Мультипроект ОМ • Включайтесь!
2018.11.17 · 21:31 GMT · КУЛЬТУРА · НАУКА · ЭКОНОМИКА · ЭКОЛОГИЯ · ИННОВАТИКА · ЭТИКА · ЭСТЕТИКА · СИМВОЛИКА ·
Поиск : на сайте


ОМПубликацииЭссе-клуб ОМНООБИБЛИОН
NB0000595 — Н.В.Савицкая — Городские задворки: поэзия уходящего — (2018)
.
Альманах рукописей: от публицистики до версэСетевое издание Эссе-клуба ОМ
ЭК Н. В. Савицкая
НООБИБЛИОН • NOOBIBLION
NR
Наталия Владимировна
Савицкая
Городские задворки:
поэзия уходящего.
Издание Н. В. Савицкой.
Омск — 2018
 
 
Фонд релизов
«Нообиблион»
и библиофонд
формируют
авторы
литературных
произведений,
авторы
научных
исследований,
авторы-
составители
различных
сборников
(антологий,
альманахов,
хрестоматий,
альбомов) и
монографий,
биографий и
библиографий,
историки
литературы,
издатели.
Включайтесь!
ЭК
 
Автором книги
для чтения предоставлен отдельный файл — PDF : 50.9 MB
  Т Е К С Т  
 
описание / сведения
Савицкая Н.В.
Городские.задворки: поэзия уходящего / Наталия Савицкая ; ред.: Л..В..Новосёлова ; фот.: Н..В..Савицкая. — Омск : [б..и.], 2018. — 84 с. : ил., фот. — 21.0×14.5 см. — 25 экз.
 
релиз / аннотация
Омск – город-миллионер, устремлённый в будущее. За последние годы его архитектурный облик изменился практически до неузнаваемости. Но параллельно с этим новым, растущим и развивающимся миром существует иной – ветхий, исчезающий, угасающий: деревянные домишки, полуразрушенные сараи, крошечные дворики, покосившиеся заборы – одним словом, городские задворки. Вслед за автором читатель совершает мысленное путешествие по старому Омску, получая возможность полюбоваться им, прочувствовать его красоту, ощутить его своеобразие, уют, прелесть, особую энергетику.
 
ЭК
Наталия Владимировна Савицкая:
Вам, ценителям, любителям, поклонникам старого, ветхого, рассыпающегося, исчезающего, посвящается эта книга.
Вам, задворкам, старым домам и всему им сопутствующему,
вечная слава
…”
 
предисловие / вступление
Вечно манили меня задворки
И позабытые Богом свалки…
Не каравай, а сухие корки.
Не журавли, а дрянные галки.
Улицы те, которые кривы,
Рощицы те, которые редки,
Лица, которые некрасивы,
И – колченогие табуретки.
Я красотой наделю пристрастно
Всякие несовершенства эти…
То, что наверняка прекрасно,
И без меня проживёт на свете!
Татьяна Бек
Я – убеждённый урбанист (поклонник города как архетипа). Я люблю природу, но гармонию мироздания могу ощутить только в городе. Для полного счастья мне необходимы освещённые окнами лужи на чёрном асфальте, фонари, убегающие в неведомо прекрасную перспективу, шелест омытой дождём листвы, смешивающийся с шуршанием шин по мокрой автостраде, бетонные девятиэтажки, рекламные баннеры, кружево проводов. Город – это уникальный топос, живой организм, наделённый душой, загадочный и притягательный, помпезно-торжественный и неприглядно заброшенный одновременно. Именно об этой, второй стороне Омска и пойдёт речь в книге.
Что я включаю в понятие «городские задворки»? Это уголки, не всегда находящиеся в отдалении от центральных улиц (нередко они расположены в двух шагах от шумных многолюдных магистралей), но отличающиеся особой, неповторимой энергетикой. Это старые, часто деревянные дома, либо готовящиеся к сносу, либо достаточно крепкие, но во многом уступающие современным новостройкам. Это дворики, жизнь в которых протекает по-другому, как будто в параллельной реальности. Это деревянные сарайчики, покосившиеся, осевшие набок. В них пылятся вещи, давно позабытые хозяевами, но хранящие дыхание ушедшей эпохи. Это подпёртые брёвнами балконы с облетающей штукатуркой, стулья, выставленные во дворик за ненадобностью и стоящие вместо привычных скамеек, одинокая берёзка у крыльца с выщербленными ступеньками, роняющая резные листочки на замшелый козырёк подъезда. Это меланхоличные коты, либо взирающие вприщур из окна на бегущих под зонтами прохожих, либо разгуливающие по двору с полным осознанием своего права на территорию и гоняющие чужаков воинственным боевым кличем. Это вынесенные на кристально белый снег ковры, звук пластмассовой выбивалки, эхом отдающийся в соседних дворах и тающий в мягком предвечернем воздухе, это бельё, развешанное на верёвках, натянутых между двумя столбами, это яблочно-красный закат, дробящийся на алые блёстки на замёрзшем окне. Это отдельный мир, почти не соприкасающийся с огромным, бурлящим, сверкающим, мчащимся в бешеном ритме миром большого города.
Слава, слава, слава этому миру! Вечная память этому миру, ибо он уходит от нас, и с каждым годом всё быстрее. Рушатся старые дома, пустеют дворы, жители получают квартиры в новых микрорайонах – просторные, со всеми удобствами. На месте снесённых домишек строятся сверкающие монстры из стекла и бетона, сияющие огнями в ночи, манящие неоновыми вывесками и цепочками разноцветных лампочек. Угасает старый Омск, на смену ему рождается новый город, и утро красит нежным светом стены крепких, красивых, архитектурно вычурных новостроек. Жизнь мчится вперёд. Так воспоём же ушедшее и уходящее, увековечим его в памяти неравнодушных, запечатлеем в стихах и прозе! Споём осанну городским задворкам, полуразвалившимся домишкам и заросшим сиренью дворам! Восславим некрасивое, найдём прекрасное в уродливом, притягательное в умирающем! Благословим прошлое и поблагодарим его. За то, что было. За то, что существует сейчас и даёт нам почву для размышлений и повод для любования. Да здравствуют пыльные, непролазно грязные, тихие, угасающие и неповторимо прекрасные городские задворки!
 
 
“Век нынешний и век минувший”.
Дом на ул. Училищной. Зима 2013-го.
 
послесловие / заключение
Город, город!
Ты огромен
И как будто бы бескраен.
И всегда твои мы дети…
Л. Мартынов
Наше путешествие по задворкам почти завершилось. Разумеется, здесь описаны далеко не все притягательные уголки Омска. Их много на 3-м Разъезде, на Биофабрике, в посёлке Волжском, на улице Труда, на территории Аграрного университета, на улицах Герцена и Орджоникидзе, всех Ремесленных и, конечно же, в Нефтяниках. Это отдельная тема для разговора, достойная полноценного очерка. К тому же, в этой книге описаны местечки, запавшие в душу давно и прочно, а Нефтяники всё же мною исследованы пока не столь обстоятельно.
Старые дома, почти очеловечившиеся, маленькие уютные дворики с непременным стулом у подъезда и рваным тулупчиком, наброшенным на забор. Авоська с каким-то свёртком, вывешенная по старинке за окно. Клумба с космеей и мальвами, посреди которой торчит обшарпанная мягкая игрушка. Облетевшая со стен штукатурка, старенькая рама крошечного окошка, выходящего на кирпичную стену соседнего дома. Деревянная лестница на второй этаж, трёхколёсный велосипед, оставленный на площадке, разноцветные почтовые ящики, прикреплённые на входную дверь. То берёзка, то рябина, то пробивающийся из-под асфальта молоденький светло-зелёный кленок. Рыхлый, подтаявший предвесенний снег, осенние листья, прохладно шуршащие под ногами. Всё это и многое другое полно невыразимой поэзии, красоты. Схватить это, удержать, сохранить на веки вечные и звезду донести до садка на трепещущих мокрых ладонях – задача в полной мере невыполнимая, но, надеюсь, частично у меня получилось это сделать. Я знаю, что у меня есть единомышленники: немало в Омске людей, ужаленных в сердце поэзией уходящего. Вам, ценителям, любителям, поклонникам старого, ветхого, рассыпающегося, исчезающего, посвящается эта книга. Вам, задворкам, старым домам и всему им сопутствующему, вечная слава и вечный… покой? Нет, вечная жизнь в воспоминаниях, на страницах пожелтевшего фотоальбома, в тысячах мегапикселей, в строках очерков. Это тоже реальность, имеющая право быть, возможно единственно реальная. Это – маленький праздник, который всегда с тобой.
 
 
В одном из дворов на ул. Учебной.
Задворки задворок.
 
содержание / оглавление
Предисловие

Улицы Учебная, Пушкина и иже с ними

В 16-м военном городке и его окрестностях

Улицы 20 лет РККА, Богдана Хмельницкого,
Красных Зорь, Линии

Продолжение Линий, Транспортные,
Богдана Хмельницкого

Бульварная, Ипподромная, Ермака, 1905-го года,
снова Линии

Карбышева, Избышева, Вокзальная,
Академика Павлова

Котовского, Орловского, Братская, Ангарская

Снова Учебная, Бульварная, немножко Панфилова.
Завершение путешествия

Иллюстрации

Послесловие
...... 3

...... 6

.... 17


.... 26


.... 33


.... 39


.... 47

.... 54


.... 59

.... 65

.... 81
 
рецензии / отзывы
Из заметки о книге «Городские задворки: поэзия уходящего».
Сергей Демченков, филолог, публицист:
 .Поброди вместе с автором по тихим малоэтажным дворикам, которых с каждым годом становится всё меньше, но в которых так явственно чувствуется дыхание мифической Обломовки – нашего утраченного Эдема, где жизнь течёт размеренно и покойно, без этой нескончаемой, яростной, изматывающей погони за всякими вожделенными ненужностями
.
 
Опубликовано: 5 сентября 2018 года.
Текст предоставлен автором. Дата поступления текста в редакцию альманаха Эссе-клуба ОМ: 05.09.2018.
 
 
Автор : Мусейон-хранитель  —  Каталог : НООБИБЛИОН
Все материалы, опубликованные на сайте, имеют авторов (создателей). Уверены, что это ясно и понятно всем.
Призываем всех читателей уважать труд авторов и издателей, в том числе создателей веб-страниц: при использовании текстовых, фото, аудио, видео материалов сайта рекомендуется указывать автора(ов) материала и источник информации (мнение и позиция редакции: для порядочных людей добрые отношения важнее, чем так называемое законодательство об интеллектуальной собственности, которое не является гарантией соблюдения моральных норм, но при этом является частью спекулятивной системы хозяйствования в виде нормативной базы её контрольно-разрешительного, фискального, репрессивного инструментария, технологии и механизмов осуществления).
—  tags: Нообиблион, ЭССЕ КЛУБ, библиособрание, NOOBIBLION, OMIZDAT, фонд релизов
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Регистрация   Вход
OM ОМ ОМ программы
•  Программа TZnak
•  Дискуссионный клуб
архив ЦМК
•  Целевые программы
•  Мероприятия
•  Публикации

сетевые издания
•  Альманах Эссе-клуба ОМ
•  Бюллетень Z.ОМ
мусейон-коллекции
•  Диалоги образов
•  Доктрина бабочки
•  Следы слова
библиособрание
•  Нообиблион

специальные проекты
•  Версэтика
•  Мнемосина
•  Домен-музей А.Кутилова
•  Изборник вольный
•  Знак книги
•  Новаторы России

OM
 
 
18+ Материалы сайта могут содержать информацию, не подлежащую просмотру
лицами младше 18 лет и гражданами РФ других категорий (см. примечания).
OM
   НАВЕРХ  UPWARD