OM
ОМ • Включайтесь!
2024.11.16 · 20:16 GMT · КУЛЬТУРА · НАУКА · ЭКОНОМИКА · ЭКОЛОГИЯ · ИННОВАТИКА · ЭТИКА · ЭСТЕТИКА · СИМВОЛИКА ·
Поиск : на сайте


ОМПубликацииИнноватикаИнтеллектуальные права
2011 — Слесарюк Н.В. — Нарушение авторских прав в рекламе
.



Слесарюк
Наталья Владимировна
преподаватель
кафедры гражданского права
НОУ ВПО «Омский юридический институт»








Доклад 
на второй научно-практической конференции 
«Защита интеллектуальных прав: законодательство и практика»
30 мая 2011 года

Нарушение авторских прав 
в рекламе

На сегодняшний день необходимость уважать авторские права уже не ставится под сомнение, суммы в судебных исках на миллиарды рублей перестали казаться нереальными, законодательство в области авторского права постоянно приспосабливается к экономическому характеру отношений. Все чаще мы начинаем задумываться перед тем, как использовать чужое произведение в коммерческих целях, вспоминая об ответственности за нарушение авторских прав. Особенно велико искушение воспользоваться музыкой или стихотворениями, ставшими уже любимыми и узнаваемыми среди потребителей, в рекламном бизнесе. И если на Западе предпочитают заплатить композитору и поэту за специально созданные для проекта произведения (это подчас оказывается и дешевле, чем спросить разрешения у авторов уже готовых шедевров), то в России ещё набивают шишки, забывая об авторах, заключая лицензионные договоры с ошибками или пытаясь урегулировать вопросы с авторами в устной форме. Так бюджеты на создание фильмов, в том числе и рекламных роликов, выходят из «берегов» договорных отношений.

Примером того, как высока может быть цена ошибки юристов, подготавливающих для своих работодателей договоры о передаче исключительных прав, может служить реклама пива «Старый мельник», в котором была использована музыка И. Дунаевского. Создатели ролика, намереваясь соблюсти закон, нашли наследника композитора, подписали с ним договор об использовании мелодии, выплатили гонорар, а позже выяснилось, что у И. Дунаевского не один, а четыре наследника. Один из сыновей композитора заявил о том, что он возражает против использования произведения своего отца, поскольку с ним договор никто не заключал, ведь исключительным правом все четыре наследника обладали совместно по 25 процентов. Дело до суда не дошло, наследникам была выплачена серьёзная компенсация [1]. 
Если в договоре не предусмотрена передача всех прав, которые могут понадобиться позже рекламной компании, может возникнуть ситуация, схожая с той, в которой оказалась радиостанция «Эхо Москвы». В рекламном ролике, который транслировала радиостанция, использовалось произведение одного композитора. При этом «Эхо Москвы» заключило лицензионный договор на трансляцию этого произведения, но вот права на переработку мелодии и использовании её в рекламе по договору не передавалось. РАО от имени автора предъявило претензии, и как радиостанция, так и рекламируемая компания поплатились суммой в десять тысяч долларов [2].
Челябинское УФАС в 2009 году признало ненадлежащей рекламу областной аптечной сети «Классика» [3]. Кроме иных нарушений, в рекламе была использована фотография ребёнка без соответствующего согласия его законных представителей, что нарушает часть 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе». А ведь, кроме родителей мальчика, спросить разрешения на использование фотографии полагается и у того, кому принадлежит исключительное право на такой объект авторского права. Чаще всего исключительные права остаются у фотографов, поскольку мало кто из фотографирующихся людей знает о необходимости заключения письменного договора об отчуждении исключительного права или лицензионного договора, чтобы размещать потом фотографии со своим изображением на сайте или на обложке своей же книжки.

Помимо прав авторских, существуют ещё и права смежные с авторскими, т.е. права исполнителей и производителей фонограмм, организаций эфирного и кабельного вещания. Если в рекламе планируется использовать произведение автора, умершего, например, в 19 веке, то задуматься придётся над тем, кто эту мелодию оживил, превратив ноты в звук, и тем, кто записал исполняемое произведение. Причём даже если получено согласие обладателей прав на аудиовизуальной произведение, это не избавляет от опасности быть привлечённым к ответственности за нарушение прав актёров, которым заплатили только за участие в съёмках фильма. 
Такой инцидент произошёл с актрисой Т. Г. Васильевой, права на исполнение которой были нарушены изготовлением и демонстрацией рекламного ролика «Тариф "Новогодний"». Компания МТС использовала фрагмент фильма с участием актрисы в качестве рекламного ролика, который транслировался на различных телеканалах без упоминания фамилии исполнительницы роли. Т. Г. Васильева сыграла в фильме «Тариф "Новогодний"» сотрудницу салона МТС, которая предлагает главному герою фильма подключиться к тарифу «Новогодний», что помогает ему впоследствии найти и спасти любимую. ООО «Продюсерская фирма Игоря Толстунова», организовавшее съёмку фильма, посчитало, что обладает всеми исключительными правами на все результаты интеллектуальной деятельности, которые вошли в состав фильма, и заключило договор с ОАО «МТС» о передаче права использования фрагментов фильма «Тариф «Новогодний» в составе рекламного ролика. Актриса Т. Г. Васильева сумела доказать в суде, что её права исполнителя нарушены, и взыскала с телеканала НТВ 50 тысяч рублей компенсации. Суд посчитал, что, поскольку отсутствует в письменной форме договор о передаче каких-либо прав (исключительных или неисключительных) на исполнение Васильевой Т.Г. роли «Странная женщина», эти права принадлежат истице [4].
Сейчас в Арбитражном суде г. Москвы находятся на рассмотрении иски Т. Г. Васильевой к ООО «Профит» о взыскании более 6 миллионов рублей и к нескольким ведущим российским телекомпаниям.

Авторам и исполнителям, кроме исключительных, принадлежат также неотчуждаемые личные неимущественные права, такие, как право авторства и право на имя. Только автор может решать, будет ли использоваться произведение с указанием подлинного имени автора, под псевдонимом или без указания имени автора, анонимно. Это право охраняется бессрочно. Вопрос при изготовлении рекламной продукции возникает в том, что необходимо указывать имена всех авторов и исполнителей, чьи произведения и исполнения использовались в рекламе. Принимая во внимание существование прав изготовителей фонограмм, формулируется один выход для рекламных компаний – подписывать договоры со всеми авторами, исполнителями, их наследниками, звукозаписывающими компаниями и т.д., в которых будет указание не только на передачу исключительного права, но и пункт, предусматривающий анонимное использование объектов авторского права. Для произведений, срок охраны исключительного права на которое уже истёк, чтобы соблюсти закон, всё равно надо найти наследников, чтобы спросить о том, насколько важна для них охрана личных неимущественных прав их предков. А ведь найти таких наследников – это тоже недешёвое, а главное, подчас и безрезультатное занятие.

В случае, если законодательство в сфере авторского права будет развиваться по американскому сценарию – по пути ужесточения ответственности за нарушение авторских и смежных прав, следует ожидать возрастающего количества судебных споров, и, как следствие, нежелания пользоваться уже созданным культурным наследием, и если для рекламного бизнеса это и не имеет столь негативного оттенка, в целом для страны это может повлечь за собой угасание интереса к произведениям великих авторов, композиторов, актёров, и снижение общего культурного уровня населения.

___________________________
[1] http://www.reklamodatel.ru/static/art2359.htm 
[2] Бусарев Г. Авторские права в рекламе // Рекламодатель: теория и практика. 2005. № 3.
[3] http://chel.fas.gov.ru/news.php?id=73
[4] Дело № А40-85182/10-110-728 от 9 марта 2011 г.// официальный сайт Арбитражного суда г. Москвы www.msk.arbitr.ru
 

Опубликовано:
Материалы научно-практической конференции
«Защита интеллектуальных прав: законодательство и практика» 
30 мая 2011 года, г. Омск

 
 
Автор : Слесарюк Наталья Владимировна  —  Каталог : Интеллектуальные права
Все материалы, опубликованные на сайте, имеют авторов (создателей). Уверены, что это ясно и понятно всем.
Призываем всех читателей уважать труд авторов и издателей, в том числе создателей веб-страниц: при использовании текстовых, фото, аудио, видео материалов сайта рекомендуется указывать автора(ов) материала и источник информации (мнение и позиция редакции: для порядочных людей добрые отношения важнее, чем так называемое законодательство об интеллектуальной собственности, которое не является гарантией соблюдения моральных норм, но при этом является частью спекулятивной системы хозяйствования в виде нормативной базы её контрольно-разрешительного, фискального, репрессивного инструментария, технологии и механизмов осуществления).
OM ОМ ОМ программы
•  Программа TZnak
•  Дискуссионный клуб
архив ЦМК
•  Целевые программы
•  Мероприятия
•  Публикации

сетевые издания
•  Альманах Эссе-клуба ОМ
•  Бюллетень Z.ОМ
мусейон-коллекции
•  Диалоги образов
•  Доктрина бабочки
•  Следы слова
библиособрание
•  Нообиблион

специальные проекты
•  Версэтика
•  Мнемосина
•  Домен-музей А.Кутилова
•  Изборник вольный
•  Знак книги
•  Новаторство

OM
 
 
18+ Материалы сайта могут содержать информацию, не подлежащую просмотру
лицами младше 18 лет и гражданами РФ других категорий (см. примечания).
OM
   НАВЕРХ  UPWARD