2. НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ
Проблемы научно-образовательного комплекса, подготовки и переподготовки кадров поднимались на следующих мероприятиях:
• Заседание секции «Терминологическое обеспечение интеллектуальной собственности».
• Заседание секции «Инновационная деятельность: наука, образование, проектирование, правовое сопровождение».
• Круглый стол «Направления развития инфраструктуры инновационной деятельности».
Излишне напоминать о необходимости и важности подготовки и переподготовки кадров в сфере правовой охраны, оценки, использования и реализации продуктов интеллектуального труда; в области управления инновационными проектами и процессами коммерциализации новаций.
Решение задачи сохранения и приумножения интеллектуального капитала России, в первую очередь, ложится на научно-образовательный комплекс страны, готовность которого к выполнению этой миссии, надо признать, невысокая. Не в части эффективного использования накопленных за века знаний, ответственного и творческого подхода, мощнейшего интеллектуального потенциала научного сообщества России, а в части финансового положения и материальной базы научных учреждений. Тривиально, но успешное решение важнейших государственных задач по долгожданному переходу к инновационному развитию страны зависит от выживания/невыживания академических и научно-исследовательских институтов.
В основном на заседаниях секций и «круглых столов» прозвучали предложения, касающиеся новых научных подходов к стратегическому планированию и проектированию, решений узкопрофильных вопросов методической работы и положений лицензионных договоров, а предложения обобщающего характера, в целом, сводятся к призыву о радикальном изменении отношения к науке и образованию государственных органов управления. А именно: современные российские чиновники, за редким исключением, упорно не желают понимать и признавать, что талантливые интеллектуалы со свойственной им интеллигентностью не приспособлены к борьбе за прибыль и не предназначены для ведения маркетинговых войн за рынки сбыта, но на результатах их интеллектуальной деятельности и предполагается строить новое светлое будущее России.
Так же как интеллектуальная собственность является базовой составляющей инновационной экономики, так и инфраструктура инновационной деятельности является ключевым фактором успешной модернизации российской промышленности. Развитие реального сектора экономики немыслимо без обновления кадрового состава руководителей и ведущих специалистов. Обновления, в первую очередь, не за счёт ротации или замены одних руководителей и специалистов на других, а за счёт повышения их ответственности, мотивации, квалификации и изменения подходов к управлению ресурсами. Экономические отношения, построенные на финансовых спекуляциях и распродаже природных запасов, должны уступить место рациональному и добросовестному использованию сырьевых ресурсов, а также эффективному использованию интеллектуального потенциала научного сообщества, инженерного корпуса и творческой интеллигенции России.
Необходимо отметить и поддержать две инициативы, имеющие региональное и федеральное значение.
1. Консорциум «Инноватика» – многостороннее соглашение о целевом взаимодействии вузов, профильных организаций и бизнес-структур, обеспечивающее формирование эффективного механизма поддержки инновационных проектов за счёт консолидации интеллектуальных, информационных, административных, материальных ресурсов и оптимального разделения функций участников-партнёров по направлениям деятельности:
- научно-методическая и образовательная деятельность;
- НИОКР, проектирование и управление проектами, включая коммерциализацию инноваций и привлечение инвестиций;
- информационно-аналитическая и экспертно-консультационная деятельность;
- патентно-лицензионная работа и нормативно-правовое сопровождение инновационных проектов.
Консорциум создаётся по инициативе ГОУ ВПО «ОмГУ им. Ф.М. Достоевского» и НП «ЦМК» и открыт для присоединения научных и образовательных учреждений, бизнес-структур, иных объединений и организаций, заинтересованных в создании и передаче профильных знаний (блок компетенций специалиста), определяющих формирование кадрового состава и развитие инфраструктуры инновационной деятельности, в реализации творческого и предпринимательского потенциала, в формировании социально-ориентированной инновационной экономики.
2. Инновационный проект по терминологизации образовательного процесса на всех уровнях профессиональной подготовки и переподготовки специалистов.
Проект представляет собой методику обучения терминологии, разработанную и внедряемую Институтом терминологии и перевода (НОУ ВПО ОмТЕРМ-ИТП). Главное преимущество данной методики – непрерывность процесса обучения (школа – вуз – профессиональная деятельность) как метод саморазвития индивида: от терминологической культуры к профессиональной компетентности.
Проблема отсутствия в России системного подхода к использованию интеллектуального капитала не только в несогласованности действий государственных структур и отраслевых ведомств между собой, но и в несогласованности понятий и позиций при их взаимодействии с научными учреждениями, бизнес-структурами и иностранными компаниями.
Одна из ключевых проблем современной экономики – преодоление терминологического барьера в процессе профессиональной коммуникации при освоении специальности и передаче знаний, при разработке и внедрении новых технологий, при обмене профессиональной информацией. Межотраслевое взаимодействие и международное сотрудничество во всех без исключения сферах деятельности – это диалог профессионалов, построенный на использовании специальной терминологии. Терминология выполняет «цементирующую» функцию в развитии науки и техники, деловых контактах, что особенно важно в условиях транснационализации экономики.
Стремительный рост объёма и скорости информационных потоков, бурное развитие науки и техники требует всё больших усилий для осмысления и усвоения новых знаний. Корректная адаптация новых терминов к языковым нормам, систематизация, адекватное толкование, и дальнейшее эффективное использование всецело зависит от профессионализма переводчиков и терминологов. Значимость современной терминологии возрастает прямо пропорционально росту экономики и темпам научно-технического прогресса. Особенно актуально это становится при переходе на инновационный путь экономического развития, в основе которого – результаты интеллектуальной деятельности узкопрофильных специалистов.
Несоответствие терминов и отсутствие адекватных эквивалентов в российском и международном законодательстве дезориентирует потребителя правовой информации.
Пример 1. Использование в законодательстве по интеллектуальной собственности термина «программа для ЭВМ» не соответствует используемому в договорах и технической документации понятию «программное обеспечение» или «компьютерная программа».
Пример 2. Неверное толкование и соотношение понятий «сайт» и «интернет-сайт», «доменное имя» и «домен» приводит к различным спорным и неоднозначным решениям судебных органов.
Российской академией наук принято решение о возрождении Комитета научно-технической терминологии при РАН (ранее при АН СССР) по предложению ректора Института терминологии и перевода Л. Б. Ткачёвой (Международная конференция «Проблема профессиональной коммуникации», 20-21 марта 2007 г.).
Необходимо восстановить в полном объёме деятельность остальных элементов данной системы: (2) ВНИИКИ (ранее – Всесоюзный научно-исследовательский институт классификации и стандартизации терминологии), готовивший и издававший стандарты на термины; (3) ВУП (ранее – Всесоюзный центр перевода), готовивший и издававший «тетради новых терминов», выполнявший заказы на переводы научно-технической литературы и документации; (4) терминологические центры в каждом из семи федеральных округов России (в Сибирском – ОмТЕРМ-ИТП, не прекращавший свою деятельность).
(1) – деятельность Комитета научно-технической терминологии при РАН уже восстанавливается.
Навязываемая государственным высшим учебным заведениям и научным организациям предпринимательская деятельность через создание (учреждение) малых инновационных предприятий с целью коммерциализации результатов научно-технической деятельности отрицательно влияет на эффективность основной уставной деятельности научно-образовательных учреждений и приводит к смещению или смене приоритетов. Любая коммерческая деятельность преследует извлечение прибыли. Ей сопутствует жёсткая конкуренция, повышенные финансовые и иные ресурсные риски, конъюнктурные колебания и другие явления, не имеющие ничего общего с наукой и научно-исследовательской деятельностью, с педагогикой и воспитанием, в том числе качественно нового отношения к результатам интеллектуальной деятельности и продуктам творческого труда, как основой образовательного процесса.
3. ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА
Проблемы экономического развития и актуальные вопросы формирования инфраструктуры и нормативной базы инновационной деятельности обсуждались на следующих мероприятиях:
• Пленарное заседание 3. «Социально-экономические проблемы коммерциализации и хозяйственного оборота результатов интеллектуальной деятельности».
• Заседание секции «Проблемы инновационного развития территорий».
• Заседание секции «Экономика интеллектуальной собственности».
• Семинар «Порядок оценки нематериальных активов компаний при осуществлении аудита».
Бесспорно, преобразования в российской экономике крайне необходимы для повышения конкурентоспособности страны на мировых рынках, сохранения ресурсной базы и независимости, создания условий для достойной жизни граждан.
Экономические новации так же необходимы, как и совершенствование российского законодательства по интеллектуальной собственности, обсуждению проблем которого участники Конференции посвятили несколько заседаний.
Так же, как для соблюдения законов требуется их ясность, однозначность и исполнимость, так и для перехода на инновационный путь развития в экономике требуется осознанная необходимость и осуществимость намеченных преобразований. Результат зависит от готовности российского общества менять социально-экономические приоритеты и условия (объявление о переходе от «экономики директив» к «экономике стимулов к инновациям» в директивном порядке настораживает). В научных кругах и в обществе практически не обсуждается наличие/отсутствие предпосылок, но активно обсуждаются инициативы «сверху» и возможные последствия. При прогнозировании и составлении сценария нового экономического рывка необходимо учесть состояние нашего социума, завершающего переход от социалистической к капиталистической формации (количество радикальных изменений за последние 20 лет и трагических потрясений за 80 предыдущих, выдержанных российским обществом – это состояние перманентного подвига).
Человеческий потенциал является решающим фактором при решении данной задачи.
Сегодня для большинства руководителей и специалистов реального сектора экономики «инновационная экономика» – это новый термин, модный в политических кругах, призванный взбодрить научное и предпринимательское сообщества, подвигнуть на новые трудовые свершения.
Представители научных и предпринимательских кругов, от позиции которых полностью зависит успех или неуспех новой экономической доктрины, разделились на два лагеря – романтиков и прагматиков.
Первые безоговорочно поддерживают и принимают активное участие в создании на бюджетные средства новых государственных структур и частно-государственных альянсов – корпораций, фондов, центров, ОЭЗ, инкубаторов, технопарков, компаний, агентств и т.д., – представляя их конгломерат как национальную инновационную систему.
Вторые методично ведут работу по коррекции нормативной базы с учётом изменения социально-экономических условий и по корректировке непосредственно производственных процессов с учётом реальной ресурсной базы и оборотных активов, новых рисков и вызовов, новых тенденций и возможностей.
Доминирует мнение, что сложившаяся в России конкурентная среда не подталкивает общество к кардинальным изменениям едва наметившейся стабильности экономических отношений.
Появление новых игроков с гарантированными государством преференциями рассматривается предпринимателями как очередная административная инициатива, устанавливающая новые «правила игры» и преследующая, с одной стороны, – положительный момент – мобилизацию неподконтрольных чиновникам ресурсов предпринимательского сообщества, с другой, – отрицательный момент – снимает с чиновников ответственность за создание/несоздание условий рыночной экономики, где главным регулятором является конкуренция при равных стартовых условиях.
Создание эффективного механизма вовлечения в хозяйственный оборот результатов интеллектуальной деятельности целиком и полностью зависит от создания соответствующих условий для носителей интеллектуального капитала и интеллектуального потенциала.
Создать национальную инновационную систему в масштабах страны, а не в рамках и объёме структуры госкорпораций и госучреждений – архисложная задача. Любые лозунги политиков и чиновников об инновационном пути развития страны при отсутствии полноценной инфраструктуры, равных условий для всех субъектов экономики и адекватной правовой системы станут популистскими.
Если финансовому и сырьевому секторам, в первую очередь, требуется усиленный контроль со стороны государства (остальное они себе сами купят), то для науки и наукоёмкого сектора экономики потребуется: (1) создание внутреннего рынка интеллектуальной собственности; (2) создание специализированной инфраструктуры с надёжной системой кооперации и высокой скоростью реакции; (3) создание стабильной системы финансирования – направление финансовых ресурсов (в полном объёме, а не по остаточному принципу) на проведение фундаментальных и прикладных исследований, оснащение и содержание опытных производств и лабораторий, восстановление патентных служб и поддержание патентно-лицензионной работы; (4) создание морального климата, благотворно влияющего на творческую деятельность, и системы материального стимулирования учёных, изобретателей и рационализаторов.
Рост экономики и индустриальной, и постиндустриальной эпохи основан на коммерциализации результатов научно-технической и иной интеллектуальной деятельности – на открытиях и изобретениях, на новшествах, нововведениях, новациях в социальной сфере и во всех отраслях экономики. Экономика, в основе развития которой – результаты научно-технического прогресса, была и будет инновационной.
Признавая доктрину инновационной экономики как политическую установку на приоритет наукоёмкого сектора экономики и своевременный маркетинговый посыл, участники Конференции внесли ряд конкретных предложений и рекомендаций. Далее приводятся заслуживающие наибольшего внимания предложения с комментариями.
1. Отменить все льготы по уплате пошлин за патентование изобретений и полезных моделей.
Доводы: очевидная неэффективность данной формы стимулирования научной или научно-технической деятельности и, соответственно, необоснованные расходы на обслуживание процедур льготирования (почтовые, общехозяйственные и иные аналогичные расходы, расходы на оплату труда чиновников, непосредственно занятых администрированием данных процедур, и т.п.). Любой режим льгот, как показывает правоприменительная практика, – питательная среда для коррупции и мошенничества.
2. Все государственные академии наук освободить от уплаты пошлин за патентование изобретений и полезных моделей и пошлин за поддержание данных патентов в силе с сохранением исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и предоставлением государству неисключительной, безотзывной, территориально неограниченной лицензии.
Доводы: во-первых, это проявление не только реальной значимой поддержки науки и изобретательства, но и существенное сокращение временных и материальных затрат на обслуживание этих процедур; во-вторых, перекладывать средства федерального бюджета из одного кармана государства в другой – необоснованные (обоснованные формально, но противоречащие здравому смыслу) операционные расходы; в-третьих, суммы патентных пошлин, как источник дохода госбюджета, ничтожны по сравнению с колоссальными убытками страны от аннулирования патентов на значимые для российской экономики изобретения по причинам неуплаты пошлины за поддержание патента в силе и другим бюрократическим казусам, от продажи и передачи по другим основаниям за рубеж перспективных технологий, не защищённых патентами, и т.д.
3. Обеспечить финансирование государственных академий наук на цели (1) патентования национальных изобретений, соответствующих тематике приоритетных направлений развития российской экономики – нано-, био-, информационные и энергосберегающие технологии, а также по ряду других – перспективных – направлений, и (2) уплаты пошлин за поддержание патентов в силе за рубежом.
4. Для негосударственных научных учреждений и научно-исследовательских организаций предложить систему государственных грантов по освобождению на определённый период (до 2020 года) от уплаты пошлин за патентование изобретений и полезных моделей и пошлин за поддержание данных патентов в силе при патентовании результатов научно-технической деятельности приоритетных направлений развития российской экономики – нано-, био-, информационные и энергосберегающие технологии – с сохранением исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и предоставлением государству неисключительной, безотзывной, территориально неограниченной лицензии.
5. Увеличить до 15 лет срок действия патентов на селекционное достижение и на изобретение – техническое решение, относящееся к веществу, штамму микроорганизма, культуре клеток растений или животных.
6. Возродить систему выдачи авторских свидетельств с выплатой авторам вознаграждений за создание изобретений.
Цели: фиксация результатов интеллектуальной деятельности с их последующей правовой охраной; стимулирование творческой деятельности изобретателей и рационализаторов; сохранение человеческого капитала; предельная минимизация потерь от утечки высококвалифицированных кадров, среди которых немало авторов перспективных разработок и передовых технологий, в обучение которых государством вложены значительные средства и потенциал которых является главным ресурсом инновационного развития экономики России.
7. Предусмотреть схему (программу) дополнительного материального стимулирования изобретателей и рационализаторов с участием заинтересованных коммерческих структур – конкурсы, гранты, стипендии, целевые благотворительные взносы – с предоставлением участникам программы стимулирования налоговых льгот (в части налога на прибыль).
8. Разработать программу долгосрочного прогнозирования научно-технологического развития Российской Федерации и формирования на её основе целевых программ фундаментальных и прикладных научных исследований, осуществляемых академиями наук и другими государственным и негосударственными учреждениям науки и образования.
Предусмотреть финансирование данных целевых программ в части прикладных исследований, технических решений, обеспечивающие практическое применение (внедрение), опытного производства и масштабирования на основе долевого участия госкорпораций, ведомств, частных инвесторов с сохранением за учреждениями науки и образования исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и предоставлением инвесторам неисключительной, безотзывной, территориально неограниченной лицензии.
9. В качестве меры налогового стимулирования НИОКР предоставить налоговые льготы для государственных академий наук в отношении имущества и расходных материалов, используемых для осуществления научно-исследовательской деятельности.
Доводы: в условиях хронического недофинансирования необходима реально действующая схема господдержки фундаментальной науки. Налоговые льготы – один из видов компенсации за отсутствие декларируемого финансирования научной (научно-исследовательской) деятельности.
10. Разработать долгосрочную программу государственной поддержки инновационной деятельности негосударственных организаций. Концепция программы: поддержка может и должна выражаться не в распределении бюджетных средств по конечным получателям в виде разовых денежных грантов и не в виде льгот, порождающих иждивенчество и латентную коррупцию, а в виде госзаказов на конкурсной основе по следующим ключевым направлениям: энергетика, экология, инфокоммуникации, био- и нанотехнологии.
Масштабные и долгосрочные госзаказы при прозрачной конкурсной технологии, исключающей махинации и коррупцию, при хорошо продуманной, однозначно трактуемой и лаконичной нормативно-правовой базе – это тот стимул, который мобилизует частный сектор экономики и обеспечит: развитие рынка интеллектуальной собственности; развитие здоровой конкуренции в наукоёмком секторе среди бизнес-структур, а не только среди вузовских энтузиастов; повышение мотивации и новаторов-предпринимателей, и учёных-исследователей, и творческой молодёжи.
11. Рекомендовать Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам: (1) подготовить предложения (программу) по восстановлению или созданию во всех государственных научных учреждениях патентных служб в составе не менее 2-х специалистов; (2) подготовить предложения (программу) по обучению патентных работников в РГИИС на бюджетной основе; (3) обеспечить проведение регулярных (не реже 1 раза в год) выездных семинаров и курсов повышения квалификации в субъектах Российской Федерации за счёт средств ФГУ ФИПС при участии опорных организаций.
Доводы: необходимость восполнить кадровый дефицит патентных работников, обеспечивающих на местах информационный поиск, документооборот и т.д., снять нагрузку на ФГУ ФИПС, снижающую оперативность и качество работы Роспатента.
Без корпуса патентных работников «адаптация научно-технического комплекса к условиям рыночной экономики и повышение эффективности использования результатов научной и научно-технической деятельности за счёт вовлечения их в гражданский оборот», являющиеся важнейшими направлениями государственной политики в области развития науки и технологий, целью которой является переход к инновационному развитию страны («Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу», утверждены Президентом РФ 30 марта 2002 г. (Пр-576)) – невозможны.
12. Рекомендовать законодателю не вводить в нормативно-правовую базу, включая классификаторы, термин «инновационная деятельность» в качестве нового вида или направления деятельности. Это понятие из области управления проектами, – инновационный менеджмент, маркетинг инноваций – связанной с коммерциализацией новшеств на одном из этапов жизненного цикла продукта (товара).
13. Для законного и корректного использования прав на объекты интеллектуальной собственности хозяйствующими субъектами в своей текущей деятельности – ускорить разработку проекта федерального стандарта «Оценка интеллектуальной собственности и нематериальных активов» (ФСО № 7), устранив противоречия с определениями Международного стандарта оценки (МСО) и его положениями по оценке объектов интеллектуальной собственности и нематериальных активов.
14. Привести в соответствие определения, перечень нематериальных активов, принципы налогообложения операций, связанных с интеллектуальной собственностью, нормы и требования по налоговому учёту Налогового кодекса РФ и Положения по бухгалтерскому учёту «Учёт нематериальных активов» (ПБУ 14/2007). Устранить несоответствия ГК РФ, НК РФ, ПБУ и иных нормативных актов и имеющиеся противоречия с Международными стандартами финансовой отчётности (МСФО).
15. Обеспечить свободный доступ компетентных органов к базе данных объектов и субъектов права, находящейся в ведении Роспатента в целях повышения эффективности взаимодействия ФГУ «Палата по патентным спорам», правоохранительных и таможенных органов по пресечению в рамках своих компетенций незаконного оборота объектов интеллектуальной собственности, контрафактной и фальсифицированной продукции. Обеспечить в целях координации действий оперативный обмен сведениями между федеральными структурами о фактах нарушений прав и незаконных посягательств на интеллектуальную собственность.
16. Уменьшить до 2 размеров МРОТ сумму пошлин за государственную регистрацию товарного знака (знака обслуживания) по одному классу Международной классификации товаров и услуг (МКТУ).
Цели: вовлечь в правовое поле интеллектуальной собственности организации и индивидуальных предпринимателей через регистрацию самого распространённого после фирменного наименования и самого популярного средства индивидуализации (в настоящее время более 90 % потенциальных законных владельцев знака отказываются от регистрации используемого обозначения в качестве товарного знака по причинам неприемлемой длительности процесса регистрации и высокой стоимости); снизить количество конфликтных ситуаций, совершённых без преступного умысла, и их последствий, связанных с полным или частичным заимствованием обозначений.
17. Поддержать инициативу организаторов Конференции о разработке региональных программ правовой защиты от недобросовестной конкуренции, судебной защиты интересов авторов и правообладателей, защиты потребительского рынка от контрафактной и фальсифицированной продукции и реализации данных программ с участием представителей реального сектора экономики из числа организаций и индивидуальных предпринимателей, использующих результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации в хозяйственном обороте, творческих союзов и организаций правообладателей, Роспатента, торгово-промышленных палат и бизнес-объединений, правоохранительных и таможенных органов, органов государственного управления и местного самоуправления.
Цель: повышение правовой компетентности и деловой культуры при использовании результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации.
Заслуживает внимание отдельное предложение – вне тематики мероприятий Конференции, но связанное с консолидацией российского общества, необходимой для решения амбициозной социально-экономической задачи перехода к инновационному развитию страны.
Ввести, наконец-то, графический знак рубля. Не дожидаясь, когда российский рубль станет свободно конвертируемой валютой, а способствуя этому. Этот шаг – и мощный моральный стимул, и символ экономической стабильности страны – одной из ведущих мировых держав.
Несомненно, Россия с воодушевлением воспримет появление собственного знака национальной валюты. В 1999 году в рамках конкурса «Знак рубля» было предложены эскизы (около 1000 работ) графического изображения знака. В 2000 году прошло общественное обсуждение и экспертиза знаков-финалистов (6 проектов). Осталось сделать окончательный выбор и утвердить официальный символ рубля на законодательном уровне.
4. ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО
Проблемные вопросы информационно-коммуникационной сферы рассматривалась на следующих мероприятиях:
• Заседание секции «Информационные технологии и интеллектуальная собственность».
• Заседание секции «Информационные фонды, банки и базы данных: охрана и использование результатов научно-технической деятельности».
• Круглый стол «Правовые информационные системы как объекты интеллектуальной собственности».
• Мастер-класс «Обеспечение безопасности корпоративной информации с помощью продуктов делового назначения (издания «1С:Дистрибьюция»: Radmin, UserGate и др.)».
Стремительное развитие информационно-коммуникационной сферы ни у кого не оставило никаких сомнений, что мы живём в постиндустриальную эпоху. Эпоху информационного общества, виртуальной реальности, цифровых технологий.
ИТ-сфера уже давно является примером успешной инновационной деятельности и в части разработок, и в части коммерциализации новых продуктов.
В настоящее время проблемы этой отрасли экономики в основном сводятся к оптимальному режиму лицензирования программных продуктов, борьбе с контрафактом, защите авторских и смежных прав и борьбе с противозаконными действиями определённых категорий (маргинальных групп) ИТ-специалистов.
Другие отрасли российской экономики с разной скоростью и разными успехами осваивают новые информационные технологии и виртуальное пространство. Например, внедряется электронное декларирование при таможенном оформление товаров; применение современных информационно-коммуникационных технологий в работе с патентной документацией стало системным: для создания и использования информационных фондов, банков и баз данных, для маркетинга продукта –исследования рынков и продвижение на них товаров и услуг.
ИТ-компании, в подавляющем большинстве, сегодня – наиболее дисциплинированные юридические лица в части исполнения законодательства по интеллектуальной собственности. Причины: чётко прописанные правила ведения бизнеса в соответствии с международными стандартами, традиционно пристальное внимание со стороны правоохранительных органов, характерные личностные качества руководителей. К сожалению, это не относится к большинству рядовых ИТ-специалистов.
Компании и объединения ИТ-сектора гармонично вписались в правовую и экономическую системы, обеспечивая ключевую функцию коммуникации всех сфер деятельности. Нашли эффективные формы саморегулирования, активно и результативно взаимодействуя между собой, другими участниками хозяйственного оборота в России и за рубежом, правоохранительными структурами, государственными органами управления и органами местного самоуправления. В первую очередь это касается технологических форм предупреждения правонарушений, совершаемых с помощью технических средств.
Поэтому предложения участников Конференции преимущественно касались совершенствования и исполнения нормативной базы и профилактики правонарушений в сфере интеллектуальной собственности.
1. Создать условия для реального обеспечения требований российского законодательства по интеллектуальной собственности в сфере разработки, распространения и использования программных средств и формирования норм делового оборота предприятий, организаций и индивидуальных предпринимателей, исключающих правонарушения в этой сфере.
2. При поддержке государства принять участие в разработке или инициировать разработку норм регулирования на уровне российского законодательства и международного права по защите авторских и смежных прав в сети Интернет.
3. Совместно с государственными органами управления и органами местного самоуправления, органами внутренних дел и объединениями правообладателей разработать долгосрочную многоступенчатую (школа – вуз – бизнес) программу профилактики правонарушений в сфере разработки, распространения и использования программных средств.