Термину «антикопирайт», а также обозначенному им движению в защиту свободного пользования продуктами интеллектуального труда не один десяток лет. Ещё президент США Томас Джефферсон писал, что «изобретения по самой своей природе не могут быть предметом собственности», так как «если природа создала нечто, чем ты не можешь обладать в большей степени, нежели другие, то это благодаря воздействию мыслительной силы, именуемой идеей, каков принадлежит человеку лишь до тех пор, пока он хранит её при себе; но стоит только её огласить, как она становится всеобщим достоянием и тот, кому она достанется, уже не может отделять себя от неё».
Стремление защитить свои права на созданный твоим же интеллектом продукт вполне понятно с точки зрения самоактуализации и удовлетворения тщеславия творческого индивида. Однако это становится и тормозом на пути прогресса: как только в дело вступает защита коммерческих интересов творца – так называемый копирайт – свод законов, защищающих авторское право. Ирония в том, что автор зачастую остаётся на обочине денежного потока, порождённого его творением, выгодоприобретателями становятся посредники, никакого отношения к творчеству не имеющие: продюсеры и импрессарио. Именно они лоббируют изменения в законодательстве, «размывающие» роль творца в извлечении прибыли из его творения, их усилия в этой сфере можно смело отнести к своеобразному творчеству.
Творческая личность заинтересована в максимально широком распространении своего творения и приобретении известности, но на этом пути встаёт ценовый барьер, установленный посредниками. Масса прибыли (с их точки зрения) может быть достигнута либо за счёт высокой цены, либо за счёт количества продаж. Первый способ, не устраивающий творца, больше подходит посредникам, и они идут этим путём. В результате подавляющее большинство населения России не может приобретать лицензионное программное обеспечение: доход не позволяет. Оно доступно наиболее состоятельным гражданам, которые, как показывает практика, не всегда самая интеллектуально развитая часть общества. Прогресс нации ставится в зависимость от толщины кошелька её граждан.
В связи с этим полезно вспомнить недавнюю встречу Билла Гейтса (совершавшего мировое турне с Windows Vista) с президентом Румынии Траяном Басеску, который прямо заявил Гейтсу об огромном вкладе в развитие страны, внесённым контрафактным программным обеспечением. По словам Басеску, пиратство помогло молодёжи освоить компьютеры и внесло большой вклад в развитие IT-индустрии в стране. Кроме этого, Гейтс услышал из уст главы Румынии, что контрафактное программное обеспечение повысило творческий потенциал местных IT-специалистов, многие из которых прославились на весь мир. Гейтс, чья компания является одним из самых активных борцов с пиратством, столь неожиданное приветствие комментировать не стал.
Законодательство в сфере копирайта отстаёт от реальности лет на двадцать. По мнению Дж. Барлоу, когда Джефферсон и его собратья по Просвещению создавали систему, которая стала американским законом по авторскому праву, главной целью было обеспечение широкого распространения мысли, а не выгода. Кроме мыслей Яны Рудковской о прибыли от концертов и продажи дисков, что ещё несёт слушателям Дима Билан, чьи права так ревностно защищает современное законодательство? Какую музыку мы слышим? Стинга, Крейга Дэвида, Анну Нетребко, Гарта Брукса? Помилуйте – «Фабрика» и только «Фабрика» с вкраплениями Льва Лещенко и Иосифа Кобзона. Если защита авторских прав (копирайт) приносит такие плоды, зачем она нужна?
У антикопирайта накапливается критическая масса аргументов для серьёзного пересмотра отсталой законодательной базы копирайта: книги и выступления Ричарда Столлмана, Джона Барлоу, Тима О’Рейли, Александра Секацкого, Михаила Вербицкого и живая реакция на них в Сети позволяет надеяться, что этот процесс не будет долгим.
На стороне антикопирайта история прогресса человеческого общества и логика условий его современного развития.
Слабая сторона антикопирайта – логическая уязвимость, которую его апологетам стоит устранить, т. е. явное противоречие между утверждениями и действиями. Например, книгу Александра Секацкого «Дезертиры с острова сокровищ», продаваемую за немалую цену в книжных магазинах и проповедующую философию нестяжательства, я так и не нашёл в Интернете в свободном доступе.