OM
ОМ • Включайтесь!
2024.04.18 · 09:53 GMT · КУЛЬТУРА · НАУКА · ЭКОНОМИКА · ЭКОЛОГИЯ · ИННОВАТИКА · ЭТИКА · ЭСТЕТИКА · СИМВОЛИКА ·
Поиск : на сайте


ОМПубликацииЭссе-клуб ОММУСЕЙОН
МУСЕЙOH — IIOOXXXIV. — Искусство. 1922 — Хроника. Несколько слов об имажинизме
.
Альманах рукописей: от публицистики до версэСетевое издание Эссе-клуба ОМ
ЭК Гублитосекция и Сибхудожпроминститут
МУСЕЙОН • СЛЕДЫ СЛОВА
OM
№ 2 • 1922
Хроника.
Критика и библиография
Несколько слов об имажинизме.
Имажинизм, как самостоятельное литературное направление, появился сравнительно недавно. В русской печати первое, значительное упоминание о нём встречается в статье Зинаиды Венгеровой „Об английских футуристах, называюших себя ‘имажистами’“.
Представители нового течения – группа молодых поэтов выпустила манифест, где говорилось о том, что „футуризм, сделав своё дело разрушения старых устоев поэзии, умер, и настала пора создавать новую поэзию“.
 „До нас были поэты прошлого – символисты и романтики; футуристы пытались создать поэзию будущего. Мы знаем одно: нет прошлого, нет настоящего, нет будущего – есть лишь созидаемое…“
L’image – образ, главное орудие поэзии имажинистов. Они говорят: история поэзии с очевидностью указывает нa победу слова как такового над словом-звуком. Первоначальная поэзия в ритме соединяла жест танца, звук музыки и образ слова, но постепенно первые два элемента вытеснялись третьим.
У нас в России эта теория была разработана поэтами Вадимом Шершеневичем, Сергеем Есениным, Анатолием Мариенгофом и некоторыми другими.
Начав своё литературное существование в период германской войны, воспитанные на футуризме, a в частности на Маяковском, эти поэты, усвоив теорию имажинизма, явились недурными описателями революции.
Сборник „Явь“ (Москва, 1919), изданный при ближайшем участии имажинистов, поражает яркой революционностью последних и является своеобразным отображением Красного Октября.
Такое же впечатление производит и 1-й выпуск „Конницы Бурь“, где на первых страницах помещён „Марш революций“ Мариенгофа:
Конь революций буйно вскачь
Вёрст миллионы в пространствах рвы
Каждый волос хвоста и гривы
Знамя восстаний – бунта кумач!
2-й сборник „Конницы Бурь“ уже не столь революционен, как первый. Заглавие ему мало соответствует. В этом сборнике совершается поворот к тому крайнему индивидуализму, которому суждено было вылиться, в конце концов, в порнографию – грубую и безвкусную.
После талантливой книги поэм „Тучелёт“ (Мариенгофа), после яркой и стильной „Трерядницы“ (Есенина), вышли два сборника, которые заставляют призадуматься над судьбой имажинистов. Это брошюры: „Имажинисты.1921“ и „Золотой кипяток“.
В противоречие самим себе, имажинисты, провозглашая образ как самоцель, не зaбыли и о содержании, особенно Шершеневич и Есенин. И это их спасало: писались произведения оригинальные и интересные всем.
Ho затем революция, события внешнего мира, общественность – исчезли из поля зрения имажинистов, и осталось „только громоздкое и неуклюжее ‘Я’“.
И что же? Вот результат:
— Хорошо, когда сумерки дразнятся
И всыпают вам в толстые з.....ы
Окровавленный веник зари.
(Есенин)
Или ещё:
— Мне сегодня хочется очень
Из окошка луну о.....ть.
(Он же)
Или вот:
— Отсюда и все беды.
Имя мне при рожденьи дали…
Hy и так далее
И проч. проч.
(Мариенгоф)
Имажинисты зашли в тупик. Это было неизбежно и случилось потому, что содержание было ими отвергнуто, а запасы образов и сильных слов быстро израсходовались: „каталог образов“ (определение Шершеневича) истощился. Имажинисты начали перепевать самих себя. Это, разумеется, не могло удовлетворить ни их самих, ни читателя.
Можно ли вообще имажинизм назвать литературным направлением? Имажинизм – это деталь. И как деталь, как частица громадного целого поэзии, он существует и будет существовать.
Но злоупотреблять им не следует.
„Каталог образов“ истощился. Поэты попали в тупик. А выйдут они из тупика тогда, когда перестанут быть „имажинистами“ и сделаются просто поэтами, – поэтами, не нуждающимися ни в каких кличках.
Л. М.
 
Примечание редакции альманаха.
1. Л. М. — вероятно, автором критической заметки является Леонид Мартынов. Леонид Николаевич Мартынов (1905–1980) — поэт, журналист, переводчик; лауреат Государственной премии СССР (1974 г.).
 
Хроника : Критика и библиография : Несколько слов об имажинизме : [заметка] / Л. М. // Искусство : журнал искусств, литературы и техники. — Омск, 1922. — № 2. — С. 121-122.
 
→ см. содержание : «Искусство». № 2. 1922. (Омск)
 
ИСКУССТВО.
Журнал искусств, литературы и техники.
Временник Гублитосекции и Сибирского художественно-промышленного практического института.
Издавался в городе Омск.
Вышло в свет два номера журнала-временника:
— № 1 на 1921 год (тираж: 400 экз.)*;
— № 2 на 1922 год (тираж: 500 экз.)**.
 
** Искусство : журнал искусств, литературы и техники : временник Гублитосекции и Сибирского художественно-промышленного практического института / отв. ред.: А..П..Оленич-Гнененко ; обл.: рис. худож. В..К..Эттель. — Омск : Губполитпросвет и СХППИ, 1921 ; [в Центр. тип. Г. С. Н. Х.]. — № 1. — 104, [6] с., ил. : вкл. цв. ил., факс. (автографы). — 25.0×18.5 см. — 400 экз.
** Искусство : журнал искусств, литературы и техники : временник Гублитосекции и Сибирского художественно-промышленного практического института / отв. ред.: А..П..Оленич-Гнененко ; обл.: рис. худож. В..К..Эттель. — Омск : Губполитпросвет и СХППИ, 1922 ; [в Учеб. тип. Сиб. худож.-промышл. ин-та]. — № 2. — 125, [7] с., ил. : вкл. цв. ил., факс. (автографы). — 20.0×14.5 см. — 500 экз.
 
→ каталог коллекции : МУСЕЙОН • СЛЕДЫ СЛОВА
Опубликовано:
3 марта 2017 года
Текст предоставлен корреспондентом. Дата поступления текста в редакцию альманаха Эссе-клуба ОМ: 03.03.2017
 
 
Автор : Мусейон-хранитель  —  Каталог : МУСЕЙОН
Все материалы, опубликованные на сайте, имеют авторов (создателей). Уверены, что это ясно и понятно всем.
Призываем всех читателей уважать труд авторов и издателей, в том числе создателей веб-страниц: при использовании текстовых, фото, аудио, видео материалов сайта рекомендуется указывать автора(ов) материала и источник информации (мнение и позиция редакции: для порядочных людей добрые отношения важнее, чем так называемое законодательство об интеллектуальной собственности, которое не является гарантией соблюдения моральных норм, но при этом является частью спекулятивной системы хозяйствования в виде нормативной базы её контрольно-разрешительного, фискального, репрессивного инструментария, технологии и механизмов осуществления).
—  tags: ΜΟΥΣEIΟΝ, философия, раритет, мусейон, словесность
OM ОМ ОМ программы
•  Программа TZnak
•  Дискуссионный клуб
архив ЦМК
•  Целевые программы
•  Мероприятия
•  Публикации

сетевые издания
•  Альманах Эссе-клуба ОМ
•  Бюллетень Z.ОМ
мусейон-коллекции
•  Диалоги образов
•  Доктрина бабочки
•  Следы слова
библиособрание
•  Нообиблион

специальные проекты
•  Версэтика
•  Мнемосина
•  Домен-музей А.Кутилова
•  Изборник вольный
•  Знак книги
•  Новаторство

OM
 
 
18+ Материалы сайта могут содержать информацию, не подлежащую просмотру
лицами младше 18 лет и гражданами РФ других категорий (см. примечания).
OM
   НАВЕРХ  UPWARD