Cледует признаться, что все предшествующие (в очерках «Семиотического цикла». – Прим. ред.) наши рассуждения о лазоревом цвете имеют целью выяснить имя среднего тона в спектре, место центрального цвета в целом белом свете.
Статью Викентия Шерцля «О названиях цветов» можно считать одной из лучших отечественных работ, посвящённых хроматической номенклатуре. Автор, однако, сетует, что, обычно, «простой народ не имеет никакого побуждения к обогащению своей терминологии в том или другом направлении».
На подобные проблемы в области геральдики и символики обращали внимание и другие учёные мужи.
Приглашённый в двадцатых годах XVIII века на службу в российской герольдии немецкий профессор Иоган Симон Бекенштейн жаловался, что его преподавание не дало желаемых результатов, что геральдике пожелали учиться лишь студенты-«чужестранцы», «некоторые дети, от иноземцев в России рождённые», а из «российской нации у меня в обучении никого не бывало, и для того учения никто ко мне не явился ж».
Два столетия спустя в предисловии к своему «Геральдическому словарю» Владимир Ефимович Белинский отмечал: «Замечается… совершенное исчезновение геральдических знаний и всякой вообще охоты посвящать свой досуг этой интересной во многих отношениях науке. Наступило полное игнорирование всего того, что так или иначе связано с понятием о древних родословных, актах, жалованных… грамотах, дворянских гербах и клейнодах».
В 1937 году в свет вышел сборник статей «Вспомогательные исторические дисциплины» в издании Академии наук СССР, в котором ни словом не обмолвились о геральдике, несмотря на то, что в 20-30-е годы Владиславом Крескентьевичем Лукомским в Гербовом музее, а затем в Кабинете вспомогательных исторических дисциплин была проделана огромная работа для того, чтобы доказать, что геральдика не схоластическая наука прошлого, а новая эффективная прикладная наука с большой перспективой в будущем.
Сейчас сложилась ситуация, о которой, заглядывая в будущее, когда-то предупреждал Лукомский. Он говорил, что настанет время, когда для отечественных историков родовая «русская геральдика станет такой же тайной, какой были для Шампольона египетские письмена» [1].
Тезис об отсутствии в массах интереса к сакральным цветам, к просвещению вообще, развивает французский социолог и филосoф Жан Бодрийар в коллективном труде «Призрак толпы»:
«Массы функционируют скорее как гигантская чёрная дыра, – рассуждает он, – безжалостно отклоняющая, изгибающая и искривляющая все потоки энергии и световые излучения, которые с ней сближаются. <…>
Массы оказываются теперь лишь непрозрачным, непроницаемым образованием, подобным тем скоплениям звёздного газа, которые изучаются только методом анализа их светового спектра – данные статистики и результаты зондажа играют здесь ту же роль, что и спектр излучений. <…> В сущности же мы образуем самую настоящую массу, большую часть времени находящуюся в состоянии неконтролируемого страха или смутной тревоги; <…> пучину, в которой исчезает смысл, следовательно, исчезает информация. Каким бы ни было её содержание: политическим, педагогическим, культурным, именно она обязана передавать смысл, удерживать массы в поле смысла.
Бесконечные морализаторские призывы к информированию: гарантировать массам высокую степень осведомлённости, обеспечить им полноценную социализацию, повысить их культурный уровень и т.д. – диктуются исключительно логикой производства здравомыслия».
Также и все наши рассуждения можно оправдать именно этой логикой – очередной попыткой осветить и освятить тьму тьмущую радужными спектром белого Света.
Актуальность беседы о лазоревом цвете обусловлена также призывом к прорыву в «культурных нанотехнологиях», к реализации на практике достижений естествознания в модернизации гуманитарной сферы.
В заключение обратим внимание на следующие, важные, на наш взгляд, для структурализма (Структурали́зм – интеллектуальное направление в современной философской мысли, оказавшее влияние на развитие семиотики. – Прим. авт.) выводы:
1. Структура цветов российского флага выражает трихотомию мироздания: белый – цвет верха, Духа; лазурь – умозрительный цвет центра, «золотой середины», Христа Спасителя; алый – цвет низа, Плоти.
2. Для философски настроенного сознания российский флаг обозначает в цвете основной вопрос философии и возможность его нового осмысления как вопроса не о борьбе, а о качестве взаимодействия оппозиций; христианин видит в нашем флаге радугу – знамение Заветов.
3. Расположение полос в российском флаге соответствует порядку расположения цветов и в средневековой трёхцветной радуге, и в современном светском спектре.
4. Среди государственных знамён нашей планеты подобный порядок расположение полос обнаруживается только в славянских флагах.
5. Называя в середине XVII века цвет лазоревым православный царь Алексей Михайлович, отец просветителя Петра I, скорее всего, имел ввиду древнее название сакрального среднего цвета, который легко определит в белом свете всякий искренне верующий во Христа Спасителя. Новейшая светская хроматическая номенклатура в его (Алексея Михайловича) времена ещё не была сформирована.
6. Срединный сакральный лазоревый цвет содержит аллюзию к мессианской роли Христа Спасителя и имеет соответствующее, определённое значение: лазоревый – цвет Нового Завета, Благовестия, соединения в любви двух оппозиционных природ – вполне Божественной и вполне человеческой [2]:
Примечания:
В настоящее время существует некая неопределённость относительно флага с изображением «crux quadrata» – прямого, или «греческого», креста. (Ключевым в описание креста является слово «прямой». Прямые кресты (и с равной длиной лучей, и с равно удлинёнными горизонтальными и вертикальными лучами) часто трактуются одинаково. Значения цветов креста и поля – вторичны. – Прим. авт.)
В иконографическом сюжете Воскресения подобный флаг принято изображать в руках Спасителя.
Теперь, однако, этот флаг принято считать знаменем св. Георгия. Получается, что Христос воскресает под георгиевским знаменем! Осмыслить такую хронологию можно только в контексте средневекового французского эпического цикла «Гуона Бордосского», в котором изложена поэтическая «история» о встрече Георгия, сына Юлия Цезаря и племянника короля Артура, с Христом. Другое объяснение найти сложнее.
На самом же деле здесь всё наоборот: знамя Христова Воскресения – в руках св. вмч. Георгия, как и в руках первых российских национальных святых князей Бориса и Глеба.
Чудо Георгия о змие, с житием
(первая пол. XIV в.)
Русский музей |
Борис и Глеб на конях
(вторая пол. XIV в.)
Третьяковская галерея |
На иконах св. вмч. Георгий Победоносец и св. мчч. и страстотерпцы блгвв. князья Борис и Глеб, во св.о крещении Роман и Давид, представлены как знаменосцы, гонфалоньеры справедливости.
На одном из самых ранних известных в России изображений «Чуда Георгия о змие», фреске в церкви Святого Георгия в Старой Ладоге, Победоносец представлен в образе гонфалоньера, со знамением Христовым, а не с копьём в руке, и с укрощённым, но живым, пока ещё не верным, но уже оглашенным драконом. (Оглаше́нные (катехуме́ны, греч. κατηχουμενος) в христианстве – личности, не принявшие крещение, но уже наставляемые в основах веры (в церковнославянской филологии слово «оглашенный» означает «желающий принять Святое Крещение и учащийся христианским догматам»). – Прим. авт.)
Чудо Георгия о змие (фреска и прорисовка)
Церковь св. Георгия, Старая Ладога
По одной известной легенде, св. Георгий словом Господним вразумляет и усмиряет дракона, который превращается в безропотное существо, лижущее его ноги: «И врази его перстъ полижутъ» (Пс.71:9).
Царевна Елисава, надев на шею усмиренного змия пояс, ведёт его в город. Обращает здесь на себя внимание тот факт, что на оригинальной фреске в Старой Ладоге в руках св. Георгия Победоносца древко флага («Отсутствие заострённого наконечника – единственный признак отличия знамени от флага» [3]), а не знамени, т.е. без копейного наконечника, а вот в современной прорисовке это уже как бы копьё, отсутствующее в оригинале и домысленное реставратором.
Но более распространённой в индоевропейском мире является несколько иная по развязке сюжета легенда.
Прямой красный крест в белом поле – такой блазон вполне подходит для английского флага, который принято называть георгиевским – по имени небесного покровителя Англии [4].
Флаг Англии
Так сложилось в европейской вексиллологии: флаг Христова Воскресения даже с Иерусалимским крестом отождествляется с георгиевским знаменем.
Флаг Грузии с 2004 года
На самом деле, подмена понятий или переход значений – явление настолько известное и широко распространённое в семиотике, что можно принять его за некий хронологический закон, согласно которому забвение старых, исконных значений приводит к формированию новых, со временем приобретённых.
Флаг Греции до 1978 года