Состоявшаяся Конференция, посвящённая обсуждению проблем, связанных с созданием полноценной инфраструктуры инновационной деятельности на локальном, региональном и национальном уровнях, отвечающей современным экономическим вызовам и социальным запросам, подтвердила декларативный характер экономической политики, проводимой федеральными и региональными органами государственного управления.
Неэффективность деятельности должностных лиц государства, ответственных за ключевые направления экономического развития России, за сохранение и приумножение её природных и интеллектуальных ресурсов, за достойное социальное обеспечение населения нашей великой державы, становится очевидна даже при экспресс-анализе – обобщённой оценке результатов государственного управления за последние 20 лет – при сопоставлении соотношения совокупного национального богатства (всех видов ресурсов и капитала) и экономического потенциала страны со среднестатистическим уровнем жизни её гражданина.
Формирование национальной инновационной системы, отвечающей тенденциям развития мировой экономики, – задача, без решения которой невозможна ни модернизация экономики России, ни гармонизация и сохранение стабильности общественных отношений. Но для нынешних руководителей и специалистов органов государственного управления эта задача оказалась непосильной.
Доказательства: отсутствие в большинстве субъектов федерации и России в целом эффективного административного регулирования, нацеленного на создание условий для продуктивного научно-технического творчества и успешного внедрения новаций; подмена гиперактивной политической деятельностью адекватного управления ключевыми социально-экономическими процессами; гипертрофированное развитие финансовых институтов и посреднической деятельности на фоне разрастания фискальной и репрессивной составляющей экономической жизни.
Особую опасность представляет повсеместное – во всех базовых сферах социальной и экономической жизни – замещение малозатратной, но кропотливой, вдумчивой и ответственной управленческой работы государственного аппарата на сверхпродуктивную безответственную нормотворческую деятельность (цивилизованную по форме, но деструктивную по существу), на квазиуправленческую деятельность (посредством аффилированных с госорганами структур) и на разного рода консалтинговую деятельность (непроизводительную, основанную на деинтеллектуализации различных социальных групп посредством усложнения системы правовых и экономических отношений).
Основная причина – отсутствие стратегии развития государства как единой социально-экономической системы и, соответственно, осмысленных стратегических целей и задач (национальной идеи, ключевых направлений и т.п.), сбалансированного долгосрочного прогноза (учитывающего показатели оптимистического и пессимистического сценариев и риски чрезвычайных ситуаций) и ясной концепции практической реализации (основанной на анализе ресурсной базы, преимуществ и возможностей, внешних угроз и внутренних рисков).
Непрерывные новации нормативно-правовой базы – показатель нестабильности правовой системы государства и ненадёжности госаппарата, причина и фактор деградации реального сектора экономики. При этом сохраняется привилегированное положение спекулятивного (т. н. финансового) и сырьевого секторов экономики, наряду с нерыночным сектором – государственными учреждениями, менеджментом которых контролируются госкорпорации, многочисленные некоммерческие организации-посредники и прочие аффилированные структуры (в совокупности представляющие собой государственную мегакорпорацию).
На данном этапе социально-экономического развития страны основной группой предпринимательских рисков являются действия органов государственного управления по перманентному нормативному регулированию экономических отношений, нарушающему планирование, производственную кооперацию и обычаи делового оборота. Инновационная сфера особо чувствительна к подобного рода дестабилизирующим факторам.
Поскольку в действующей версии экономической политики Российской Федерации не предусмотрен научно обоснованный и реальный – продуманный и просчитанный – механизм перехода к действительно остро необходимой и официально заявленной «экономике знаний», Конференция предлагает научным и образовательным учреждениям, отраслевым ассоциациям и союзам, научно-производственным предприятиям и объединениям, организациям инфраструктуры инновационной деятельности Омской области:
1. Сосредоточить свои усилия на решении первоочередных задач по формированию информационного поля инновационной деятельности, включая создание специализированной информационно-справочной системы для субъектов инновационной деятельности и профильных коммуникативных площадок для взаимодействия науки и бизнеса, обеспечивающих оборот результатов интеллектуальной деятельности, востребованных реальным сектором экономики, возможность решения вопросов кооперации научно-образовательных учреждений, предприятий научно-технической сферы и организаций инфраструктуры инновационной деятельности по реализации инновационных проектов, а также вопросов финансирования прикладных исследований и коммерциализации научных разработок.
2. Отметить актуальность инициативы НП «Центр Маркетинговых Коммуникаций», АНО «Омский центр интеллектуальной собственности» и других участников целевых программ мультипроекта ОМ («Интеллектуальная собственность», «Инноватика», «Маркетинг инноваций») и оказать содействие в создании системы научно-методического и информационно-аналитического обслуживания организаций реального сектора экономики, предприятий и индивидуальных предпринимателей в сферах управления инновациями, правового и маркетингового обеспечения инновационной деятельности в виде комплекса информационных, консалтинговых и иных необходимых услуг, коммуникационной основой которого является Информационный банк данных инновационной системы Омской области, состоящий из пакета реестров – Реестр субъектов инновационной деятельности Омской области (частнопрактикующих специалистов, предприятий, учреждений и организаций - резидентов Омской области), Реестр субъектов, содействующих инновационной деятельности (частнопрактикующих специалистов и организаций инновационной инфраструктуры) на территории Омской области, Реестр инновационных проектов предприятий, учреждений и организаций Омской области, Реестр результатов интеллектуальной деятельности - объектов интеллектуальной собственности и иных нематериальных активов предприятий, учреждений и организаций (резидентов Омской области), Реестр результатов интеллектуальной деятельности - объектов авторского права частнопрактикующих специалистов (резидентов Омской области) – и других информационных продуктов, содержащих актуальные сведения о состоянии и развитии инновационной системы.
* * *
Консорциум «Инноватика» планирует в течение 2013 года проведение ряда просветительских и коммуникативных мероприятий, включая очередную научно-практическую конференцию «Инновационная система Омской области: состояние, проблемы, перспективы», в целях обсуждения и реализации конкретных предложений, направленных на сохранение и приумножение интеллектуального капитала, на решение задач по развитию инновационного предпринимательства в наукоёмких отраслях производства.
28 ноября 2012 г.
г. Омск
28 ноября 2012 года, г. Омск
28 ноября 2012 года, г. Омск