Альманах рукописей: от публицистики до версэ•Сетевое издание Эссе-клуба ОМ
Э. К. Сухова
НООБИБЛИОН • NOOBIBLION
Элина Константиновна
Сухова
Город без неба.
Стихи.
Издательство «Воймега» (г. Москва).
Москва — 2017
Фонд релизов «Нообиблион» и библиофонд формируют авторы литературных произведений, авторы научных исследований, авторы- составители различных сборников (антологий, альманахов, хрестоматий, альбомов) и монографий, биографий и библиографий, историки литературы, издатели. Включайтесь!
Автором книги
для чтения предоставлен отдельный файл — PDF : 0.6 MB
Город без неба : [стихи] / Элина Сухова ; предисл.: Д..Сухарев ; ред.: А..Переверзин ; оформ.: С..Труханов. — Москва : Изд-во «Воймега», 2017. — 64 с. — 20.0×14.5 см. — 500 экз.
ISBN 978-5-7640-0207-1
релиз / аннотация
Элина Сухова окончила Историко-архивный институт и Литературный институт имени А..М..Горького, аспирантуру МГУ имени М..В..Ломоносова. Стихи и проза публиковались в журналах «Арион», «Кольцо.А», «День и ночь», «Октябрь», «Литературная учёба», «Пролог», «Студенческий меридиан», в «Иерусалимском журнале», различных сборниках и антологиях. Автор книг стихов и прозы «Вверх по реке, вниз по реке» (Смоленск, 2001) и «Вишнёвый остров» (Смоленск, 2009). Член Союза писателей Москвы. Живёт в подмосковной Гжели.
предисловие / вступление
«Но снова встанешь в шесть…»
Существует ли женская поэзия, и если да, то – что она такое? Об этом русские литераторы спорят почти уже двести лет. Я, ближе к старости, стал замечать за собой обострение интереса именно к женским стихам. Увижу в «Журнальном зале» новую публикацию Кати Горбовской или Веры Павловой – и нетерпеливо открываю. А в свежие подборки некогда блиставших поэтов-мужчин даже глянуть лень. В чём дело?
Помогло просвещённое суждение Брюсова, обнаруженное в недавно вышедшем толстом томе Ильи Фаликова «Марина Цветаева» (ЖЗЛ, 2017). Женщина, – писал Валерий Яковлевич, – «глубже и подробнее чувствует самоё себя, чем мужчина, и это сказывается в её поэзии».
Приложимость сказанного к стихотворениям Элины Суховой очевидна – с тем только уточнением, что в них глубоко и подробно чувствует самоё себя как собственно автор, так и некий ближний социум, который автором опосредован и одухотворён. Ситуация, уже знакомая мне по прозе Суховой. В её замечательных рассказах больше говорилось не про себя, а про соседок по вымирающей улице, некогда застроенной («без слёз не взглянешь») убогими жилищами из шлака и некондиционного кирпича. Каждая соседка сердобольно пропущена автором через собственную душу. Всё у бабы непутёво, всё нескладно. А у которых складно, которые успешные, те на этой улице не живут – поуезжали. Остались неуспешные, которые и грядку вскопать помогут, и беседой обогреют, и похоронят вскладчину.
Знакомые по прозе заборы из профильного железа возникают в стихах новой книги:
Был кирпичный завод. Теперь
Руины – как острова…
Щетиной сквозь первый снег –
Некошеная трава.
И нет в стихах даже малой нестыковки между воем по забытой миром и людьми подмосковной улице – и воем по несбывшейся любви.
Это личное. Но и руины кирпичного завода – тоже глубоко личное.
Снаружи мороз, изнутри беда…
Каждый живёт один.
Коротко.
Без следа…
Всё-таки не совсем один, пока хватает души на тех, кто тебе мил. И не только непутёвая старуха пропущена Элиной Суховой через себя глубоко и подробно, но и последняя в деревне корова, и соседский пёс, которому раз в полгода выпадает счастье вволю набегаться. («А цепь-то короткая… Будка кривая-косая из обломков шифера кое-как сляпана, как он там в холода выживает?»)
Не жисть, а жесть.
Но снова встанешь в шесть,
Как будто хочешь книгу перечесть –
Роман любовный, исповедь поэта, –
Как будто вправду силы есть на это…
Дмитрий Сухарев.
послесловие / рецензия
Удивляешься стихам Эли Суховой: такие прозрачные, летучие, такие естественные, сохранившие разговорную интонацию и сбивчивое дыхание. Чистая, вроде бы приземлённая – без пафоса и флёра – лирика о будничной жизни, о её непарадном пейзаже… Эти стихи крепки волнующим веществом поэзии и живы тем сердечным теплом к человеку, что – увы – уже редкость в литературе.
Галина Климова.
содержание / оглавление
Дмитрий Сухарев.
«Но снова встанешь в шесть…»
Родительский день
«Вот растительность малая…»
Город без неба.
1. «Сзади на тропинке мои следы…»
2. «В городе нет неба…»
3. «Вон та горсточка звёзд…»
«Как лёгкий поплавок…»
«Я знатный следопыт…»
«Думала – лето навеки…»
«Там, на реке…»
«Нежилой, нежилой, нежилой…»
«Дым встаёт над трубой…»
«Что-то на ниточке тонкой…»
«Эти опавшие листья – нелепо, неловко…»
«Когда человек уходит – буднично
и по сроку…»
«Упростила всё…»
«Всё, что увидишь в вагонном стекле,
сохрани…»
«Вот сосна стоит одинокая…»
«Возвращаться в пустую квартиру…»
1. «Были день и осень…»
2. «Чем бы дитя ни тешилось…»
3. «А что делать, мой милый…»
«давным-давно…»
«Покуда маленькой была…»
Лелюшка. [Миниатюра]
«Газонокосильщик…»
«Это мой папа…»
«Белела твоя косынка…»
«Все, кто приходит к Тебе…»
«Не жисть, а жесть…»
Нелюбовь.
1. «ты поднимаешься…»
2. «уходящий прав…»
Соловей китайского императора
Лиловый, зелёный и жёлтый
«А лето кончилось, и не о чем страдать…»
«Там Пенелопа стирает холсты над рекою…»
«Как мама ходила согнувшись…»
«Там, за старым бараком…»
«Голову закидывала в облака…»
«Пиши, твори, ищи огрехи…»
«Ах, Катерина, в руках цветок, сквозняк
в голове…»
Любить героя
«Луна высовывает рожки слова “смерть”…»
«Шёл поезд мимо острова…»
«Домой придёшь пустее, чем…»
«Лето кончается, стынут круги на воде…»
Все материалы, опубликованные на сайте, имеют авторов (создателей). Уверены, что это ясно и понятно всем. Призываем всех читателей уважать труд авторов и издателей, в том числе создателей веб-страниц: при использовании текстовых, фото, аудио, видео материалов сайта рекомендуется указывать автора(ов) материала и источник информации (мнение и позиция редакции: для порядочных людей добрые отношения важнее, чем так называемое законодательство об интеллектуальной собственности, которое не является гарантией соблюдения моральных норм, но при этом является частью спекулятивной системы хозяйствования в виде нормативной базы её контрольно-разрешительного, фискального, репрессивного инструментария, технологии и механизмов осуществления).