В изучении интеллектуальной собственности сложились традиции исследования, позволяющие не только систематизировать ее интерпретации, но и наметить перспективы научных изысканий в данной области.
Интерес к интеллектуальной собственности проявят следующие науки: культурология, информатика, история, педагогика.
Путь культурологического изучения показывает, что, в отличие от существующего многообразия подходов к культуре, определение интеллектуальной собственности как культурного явления еще находится в стадии формирование.
По мнению А. И. Кравченко, культура – это то, что содействует развитию человека [6, 123]. Данное положение в обязательном порядке следует отнести и к интеллектуальной собственности, потому что продукты интеллектуальной собственности не только способствуют движению человека вперед, но и сами выступают свидетельствами этого прогресса.
Существует деление культуры на материальную и нематериальную. Именно в материальной культуре, включающей физические объекты, созданные руками человека, фактически и реализуются прогрессивные идеи. Многие ученые сходятся во мнении, что интеллектуальную собственность два основания: идеальное (идея) и объективное (форма реализации идеи).
Интеллектуальная собственность выступает сложным культурным объектом, в котором сочетаются информационные, вещные и знаковые символы. При этом информация обладает, как и культура, свойством ненаследности. Как каждый человек в течение всей своей жизни сам овладевает любым существующим культурным явлением, так и объекты интеллектуальной собственности он и познает, и создает сам.
Путь информационного анализа интеллектуальной собственности будет обусловлен тем, что часть исследователей считают, что интеллектуальная собственность и есть информация. Оценку ее в данном качестве можно сделать, опираясь на характеристики информации.
Сущностные характеристики последней отражаются в интеллектуальной собственности как явно, так и неявно. К явным признакам можно отнести понимание того, что интеллектуальная собственность есть результат труда и новое знание. «Открытия и новые знания являются результатом проведения фундаментальных научных исследований, другими словами, результатом интеллектуальной деятельности человека» [2, 41], «интеллектуальная собственность присуща процессу производства новых знаний» [5, 24]; «интеллектуальная собственность – особый тип экономических отношений, основой которых является новое знание» [7, 4].
По определяющим характеристикам интеллектуальная собственность полностью идентична информации. Она влияет на общество, результаты интеллектуальной деятельности служат движущей силой экономического и социального развития.
Свойства информации присущи и интеллектуальной собственности. Информация – нематериальное, легко доступное и свободно распространяемое благо. «Интеллектуальная собственность имеет невещный, идеальный характер, вместе с тем проста и распространяема» [1, 21]. Суммируя вышесказанное, отметим, что именно данный путь исследования интеллектуальной собственности сегодня наиболее перспективен.
Путь исторической ретроспективы, т. е. восприятие интеллектуальной собственности в каких-либо временных рамках исследованиями нам не представлен. Интеллектуальная собственность создавалась во все исторические эпохи для удовлетворения потребностей человека, что, несомненно, двигало общество вперед. Объективировалось это в виде новых достижений техники и культурных требований. Но многие столетия эти достижения не воспринимались как интеллектуальная собственность.
Сегодня в мире сложилась такая ситуация, когда увеличивающиеся потребности человека не могут покрываться существующими материальными ресурсами, что актуализирует вопросы интеллектуальной собственности. Особый интерес вызывают исторические тенденции появления интеллектуальной собственности, ее положительные и отрицательные моменты, осознание роли и значения в жизни общества.
Путь осмысления понятия и содержания категории «интеллектуальная собственность» также необходим.
Понятие «интеллектуальная собственность» имеет сложное содержание. Оно включает две относительно самостоятельные составляющие: собственность как явление материального мира и интеллект как явление идеального мира. Их сочетание в одном понятии открывает большие возможности для его познания и интерпретации.
Но до сих пор отсутствует «общая теоретическая концепция интеллектуальной собственности» [4, 3], нет системного и концептуального подхода к ней. Одна из причин заключается в том, что исследователи определяющим в понятии «интеллектуальная собственность» считают именно «собственность». Принимая и поддерживая данную точку зрения, все же считаем, что необходимо учитывать и вторую часть словосочетания.
При исследовании интеллектуальной собственности как педагогического явления возможны два аспекта. Первый заключается в выявлении обучающего потенциала интеллектуальной собственности на современном этапе, второй затрагивает вопрос закрепления прав авторов на результаты педагогической деятельности. Обе проблемы так или иначе начали обозначаться [3], но глобальных решений пока не предлагается ни в научном, ни в законодательном плане.
Своеобразие интеллектуальной собственности как явления жизни общества обусловливает необходимость всестороннего и глубокого исследования ее сущности, содержания и места в жизни и деятельности человека.