OM
ОМ • Включайтесь!
2024.04.27 · 05:22 GMT · КУЛЬТУРА · НАУКА · ЭКОНОМИКА · ЭКОЛОГИЯ · ИННОВАТИКА · ЭТИКА · ЭСТЕТИКА · СИМВОЛИКА ·
Поиск : на сайте


ОМПубликацииНациональные приоритеты РоссииСоциогуманитарные проблемы современности
2011 — Лизунов В.В. — Замечания и предложения к законопроекту № 495392-5 «О государственной поддержке инновационной деятельности в РФ»
.
Электронная версия научного журнала
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ РОССИИ
ПОЛИТИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ И ПРОЦЕССЫ


Лизунов
Владимир Васильевич

кандидат физико-математических наук,
доцент Омского института (филиала) Российского государственного
торгово-экономического университета,
председатель Комитета по инновационной деятельности Омской ТПП,
заместитель председателя Совета Омского Дома учёных


Замечания и предложения к законопроекту № 495392-5
«О государственной поддержке инновационной деятельности
в Российской Федерации»


1. Настоящий законопроект № 495392-5 «О государственной поддержке инновационной деятельности в Российской Федерации» предложен группой депутатов Морозовым О. В., Чилингаровым А. Н., Черешневым В. А., Кокошиным А. А., Решульским С. Н., Осиповым В. К., Залихановым М. Ч., Игошиным И. Н., Фёдоровым Е. А., Колесниковым С. И., Зубаревым В. В., Аксаковым А. Г.
Предыдущий законопроект «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике» был принят Госдумой ФС РФ в первом чтении ещё в 1999 году Постановлением от 16 июня 1999 г. № 4125-II ГД.
Законопроект был отклонён и. о. Президента РФ, в письме которого от 3 января 2000 г. № Пр-14 говорится, что в законе «не даётся чёткого определения предмета его регулирования – инновационной деятельности», «нет чёткого определения предмета его регулирования, нет и возможности установить весь круг субъектов отношений, регулируемых Федеральным законом, что неизбежно приведёт к значительным затруднениям в правоприменительной практике, позволит произвольно толковать большинство норм Федерального закона».
Более 11 лет Россия ждала закон об инновациях, что чрезвычайно затормозило процесс инновационного развития страны и регионов, который является единственной возможностью формирования в России высокоэффективной и конкурентоспособной экономики.
Законопроект 1999 года являлся консолидированным вариантом, подготовленным на базе проекта Федерального закона «Об инновационной деятельности в Российской Федерации» (разработчики: Кресс В. М. – член Совета Федерации, Глубоковский М. К. – депутат Государственной Думы) и проекта Федерального закона «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике в Российской Федерации» (разработан Минэкономики Российской Федерации).

2. В законопроекте 1999 года была Статья 1. «Основные понятия, применяемые в настоящем Федеральном законе», которая содержала ключевые понятия:
«инновация – конечный результат творческого труда, получивший реализацию в виде новой или усовершенствованной продукции, либо нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в экономическом обороте;
инновационная деятельность – создание новой или усовершенствованной продукции, нового или усовершенствованного технологического процесса, реализуемых в экономическом обороте с использованием научных исследований, разработок, опытно-конструкторских работ либо иных научно-технических достижений;
государственная инновационная политика – составная часть социально-экономической политики, направленная на развитие и стимулирование инновационной деятельности;» и др.
В новом законопроекте определения инновационной деятельности и инноваций даются в Статье 7. «Инновационная деятельность как объект государственной поддержки»:
«1. Государство оказывает поддержку инновационной деятельности, исходя из того, что для целей настоящего Федерального закона под инновационной деятельностью понимаются действия (деятельность) физического или юридического лица, направленных [выделено автором] на создание и (или) практическое применение результатов научной и (или) научно-технической деятельности (инноваций [выделено автором]) при производстве товаров, работ и услуг (инновационной продукции) по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники Российской Федерации.
Инновации включают в себя следующие результаты научной и (или) научной деятельности, используемые при производстве инновационной продукции: программы для электронно-вычислительных машин и базы данных, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также единые технологии.»
По этой статье имеются следующие замечания:
Во-первых, в первом абзаце имеется грамматическая ошибка – несогласованность в падеже слова «направленных»: «действия» должны быть «направленные».
Во-вторых, результаты научной или научно-технической деятельности являются не «инновациями», а «новациями». И, в-третьих, непонятно, почему действия (деятельность) понимаются как инновационные только «для целей настоящего Федерального закона».
Научная деятельность в Российской Федерации регулируется Федеральным законом № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» от 23 августа 1996 года (который 13 раз корректировался, последний раз – в 2007 году законом № 308-ФЗ от 01.12.2007).
Научные исследования (научно-исследовательские работы) – творческая деятельность, направленная на получение новых знаний и способов их применения.
Научные исследования могут быть фундаментальными, поисковыми и прикладными. Их результатами являются новации или новшества, то есть объекты научного знания, обладающие новыми или существенно отличающимися от существующих решениями.
Инновационная деятельность – процесс последовательного проведения работ по преобразованию новации (новшества) в конечную продукцию и введение её в практику или на рынок для коммерческого применения.
Инновационный продукт или инновация – это конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде:
- нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, или
- нового или усовершенствованного (более эффективного) технологического процесса, используемого в практической деятельности.

3. Требуется чёткое разделение новаций и новшеств от инноваций, процесса получения нового знания и качества от их использования.
Новация – это новый или обновлённый продукт творческой деятельности (исследовательской, проектной, производственной и др.), предлагаемый потребителям для дальнейшего преобразования и использования. Новация, прежде всего, характеризуется заложенными в ней новыми знаниями и признаком новизны.
Новшество является результатом творческой или интеллектуальной деятельности, оно может представлять собой новый материал, новое изделие, новый метод, новую технологию, новую программу, новую организационную форму, новую услугу (то есть является новым для потребителя).
Новатор – это создатель нового (продукта труда, содержащего новое решение). Новаторами могут быть физические или юридические лица (в результате творческой деятельности сотрудников, создавших новое).
Инновация, то есть нововведение, рассматривается как результат инновационного процесса – процесса преобразования, освоения и применения новшества, его трансформации и выгодного использования. При этом в результате получения рыночной информации новшество становится известным потребителю и со стороны потребителя осознаётся потребность в новшестве, осуществляется выбор инновационной стратегии по его использованию, появляется стремление к поиску и приобретению новшества. Затем происходит адаптация к новшеству и перевод его из категории нового в категорию обычного (то есть рутинизация новшества), включение его в организационную культуру, что приводит к повышению компетентности и эффективности деятельности (новым знаниям, росту цене труда и стоимости фирмы, совершенствованию управления, повышению технологического уровня, новым свойствам и качеству продукции и сервиса, снижению издержек, повышению производительности и т.д.).
Инноватор реализует инновационный процесс. Он принимает новшество к потреблению, то есть к дальнейшему преобразованию или использованию, создаёт необходимые условия для его внедрения, освоения и использования (либо предварительно преобразовывает). Инноватор – это потребитель, который осознал потребность в новшестве, поставил себе цель, выбрал для её достижения инновационную стратегию, приобрёл новшество и освоил его, рутинизировал, включил в свою технологию и обновил её, повысил свою компетенцию и эффективность деятельности (знания, умения, навыки, качества деловой активности, свойства продукции и услуг, прибыль). Инноватор может быть как физическим, так и юридическим лицом.


© В.В. Лизунов, 2011



УДК 338.242
Дата поступления статьи в редакцию: 08.09.2011
Опубликовано:

Научный журнал «Национальные приоритеты России»№ 1(4) • 2011

 
 
Автор : Лизунов Владимир Васильевич  —  Каталог : Социогуманитарные проблемы современности
Все материалы, опубликованные на сайте, имеют авторов (создателей). Уверены, что это ясно и понятно всем.
Призываем всех читателей уважать труд авторов и издателей, в том числе создателей веб-страниц: при использовании текстовых, фото, аудио, видео материалов сайта рекомендуется указывать автора(ов) материала и источник информации (мнение и позиция редакции: для порядочных людей добрые отношения важнее, чем так называемое законодательство об интеллектуальной собственности, которое не является гарантией соблюдения моральных норм, но при этом является частью спекулятивной системы хозяйствования в виде нормативной базы её контрольно-разрешительного, фискального, репрессивного инструментария, технологии и механизмов осуществления).
OM ОМ ОМ программы
•  Программа TZnak
•  Дискуссионный клуб
архив ЦМК
•  Целевые программы
•  Мероприятия
•  Публикации

сетевые издания
•  Альманах Эссе-клуба ОМ
•  Бюллетень Z.ОМ
мусейон-коллекции
•  Диалоги образов
•  Доктрина бабочки
•  Следы слова
библиособрание
•  Нообиблион

специальные проекты
•  Версэтика
•  Мнемосина
•  Домен-музей А.Кутилова
•  Изборник вольный
•  Знак книги
•  Новаторство

OM
 
 
18+ Материалы сайта могут содержать информацию, не подлежащую просмотру
лицами младше 18 лет и гражданами РФ других категорий (см. примечания).
OM
   НАВЕРХ  UPWARD