OM
ОМ • Включайтесь!
2024.04.19 · 11:32 GMT · КУЛЬТУРА · НАУКА · ЭКОНОМИКА · ЭКОЛОГИЯ · ИННОВАТИКА · ЭТИКА · ЭСТЕТИКА · СИМВОЛИКА ·
Поиск : на сайте


ОМПубликацииИнноватикаСоциум. Культура
2007 — Никитин О.А. — Знаки и символы
.
Целевая программа
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ
Бюллетень ИННОВАТИКА
информационные ресурсы
новаторов и инноваторов
 
 
Никитин
Олег Александрович
председатель правления Некоммерческого партнёрства 
«Центр Маркетинговых Коммуникаций», 
председатель правления Областной общественной организации 
«Омская Геральдическая Коллегия»
Знаки и символы
Каждый знак – это история.
Каждый символ – легенда.
Олег А. Никитин

Вся информационно-коммуникационная система мира построена на визуальных знаках – пиктограммах, логотипах, эмблемах, гербах и т.д. Оглянитесь – они повсюду! По ним определяют принадлежность и происхождение. Они указывают, предупреждают, запрещают, разрешают, рекомендуют… В этом плане современная деловая, общественная, политическая и частная жизнь мало чем отличается от жизни наших предков – только технологиями создания и количеством этих кодовых знаков.
За тысячелетия человеческой истории сложилось множество знаково-информационных систем: мимико-жестикулярный язык как способ неречевого общения, письменность как система графических знаков, ремесленные клейма и геральдические эмблемы, картографические знаки и символы, дорожные знаки и указатели, сервисные знаки-пиктограммы и т.п. Язык знаков рационален, интернационален и является единственным незаменимым средством общения в современном мире (по крайней мере, до тех пор, пока его не потеснит телепатия).

Знаки сокращают и упрощают процесс общения и значительно экономят время и средства коммуникации. Лаконично и образно графические знаки представляют нам объекты и ситуации, придают форму идеям и состояниям.
Вглядитесь в рекламные щиты и вывески, взгляните на упаковку товаров и рекламные объявления – вместо слова «любовь» рисуют знак сердца, Фемида с весами символизирует правосудие и т.д. Каждый из нас без труда читает эти знаки. Также читают пиктограммы, читают карты (не только географические), читают гербы и эмблемы. Например, в современном (2003 года) гербе Омской области в виде волнистой линии голубого цвета представлена река Иртыш, (в геральдическом описании это звучит так: «лазоревый волнообразный столб означает…»), а пятиугольник в центре является схематичным изображением военного укрепления с пятью бастионами – Омской крепости (пятиугольная конфигурация крепостной стены соответствует плану крепости согласно проекту 1755 года).
Нашу повседневную и, особенно, деловую жизнь заполняет нескончаемый и практически неуправляемый поток эмблем и логотипов. Но хаосом это тоже не назовёшь. У каждого знака есть автор, владелец и пользователь. В какой-то степени их права на использование конкретного знака защищены законодательством – с момента создания или с момента регистрации в госучреждении (после уплаты госпошлины и проведения соответствующей экспертизы). Культура использования товарных знаков (эмблем и логотипов), знаков обслуживания и других средств индивидуализации повышается «прямо на глазах». При этом количество зарегистрированных в патентном ведомстве знаков по разным оценкам всё равно не превышает 5 % от общего количества, находящихся в обороте. Основные причины: (1) многие организации и предприниматели сворачивают свою деятельность в течение одного года или не совсем уверены в своём будущем и, соответственно, не занимаются созданием фирменного стиля, в котором базовым элементом является логотип (эмблема); (2) то же относится и к большинству проектов, мероприятий, а также к продукции с коротким жизненным циклом или (в худшем варианте) контрафактной продукции, когда об инвестициях в брэнд тоже речь не идёт; (3) госрегистрация – это дорого (от 35 тыс. руб. с услугами патентного поверенного) и долго (1 год и более). Тем не менее, знаки живут своей жизнью – и 5 % зарегистрированных, и 95 % всех остальных. Их разрабатывают, ими пользуются, их копируют, из-за них судятся, а они добросовестно выполняют свою информационную миссию (во славу автора и на пользу владельца).

В прошлом нередко случались военные конфликты и кровавые поединки из-за неуважения к гербам и другим символам суверенности. Сегодня конфликтные ситуации, связанные с использованием отличительных знаков разрешаются в судах. Причём законодательство в этой сфере усложняется и ужесточается, о чём свидетельствует появление Части четвёртой Гражданского кодекса Российской Федерации, которая вступила в силу с 1 января 2008 года. В этом кодификационном законе сделана попытка упорядочить правовые нормы в сфере интеллектуальной собственности, включая использование средств индивидуализации.
При всём этом открытой базы данных, где любой гражданин РФ мог бы получить информацию об используемых знаках (гербах, эмблемах, логотипах) не существует. Это обстоятельство и послужило главной причиной создания «Единого реестра символов, геральдических и иных отличительных знаков Омской области», в основу концепции которого легли принципы открытости и достоверности, а базовым критерием включения знака в Реестр являются две главные социальные функции знака – коммуникация и идентификация.
В ходе реализации этого уникального для нашего региона информационно-аналитического проекта решаются задачи по поиску и систематизации актуальных данных в области геральдики и знаково-информационных систем, облегчая рутинную работу многих специалистов. Подобная работа ведётся белорусскими и украинскими коллегами, а также Уральской Геральдической Ассоциацией, но только в отношении геральдических знаков.

Реестр содержит сведения о символах и знаках, использующихся или использовавшихся ранее на территории Омской области, и состоит из следующих частей:
Часть 1. Территориальные (муниципальные) гербы и эмблемы.
Часть 2. Флаги, знамёна, штандарты, вымпелы и иные вексиллоиды.
Часть 3. Награды, знаки отличия и иные геральдические знаки.
Часть 4. Ведомственные эмблемы и иные отличительные знаки.
Часть 5. Родовые (фамильные) и личные гербы, эмблемы и иные отличительные знаки.
Часть 6. Исторические символы, геральдические и отличительные знаки.
Часть 7. Корпоративные эмблемы, иные средства идентификации и отличительные знаки.

Реестр символов и знаков Омской области представляет собой открытый информационный банк данных, в который вносятся сведения о гербах, флагах, регалиях, эмблемах и других отличительных знаках. Каждый знак заносится в отдельную таблицу соответствующей части Реестра с присвоением индекса и индивидуального порядкового номера. Официальные символы и геральдические отличительные знаки дополнительно фиксируются в отдельном документе – «Матрикул официальных символов и отличительных знаков Омской области». Информация о знаках, находящихся в гражданском обороте на территории Омской области и включённых в Реестр, служит основой при проведении общественной и научной экспертизы, в том числе на соответствие нормам законодательства и геральдическим правилам.



Включение знака в Реестр фиксирует его использование заявителем в своей деятельности и является стимулом для следующего шага – государственной регистрации эмблемы или логотипа в качестве товарного знака (знака обслуживания).
Отличительному знаку, зарегистрированному в установленном порядке, предоставляется правовая охрана на территории Российской Федерации. Экспертизой и процедурой внесения знака в Государственный реестр товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации занимается федеральный орган исполнительной власти – Федеральный институт промышленной собственности (ФИПС).
Право на официальный символ или геральдический отличительный знак (герб, флаг, наградной знак и другие знаки) регистрирует Геральдический совет при Президенте Российской Федерации, который вносит официальный символ или отличительный знак в Государственный геральдический регистр Российской Федерации на основании заключения геральдической экспертизы.

Реестр символов и знаков Омской области – это социальный проект. Включение знаков в Реестр бесплатно для всех физических и юридических лиц. Ведение Реестра обеспечивает Областная общественная организация «Омская Геральдическая Коллегия».
Актуальные и достоверные сведения о современной символике Омского Прииртышья и её истории востребованы краеведами, историками, специалистами по геральдике и семиотике, представителями творческих профессий, разрабатывающими ведомственную, корпоративную (коммерческую), событийную символику и официальную символику муниципальных образований Омской области, официальными лицами органов государственного управления и местного самоуправления, по долгу службы связанными с вопросами использования геральдических знаков и средств индивидуализации.
Информация о состоянии Реестра готовится к периодической публикации в официальном бюллетене Омской Геральдической Коллегии. На основе собранного материала планируется издание научно-популярной и методической литературы, включая альбом «Символика Омской области», работа над которым уже ведётся.


Задолго до изобретения письменности и телекоммуникационных технологий
появились знаки как универсальное средство общения и познания мира.
С незапамятных времён воины и ремесленники, правители и священнослужители
использовали знаки и как средства отличия и различия, и как символы идеологии и единения.
Образные знаки отображают окружающий нас мир, в сотворении которого
вслед за многими поколениями принимаем участие и мы с вами.
Наши труды и идеи, события и вещи, мечты и воспоминания – часть истории мира.

Предлагаем вместе составлять историю Омской области в знаках и символах –
историю родов и семейств, городов и поселений,
предприятий и организаций, проектов и мероприятий –
в виде собрания гербов, флагов, наград, эмблем, логотипов и других отличительных знаков.
Включайтесь!

Омская Геральдическая Коллегия
omsk-geraldik@mail.ru
(3812) 68-65-89


Опубликовано:

100% в Омске • Информационно-деловой журнал • № 4 (24) сентябрь-октябрь 2007
рубрика «Омская марка. Презентация»

 
 
 
Автор : Никитин Олег Александрович  —  Каталог : Социум. Культура
Все материалы, опубликованные на сайте, имеют авторов (создателей). Уверены, что это ясно и понятно всем.
Призываем всех читателей уважать труд авторов и издателей, в том числе создателей веб-страниц: при использовании текстовых, фото, аудио, видео материалов сайта рекомендуется указывать автора(ов) материала и источник информации (мнение и позиция редакции: для порядочных людей добрые отношения важнее, чем так называемое законодательство об интеллектуальной собственности, которое не является гарантией соблюдения моральных норм, но при этом является частью спекулятивной системы хозяйствования в виде нормативной базы её контрольно-разрешительного, фискального, репрессивного инструментария, технологии и механизмов осуществления).
OM ОМ ОМ программы
•  Программа TZnak
•  Дискуссионный клуб
архив ЦМК
•  Целевые программы
•  Мероприятия
•  Публикации

сетевые издания
•  Альманах Эссе-клуба ОМ
•  Бюллетень Z.ОМ
мусейон-коллекции
•  Диалоги образов
•  Доктрина бабочки
•  Следы слова
библиособрание
•  Нообиблион

специальные проекты
•  Версэтика
•  Мнемосина
•  Домен-музей А.Кутилова
•  Изборник вольный
•  Знак книги
•  Новаторство

OM
 
 
18+ Материалы сайта могут содержать информацию, не подлежащую просмотру
лицами младше 18 лет и гражданами РФ других категорий (см. примечания).
OM
   НАВЕРХ  UPWARD