Обратимся к ответам на вопросы о требуемых компетенциях менеджеров проектов. На данный момент существует устоявшийся подход к тому, что должны делать менеджеры проектов – это функциональные области.
Соответственно им определяются компетенции. На омских предприятиях реализуется управление содержанием работ, сроками и стоимостью проектов. Немного меньше, но также уделяют предприятия внимание управлению персоналом, качеством, в половине предприятий – управлению поставками. Остальные функциональные области развиты слабо. Проведённое дополнительное неформализованное интервью с представителями предприятий с целью выяснения применяемых методов и методик по данным областям показало, что самооценка уровня применения управления этими областями гораздо выше реального состояния дел.
Позитивную тенденцию к расширению используемых функциональных областей управления проектами демонстрируют ответы представителей предприятий на вопрос о том, какие функциональные области их предприятия хотели бы применять (табл. 3). Слабо востребованной пока остаётся область управления изменениями, что можно объяснить низкой осведомлённостью предприятий о содержании и инструментах реализации этой функции. Остальные функциональные области привлекают внимание предприятий. Особенно отчётливо проявляется потребность в управлении рисками в проекте, хотя на данный момент этим занимаются далеко не все. Объяснение этому факту предприятия видят в отсутствии чётких схем и инструментов реализации данной функции.
Распределение ответов на вопрос:
«Какие функциональные области реализуются на Вашем предприятии,
какие Вы хотели бы внедрить?»
Функциональные области
|
Применяем
|
Хотели бы применять
|
единиц (шт.)
|
%
|
единиц (шт.)
|
%
|
управление содержанием работ проекта
|
26
|
100
|
26
|
100
|
управление сроками
|
24
|
92
|
26
|
100
|
управление стоимостью
|
24
|
92
|
26
|
100
|
управление качеством
|
18
|
69
|
24
|
92
|
управление персоналом
|
20
|
77
|
24
|
92
|
управление рисками
|
8
|
31
|
22
|
85
|
управление коммуникациями
|
10
|
38
|
15
|
57
|
управление поставками
|
12
|
46
|
13
|
50
|
управление интеграцией проектов
|
5
|
19
|
13
|
50
|
управление изменениями в проектах
|
4
|
16
|
8
|
31
|
Тяжёлой по своим последствиям ошибкой является практика, при которой предприятия сосредотачивают внимание на развитии тех компетенций, которые актуальны только для них и только на данный момент. В этом случае также нередки дискуссии о том, что пришедший из вуза на предприятие специалист обладает ненужными компетенциями, он не имеет требуемых именно для этого предприятия качеств. Это ведёт к тому, что при возникновении на предприятии принципиально новых проектов, при развитии проектной деятельности предприятие может столкнуться с отсутствием потенциально значимых компетенций своего персонала. Необходимо будет в авральном режиме обучать своих специалистов или искать новых. С точки зрения личности сотрудника наличие у него набора всех значимых компетенций, а не только тех, которые востребованы «здесь и сейчас», позволяет быть конкурентоспособным, мобильным, быть уверенным в том, что у него есть возможность переходить на другие предприятия, в другие проекты с более развитой и продвинутой проектной методологией. Это также существенно определяет миграционный потенциал сотрудника, его трудоустройство в иных регионах и странах с востребованными компетенциями в области проектного менеджмента.
Потребность в развитых компетенциях в области управления проектами определяется ещё и тем, какие субъекты занимаются проектной деятельностью. Результаты опроса показали, что специализированных субъектов управления проектами на омских предприятиях немного (табл. 5). Лишь пять предприятий из всех вошедших в выборку имеют специально созданную службу, как правило, это проектный отдел или проектный офис. Но учитывая, что в опросе участвовали самые прогрессивные в данной области предприятия, то в целом в Омске таких коллективных субъектов крайне мало. О том, что постепенно деятельность по управлению проектами приобретает черты профессиональной, говорит то, что почти половина организаций назначает на проект менеджера. Чаще проектами управляет высшее руководство и руководители, специалисты подразделений, которые совмещают текущую деятельность и работу в проекте.
Распределение ответов на вопрос:
«Кто занимается управлением проектами на Вашем предприятии?»
Субъекты управления проектами
|
Количество предприятий
|
единиц (шт.)
|
%
|
специально созданная служба
|
5
|
19
|
специалист, занимающий выделенную в штатном расписании должность по управлению проектами и (или) организационному, стратегическому развитию и т.п.
|
4
|
16
|
высшее руководство предприятия
|
24
|
92
|
функциональные и линейные руководители, а также специалисты, осуществляющие наряду со своей основной деятельностью управление проектами
|
22
|
84
|
другие (специально назначенные менеджеры проектов)
|
11
|
42
|
При этом омские предприятия ощущают потребность в высококвалифицированных специалистах по управлению проектами. Об этом сказали представители 16 из 26 опрошенных предприятий, представители ещё 5 предприятий считают, что такая потребность возникнет в перспективе. Лишь два предприятия уверены, что их потребность в данных специалистах удовлетворена полностью.
Предпочтительные формы подготовки и развития персонала в области проектного управления представлены в таблице 6. Как видно, в группу предпочитаемых форм вошли многие, начиная от вузовской подготовки, и заканчивая, получением практического опыта проектной деятельности. Но реально предприятия применяют на данный момент такие формы подготовки, как: разовые семинары, тренинги, мастер-классы (58 %); собственный проектный опыт (100 %); краткосрочное повышение квалификации (16 %), консультации со специалистами (19 %).
Распределение ответов на вопрос:
«Какие формы подготовки и развития специалистов по управлению проектами
Вы предпочитаете и считаете эффективными?»
Предпочтительные формы подготовки и развития специалистов по управлению проектами
|
Количество предприятий
|
единиц (шт.)
|
%
|
Углублённая подготовка в вузе с получением диплома (очная форма бакалавриата, магистратуры)
|
18
|
61
|
Ускоренные формы подготовки в вузе с получением диплома (сокращённые программы)
|
12
|
46
|
Краткосрочное повышение квалификации с выдачей сертификата
|
11
|
42
|
Разовые учебные мероприятия (семинары, тренинги, вебинары, мастер-классы и т.п.)
|
13
|
50
|
Стажировки на другие предприятия, использующие проектное управление
|
14
|
53
|
Индивидуальные консультации со специалистами по управлению проектами
|
5
|
19
|
Собственный проектный опыт специалиста
|
15
|
57
|
Большая часть предприятий (72 %) предпочитает целевую форму подготовки, при которой обучение осуществляется с учётом особенностей предприятия, выполняются проекты по актуальной тематике предприятия. Отрицают необходимость в такой подготовке только 12 % предприятий, ещё 16 % затрудняются точно определить своё мнение. Эти данные ещё раз подчеркивают важность адаптации формируемых компетенций к специфике предприятия, но с сохранением условия обязательного наличия и иных компетенций, которые могут быть востребованы на других предприятиях или в другие периоды развития данного предприятия.
Таким образом, по результатам проведённого исследования можно сделать вывод о том, что омские предприятия и организации, использующие в своей практике управление проектами, развиваются в соответствии с общемировыми тенденциями. Осознание важности развития различных функциональных областей, развития компетенций, подготовки специалистов по управлению проектами имеется. Вместе с тем, необходимо признать, что, применяя слово проект, лишь немногие предприятия полностью осознают потребность в профессиональном управлении проектами. Большинство предприятий пока не владеют информацией о возможности использования проверенного на практике проектного инструментария. В этой связи актуальной является задача объединения специалистов по проектному управлению в профессиональные сообщества, расширение коммуникационных каналов и активное информационно-обучающее продвижение методологии проектно-ориентированного управления.
© С.Н.Апенько, 2012