Здесь «дышат почва и судьба…»
В наше время читающему любителю изящной словесности остаётся всё меньше шансов сделать поэтическое открытие. Потому что все пишут одинаково хорошо. Или одинаково не-хорошо.
Но чаще всего это просто слова, не обеспеченные золотым запасом индивидуальности и поэтической судьбы. Да, именно не биографии, а судьбы.
Тем более удивительными на этом фоне кажутся стихи поэта, которого я хотела бы поприветствовать, предварив его публикацию этим небольшим предисловием. По старой традиции ещё советских времён такие предисловия открывали порою путь поэту «в большую печать».
Обычно это делали «маститые» поэты, открывая молодые таланты. Но это не наш случай. Лидия Степановна Купцова, пишущая и публикующая свои стихи в интернете под ставшим популярным псевдонимом «Бабка Лидка», отнюдь не молода.
Но пронзительные интонации её стихов, ироническое отношение к лирической героине и её прототипу говорят о том, что она хоть и пожила, но по своему мироощущению всё ещё не пожилая. И жизнь проживает интенсивно яркую и интересную. Потому и стихи её наполнены большой жизненной энергией и волей к жизни.
Темы её стихов поражают разнообразием. Они взяты из жизни той прослойки общества, мимо которой мы часто проходим, отводя глаза, чтобы не расстраиваться. Герои стихотворений этой неординарной женщины – люди социального дна: и те, кого сейчас кличут «бомжами», и насельники приютов и домов престарелых.
В обычной нашей жизни мы стараемся не думать о том, почему некоторые наши сограждане дошли до самого социального дна и даже не пытаются от него оттолкнуться и вынырнуть на поверхность. Иногда пытаются. И выныривают. И стихи «Бабки Лидки» тому пример. Сквозь ветошь бытия в этих текстах проглядывает вполне возможное высшее образование и явная начитанность.
Странно и страшно констатировать, что пьеса Максима Горького «На дне» сегодня снова предельно актуальна! В советские времена, как я хорошо помню, тоже были такие странные внесоциальные люди. Называли их тогда «бичами». И это слово «бич» расшифровывалось как «бывший интеллигентный человек».
Часто это были спившиеся романтики-интеллигенты, склонные к перемене мест, а попросту – к бродяжничеству, и мэнээсы (мнс – младший научный сотрудник в НИИ, между прочим!), которые уходили, условно говоря, «в леса», чтобы не ходить на партийные и профсоюзные собрания или не быть командированными на советскую овощебазу. Такой мне видится картина её «додемократической» жизни.
Летом они устраивались в геологоразведовательные экспедиции, строили коровники и дороги, а зимой «бичевали» где придётся на заработанные деньги. Они никогда не попрошайничали – это было строго запрещено не только законом, но и кодексом их внутренней, хоть бывшей интеллигентности. Любили посидеть у костра с гитарой и даже внесли некоторый вклад в развитие авторской песни.
Мне кажется, что та немолодая и довольно мастеровитая поэтесса, которая скрывается под интернет-псевдонимом «Бабка Лидка», из этой когорты бывших советских интеллигентов, решивших подать голос в защиту дорого стоившей многим личной свободы. Как они выживают и на что живут – для всех нас загадка. Но вот о чём думают и что ценят в своей непростой жизни, мы можем с вами узнать из стихов Лидии Степановны.
И то, что она живёт в Сибири – стране некогда облюбованной советскими «бывшими интеллигентными людьми» – тоже кажется мне неслучайным и преемственным. За этими стихами стоит судьба не одного человека, а нескольких поколений «лишних» людей, не сумевших вписаться ни в советскую действительность, ни в олигархический капитализм.
Это голос устойчивой социальной субкультуры со своими, отличными от обывательских, чаяниями, мнениями и устремлениями. Но они так порою похожи на наши собственные ощущения в восприятии жизни! А иначе почему они так берут читателя за душу?
Об этом говорит интернет-популярность этих стихов и то, что, несмотря на лаконичность поэтических текстов, они несут в себе значительные художественные обобщения.
Хочется добавить, что в поэзии только то «мёд», что поэт, как пчела, через всего себя, через душу свою пропустил. Остальное – разбавленный водой словесный «сахар» под видом мёда. Искренность подделать нельзя. В поэзии это тем более очевидно.
Лидия Григорьева
Лондон,
20.04.2014.
|