OM
ОМ • Включайтесь!
2024.03.29 · 01:39 GMT · КУЛЬТУРА · НАУКА · ЭКОНОМИКА · ЭКОЛОГИЯ · ИННОВАТИКА · ЭТИКА · ЭСТЕТИКА · СИМВОЛИКА ·
Поиск : на сайте


ОМПубликацииИнноватикаСоциум. Образование
2008 — Синицына В.А. — Этапы, система поддержки и проектирования инновационной модели развития педагогической системы вуза
.


Синицына
Вероника Александровна 

методист центра информационно-методической поддержки образования
ГОУ ВПО «Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского»








Доклад 
на Всероссийской научно-практической конференции 
«Интеллектуальная собственность: правовые и социально-экономические аспекты»
24-26 апреля 2008 года

Этапы, система поддержки и проектирования 
инновационной модели развития педагогической системы вуза 
в условиях информатизации образования

Для традиционной педагогической системы (ПС) типового вуза характерны следующие черты: 
- слабое взаимодействие образовательных программ разного уровня; 
- ограниченность применяемых технологий и жесткие границы форм обучения; 
- отсутствие выбора у студента индивидуальной траектории обучения; 
- локальность и синхронность педагогических взаимодействий; 
- слабая инновационная активность педагогического коллектива.
Эти свойства препятствуют как реализации личностно ориентированного подхода в обучении студентов, так и предоставлению последним права быть активными участниками становления принципов открытости и непрерывности образования в родном вузе. 
Изменению сложившейся ситуации способствует формирование в вузе смешанного обучения: гармоничного и рационального сочетания дисциплин и курсов. Последние представлены в традиционных и дистанционных технологиях при максимально возможной свободе выбора студентом технологии и содержания обучения, преподавателя, а также места и времени. 

В условиях становления новой педагогической системы приоритетным направлением должно стать внедрение дистанционных образовательных технологий (ДОТ) в традиционный учебный процесс вуза. Для этого необходима систематическая проектная поддержка:
- привлечение внешних проектов, связанных с внедрением ДОТ;
- формирование общеуниверситетских проектов и программ внедрения ДОТ;
- формирование факультетских и кафедральных проектов внедрения ДОТ;
- формирование проектов преподавателей.
Мотивация администрации вуза – это привлечение средств внешних грантов и контрактов, престиж инновационного вуза, наличие соответствующих показателей для аттестации и рейтинга вуза.
В ходе реализации описанных выше процессов происходят изменения традиционной ПС на уровне ее структурных составляющих и образовательного процесса, требующие отслеживания (мониторинг), коррекции и исследования. 
Система поддержки осуществляет мониторинг и фиксацию:
- качества учебного процесса с использованием ДОТ и его результатов;
- состояния педагогических кадров;
- изменения в средствах, используемых преподавателями (ведение и формирование электронных библиотек, депозитариев, каталогов);
- мнений студентов и преподавателей о готовностях, мотивациях, отношениях к гибкому обучению и ДОТ (регулярные срезы мнений).
При необходимости система поддержки корректирует учебный процесс, состояние кадров (переобучение) и качество используемых средств. 
Инструментами системы мониторинга выступают: промежуточные анкеты и эталонные базы, курсы повышения квалификации преподавателей и орган сертификации качества учебных средств.
Мотивация администрации вуза на этом этапе: развитая система повышения кадров ППС; расширение учебно-методического обеспечения в виде электронных УМК; система социометрии внутреннего состояния вуза; элементы системы менеджмента качества (СМК).
Чтобы эти изменения привели к формированию открытой ПС нового типа, необходимо целенаправленное развитие функций и свойств открытой ПС, строящейся на основе смешанного обучения.
Система поддержки создает нормативную базу функционирования ДОТ и смешанного обучения; формирует готовность и мотивацию к использованию ДОТ студентами; участвует в информатизации университета: технологическом и программном обеспечении; организует (нормативно и методически) межвузовскую и международную деятельность, совместные образовательные проекты и программы.
Инструменты – программа развития вуза, документы нормативного и методического характера, организационные структуры, дисциплины и практикумы для подготовки студентов, курсы повышения квалификации преподавателей; специализированные ИС, корпоративные системы телекоммуникаций.
В результате становления новой педагогической системы образовательное учреждение можно в полной мере назвать инновационным, конкурентоспособным на рынке образовательных услуг.
Перечисленные этапы не являются строго последовательными, все процессы с разной степенью интенсивности должны протекать одновременно.


Опубликовано:
Материалы Всероссийской научно-практической конференции
«Интеллектуальная собственность: правовые и социально-экономические аспекты» 
24-26 апреля 2008 года, г. Омск

 
 
Автор : Синицына Вероника Александровна  —  Каталог : Социум. Образование
Все материалы, опубликованные на сайте, имеют авторов (создателей). Уверены, что это ясно и понятно всем.
Призываем всех читателей уважать труд авторов и издателей, в том числе создателей веб-страниц: при использовании текстовых, фото, аудио, видео материалов сайта рекомендуется указывать автора(ов) материала и источник информации (мнение и позиция редакции: для порядочных людей добрые отношения важнее, чем так называемое законодательство об интеллектуальной собственности, которое не является гарантией соблюдения моральных норм, но при этом является частью спекулятивной системы хозяйствования в виде нормативной базы её контрольно-разрешительного, фискального, репрессивного инструментария, технологии и механизмов осуществления).
OM ОМ ОМ программы
•  Программа TZnak
•  Дискуссионный клуб
архив ЦМК
•  Целевые программы
•  Мероприятия
•  Публикации

сетевые издания
•  Альманах Эссе-клуба ОМ
•  Бюллетень Z.ОМ
мусейон-коллекции
•  Диалоги образов
•  Доктрина бабочки
•  Следы слова
библиособрание
•  Нообиблион

специальные проекты
•  Версэтика
•  Мнемосина
•  Домен-музей А.Кутилова
•  Изборник вольный
•  Знак книги
•  Новаторство

OM
 
 
18+ Материалы сайта могут содержать информацию, не подлежащую просмотру
лицами младше 18 лет и гражданами РФ других категорий (см. примечания).
OM
   НАВЕРХ  UPWARD