OM
ОМ • Включайтесь!
2024.11.14 · 01:28 GMT · КУЛЬТУРА · НАУКА · ЭКОНОМИКА · ЭКОЛОГИЯ · ИННОВАТИКА · ЭТИКА · ЭСТЕТИКА · СИМВОЛИКА ·
Поиск : на сайте


ОМПубликацииЭссе-клуб ОММУСЕЙОН
ΜΟΥΣEIΟΝ • ДИАЛОГИ ОБРАЗОВ
.
Альманах рукописей: от публицистики до версэСетевое издание Эссе-клуба ОМ
Μ · Ο · Υ · Σ · E · I · Ο · Ν
MM
• Графика • Живопись • Философия • Поэзия •
Изобразительное искусство и искусство слова. Создание. Воспроизведение. Взаимоотражение и взаимодополнение. Рождение двуединого образа – сотворчество, единение, духовная связь авторов, взаимообогащающий поиск форм, красок, интонаций, символов, смыслов.
Диалог: взаимопроникновение визуального и вербального, внешнего и внутреннего образа – облика, облечённого в светотени, цвета, тона, ритмы, рифмы…
ОлегА.Никитин,
редактор.
ПРЕДИСЛОВИЕ  •  ΠΡΌΛΟΓΟΣ
Первый, кому пришло в голову сравнить между собою живопись и поэзию, был тонко чувствовавшим человеком, заметившим на себе сходное влияние обоих искусств. Он видел, что то и другое представляют нам вещи отдалённые как бы присутствующими, видимость – действительностью; оба обманывают нас, и обман обоих нравится.
Другому захотелось глубже вникнуть во внутренние причины этого удовольствия, и он открыл, что в обоих случаях источник его один и тот же. Красота, понятие которой мы отвлекаем сначала лишь от телесных предметов, получила для него значимость общих правил, прилагаемых как к действиям и идеям, так и к формам.
Третий, кто стал размышлять о значении и применении этих общих правил, заметил, что одни из них господствуют более в живописи, другие – в поэзии; и что, следовательно, в одном случае поэзия может помогать живописи примерами и наставлениями, в другом – живопись поэзии.
Первый из трёх был просто любитель, второй – философ, третий – художественный критик.
Первым двум было трудно сделать неправильное употребление из своего непосредственного чувства или из своих умозаключений. Другое дело – критика. Самое важное здесь состоит в правильном применении эстетических начал к частным случаям, а так как на одного проницательного критика можно насчитать до пятидесяти просто остроумных, то было бы просто чудом, когда бы применение делалось всегда с той предусмотрительностью, которая должна сохранять постоянное равновесие между обоими искусствами.
Если Апеллес и Протоген в своих утраченных сочинениях о живописи подтверждали и объясняли правила этого искусства уже твёрдо установленными правилами поэзии, то, конечно, это было сделано ими с тою умеренностью и точностью, какие удивляют нас и доныне в сочинениях Аристотеля, Цицерона, Горация и Квинтилиана там, где они применяют к искусству красноречия и к поэзии законы и опыт живописи. В том-то и заключалось преимущество древних, что они всё делали в меру.
Однако мы, новые, полагали во многих случаях, что мы их далеко превзойдём, если превратим проложенные ими маленькие тропинки в проезжие дороги, даже если бы при этом более короткие и безопасные дороги превратились в тропинки, наподобие проходящих через дикие места.
Блестящей антитезы греческого Вольтера, что живопись – немая поэзия, а поэзия – говорящая живопись, не было, конечно, ни в одном учебнике. Это была просто неожиданная догадка, каких мы много встречаем у Симонида и справедливая сторона которых так поражает, что обыкновенно упускают из виду всё то неопределённое и ложное, что в них заключается.
Однако древние этого из виду не упускали и, ограничивая применение мысли Симонида лишь областью сходного воздействия на человека обоих искусств, они не забывали отметить, что оба искусства в то же время весьма различны как по предметам, так и по роду их подражания.
Однако, забыв совершенно об этом различии, новейшие критики сделали из сходства живописи с поэзией самые удивительные выводы. То они стараются втеснить поэзию в узкие границы живописи, то позволяют живописи заполонить всю обширную область поэзии. Всё справедливое в одном из этих искусств допустимо и в другом; всё, что нравится или не нравится в одном, должно обязательно нравиться или не нравиться в другом. Ослеплённые этой мыслью, они с самоуверенным тоном произносят самые поверхностные приговоры, считая главными недостатками в произведениях художников и поэтов отклонения друг от друга этих двух родов искусства и большую склонность поэта или художника к тому или другому роду искусства в зависимости от вкуса.
Эта лжекритика частично сбила с толку даже мастеров. Она породила в поэзии стремление к описаниям, а в живописи – жажду аллегорий, ибо первая старалась превратиться в говорящую картину, не зная в сущности, что она могла и должна была изображать, а вторая – в немую поэзию, не подумав, в какой мере она может выражать общие понятия, не удаляясь от своей природы и не делаясь лишь некоторым произвольным родом литературы.
<…>
Считаю, наконец, нужным заметить, что под именем живописи я понимаю вообще изобразительное искусство; точно так же не отрицаю я и того, что под именем поэзии я, в известной мере, понимаю и остальные искусства, более действенные по характеру подражания.
Gotthold Ephraim Lessing.
Laokoon oder Über die Grenzen der Malerei und Poesie.
Готхольд Эфраим Лессинг.
«Лаокоон, или О границах живописи и поэзии» (1766).
Перевод с немецкого Е. Эдельсона (1850);
под редакцией Я. Зунделовича (1933).
Коллекция произведений пополняется
по мере поступления и обработки материалов.
 
 
контактная информация:
esseclub@mail.ru
ОМ
 
Сборник ДИАЛОГИ.ОБРАЗОВ (альбом мусейон-коллекции) пополняется и редактируется по мере поступления новых материалов. Все публикуемые в альманахе Эссе-клуба ОМ материалы предоставлены корреспондентами. Авторские права на произведения (тексты, рисунки, фото-, аудио-, видео- материалы) принадлежат авторам этих произведений.
Сетевой сборник ДИАЛОГИ.ОБРАЗОВ.ОМ не является коммерческим проектом. Цель проекта – просветительская. Публикуемые материалы предназначены для использования в ознакомительных и научных целях.
Если Вы обнаружили в опубликованных материалах опечатки, неточности или устаревшую информацию, а также нарушения авторских и смежных прав, редакция сайта ОМ просит незамедлительно сообщить об этом в разделе «Обратная связь» сайта либо электронной почтой по адресу: esseclub@mail.ru
 
Содержание настоящего веб-сайта, включая все изображения и надписи, все тексты и всю справочную информацию, предназначено исключительно для персонального некоммерческого использования [: личного; не предназначенного для получения дохода – прибыли от реализации продукта (товара, услуги), служебных поощрений и вознаграждений, гонораров и тому подобного], с соблюдением общепринятых этических норм, всех официальных прав и обязанностей.
 
 
Автор : Никитин Олег Александрович  —  Каталог : МУСЕЙОН
Все материалы, опубликованные на сайте, имеют авторов (создателей). Уверены, что это ясно и понятно всем.
Призываем всех читателей уважать труд авторов и издателей, в том числе создателей веб-страниц: при использовании текстовых, фото, аудио, видео материалов сайта рекомендуется указывать автора(ов) материала и источник информации (мнение и позиция редакции: для порядочных людей добрые отношения важнее, чем так называемое законодательство об интеллектуальной собственности, которое не является гарантией соблюдения моральных норм, но при этом является частью спекулятивной системы хозяйствования в виде нормативной базы её контрольно-разрешительного, фискального, репрессивного инструментария, технологии и механизмов осуществления).
—  tags: мусейон, живопись, философия, ΜΟΥΣEIΟΝ, графика, скульптура, Поэзия
OM ОМ ОМ программы
•  Программа TZnak
•  Дискуссионный клуб
архив ЦМК
•  Целевые программы
•  Мероприятия
•  Публикации

сетевые издания
•  Альманах Эссе-клуба ОМ
•  Бюллетень Z.ОМ
мусейон-коллекции
•  Диалоги образов
•  Доктрина бабочки
•  Следы слова
библиособрание
•  Нообиблион

специальные проекты
•  Версэтика
•  Мнемосина
•  Домен-музей А.Кутилова
•  Изборник вольный
•  Знак книги
•  Новаторство

OM
 
 
18+ Материалы сайта могут содержать информацию, не подлежащую просмотру
лицами младше 18 лет и гражданами РФ других категорий (см. примечания).
OM
   НАВЕРХ  UPWARD