OM
ОМ • Включайтесь!
2024.11.22 · 01:53 GMT · КУЛЬТУРА · НАУКА · ЭКОНОМИКА · ЭКОЛОГИЯ · ИННОВАТИКА · ЭТИКА · ЭСТЕТИКА · СИМВОЛИКА ·
Поиск : на сайте


ОМПубликацииЭссе-клуб ОММНЕМОСИНА
MНЕМОСИНА • O сборнике
.
Альманах рукописей: от публицистики до версэСетевое издание Эссе-клуба ОМ
Собрание посвящений · История литературы
Поэтам
Прозаикам
Драматургам
Эссеистам
MS • Стихи и песни
• Картины и фрески
• Рисунки и гравюры
• Мемориальные доски
• Мемориальные камни
• Монументы и бюсты
• Памятные медали
• Памятные монеты
• Почтовые марки
Мозаика памяти · Собрание посвящений
Собрание произведений, очерков и статей о рукотворных памятниках литераторам – поэтам, прозаикам, драматургам, эссеистам…
«МНЕМОСИНА • Собрание посвящений» –
открытый сетевой сборник – постоянно обновляемый раздел
альманаха Эссе-клуба ОМ.
СОБРАНИЕ ПОСВЯЩЕНИЙ
Слово об имени
Посвящение – это своеобразная точка пересечения судеб. Судьбы человека, которому адресовано посвящение, в нашем собрании – судьбы литератора, и судьбы автора посвящения, в жизни которого произошло запомнившееся событие – общение с литератором или знакомство с его творчеством: встреча двух личностей, двух имён.
Сборник «МНЕМОСИНА. Собрание посвящений».
Сборник очерков, статей и заметок о рукотворных памятниках-символах литераторам – поэтам, прозаикам, драматургам, эссеистам. Истории о знаках признания творческих заслуг и знаках внимания почитателей таланта – в виде монументов и бюстов, мемориальных досок, картин и гравюр, медалей и других памятных знаков, в которых запечатлены их образы. Стихотворные посвящения, предисловия и послесловия к книгам биографий писателей, в которых отражены их творческие судьбы…
Собрание посвящений – мозаика судеб; сбережение памяти о литераторах – о хранителях базовой ценности национальной культуры: родного языка.
МНЕМОСИНА.
Олицетворение памяти в античной мифологии.
ΜΝΗΜΟΣΥΝΗ.
Богиня из поколения титанов, дочь Геи и Урана.
Мать девяти муз, рождённых ею от Зевса.
* * *
С первыми публикациями в сборнике вдруг появился вопрос: почему МНЕМОСИНА, а не МНЕМОЗИНА?
Ответ. Краткий. В виде тезисов – примеров русификации древнегреческих имён и употребления букв “з” и “c”.
Об этапах формирования русской лексики, и о так называемой “языковой моде” в разные исторические периоды Руси-России, о трансформациях русскоязычной фонетики и русского языка в целом, и о корнях индоевропейской языковой семьи, и об адаптациях бесчисленных заимствований из французского, польского, немецкого и других европейских и азиатских языков, а также о многих и многих занимательных лингвистических историях вам расскажут филологи и специалисты по смежным дисциплинам: их рассказы-экскурсы сами могут превратиться в эпопею продолжительностью в несколько человеческих жизней.
Ограничимся отдельными, но значимыми, наглядными и увлекательными в изучении примерами.
1.
Ещё в начале разрушительного XX века привычные нам слова “бесчисленный”, “рассказ” и ряд других, согласно правилам – морфологическим нормам русского языка, – писали через букву “з”: “безчисленный”, “разсказ” и т. п.
2.
В научной и художественной литературе прошлого, двигаясь в обратной хронологии – от русскоязычных текстов XX века к древнегреческим первоисточникам, всё чаще встречается написание слова “Муза” через букву “с”: “Муса”. В древнегреческом языке слово μοῦσα и в новогреческом языке слово μούσα произносится со звуком [с] (рус.): [moúsa] (лат. транскрипция).
Первое имя, связанное с Μούσες – с древними Мусами и современными Музами – Аполлон Мусагет (др.-греч. Απόλλων Μουσ-ηγέτης).
Мусагет означает предводитель Муз или ведущий Мус (русифицированное написание и произношение имён – на выбор читателя, так как правило не установлено). Более современное значение: лидер или руководитель (напр., руководитель творческого коллектива).
 
Бальдассаре Перуцци (итал. Baldassare Peruzzi).
Танец Аполлона и девяти муз.
между 1514-1523 гг.
дерево ; масло : 35.0×78.0 см
3.
Многим театралам известен балет И..Ф..Стравинского «Аполлон Мусагет» (др.-греч. Απόλλων Μουσ-ηγέτης — Аполлон, водитель олимпийских муз), где Мусагет – одно из главных имён-эпитетов Аполлона, сына Зевса (Ζευς) и Лето (Λητώ), покровителя Муз (Μούσες).
 
Сцена из балета «Аполлон Мусагет» (фр. Apollon musagète).
Музыка и либретто Игоря Стравинского.
Премьера (в хореографии Дж. Баланчина):
Париж. Театр Сары Бернар. 12 июня 1928 г.
На фотографии:
Серж Лифарь, Александра Данилова.
При увеличении:
Сцена из балета «Аполлон Мусагет». Первые исполнители:
Серж Лифарь, Александра Данилова,
Фелия Дубровская, Алиса Никитина, Любовь Чернышёва
(Париж, 1928 год).
4.
Большинство литераторов и книголюбов знают о московском книгоиздательстве русских символистов МУСАГЕТ – MOYΣAГЕТНΣ, основанном в 1909 году и закончившем своё существование в 1917 (но под маркой «Мусагет» выходили издания и в 1930-е годы).
 
MOYΣAГЕТНΣ –
марка издательства «Мусагет».
гравюра ; печатный оттиск
Возможно, для создания марки книгоиздательства MOYΣAГЕТНΣ прототипом послужило изображение Аполлона Мусагета – печатный оттиск с гравюры Эвальда Хансена*, из книги «Иллюстрированная история», изданной в 1875 году в Швеции (Illustrerad verldshistoria / Utgifven af E..Wallis. — Stockholm : Central-Tryckeriets Förlag, 1875. — Första delen. — S. 242 : 87. Apollon / Evald Hansen, xyl.).
 
Эвальд Хансен.
Аполлон.
1875[?] г.
гравюра на дереве
 
* Evald Valdemar Hansen (1840–1920) — датско-шведский гравёр-ксилограф (иллюстратор, резчик по дереву).
 
Illustrerad verldshistoria. Första delen
(Stockholm, 1875).
На гравюре Эвальда Хансена, в свою очередь, воспроизводится в графике известное скульптурное изображение Аполлона, играющего на кифаре.
 
Неизвестный скульптор.
Аполлон, кифаред и мусагет.
II век до н. э.
мрамор
5.
При переходе от имени бога-олимпийца Аполлона Мусагета, покровителя Муз, к имени богини-титаниды Мнемосины, матери Муз, конечно, не забыто название московского журнала-альманаха «Мнемозина» (пишется через букву “з”), издававшегося В..Ф..Одоевским и В..К..Кюхельбекером. В 1824/1825 году вышло четыре книжки альманаха «Мнемозина, собрание сочинений в стихах и прозе», просуществовавшего всего один год (выпуск четвёртой части на 1824 год был задержан и состоялся только летом 1825 года).
 
Альманах «Мнемозина, собрание сочинений в стихах и прозе,
издаваемая Кн. В. Одоевским и В. Кюхельбекером».
Часть I. 1824 год.
При увеличении:
Гравированный титульный лист литературного альманаха
«Мнемозина, собрание сочинений в стихах и прозе»
(Москва, 1824-1825)*.
 
* Мнемозина, собрание сочинений в стихах и прозе, издаваемая Кн..В..Одоевским и В..Кюхельбекером : часть.I [1824]. — Москва : Тип. Императорского Московского театра; [.У содержателя А..Похорского], 1824-1825. — 184, [4] с. : ил. — 20.0×12.5 см. — 600 экз.
6.
Также не упущены из внимания однокоренные слова: “муса”/“муза” (греч. μούσα, др.-греч. μοῦσα), “музыка” (греч. μουσική, др.-греч. μουσική), “музей” (греч. μουσείο, др.-греч. μουσεῖον).
Отметим, что термин “музей” в древнегреческом мире относился к зданию-заведению, в котором происходила деятельность, посвящённая искусству – связанная с музыкой, поэзией, философией. Такое здание без преувеличения, без пафоса и натяжки, было храмом муз (святилищем мус) и называлось Мусейон (др.-греч. Μουσεῖον).
ΜΟΥΣEIΟΝ
(указатель для современных экскурсантов).
7.
И последнее: вопросы перевода с греческого языка, транслитерации и произношения. Для этого заглянем в академические словари; в первую очередь – сверяемся с уже заслужившим доверие специалистов изданием: Древнегреческо-русский словарь И. Х. Дворецкого.
 
И. Х. Дворецкий.
Древнегреческо-русский словарь в двух томах.
(издание 1958 г., Москва)*.
Читаем статьи, начиная с μνημο:
μνημοσύνη, дор. μνᾱμοσύνα (ῠ) ἡ — память, воспоминание (μναμοσύναν φράσαι τινός Pind.): μ.
Μνημοσύνη, дор. Μνᾱμοσύνα (ῠ) ἡ — Мнемосина (дочь Урана, одна из Титанид, мать Муз) HH etc.
 
* Дворецкий И.Х. Древнегреческо-русский словарь : в 2-х томах / сост.: И..Х..Дворецкий ; под ред. чл.-корр. АН СССР проф. С..И..Соболевского. — Москва : Гос. изд-во иностранных и национальных словарей, 1958. — 1044 с., 1906 с., 4 карты. — 27.0×21.5 см. — 12000 экз. — (Около 70000 слов. С прил. грамматики, сост. С. И. Соболевским).
Собственно, словарные статьи И..Х..Дворецкого – это квалифицированный ответ на вопрос «Почему пишем не Мнемозина, а именно Мнемосина (ΜΝΗΜΟΣΥΝΗ)?».
К этому ответу остаётся добавить некоторую справочную информацию о написании и произношении по-русски интересующей нас буквы греческого алфавита “Σ”.
Написание буквы Σ σ ς
Название древнегреческое σῖγμα
Название византийское σῖγμα
Название современное греческое σίγμα
Название русское сигма
Произношение древнегреческое [s]
Произношение современное греческое [s]
Латинская транслитерация: древнегреческий s
Латинская транслитерация: новогреческий s
* Архаическая буква “Ϛ ϛ” (стигма) в классический греческий алфавит не входит, однако буква “Ϝ ϝ” (дигамма) в византийское время была заменена стигмой.
Написание буквы Ϛ ϛ
Название греческое архаическое ϛῖγμα
Название греческое классическое στῖγμα
Название русское стигма
Произношение [st]
Латинская транслитерация st
* В ряде архаических греческих диалектов эти буквы имели звуковое значение и употреблялись в записи слов, но в некоторых диалектах применялись только в системе греческой алфавитной записи чисел.
Ниже приведены иллюстрации к последнему пункту – о прочтении буквы “Σ” – и к нашему вопросу-ответу в целом: изображения богини памяти – Мнемосины.
Обратите внимание на написание имени МНЕМОСИНА в мозаике из Антиохии (см. иллюстрацию ниже).
 
Мнемосина.
Мозаика (из Антиохии).
конец IV века н. э.
известняк ; мрамор, стекло : 269.0×178.0 см
 
Марко Либери (итал. Marco Liberi. 1640–1685).
Юпитер и Мнемосина.
вторая половина XVII в.
холст ; масло : 118.0×153.0 см
 
Мнемосина.
Мозаика.
II век н. э.
ΜΝΗΜΟΣΥΝΗ
Богиня Памяти, титанида
(одна из двенадцати богов-титанов),
дочь богини Земли (Геи) и бога Неба (Урана),
мать Муз – девяти богинь олимпийского мира,
покровительниц поэзии, искусств и наук –
МНЕМОСИНА.
* * *
Вторя греческому поэту Гесиоду (др.-греч. Ησίοδος : VIII–VII вв. до н. э.), в переводе В. В. Вересаева:
С Муз песнопенье своё начинаем,
которые пеньем
Радуют разум великий
отцу своему на Олимпе,
Всё излагая подробно,
что было, что есть и что будет,
Хором согласно звучащим.
и принимая его знаменитое сочинение «О происхождении богов» («Теогония») в качестве примера сбережения памяти об истории рода и призыва о сохранении и приумножении культурного наследия, была определена основная цель и сформирована концепция сборника МНЕМОСИНА.
Гесиод в своей «Теогонии» начинает повествование с воспевания Музами «тех из богов, что Землёй рождены от широкого Неба», их отца – великого Зевса, их матери – Мнемосины. Далее поэт сшивает в единое полотно генеалогического эпоса короткие истории или просто упоминания о многочисленных древнегреческих богах и славных героях.
Следуя примеру искусного рапсода, но ограничив тематику сборника принадлежностью адресатов посвящений к сфере литературы, редакция составляет сборник МНЕМОСИНА как собрание посвящений литераторам – как мозаику судеб поэтов, прозаиков, драматургов, эссеистов, складывающуюся, в том числе, из знаков признания их творческих заслуг и знаков уважения почитателей их таланта.
«МНЕМОСИНА. Собрание посвящений» – это и полное официальное название сборника, и его концепция: каждое посвящение отображает и тем самым сохраняет имя – Имя Литератора.
Особенности отбора материалов для опубликования и принципы составления сборника МНЕМОСИНА:
 Посвящения только литераторам – творцам, носителям и хранителям базовой ценности национальной культуры: родного языка.
 Посвящения литераторам – авторам русскоязычных произведений: русский язык как основной, на котором автор мыслит и творит, на котором он создаёт произведения, являющиеся неотъемлемой частью русской литературы.
 Нет разделения на ныне здравствующих и ушедших.
 Нет деления по расовой/национальной принадлежности, по происхождению, месту проживания, статусу.
 Редакция сборника рассматривает любые предложения о публикации материалов, но не обсуждает вопросы типа “почему опубликовано” или “почему не опубликовано” то либо иное посвящение.
 Редакция сборника, помимо корректуры, технической и стилистической правки, при явной необходимости и по возможности согласованной с автором/корреспондентом, дополняет публикацию авторского материала справочной информацией, а также иллюстративным материалом и документами, размещаемыми до и/или после авторского текста.
 Редакция сборника просит откликнуться современников: всех ныне здравствующих авторов неатрибутированных произведений, памятных адресов и знаков литераторам, представленных в Собрании посвящений; также всех тех, кто имеет информацию об авторах или другие значимые сведения о посвящениях, представленных в сборнике.
В открытом сетевом сборнике «МНЕМОСИНА. Собрание посвящений» представлены произведения и материалы о памятных знаках литераторам, предоставленные Редакции сборника как непосредственно авторами посвящений, так и корреспондентами: самими литераторами, которым адресованы посвящения, или их доверенными лицами; доверенными лицами авторов посвящений; издателями, исследователями, хранителями.
Прикладная задача сборника посвящений и памятных знаков – зафиксировать их существование (даже если оно было краткосрочным) и структурировать их по видам, типам, формам для удобства поиска и использования информации.
Главная же задача сборника МНЕМОСИНАОМ – создание собрания памятных знаков и посвящений литераторам как знаков внимания к творчеству писателей и выражения признательности авторам литературных произведений: образов и сюжетов, что нашли отклик в душе, помогли полнее представить картину мира…
Олег А. Никитин,
редактор.
 
Сетевой сборник (конволют)
МНЕМОСИНА
Вы можете оставить комментарий на странице публикации
или направить сообщение в редакцию сборника.
 
 
контактная информация:
esseclub@mail.ru
ОМ
 
Сборник МНЕМОСИНА (конволют : специальный проект ОМ) пополняется и редактируется по мере поступления новых материалов. Все публикуемые в альманахе Эссе-клуба ОМ материалы предоставлены корреспондентами. Авторские права на произведения (тексты, рисунки, фото-, аудио-, видео- материалы) принадлежат авторам этих произведений.
Сетевой сборник (конволют) МНЕМОСИНАОМ не является коммерческим проектом. Цель проекта – просветительская. Публикуемые материалы предназначены для использования в ознакомительных и научно-образовательных целях.
Если Вы обнаружили в опубликованных материалах опечатки, неточности или устаревшую информацию, а также нарушения авторских и смежных прав, редакция сайта ОМ просит незамедлительно сообщить об этом в разделе «Обратная связь» сайта либо электронной почтой по адресу: esseclub@mail.ru
 
Содержание настоящего веб-сайта, включая все изображения и надписи, все тексты и всю справочную информацию, предназначено исключительно для персонального некоммерческого использования [: личного; не предназначенного для получения дохода – прибыли от реализации продукта (товара, услуги), служебных поощрений и вознаграждений, гонораров и тому подобного], с соблюдением общепринятых этических норм, всех официальных прав и обязанностей.
 
 
Автор : Никитин Олег Александрович  —  Каталог : МНЕМОСИНА
Все материалы, опубликованные на сайте, имеют авторов (создателей). Уверены, что это ясно и понятно всем.
Призываем всех читателей уважать труд авторов и издателей, в том числе создателей веб-страниц: при использовании текстовых, фото, аудио, видео материалов сайта рекомендуется указывать автора(ов) материала и источник информации (мнение и позиция редакции: для порядочных людей добрые отношения важнее, чем так называемое законодательство об интеллектуальной собственности, которое не является гарантией соблюдения моральных норм, но при этом является частью спекулятивной системы хозяйствования в виде нормативной базы её контрольно-разрешительного, фискального, репрессивного инструментария, технологии и механизмов осуществления).
—  tags: MНЕМОСИНА, собрание посвящений, история литературы, мозаика памяти, биография писателя
OM ОМ ОМ программы
•  Программа TZnak
•  Дискуссионный клуб
архив ЦМК
•  Целевые программы
•  Мероприятия
•  Публикации

сетевые издания
•  Альманах Эссе-клуба ОМ
•  Бюллетень Z.ОМ
мусейон-коллекции
•  Диалоги образов
•  Доктрина бабочки
•  Следы слова
библиособрание
•  Нообиблион

специальные проекты
•  Версэтика
•  Мнемосина
•  Домен-музей А.Кутилова
•  Изборник вольный
•  Знак книги
•  Новаторство

OM
 
 
18+ Материалы сайта могут содержать информацию, не подлежащую просмотру
лицами младше 18 лет и гражданами РФ других категорий (см. примечания).
OM
   НАВЕРХ  UPWARD