OM
ОМ • Включайтесь!
2024.11.16 · 22:24 GMT · КУЛЬТУРА · НАУКА · ЭКОНОМИКА · ЭКОЛОГИЯ · ИННОВАТИКА · ЭТИКА · ЭСТЕТИКА · СИМВОЛИКА ·
Поиск : на сайте


ОМПубликацииИнноватикаСоциум. Образование
2008 — Геринг Г.И., Полещенко К.Н. — Подготовка кадров для инновационной деятельности в ОмГУ им. Ф. М. Достоевского
.


Геринг
Геннадий Иванович

доктор физико-математических наук, профессор,
ректор
ГОУ ВПО «Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского»

Полещенко
Константин Николаевич
доктор технических наук, профессор кафедры
педагогических информационных технологий и дополнительного образования
ГОУ ВПО «Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского»









Доклад 
на научно-практической конференции 
«Инфраструктура инновационной деятельности»
4 декабря 2008 года

Подготовка кадров для инновационной деятельности 
в Омском государственном университете 
им. Ф. М. Достоевского

В условиях становления экономики знаний растет потребность в специалистах по управлению интеллектуальными ресурсами компании, инновационными проектами и высокотехнологичными фирмами, трансферту технологий, способных прогнозировать их коммерческую значимость и организовывать эффективное продвижение на рынок. Специалист по управлению инновациями обеспечивает практическую реализацию достижений науки, техники и технологий с целью организации производства конкурентоспособных товаров и услуг.
Решение проблемы подготовки кадров для экономики знаний, являясь ключевой проблемой создания национальной инновационной системы, ориентировано на формирование новой волны лидеров-управленцев, обучение которых на сегодняшний день ведётся по программам теоретической и прикладной инноватики – области знаний, охватывающей проблемы управления инновационными процессами. Специалист по управлению инновациями обеспечивает практическую реализацию достижений науки, техники и технологий с целью организации производства конкурентоспособных товаров и услуг.
В обстановке неопределённости, требующей принятия быстрых адекватных решений, направленных на минимизацию рисков при реализации инновационных проектов, требования к уровню подготовки специалистов по управлению инновациями не только стремительно возрастают, но и приобретают новые контуры. Специалист по управлению инновациями позиционируется как интеллектуальный лидер, обладающий широким спектром знаний в области экономической теории, теории управления, владеющий методами инновационного менеджмента, высокотехнологического маркетинга и международного трансферта технологий. 
В связи с этим всё большую значимость приобретают системные аспекты образовательной подготовки кадров для инновационной экономики. Объективные факторы, такие как возрастающий спрос на новые технологии, необходимость диверсификации и перепрофилировании деятельности разного рода предприятий и организаций, высокие риски инновационно-технологического бизнеса, отсутствие отечественного опыта создания эффективно действующих инфраструктурных моделей инновационного развития, ещё более актуализируют проблему подготовки управленцев нового поколения. 

На сегодняшний день становится очевидным то обстоятельство, что решение указанной проблемы в рамках традиционной образовательной системы, ориентированной на «конечное образование» и, фактически исчерпавшей свои ресурсы, становится невозможным. Особенности социокультурного и экономического развития общества требуют непрерывного обновления образовательной системы, вызванного постоянно меняющимися критериями профессиональной оценки специалистов. Наряду с обострившейся проблемой общей и профессиональной грамотности, остро ощутим дефицит социально-гуманитарных, психологических и, особенно, фундаментальных естественнонаучных знаний. Обостряются противоречия между непрерывно возрастающим объёмом информации, ростом объёма внедряемых в производство высоких технологий, определяющих динамику инновационного развития ведущих стран, и имеющимися возможностями приобретения требуемых для выбора профессиональных знаний в условиях существующей образовательной системы. Выход из кризисного состояния видится в реализации концепции «инновационного образования» ориентированного на воплощение идей «непрерывного образования» – от фундаментальной подготовки к переподготовке и, далее, к повышению квалификации специалистов. Инновационное образование ориентировано не столько на передачу знаний, которые постоянно устаревают, сколько на овладение базовыми компетенциями, позволяющими затем, по мере необходимости, приобретать знания самостоятельно. 
К основным идеям инновационного образования относятся:
установка на умение постоянно учиться;
способность к поиску новых знаний для достижения поставленной цели;
развитие навыков работы в командах специалистов различных областей знания;
постоянное творческое самосовершенствование. 
В рамках концепции инновационного образования подготовка специалистов по управлению инновациями приобретает главные ориентиры. Тем не менее, для реализации указанной концепции пока не разработаны механизмы преодоления «технологических разрывов» между основными компонентами образовательной подготовки: базовой естественнонаучной компонентой, компонентой, содержащей специальные знания и компонентой бизнес-образования. Помимо преодоления «технологических разрывов», основной проблемой при разработке образовательных программ для менеджеров инновационной деятельности, остаётся «суррогатный» характер их содержания, представленный тем или иным тематическим набором, направленным на изложение бизнес-компоненты и раскрывающим, как правило, содержание инновационного менеджмента. Такой сценарий образовательной подготовки нивелирует роль инновационных процессов в контексте социальной динамики интеллектуального развития общества, оставляя в стороне сущность фундаментальных проблем трансферта разнородных знаний как основного механизма управления многомерными инновациями.
Очевидно, что трансферт знаний в рамках образовательных проектов инновационной направленности должен осуществляться на единой методологической основе – методологии системного подхода, интегрирующей достижения логико-математических, естественнонаучных, инженерно-технических, социально-гуманитарных знаний и компетенций.

Методология системного подхода представляет собой тип рационально-рефлексивного знания, направленный на изучение, совершенствование и конструирование методов познания мира средствами естественных наук, выявление междисциплинарных стратегий и тенденций взаимодействия и диалога естественнонаучного, технического и гуманитарного знания, а также навыков в области психофизиологии и компетенций здорового образа жизни.  
Усиление фундаментальной компоненты становится главным приоритетом при разработке образовательных проектов для интеллектуальных лидеров. Это связано с объективной тенденцией возрастания значимости фундаментальной науки для инновационной экономики, выступающей в качестве постановщика актуальных проблем и глобального источника знаний, необходимых для принятия системных решений и разработки междисциплинарных стратегий. Возрастание инновационно-методологической роли фундаментальной науки всё более проявляется в её трансдисциплинарном характере влияния на системную организацию процессов разнородных знаний, столь необходимых для коммерциализации инновационных идей в таких наиболее перспективных отраслях инновационного развития, как например, нанотехнология. 
Нанотехнология объединяет ведущих учёных самых различных областей – физиков, химиков, инженеров, философов, социологов, экономистов и др., и является наиболее перспективной с точки зрения коммерциализации инноваций отраслью будущего производства, определяющей перспективы перехода к шестому технологическому укладу. 
Трансдисциплинарность нанотехнологии не только формирует перечень ориентиров для предметных областей, но и раскрывает фундаментальные явления на уровне понимания «субъект - объект» (www.omsu.ru/file.asp?id=2594.), сущность структурных уровней организации процессов взаимодействия в их динамике, выявляет природу качественных преобразований в развитии сложных объектов и вооружает общей методологий управления поведением открытых систем в условиях неопределённости. Поэтому наличие признаков трансдисциплинарной и междисциплинарной методологии может служить в качестве основных критериев инновационности предлагаемых образовательных проектов. Только на такой основе подготовка специалистов по управлению инновационной деятельностью может обеспечить их органическое взаимодействие с учёными, инженерами, технологами, конструкторами, специалистами-практиками, понимающими специфику инновационного процесса, и способствовать разработке эффективных управленческих решений.  
Для реализации подобных инновационно-образовательных проектов необходим соответствующий интеллектуальный ресурс, которым в значительной степени обладает классический университет. Обеспечивая качественное фундаментальное образование и социализацию личности, классический университет реализует следующие про-инновационные стратегические задачи: 
подготовку «многомерной личности» – интеллектуального лидера, обладающей базовыми, аналитическими и инновационными компетенциями; 
подготовку современных учёных в области высоких интегрированных технологий;
разработку социально-гуманитарных высоких технологий;
разработку научных основ «технологий создания технологий»;
создание естественнонаучных основ «прорывных инноваций»;
разработку методологии инновационного проектирования интеллектуально-технологических систем. 
Среда классического университета позволяет эффективно организовать взаимосвязанный процесс, включающий: 
разработку инновационных информационно-коммуникационных технологий и новых методов обучения;
получение  навыков инновационного проектирования; 
реализацию междисциплинарных обучающих программ и инновационно-образовательных проектов посредством совместного участия преподавателей, консультантов консалтинговых фирм и менеджеров-практиков. 

В Омском государственном университете им. Ф. М. Достоевского выполняется комплексный проект подготовки кадров для инновационной деятельности. Проект ориентирован на подготовку персонала инновационных фирм, управленческих и педагогических кадров, а также студентов, нацеленных на работу в области инновационного предпринимательства. 
Целью выполняемого проекта является реализация многоуровневой социально-образовательной модели, направленная на получение следующей «системы эффектов»: 
для студента – возможность освоения дополнительных профессиональных образовательных программ, получения дополнительной квалификации;
для специалиста – возможность выбора форм переподготовки; 
для региона – возможность подготовки конкурентоспособного специалиста по управлению инновациями. 
Проект реализуется на основе оригинальной технологии нововведений, раскрывающей сущность инновационно-инвестиционного механизма интеллектуального развития, обеспечивающего формирования конкурентоспособной личности, обладающей базовыми, аналитическими и стратегическими компетенциями в области инноваций.  
Научную основу проекта составляют фундаментальные представления о переносе информации и знаний, их природе, процессах трансферта интеллектуальных потоков. Концептуальная особенность проекта вытекает из интегративности материала образовательных программ, а также разворачиваемой многодисциплинарной методологии синтеза, позволяющей управлять противоречиями как динамическими взаимодействиями, образующимися между компонентами комплексов логико-математического, естественнонаучного, социально-гуманитарного и инженерно-технического знания. Это позволяет сформировать основу для понимания и применения в инновационном проектировании баланса сходства-различий логико-математического, естественнонаучного, социально-гуманитарного и инженерно-технического знания и, более того, обосновать их конструктивную взаимосвязь в качестве фундаментальной основы для проектной и управленческой деятельности в различных сферах: науки и образования, бизнеса, в том числе, ориентированного на область высоких технологий. Принципиальным отличием данного образовательного проекта является реализация вертикального трансфера знаний: от фундаментального образования до реализации инновационных идей в область социальной практики. 
Стратегия реализации проекта предусматривает переход от программ предметного обучения к программам проектного обучения и, затем, к программам инновационного обучения. Соответственно, такой переход предполагает трансформацию типов формируемого мышления: от линейного к нелинейному и, наконец, к сценарному мышлению, необходимому для успешной инновационной деятельности. При разработке указанной стратегии были приняты следующие ориентиры:
привязка к логистической зависимости жизненного цикла продукта (технологии);
понимание физических (химических, биологических) пределов, определяющих свойства продукции;
знания физических явлений и проектных решений, связанных с разработкой и внедрением высоких технологий, обеспечивающих наряду с повышением качества и ресурса изделий, минимизацию рисков при эксплуатации сложных систем и оборудования; 
навыки решения нестандартных задач;
владение системным подходом минимизации рисков при принятии управленческих решений.
Реализуемые в рамках комплексного проекта программы повышения квалификации «Инновационная деятельность», «Управление инновационным развитием», «Инновации в науке, образовании, проектировании» ориентированы на овладение практических приёмов и навыков продвижения инновационных проектов на рынок. Разработаны образовательные модули «Методология научных исследований и технология нововведений» и «Инновационная деятельность в высшей школе», ориентированные на подготовку аспирантов, докторантов, соискателей и преподавателей Омских вузов.  
Программы разработаны с учётом мировых прогнозов инновационного развития России и приоритетов технологического развития страны в соответствие с утверждённым Президентом РФ перечнем критических технологий, а также региональных аспектов технологической реструктуризации экономики. 
В рамках проекта предусмотрена вариативная часть с акцентом на подготовку менеджеров наукоёмких технологий, способных осуществлять инновационную деятельность в области химических технологий, биотехнологий, нанотехнологий, определяющих точки роста промышленно-экономических кластеров Омского региона.
 

Опубликовано:
Материалы научно-практической конференции
«Инфраструктура инновационной деятельности» 
4 декабря 2008 года, г. Омск

 
 
Автор : Геринг Геннадий Иванович  —  Каталог : Социум. Образование
Все материалы, опубликованные на сайте, имеют авторов (создателей). Уверены, что это ясно и понятно всем.
Призываем всех читателей уважать труд авторов и издателей, в том числе создателей веб-страниц: при использовании текстовых, фото, аудио, видео материалов сайта рекомендуется указывать автора(ов) материала и источник информации (мнение и позиция редакции: для порядочных людей добрые отношения важнее, чем так называемое законодательство об интеллектуальной собственности, которое не является гарантией соблюдения моральных норм, но при этом является частью спекулятивной системы хозяйствования в виде нормативной базы её контрольно-разрешительного, фискального, репрессивного инструментария, технологии и механизмов осуществления).
OM ОМ ОМ программы
•  Программа TZnak
•  Дискуссионный клуб
архив ЦМК
•  Целевые программы
•  Мероприятия
•  Публикации

сетевые издания
•  Альманах Эссе-клуба ОМ
•  Бюллетень Z.ОМ
мусейон-коллекции
•  Диалоги образов
•  Доктрина бабочки
•  Следы слова
библиособрание
•  Нообиблион

специальные проекты
•  Версэтика
•  Мнемосина
•  Домен-музей А.Кутилова
•  Изборник вольный
•  Знак книги
•  Новаторство

OM
 
 
18+ Материалы сайта могут содержать информацию, не подлежащую просмотру
лицами младше 18 лет и гражданами РФ других категорий (см. примечания).
OM
   НАВЕРХ  UPWARD