Задача этой книги чисто практическая: помочь начинающему поэту овладеть элементарной стиховой техникой‚ – «поставить ему руку», как говорят пианисты. Этим предопределены и структура книги, и анализы, и формулировки‚ – порою‚ в целях наглядности, упрощённые.
Начинающие стихотворцы весьма часто пускаются в опасное плавание по зыбям «свободного стиха», не обладая ещё развитым слухом и почти всегда превращая поэтому свои опыты в рифмованную прозу. Для усвоения же техники стиха, в том числе и «свободного», необходимо начинать со стиха «пушкинского», наиболее разработанного как теоретически, так и практически. Лишь исключительному дарованию под силу с первых шагов овладеть более сложными системами. В живописи начинают с рисунка и перспективы; в музыке – с гамм; в геометрии – с Эвклида. Пикассо, Дебюсси и Лобачевский «вступают в программу» значительно позже.
Очень часто приходится слышать банальную истину: «поэты рождаются». Из неё делают вывод: учиться стиховой технике ни к чему. Однако, художники и музыканты также «рождаются» со своим дарованием, – но никто не станет отрицать необходимость для них технической учёбы. И – любопытно: нигде не напечатают безграмотного рисунка; безграмотные же стихи печатаются пóходя. Необходимость технической подготовки прекрасно понимал шестнадцатилетний Пушкин, записавший в дневнике, что Шаховской «не хотел учиться своему искусству и стал посредственный стихотворец» (Дневник 1815-1817 гг.‚ 8 ноября). Наша маленькая книжка не претендует создавать поэтов; она лишь научит писать технически грамотные стихи, что весьма пригодится и тогда, когда «поэт» не окажется поэтом, останется просто читателем…
Для третьего издания книга полностью переработана; написана, в сущности, заново. Глава «О лирической композиции» снята, как выходящая за рамки вопросов стиха. Сокращена и глава «Строфика», ибо для подробного изложения я не располагал местом, а освещение нужных вопросов «на выдержку» – непедагогично; о сонете, например, лучше вовсе не говорить, чем говорить вскользь. Прочие главы значительно расширены.
Ввиду того, что некоторые вопросы, освещаемые в данной книге‚ – напр. проблема дольника, тактового стиха и пр., – мало разработаны в специальной литературе, я считал себя вправе предложить мою личную трактовку, откладывая её научное обоснование до выхода подготовляемой мною большой работы по русскому стиху.
Георгий Шенгели
6 июня 1939 г.‚ Москва
Глава вторая
ОПИСАНИЕ РАЗМЕРОВ
E. Логаэдические стихи
§ 1. Нередко возникает вопрос: можно ли соединять в одной строке или в одной строфе разные размеры, как попало?
При механическом подходе к стихам может показаться, что такое случайное соединение имеет место, например, в свободном стихе, которому у нас далее посвящена глава. На самом деле свободный стих нисколько не в меньшей степени является продуманной системой, чем так называемый «правильный стих», который мы до сих пор разбирали. Далее, мы видели из предыдущего разбора, что наши размеры часто осложняются лишними или пропущенными ударениями, перебоями (вроде хориямба), наращением и усечением полустиший и т. д.; однако, все эти отступления от условной схемы размера строго систематизированы, и заданная схема, метр, доминирует над всеми отступлениями. Таким образом, в одной строчке, как правило, не сочетаются разные размеры; то, что кажется, например, введением амфибрахия в ямб (на лУнном нЕбе чернЕют вЕтки: – –' / – –' – / –' – / –' – – и т. п.)‚ является просто наращением полустиший.
В последовательности же строк, на примере хотя бы анакрузированных стихов, мы видим, что размеры могут соединяться. Но можно ли сочетать, скажем, ямбические строчки с анапестическими, с тем, чтобы дальше шёл дактиль, а потом хорей, а потом ямб?
Так построенные стихи неизбежно произведут впечатление сумятицы и путаницы и ничем не будут отличаться от рубленой, рифмованной прозы.
Однако, упорядоченное соединение размеров в строфе или даже в строке, такое соединение, которое может быть сразу уловлено слухом и узнаваемо при повторении, вполне допустимо. Так организованные стихи называются логaэди́ческими.
Глава четвёртая
СВОБОДНЫЙ СТИХ
А. Общие указания
§ 1. Термин «свободный стих» является достаточно неопределённым; свободным стихом называют обычно такую организацию словесного ряда, при которой …
Шенгели Г.А. Техника стиха : Практическое стиховедение / Георгий Шенгели ; худож.: В. Резников. — 3-е изд., перераб. — Москва : Советский писатель, 1940. — 136 с. — 21.5×14.5 см. — 5000 экз.