Мультипроект ОМ • Включайтесь!
2018.10.18 · 13:38 GMT · КУЛЬТУРА · НАУКА · ЭКОНОМИКА · ЭКОЛОГИЯ · ИННОВАТИКА · ЭТИКА · ЭСТЕТИКА · СИМВОЛИКА ·
Поиск : на сайте


ОМПубликацииЭссе-клуб ОМНООБИБЛИОН
NB0000552 — Т.И.Тенева — Лесные откровения мои — (2017)
.
Альманах рукописей: от публицистики до версэСетевое издание Эссе-клуба ОМ
ЭК Т. И. Тенева
НООБИБЛИОН • NOOBIBLION
NR
Татьяна Ивановна
Тенева
Лесные откровения мои.
Альбом-каталог.
Издательство «Амфора» (г. Омск).
Омск — 2017
 
 
Фонд релизов
«Нообиблион»
и библиофонд
формируют
авторы
литературных
произведений,
авторы
научных
исследований,
авторы-
составители
различных
сборников
(антологий,
альманахов,
хрестоматий,
альбомов) и
монографий,
биографий и
библиографий,
историки
литературы,
издатели.
Включайтесь!
ЭК
 
Автором книги
для чтения предоставлен отдельный файл — PDF : 26.8 MB
  Т Е К С Т  
 
описание / сведения
Тенева Т.И.
Лесные.откровения.мои : каталог работ : [фотоальбом, стихи] / Татьяна Тенева ; оформ.: О..Я..Евдокимова. — Омск : Изд-во «Амфора», 2017. — 104 с. : ил., портр., фот. — 29.5×21.0 см.
 
ЭК
Портрет Татьяны Теневой:
из авторского предисловия к альбому-каталогу
«Лесные откровения мои»
(Омск, 2017).
Фотография: Галина Целищева.
 
предисловие / вступление
Лесные откровения
Лесные откровения. Так называлась первая и единственная персональная выставка моих работ в городе Белоярский Ханты-Мансийского округа в феврале 1999 года. Посетители выставки выражали удивление и восхищение чудесами природы, называли их диковинками…
А началось всё в детстве. Мне было двенадцать лет, когда я впервые увидела беломраморные статуи работы итальянских мастеров в зимнем саду Воронцовского дворца в Алупке. Помню, как я была очарована.
Но крошечное зёрнышко наследственных художественных способностей долго дремало во мне, не замеченное ни мной, ни родными, ни школой. И только в студенческие годы оно внезапно проснулось, когда я отчаянно и безнадёжно влюбилась. Тогда душа словно впервые прозрела, и мне открылись Искусство, Природа и Поэзия.
Теперь издано двенадцать книг стихов. Я – член Союза писателей России с 2000 года. Замечено, что литературному дару часто сопутствует художественный. В ту пору меня заинтересовало творчество Сергея Тимофеевича Конёнкова и Степана Эрьзя, показавших небывалую выразительность дерева как материала для скульптуры. Позднее в своих работах я никогда не была подражателем, но продолжателем традиций этих известных во всём мире мастеров, которых считаю своими великими учителями. Однажды я споткнулась о небольшую корягу и увидела в ней белочку. Пришла домой и подручными средствами «выявила» её. Потом были «балерина», «Данко», «скрипач» и другие образы, созданные с помощью старого хирургического скальпеля. Восхищённая ими, моя мама, чей младший брат был художником-копиистом, вдруг вспомнила, что в детстве у них в семье хранились две необычные вещицы: кошка в натуральную величину и детское узорное коромысло, искусно вырезанные из дерева. Это была память от их прадеда Леонтия, замечательного однорукого резчика, инвалида Первой мировой войны…
Возможно, я, не имея за плечами даже художественной школы, не умея рисовать и не будучи знакомой с техникой резьбы по дереву, получила бесценный дар по наследству. Работы мои сначала были выполнены из веток и корешков, кусочков виноградной лозы, поскольку я жила в Молдавии. Но во время отпуска 1975 года в Ленинградской области я впервые увидела берёзовый кап. (Это что-то вроде доброкачественной опухоли на стволе дерева, покрытое корой. Когда снимаешь кору, вдыхаешь восхитительный дух берёзового сока, а если это кап сосны, дышишь её смоляным ароматом.) С тех пор кап стал навсегда любимым материалом для моих скульптур, в очертаниях которого мне открываются образы и остаётся только «убрать всё лишнее», как говорил Микеланджело, чтобы показать людям, что сокрыто в этой природной форме…
Первым и единственным ценителем моих работ была мама. И бродили мы с ней по берегу Оби, собирая выброшенные на сушу половодьем морёные, долго пробывшие в воде коряги, казавшиеся мне несметными сокровищами.
Мне так хотелось украсить свой дом, сделать его неповторимым, внося в интерьер эти необычные скульптуры. Кстати, все они уникальны, ибо созданы в соавторстве с природой, которая никогда не повторяется. Двадцать лет работы на Севере предоставили мне богатый материал. Жаль только, времени на создание скульптур не хватало: семья и работа оставляли для творчества лишь ночные часы. Если бы три десятилетия рабочего стажа были посвящены моему любимому делу, как много я могла бы сотворить, ведь душа фонтанировала фантазиями! Сожалею, что мне не удалось полностью реализовать свои возможности.
Иногда приходилось продавать свои работы и теперь они радуют кого-то в Москве, в Ханты-Мансийске, в США, в Германии, в Израиле, в Венгрии и Финляндии. Иностранцы особенно ценят природный материал, ручную работу и – главное – неповторимость.
Древние греки считали, что в каждом дереве живёт душа в виде прекрасной девушки Дриады. И я, с детства благоговейно относясь ко всему живому, по-язычески поклоняюсь деревьям и очень близко к сердцу принимаю их страдания от варварства людей. Может быть, поэтому мне нравится оживлять дерево, давать ему вторую жизнь. Знаю, что некоторые скульптуры меня переживут.
Со временем появились у меня кое-какие инструменты, но техникой резьбы я не владею, работаю интуитивно и считаю, что творчество – процесс наполовину бессознательный, божественный, если можно так сказать. Он приносит человеку самую светлую и чистую радость сотворения того, чего ещё не было на земле. Это и есть чудо откровения.
Татьяна Тенева
 
 
Татьяна Ивановна Тенева.
«Чио-Чио-Сан».
1974 г.
тополь, резьба : 20.0×10.0 см
 
послесловие / рецензия
В соавторстве с природой
Женщин, работающих в технике резьбы по дереву, не так уж много. Одна из них – талантливая омичка Татьяна Ивановна Тенева, поэт, член Союза писателей России. Её стихи знают и любят многие, но мало кто видел плоды её многолетнего увлечения деревянной скульптурой.
Её пантеистическое восприятие мира утверждает фундаментальное единство всего живого. Её любовь обращена ко всем, кому небезразлична судьба природы, разрушаемой урбанизированным обществом.
Татьяна Тенева возвращает нас к языческому пониманию мироустройства, в котором люди ощущали присутствие духов полей, лесов, рек, вступали с ними в незримые связи, прося защиты, покровительства, помощи.
Природа, как бы отвечая взаимностью, подарила ей необыкновенный материал – дерево, из которого она создаёт свои произведения. Древесина винограда, платана, клёна, кап сосны, кап берёзы, обработанные резцом, превращаются в её руках в сказочных персонажей, литературных героев, рождают поэтические образы.
Не всякому открывается красота древесины берёзового капа. Татьяна Ивановна оценила её своеобразный рисунок, многообразие оттенков. Форма нароста дала возможность создавать образы в сотворчестве с природой, а контраст необработанного дерева с отшлифованной поверхностью придал им особую выразительность, недосказанность, тайну…
Своё ощущение прекрасного Татьяна Тенева воплотила в женских образах, продолжая вечную тему мирового искусства. Они многозначны, их индивидуальные характеры проявлены в разнообразных пластических решениях. Это сказочные и поэтичные Русалочка, Шахерезада, Сольвейг, Ассоль, обаятельные Леда, Калипсо, Нереида, предчувствующая своё предназначение Орлеанская дева, страстная Айседора.
Мужские образы в чём-то дополняют женские, а в чём-то противостоят им. С юмором выполнены фигурки «Камаринский мужик», «Хоттабыч», «Карлик Нос». Силу и мужественность олицетворяет «Добрыня Никитич», лукавство – «Колдун», коварство – «Воланд».
Автору подвластно воплощение сильных эмоций («Фуэте», «Икар», «Звонарь», «Карменсита») и тонких переживаний («Богородица», «Печалька», «Наяда»). Но не только это. Оказывается, что и состояния, которые выражаются абстрактными понятиями, она передаёт с помощью небольших деревянных фигурок («Невесомость», «Грация», «Откровенность», «Триумф»).
Татьяна Тенева – талантливый и светлый человек. Как художник, она чувствует материал, владеет инструментами для работы по дереву. И она испытывает потребность делиться с людьми своим искусством, находить отклик в сердцах тех, для кого природа – часть их естества, разума и души.
Людмила Олещенко,
кандидат исторических наук,
научный сотрудник Омского музея Кондратия Белова.

 
содержание / оглавление
Татьяна Тенева.
Лесные откровения

АЛЬБОМ

Татьяна Тенева.
Стихи.
Гимн дереву
Языческая молитва
Лесные братцы
Бескровные бои
Зимний лес
Свидание с лесом

Сергей Денисенко.
Откровение о «Лесных откровениях»

Людмила Олещенко.
В соавторстве с природой

Отзывы о книге:
Юрий Кудашкин
Виктор Вайнерман
Аркадий Елфимов

Каталог работ Татьяны Теневой

...... 2

...... 4



...... 5
...... 6
...... 9
.... 10
.... 12
.... 13


.... 96


.... 97


.... 98
.... 98
.... 98

.. 100
 
 
Татьяна Ивановна Тенева.
«Египтянка».
2017 г.
осина, резьба : 54.0×15.0 см
 
библиография / βιβλιογραφία
Краткая библиография автора: книги, авторские и коллективные сборники, иные издания, представленные в библиособрании (текст в библиофонде).
NB см. релиз / текст в библиофонде
Омск : Изд-во «Амфора», 2014.
Т. И. Тенева.
Водоворот.
Книга стихов.
NB см. релиз / текст в библиофонде
Омск : Изд-во «Амфора», 2014.
Т. И. Тенева, И. В. Герасимов.
Есть обнажённые слова…
Любовная лирика.
NB см. релиз / текст в библиофонде
Омск : Изд-во «Амфора», 2017.
Т. И. Тенева.
Лесные откровения мои.
Альбом-каталог.
 
Опубликовано: 11 июня 2018 года.
Текст предоставлен автором. Дата поступления текста в редакцию альманаха Эссе-клуба ОМ: 10.06.2018.
 
 
Автор : Мусейон-хранитель  —  Каталог : НООБИБЛИОН
Все материалы, опубликованные на сайте, имеют авторов (создателей). Уверены, что это ясно и понятно всем.
Призываем всех читателей уважать труд авторов и издателей, в том числе создателей веб-страниц: при использовании текстовых, фото, аудио, видео материалов сайта рекомендуется указывать автора(ов) материала и источник информации (мнение и позиция редакции: для порядочных людей добрые отношения важнее, чем так называемое законодательство об интеллектуальной собственности, которое не является гарантией соблюдения моральных норм, но при этом является частью спекулятивной системы хозяйствования в виде нормативной базы её контрольно-разрешительного, фискального, репрессивного инструментария, технологии и механизмов осуществления).
—  tags: фонд релизов, OMIZDAT, Нообиблион, ЭССЕ КЛУБ, библиособрание, NOOBIBLION
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Регистрация   Вход
OM ОМ ОМ программы
•  Программа TZnak
•  Дискуссионный клуб
архив ЦМК
•  Целевые программы
•  Мероприятия
•  Публикации

сетевые издания
•  Альманах Эссе-клуба ОМ
•  Бюллетень Z.ОМ
мусейон-коллекции
•  Диалоги образов
•  Доктрина бабочки
•  Следы слова
библиособрание
•  Нообиблион

специальные проекты
•  Версэтика
•  Мнемосина
•  Домен-музей А.Кутилова
•  Изборник вольный
•  Знак книги
•  Новаторы России

OM
 
 
18+ Материалы сайта могут содержать информацию, не подлежащую просмотру
лицами младше 18 лет и гражданами РФ других категорий (см. примечания).
OM
   НАВЕРХ  UPWARD