма у нас, в России, в том, что страна совсем недавно пережила радикальную экологическую катастрофу. В виде распада СССР, который в 1930 - 32 годы насильно повернул своё крестьянство лицом к политрежиму, а спиной – к природе. И разомкнул тем самым питательный контакт между биосферой и государством, породив хронический, всё нарастающий дефицит продовольствия. А со временем, блюдя свои догматы, перешёл в значительной мере на импортное питание, рассчитываясь за него невосполнимыми природными ресурсами – нефтью, газом, цветными металлами… В ответ вполне естественно сработали законы свободного рынка: цены на экспорт упали, а на импорт – возросли. И тогда великая, вооружённая до зубов держава пала, оставшись без средств к существованию. По причине своего патологичного разлада с биосферой.
С той поры минуло уже 20 лет. Однако не заметно, чтобы в нынешней РФ хотя бы попытались излечиться от этого экологического недуга на государственном уровне. Напротив, сегодня отмирают последние живые корешки плодотворного взаимодействия с Природой. Так, за последние 10 лет с карты страны исчезли 13740 деревень и 215 городов. Причём только за прошлый год – более 3000 населённых пунктов. В 2011 году Россия собрала около 90 млн. тонн зерна, что только чуть больше половины «дореформенного» количества. Поголовье скота уменьшилась с тех пор: овец и коз – с 67 до 10 млн., свиней – с 33 до 9 млн., коров – с 21 до 12 млн. голов. За счёт импорта ныне покрывается до 70 % продовольственных потребностей, что разоряет, конечно, и государство, и каждого из россиян. Удивительно ли, скажем, что в странах-экспортёрах нефти удерживается следующая цена бензина АИ-92: в Туркмении – 2 цента за литр, Венесуэле – 3, Иране – 9, Ливии – 13, Саудовской Аравии – 16, США (импортёр бензина) – 63, включая налог на автомашину. А в России – в Питере, в частности, – 90 центов (27,07 руб.) за литр (http://www.rf-agency.ru/acn/stat_ru).
Главная же интрига современности в том, что для обретения спасительной гармонии с Природой государству не надо ничего искать. Всё уже найдено дотошной российской общественностью и с триумфом испытано в обстановке либо аморфного официального равнодушия, либо какого-то загадочного, угрюмого противодействия. Так, сибирякам, к примеру, в отличие от немецких энтузиастов не надо переселяться в доиндустриальную эру, чтобы войти в согласие с извечными законами Природы. Поскольку найдено обстоятельное исследование XIX века изысканной крестьянской системы сотрудничества с привередливыми ландшафтами Барабы под названием «хозяйствовать по-сибирски». Без всякого экологического ущерба для последних.
Благодаря этой системе продуктивность крестьянского хозяйства здесь в 10 раз превосходила последующее, социалистическое даже в самый благополучный его период 1970 - 80 годы. А в летнюю пору до Первой мировой войны отсюда уходило ежедневно до 25 поездов с изображением белых лебедей на вагонах, заполненных восхитительным по вкусу и аромату сливочным маслом. Экспорт его приносил в российскую казну в 2,5 раза больше золота, чем вся золотодобывающая промышленность страны. Используя для этого бесконечно возобновляемые природные ресурсы, а не конечные, растрачиваемые навсегда, как экспорт нефти, газа или металлов.
Впоследствии исследователь Ф. И. Злобин, сопротивляясь техногенной трагедии родины, развязанной советской диктатурой, трансформировал эту народную систему в «Теорию экологического равновесия». Позволяющую остановить скудоумный экологический произвол и возродить жизнедеятельность сложнейших барабинских экосистем.
В то же время экологический ренессанс произошёл и в земледелии. Лучшие агрономы страны, испытав навязанную «сверху» химизацию, убедились, что на самом деле это хорошо закамуфлированный, весьма опасный коммерческий блеф. И разработали взамен биологическую систему земледелия без пестицидов и высоких доз минеральных удобрений. В каждой природно-климатической зоне – свою оригинальную вариацию, получая ежегодно наивысшие урожаи как с гектара пашни, так и с гектара посевных площадей. Без всякого вреда для человеческого здоровья и окружающей природной среды. Однако партократы усмотрели в этом какой-то политический криминал и отстранили от работы в 1985 - 86 годах каждого из мастеров биосистемы, сменив их на ретивых химизаторов. Чем вызвали тогда падение урожайности полей и широкий общественный протест.
Впрочем, и сегодня рекордные урожаи получают на биосистеме ОАО ПКЗ «Омский» (южная лесостепь) и ряд хозяйств Муромцевского района Омской области (северная лесостепь). Однако государство, увы, ничего не делает, чтобы появились прилавки экологически чистых (органических) продуктов. Хотя бы в магазинах детского питания. Или чтобы такие продукты стали основой питания в детсадах и школах, в лечебно-курортных учреждениях, в армейских и студенческих столовых…
Ещё в общественный актив, безусловно, входят проекты и образцы экологических, энергосберегающих домов, разработанные учёными Института теплофизики СО РАН под руководством И. А. Огородникова. Отношения с биосферой каждого из этих жилых строений гармонизируются на основе биотического круговорота веществ в пределах занимаемого участка. Как и традиционного крестьянского подворья во все времена.
И, наконец, всеобщее внимание привлекает движение энтузиастов по созданию современных экологических селений. По маршруту, как они нередко шутят, из города – домой. К примеру, селение так называемых родовых поместий «Лучезарное» в живописной излучине реки Бердь в 40 км южнее Новосибирска, где соседствуют уже 50 семей. Подобным же образом обживают заброшенные пахотные земли экологи-поселенцы на Алтае, в Кемеровской, Томской, Омской областях… Поэтому омичи с пониманием восприняли бегство немецких коллег – героев фильма – из стандартной, техногенной цивилизации в эпоху натурального хозяйства. А также их опыт как информацию для практического осмысления.
В обсуждении фильма приняли участие представители научных и общественных организаций, частных фирм, студенчества, а также горожане, приобрётшие житейский опыт под названием «домик в деревне». Суть дискуссии, естественно, развернулась вокруг дилеммы: назад, к Природе, как это сделали герои фильма? Или же – вперёд, к Природе, при сохранении компьютеров, авто и прочих благ научно-технического прогресса? А если всё-таки вперёд, то как же избежать глобальной экологической катастрофы?
Не будем, впрочем, вдаваться пока в очень интересные высказывания, ведь просмотр и обсуждение сериала только начинается. Отметим лишь, что, по мнению ведущего этой дискуссии, профессора, доктора философских наук С. В. Костарева, отдельного рассмотрения заслуживают опыт и проблемы создания экологических поселений. А также взаимоотношения между жителями вымирающих, увы, полузаброшенных деревень и возвращающимися сюда на жительство горожанами.
Владимир Плюхин,
главный редактор
экологического, научно-популярного, общественного журнала «Сибирские веды»