OM
ОМ • Включайтесь!
2024.12.22 · 01:57 GMT · КУЛЬТУРА · НАУКА · ЭКОНОМИКА · ЭКОЛОГИЯ · ИННОВАТИКА · ЭТИКА · ЭСТЕТИКА · СИМВОЛИКА ·
Поиск : на сайте


ОМЦМККонференцииРезолюции
2008.04.24-26 — Интеллектуальная собственность: правовые и социально-экономические аспекты — Резолюция конференции
.

ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ


РЕЗОЛЮЦИЯ
Всероссийской научно-практической конференции
«Интеллектуальная собственность:
правовые и социально-экономические аспекты»

(24-26 апреля 2008 года, г. Омск)


Путь инновационного развития российской экономики как стратегии развития страны на ближайшие десятилетия предопределяет создание национальной инновационной системы, базовыми составляющими которой являются интеллектуальный капитал, интеллектуальная собственность и инфраструктура инновационной деятельности.
Сохранение и приумножение интеллектуального капитала – стратегическая задача, решение которой зависит от уровня взаимопонимания и эффективности взаимодействия профессиональных сообществ и всех социальных групп.
Формирование инфраструктуры инновационной деятельности, отвечающей тенденциям социально-экономического развития мирового сообщества, – требование времени и цель современной российской экономики.
Интеллектуальная собственность как основа инновационной экономики и результаты интеллектуальной деятельности как основа любого инновационного проекта стали предметом обсуждения состоявшейся Конференции.

Подводя итоги работы Конференции, организаторы отметили активную позицию участников, которые предельно открыто, конструктивно, со знанием обсуждаемых проблем «изнутри», рассматривали различные аспекты интеллектуальной собственности и смежных областей экономики, права, науки и образования.
Состав участников Конференции позволяет сделать вывод о резко возросшем интересе профессиональных сообществ к проблематике интеллектуальной собственности. В работе Конференции приняли участие более 400 квалифицированных специалистов из разных регионов России, среди которых были представители научных и образовательных учреждений, федеральных ведомств, промышленных и финансовых структур, научно-производственных предприятий, компаний ИТ-сектора, патентных агентств, страховых компаний, аудиторских и консалтинговых фирм, предприниматели и частнопрактикующие специалисты.

Отличительной особенностью Конференции явилось то обстоятельство, что она проходила по истечению первого квартала действия Части четвёртой Гражданского кодекса Российской Федерации. Практический опыт и профессиональные знания участников, их заинтересованность в решении проблем, мешающих продуктивной творческой деятельности и, как следствие, инновационному развитию страны, позволили выявить некоторые наиболее уязвимые места действующего законодательства по интеллектуальной собственности и новой экономической доктрины (политики инновационного рывка).
Среди самых острых проблем специалисты выделяют следующие:
1. Слабая нормативно-правовая база интеллектуальной собственности с массой пробелов и противоречивых положений.
2. Отсутствие системного подхода к использованию интеллектуального капитала.
3. Отсутствие эффективного механизма вовлечения в хозяйственный оборот результатов интеллектуальной деятельности.

В данную Резолюцию включены предложения участников Конференции, основанные на результатах обсуждения актуальных проблем, рекомендации по закреплению позитивных изменений и устранению негативных моментов, связанных с защитой и использованием результатов интеллектуальной деятельности в России.

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ

Введение в действие Части четвёртой Гражданского кодекса Российской Федерации является значимым событием и достижением российского права в систематизации гражданского законодательства РФ, регулирующего отношения в сфере интеллектуальной собственности.
Отдавая должное авторам законопроекта и всем остальным участникам законотворческого процесса, проделавшим огромную работу по сведению в единое целое нормативной базы интеллектуальной собственности и признанию интеллектуальных прав на уровне кодификационного закона, участники Конференции в докладах и выступлениях отметили, что состояние правовых и экономических отношений в сфере использования результатов интеллектуальной деятельности претерпело ряд существенных, но не во всём положительных изменений.
Ожидая от кодификационного закона отточенных и выверенных формулировок, правообладатели, правоприменительные и правозащитные органы в действительности сталкиваются с тем, что Гражданский кодекс Российской Федерации не только не даёт бесспорного ответа на многие вопросы, связанные с признанием и использованием результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, но и создаёт трудноразрешимые коллизионные ситуации. В результате на практике всё чаще происходит подмена норм права разного рода договорённостями вне правового поля.
Прозвучавшая в ходе дискуссий критика Части четвёртой ГК РФ является исключительно конструктивной и продиктована общим желанием в кратчайшие сроки довести качество этого необходимого и важного для России документа до соответствующего его уровню значения. С этой целью участниками Конференции вносятся следующие предложения и рекомендации:

1. Направить усилия законодательных и исполнительных органов управления на корректуру действующих нормативно-правовых актов по интеллектуальной собственности и смежных областей, руководствуясь следующими критериями: лаконичный и логичный по структуре, точный по используемым определениям, выверенный по формулировкам, однозначно трактуемый абсолютным большинством квалифицированных специалистов и большинством потребителей – пользователей нормативной базы.
2. Провести до конца 2008 года общественную экспертизу действующей и находящейся в стадии проектирования нормативно-правовой базы, касающейся вопросов интеллектуальной собственности и смежных областей, на предмет прав и обязанностей субъектов прав, соотношения регулируемых прав, издержек хозяйственного оборота, связанных с правоприменением.
3. Не вводить в нормативно-правовую базу, включая классификаторы, термин «инновационная деятельность» в качестве нового вида или направления деятельности, так как данное понятие относится к области управления проектами, связанной с коммерциализацией новшеств на одном из этапов жизненного цикла продукта (товара), – инновационный менеджмент, маркетинг инноваций.
4. Исправить имеющиеся недостатки Части четвёртой ГК РФ в виде нераскрытых понятий и отсутствия определений, в ряде случаев – неопределённости субъектного состава правообладателей, момента возникновения, начала охраны и порядка прекращения прав, так как некорректные формулировки и противоречивые положения ряда параграфов и статей Кодекса предоставляют недобросовестным правообладателям возможность злоупотребления своими правами.
5. Оставить открытым перечень объектов интеллектуальной собственности и устранить имеющиеся противоречия между статьями Гражданского Кодекса РФ и некоторыми положениями международного права.
6. Рассмотреть вопрос о приостановлении действия § 4 главы 76 ГК РФ «Право на коммерческое обозначение» в связи с тем, что создаётся почва для непреднамеренных нарушений российского законодательства, а также возникновения инсинуаций, совершения уголовно наказуемых действий (мошенничество, незаконное использование средств индивидуализации и другие умышленные деяния), связанных со злоупотреблением исключительным правом на коммерческое обозначение.
7. Ускорить принятие Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам Административных регламентов рассмотрения заявок и предоставления правовой охраны объектам интеллектуальной собственности. Отсутствие данных Регламентов на момент введения в действие Части четвёртой ГК РФ привело к невозможности осуществления участниками гражданского оборота декларируемых в законодательстве прав.
8. На законодательном уровне решить вопрос по организации постоянного информационного обмена между Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, Федеральной таможенной службой и органами внутренних дел, а именно, – обеспечить доступ к полному объёму информации, содержащейся в государственных реестрах объектов промышленной собственности, для принятия оперативных обоснованных решений при таможенном оформлении товаров в отношении зарегистрированных объектов интеллектуальной собственности компетентными службами таможенных органов. Оперативный обмен сведениями между федеральными структурами о фактах нарушений прав и незаконных посягательств на интеллектуальную собственность обеспечит повышение эффективности взаимодействия компетентных органов посредством координации действий по пресечению в рамках своих компетенций незаконного оборота объектов интеллектуальной собственности, контрафактной и фальсифицированной продукции.
9. Инициировать процесс легитимации доменного имени (в сети Интернет) как представляющего социальную значимость объекта права – признания доменного имени объектом интеллектуальной собственности, с внесением дополнения в пункт 1 статьи 1225 ГК РФ, и исключительного права на доменное имя. Для сравнения доменного имени с товарными знаками и иными средствами индивидуализации принимать во внимание домен второго уровня, его вымышленную часть – без зоны доменного имени. До легитимации доменного имени не рассматривать использование обозначения, включенного в любое зарегистрированное доменное имя, вне зависимости от способов его использования, как основание для отказа в регистрации такого же обозначения в качестве товарного знака или фирменного наименования. Для определения правовой природы нового объекта интеллектуальной собственности предлагается рассматривать доменное имя как обозначение для сетевой адресации (IP-адреса) интернет-сайта.
10. Разработать нормы по защите авторских и смежных прав в сети Интернет, необходимость регулирования которых на уровне российского законодательства и международного права стремительно возрастает с увеличением количества посетителей (пользователей) интернет-сайтов.
11. Поддержать инициативу Некоммерческого партнёрства поставщиков программных продуктов по разработке совместно с государственными органами управления и органами местного самоуправления, органами внутренних дел и объединениями правообладателей долгосрочной многоступенчатой (школа – вуз – бизнес) программы профилактики правонарушений в сфере разработки, распространения и использования программных средств.
12. Поддержать инициативу организаторов Конференции по разработке региональных программ правовой защиты от недобросовестной конкуренции, судебной защиты интересов авторов и правообладателей, защиты потребительского рынка от контрафактной и фальсифицированной продукции и реализации данных программ с участием представителей реального сектора экономики из числа организаций и индивидуальных предпринимателей, использующих результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации в хозяйственном обороте, творческих союзов и организаций правообладателей, Роспатента, торгово-промышленных палат и бизнес-объединений, правоохранительных и таможенных органов, органов государственного управления и местного самоуправления.

СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ

Решение задачи сохранения и приумножения интеллектуального капитала России, в первую очередь, ложится на научно-образовательный комплекс, готовность которого к выполнению этой миссии, надо признать, невысокая – не в части эффективного использования накопленных за века знаний, ответственного и творческого подхода, мощнейшего интеллектуального потенциала научного сообщества России, а в части финансового положения, материальной базы научных учреждений и взаимодействия с предприятиями реального сектора экономики. В связи с этим, участниками Конференции предлагается:

13. Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам с целью восполнить кадровый дефицит патентных работников и повысить уровень патентно-лицензионной работы: подготовить предложения (программу) по восстановлению или созданию во всех государственных научных учреждениях патентных служб в составе не менее 2-х специалистов; подготовить программу обучения патентных работников в РГИИС на бюджетной основе; обеспечить проведение регулярных (не реже 1 раза в год) выездных семинаров и курсов повышения квалификации в субъектах Российской Федерации за счёт средств ФГУ ФИПС при участии опорных организаций.
14. Восстановить в полном объёме деятельность Комитета научно-технической терминологии при РАН (ранее при АН СССР) и остальных элементов системы терминологического обеспечения: ВНИИКИ (ранее Всесоюзный научно-исследовательский институт классификации и стандартизации терминологии) – подготовка стандартов на термины; ВУП (ранее Всесоюзный центр перевода) – научно-методическая работа с новыми терминами, профессиональные переводы научно-технической литературы и документации; терминологические центры в каждом из семи федеральных округов России (в Сибирском округе – НОУ ВПО ОмТЕРМ-ИТП, не прекращавший активную деятельность с момента создания).
15. Внедрить инновационный проект НОУ ВПО ОмТЕРМ-ИТП по терминологизации образовательного процесса на всех уровнях профессиональной подготовки и переподготовки специалистов. Проект представляет собой методику обучения терминологии, разработанную и внедряемую Институтом терминологии и перевода, главное преимущество которой – непрерывность процесса обучения (школа – вуз – профессиональная деятельность): от терминологической культуры к профессиональной компетентности.
16. Поддержать инициативу ГОУ ВПО «ОмГУ им. Ф.М. Достоевского» и НП «ЦМК» о создании Консорциума «Инноватика» на основе многостороннего соглашения о целевом взаимодействии вузов, профильных организаций и бизнес-структур. Цель Консорциума – обеспечить формирование эффективного механизма поддержки инновационных проектов за счёт консолидации интеллектуальных, информационных, административных, материальных ресурсов и оптимального разделения функций участников-партнёров.
17. Провести полномасштабную всероссийскую информационную кампанию по интеллектуальной собственности с целью популяризации нормативно-правовой базы использования результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации и методической поддержки инновационного предпринимательства по вопросам вовлечения в хозяйственный оборот результатов интеллектуальной деятельности. Предложение адресовано не только государственным структурам, но и заинтересованным негосударственным организациям, отраслевым объединениям, прогрессивным представителям профессиональных сообществ.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Преобразования в российской экономике крайне необходимы для повышения конкурентоспособности страны на мировых рынках, сохранения ресурсной базы и независимости, создания условий для достойной жизни граждан.
Участники Конференции, признавая доктрину инновационной экономики как политическую установку на приоритет наукоёмкого сектора экономики, выделяют ряд первоочередных задач, требующих решения на государственном уровне: (1) создание внутреннего рынка интеллектуальной собственности; (2) формирование инфраструктуры инновационной деятельности с надёжной системой кооперации и высокой скоростью реакции; (3) обеспечение стабильного функционирования системы финансирования фундаментальных и прикладных исследований и системы материального стимулирования учёных, изобретателей и рационализаторов; (4) оснащение и содержание опытных производств и лабораторий, восстановление патентных служб и полноценной патентно-лицензионной работы; (5) поддержание морально-психологического климата, благотворно влияющего на творческую деятельность. Исходя из этого, участники Конференции предлагают:

18. Отменить все льготы по уплате пошлин за патентование изобретений и полезных моделей ввиду очевидной неэффективности данной формы стимулирования научной или научно-технической деятельности.
19. Все государственные академии наук освободить от уплаты пошлин за патентование изобретений и полезных моделей и пошлин за поддержание данных патентов в силе с сохранением исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и предоставлением государству неисключительной, безотзывной, территориально неограниченной лицензии.
20. Обеспечить финансирование государственных академий наук на цели патентования национальных изобретений, соответствующих тематике приоритетных направлений развития российской экономики – нано-, био-, информационные и энергосберегающие технологии, а также по ряду других перспективных направлений – и уплаты пошлин за поддержание патентов в силе за рубежом.
21. В качестве меры налогового стимулирования НИОКР предоставить налоговые льготы для государственных академий наук в отношении имущества и расходных материалов, используемых для осуществления научно-исследовательской деятельности.
22. Для негосударственных научных учреждений и научно-исследовательских организаций разработать систему государственных грантов по освобождению на определённый период (до 2020 года) от уплаты пошлин за патентование изобретений и полезных моделей и пошлин за поддержание данных патентов в силе при патентовании результатов научно-технической деятельности приоритетных направлений развития российской экономики – нано-, био-, информационные и энергосберегающие технологии – с сохранением исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и предоставлением государству неисключительной, безотзывной, территориально неограниченной лицензии.
23. Увеличить до 15 лет срок действия патентов на селекционное достижение и на изобретение – техническое решение, относящееся к веществу, штамму микроорганизма, культуре клеток растений или животных.
24. Для законного и корректного использования прав на объекты интеллектуальной собственности хозяйствующими субъектами в своей текущей деятельности ускорить разработку проекта федерального стандарта «Оценка интеллектуальной собственности и нематериальных активов» (ФСО № 7), устранив противоречия с определениями Международного стандарта оценки (МСО) и его положениями по оценке объектов интеллектуальной собственности и нематериальных активов.
25. Привести в соответствие определения, перечень нематериальных активов, принципы налогообложения операций, связанных с интеллектуальной собственностью, нормы и требования по налоговому учёту Налогового кодекса РФ и Положения по бухгалтерскому учёту «Учёт нематериальных активов» (ПБУ 14/2007). Устранить несоответствия ГК РФ, НК РФ, ПБУ и иных нормативных актов и имеющиеся противоречия с Международными стандартами финансовой отчётности (МСФО).
26. Уменьшить до двух МРОТ (действующих в настоящее время) сумму пошлин за государственную регистрацию товарного знака (знака обслуживания) по одному классу Международной классификации товаров и услуг (МКТУ) в целях вовлечения в правовое поле интеллектуальной собственности организации и индивидуальных предпринимателей через регистрацию самого распространённого после фирменного наименования и самого популярного средства индивидуализации, а также снижения количества конфликтных ситуаций, совершённых без преступного умысла, и их последствий, связанных с полным или частичным заимствованием обозначений.
27. Разработать программу дополнительного материального стимулирования изобретателей и рационализаторов – конкурсы, гранты, стипендии, целевые благотворительные взносы – с предоставлением заинтересованным коммерческим структурам-участникам программы стимулирования налоговых льгот.
28. Возродить систему выдачи авторских свидетельств с выплатой авторам вознаграждений за создание изобретений в целях: фиксации результатов интеллектуальной деятельности с их последующей правовой охраной; стимулирования творческой деятельности изобретателей и рационализаторов; сохранения человеческого капитала и предельной минимизации потерь от утечки высококвалифицированных кадров, среди которых немало авторов перспективных разработок и передовых технологий, в обучение которых государством вложены значительные средства и потенциал которых является главным ресурсом инновационного развития экономики России.
29. Разработать программу долгосрочного прогнозирования научно-технологического развития Российской Федерации и формирования на её основе целевых программ фундаментальных и прикладных научных исследований, осуществляемых академиями наук и другими государственным и негосударственными учреждениям науки и образования. Предусмотреть финансирование данных целевых программ в части прикладных исследований и технических решений, обеспечивающее их практическое применение (внедрение), опытное производство и масштабирование, на основе долевого участия госкорпораций, ведомств, частных инвесторов с сохранением за учреждениями науки и образования исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и предоставлением инвесторам неисключительной, безотзывной, территориально неограниченной лицензии.
30. Разработать долгосрочную программу государственной поддержки инновационной деятельности негосударственных организаций. Концепция программы поддержки должна выражаться не в распределении бюджетных средств по конечным получателям и не в виде льгот, а в виде размещения госзаказов на конкурсной основе по следующим ключевым направлениям: энергетика, экология, инфокоммуникации, био- и нанотехнологии. Масштабные и долгосрочные госзаказы при прозрачной конкурсной технологии – это тот стимул, который мобилизует частный сектор экономики и обеспечит развитие рынка интеллектуальной собственности; развитие здоровой конкуренции в наукоёмком секторе; повышение мотивации и новаторов-предпринимателей, и учёных-исследователей, и творческой молодёжи.

* * *

15 лет назад, в 1993 году, Конституцией Российской Федерации была закреплена правовая охрана интеллектуальной собственности как гарантия каждому гражданину РФ свободы литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества.
Сохранение этих гарантий, связанных с осуществлением и охраной прав интеллектуальной собственности, – обязанность каждого гражданина и всего общества.
Для решения этой комплексной задачи необходима выработка единой глобальной системы понятий, норм и правил интеллектуальной собственности, требуется комплексный подход, ответственность и добрая воля всех участников этого процесса.



Оргкомитет Конференции

28 апреля 2008 г.
г. Омск


Программа
Всероссийской научно-практической конференции
«Интеллектуальная собственность: правовые и социально-экономические аспекты»
24-26 апреля 2008 года, г. Омск


Сборник материалов
Всероссийской научно-практической конференции
«Интеллектуальная собственность: правовые и социально-экономические аспекты»
24-26 апреля 2008 года, г. Омск


контакты:
тел.: (3812) 75 15 79, факс: (3812) 75 09 60 — Омская академия МВД России
тел.: (3812) 68 65 89 — Центр Маркетинговых Коммуникаций
e-mail: o-a-nikitin@mail.ru
почтовый адрес: Россия, 644099, г. Омск, Главпочтамт, а/я 40, Никитину Олегу Александровичу
ОРГАНИЗАТОРЫ КОНФЕРЕНЦИИ

ПАРТНЁРЫ

 
 
ОМ  —  Резолюции
OM ОМ ОМ программы
•  Программа TZnak
•  Дискуссионный клуб
архив ЦМК
•  Целевые программы
•  Мероприятия
•  Публикации

сетевые издания
•  Альманах Эссе-клуба ОМ
•  Бюллетень Z.ОМ
мусейон-коллекции
•  Диалоги образов
•  Доктрина бабочки
•  Следы слова
библиособрание
•  Нообиблион

специальные проекты
•  Версэтика
•  Мнемосина
•  Домен-музей А.Кутилова
•  Изборник вольный
•  Знак книги
•  Новаторство

OM
 
 
18+ Материалы сайта могут содержать информацию, не подлежащую просмотру
лицами младше 18 лет и гражданами РФ других категорий (см. примечания).
OM
   НАВЕРХ  UPWARD