OM
ОМ • Включайтесь!
2024.11.23 · 11:26 GMT · КУЛЬТУРА · НАУКА · ЭКОНОМИКА · ЭКОЛОГИЯ · ИННОВАТИКА · ЭТИКА · ЭСТЕТИКА · СИМВОЛИКА ·
Поиск : на сайте


ОМПубликацииИнноватикаСоциум. Образование
2008 — Матюшенко С.В. — Углубление представлений об интеллектуальной собственности
.


Матюшенко
Светлана Владимировна 

кандидат педагогических наук,
старший научный сотрудник ОНиРИО  
ГОУ ВПО «Омская академия МВД России»








Доклад 
на Всероссийской научно-практической конференции 
«Интеллектуальная собственность: правовые и социально-экономические аспекты»
24-26 апреля 2008 года

Углубление представлений об 
интеллектуальной собственности

В изучении интеллектуальной собственности сложились традиции исследования, позволяющие не только систематизировать ее интерпретации, но и наметить перспективы научных изысканий в данной области. 
Интерес к интеллектуальной собственности проявят следующие науки: культурология, информатика, история, педагогика. 

Путь культурологического изучения показывает, что, в отличие от существующего многообразия подходов к культуре, определение интеллектуальной собственности как культурного явления еще находится в стадии формирование. 
По мнению А. И. Кравченко, культура – это то, что содействует развитию человека [6, 123]. Данное положение в обязательном порядке следует отнести и к интеллектуальной собственности, потому что продукты интеллектуальной собственности не только способствуют движению человека вперед, но и сами выступают свидетельствами этого прогресса. 
Существует деление культуры на материальную и нематериальную. Именно в материальной культуре, включающей физические объекты, созданные руками человека, фактически и реализуются прогрессивные идеи. Многие ученые сходятся во мнении, что интеллектуальную собственность два основания: идеальное (идея) и объективное (форма реализации идеи).
Интеллектуальная собственность выступает сложным культурным объектом, в котором сочетаются информационные, вещные и знаковые символы. При этом информация обладает, как и культура, свойством ненаследности. Как каждый человек в течение всей своей жизни сам овладевает любым существующим культурным явлением, так и объекты интеллектуальной собственности он и познает, и создает сам.

Путь информационного анализа интеллектуальной собственности будет обусловлен тем, что часть исследователей считают, что интеллектуальная собственность и есть информация. Оценку ее в данном качестве можно сделать, опираясь на характеристики информации.
Сущностные характеристики последней отражаются в интеллектуальной собственности как явно, так и неявно. К явным признакам можно отнести понимание того, что интеллектуальная собственность есть результат труда и новое знание. «Открытия и новые знания являются результатом проведения фундаментальных научных исследований, другими словами, результатом интеллектуальной деятельности человека» [2, 41], «интеллектуальная собственность присуща процессу производства новых знаний» [5, 24]; «интеллектуальная собственность – особый тип экономических отношений, основой которых является новое знание» [7, 4]
По определяющим характеристикам интеллектуальная собственность полностью идентична информации. Она влияет на общество, результаты интеллектуальной деятельности служат движущей силой экономического и социального развития. 
Свойства информации присущи и интеллектуальной собственности. Информация – нематериальное, легко доступное и свободно распространяемое благо. «Интеллектуальная собственность имеет невещный, идеальный характер, вместе с тем проста и распространяема» [1, 21]. Суммируя вышесказанное, отметим, что именно данный путь исследования интеллектуальной собственности сегодня наиболее перспективен.

Путь исторической ретроспективы, т. е. восприятие интеллектуальной собственности в каких-либо временных рамках исследованиями нам не представлен. Интеллектуальная собственность создавалась во все исторические эпохи для удовлетворения потребностей человека, что, несомненно, двигало общество вперед. Объективировалось это в виде новых достижений техники и культурных требований. Но многие столетия эти достижения не воспринимались как интеллектуальная собственность. 
Сегодня в мире сложилась такая ситуация, когда увеличивающиеся потребности человека не могут покрываться существующими материальными ресурсами, что актуализирует вопросы интеллектуальной собственности. Особый интерес вызывают исторические тенденции появления интеллектуальной собственности, ее положительные и отрицательные моменты, осознание роли и значения в жизни общества.

Путь осмысления понятия и содержания категории «интеллектуальная собственность» также необходим.
Понятие «интеллектуальная собственность» имеет сложное содержание. Оно включает две относительно самостоятельные составляющие: собственность как явление материального мира и интеллект как явление идеального мира. Их сочетание в одном понятии открывает большие возможности для его познания и интерпретации. 
Но до сих пор отсутствует «общая теоретическая концепция интеллектуальной собственности» [4, 3], нет системного и концептуального подхода к ней. Одна из причин заключается в том, что исследователи определяющим в понятии «интеллектуальная собственность» считают именно «собственность». Принимая и поддерживая данную точку зрения, все же считаем, что необходимо учитывать и вторую часть словосочетания. 
При исследовании интеллектуальной собственности как педагогического явления возможны два аспекта. Первый заключается в выявлении обучающего потенциала интеллектуальной собственности на современном этапе, второй затрагивает вопрос закрепления прав авторов на результаты педагогической деятельности. Обе проблемы так или иначе начали обозначаться [3], но глобальных решений пока не предлагается ни в научном, ни в законодательном плане.
Своеобразие интеллектуальной собственности как явления жизни общества обусловливает необходимость всестороннего и глубокого исследования ее сущности, содержания и места в жизни и деятельности человека. 

Литература:
1. Асфандиарев Б. М., Казанцев В. И. Право интеллектуальной собственности. – М., 2003. 
2. Барышева Г. А., Пономарева Е. В. Интеллектуальная собственность и рынок: учебное пособие. – Томск, 2002. 
3. Воробьев Е. Г. Право интеллектуальной собственности в гуманитарных вузах // Интеллектуальная собственность: современные правовые проблемы. – М., 1998; Дороничев Д. А. Оценка интеллектуальной собственности преподавателей государственного вуза; Калинкина Н. Н., Калинкина Е. Г. Механизм реализации интеллектуальной собственности в образовательном процессе: новые педагогические технологии; Лукьянова Р. С. Интеллектуальная собственность и её особенности в образовательной сфере; Фокина О. И. Образовательная услуга как одна из форм интеллектуальной собственности // Интеллектуальная собственность и формы ее реализации: мат-лы междунар. науч. конф. / под общ. ред. проф. И. И. Столярова, проф. Ю. В. Трифонова, доц. Л. В. Новокшоновой. – Н. Новгород, 1998.
4. Еременко Г. А. Интеллектуальная собственность: проблемы и решения: аналитический обзор. – М., 2000.
5. Интеллектуальная собственность и экономические формы ее реализации / под ред. О. В. Катихана. – М., 1998. 
6. Кравченко А. И. Культурология: учебное пособие для вузов. – М., 2003. 
7. Судариков С. А., Грек Н. Г., Бахренькова И. А. Экономика и интеллектуальная собственность. – М., 2004.


Опубликовано:
Материалы Всероссийской научно-практической конференции
«Интеллектуальная собственность: правовые и социально-экономические аспекты» 
24-26 апреля 2008 года, г. Омск

 
 
Автор : Матюшенко Светлана Владимировна  —  Каталог : Социум. Образование
Все материалы, опубликованные на сайте, имеют авторов (создателей). Уверены, что это ясно и понятно всем.
Призываем всех читателей уважать труд авторов и издателей, в том числе создателей веб-страниц: при использовании текстовых, фото, аудио, видео материалов сайта рекомендуется указывать автора(ов) материала и источник информации (мнение и позиция редакции: для порядочных людей добрые отношения важнее, чем так называемое законодательство об интеллектуальной собственности, которое не является гарантией соблюдения моральных норм, но при этом является частью спекулятивной системы хозяйствования в виде нормативной базы её контрольно-разрешительного, фискального, репрессивного инструментария, технологии и механизмов осуществления).
OM ОМ ОМ программы
•  Программа TZnak
•  Дискуссионный клуб
архив ЦМК
•  Целевые программы
•  Мероприятия
•  Публикации

сетевые издания
•  Альманах Эссе-клуба ОМ
•  Бюллетень Z.ОМ
мусейон-коллекции
•  Диалоги образов
•  Доктрина бабочки
•  Следы слова
библиособрание
•  Нообиблион

специальные проекты
•  Версэтика
•  Мнемосина
•  Домен-музей А.Кутилова
•  Изборник вольный
•  Знак книги
•  Новаторство

OM
 
 
18+ Материалы сайта могут содержать информацию, не подлежащую просмотру
лицами младше 18 лет и гражданами РФ других категорий (см. примечания).
OM
   НАВЕРХ  UPWARD