OM
ОМ • Включайтесь!
2024.12.24 · 20:28 GMT · КУЛЬТУРА · НАУКА · ЭКОНОМИКА · ЭКОЛОГИЯ · ИННОВАТИКА · ЭТИКА · ЭСТЕТИКА · СИМВОЛИКА ·
Поиск : на сайте


ОМПубликацииИнноватикаИнтеллектуальные права
2011 — Дюба В.В. — Проблема соблюдения авторских прав при использовании музыкальных произведений в рекламе
.


Дюба
Вероника Валериевна
руководитель
департамента правового обеспечения
ООО «КП-Мастер»







Проблема соблюдения авторских прав 
при использовании музыкальных произведений в рекламе:
ответственность рекламодателя, 
рекламопроизводителя и рекламораспространителя 

При использовании музыкальных произведений в рекламе возникают определённые проблемы с соблюдением авторских прав. Всё чаще рекламная информация облекается в  оригинальную форму, а создаваемые рекламные ролики подпадают под правовой режим объекта авторского права. 
При этом многие рекламопроизводители идут на использование чужих произведений, чаще всего чужой музыки, при создании рекламного ролика. Как следствие, данные действия затрагивают личные и имущественные интересы авторов.
В Федеральном законе «О рекламе» упоминаются три субъекта, так или иначе задействованных в процессе доведения рекламы до аудитории, – это рекламодатель, рекламопроизводитель и рекламораспространитель. 
При использовании чужих  музыкальных произведений в производстве рекламных роликов возникает вопрос о том, к кому автор вправе предъявлять претензии в случае несанкционированного использования его музыки.
Ответственность распространителя рекламы вызывает меньше всего сомнений, так как именно его действия являются решающими при доведении рекламы до аудитории и представляют собой непосредственное использование объектов авторского права.
Ответственность рекламопроизводителя уже не столь очевидна, поскольку можно предположить, что признание его правонарушителем противоречило бы конституционному принципу свободы творчества. 
Однако в роли производителей рекламы сегодня выступают граждане и организации, которые создают ролики на заказ и получают прибыль от этой деятельности. В этой ситуации мы видим переход творческой деятельности в предпринимательскую. Следовательно,  использование чужих произведений не может быть оправдано свободой творчества. 

Закон о рекламе допускает привлечение рекламопроизводителя к имущественной ответственности за нарушение авторских прав в случае несанкционированного включения в рекламу музыкального произведения или его части.
Что касается ответственности рекламодателя, то этот вопрос является наиболее спорным. В ст. 38 Закона о рекламе на рекламодателя возложена ответственность лишь в части содержания рекламной информации. Поскольку в данной статье речь идёт об ответственности за нарушение законодательства о рекламе, то указанное правило не может быть распространено напрямую на случай нарушения авторских прав. С другой стороны, норма ст. 38 Закона о рекламе вполне может быть применена по аналогии ввиду отсутствия правил, непосредственно устанавливающих ответственность субъектов рекламы за нарушение авторских прав.
В этом отношении весьма показательным является следующий случай из судебной практики. В 1999 году известный петербургский композитор А. П. предъявил иск к ЗАО «Сеть телевизионных станций» в связи с тем, что в декабре 1998 года в эфире телеканала «СТС», принадлежащего ответчику, несколько раз транслировалась реклама викторины Российского страхового народного общества («РОСНО»). В рекламном ролике были использованы фрагменты музыки А. П.. В ходе судебного разбирательства в дело вступил соответчик – компания «Аудио-теле», являющаяся создателем рекламного ролика – рекламопроизводителем. Решением Хорошевского межмуниципального народного суда г. Москвы использование данной музыки в рекламе было признанно незаконным, а в пользу истца с рекламопроизводителя и рекламораспространителя была взыскана компенсация.
Как видно из материалов дела, рекламодатель – компания «РОСНО» – в качестве ответчика в процесс не привлекалась. Поскольку истец не ставил вопроса о вступлении в дело рекламодателя, суд в своем решении никак не объясняет факт отсутствия в процессе третьего ответчика. Вероятно, суд руководствовался именно положениями ст. 38 Закона о рекламе, согласно которой рекламодатель отвечает лишь за содержание рекламы.
В связи с изложенным многие юристы считают целесообразным внести изменения в действующее законодательство о рекламе и возложить на рекламодателя ответственность в части формы представления рекламной информации, то есть незаконного использования объектов авторского права. Рекламный ролик всегда работает на престиж и репутацию рекламодателя, внимание аудитории фокусируется на нём и на его товарах. Именно рекламодатель как никто другой заинтересован в том, чтобы информация о его деятельности сопровождалась качественной и популярной музыкой. Поэтому вполне разумно было бы установить в законе ответственность всех трёх субъектов рекламного процесса.

Проблема соблюдения авторских прав при сообщении музыкальных произведений, в эфир и по кабелю в настоящий момент решается следующим образом:
Субъектом, осуществляющим использование объектов авторского права посредством сообщения в эфир, является организация, осуществляющая эфирное вещание. То есть владелец  радиостанции или телевизионного канала. Сообщение произведения в эфир по общему правилу допускается только с разрешения автора. 
Ни один теле- или радиоканал не вправе использовать в своем эфире произведения без разрешения правообладателей и без выплаты им вознаграждения.
Несмотря на то, что количество действующих на территории РФ и за рубежом организаций эфирного вещания значительно уступает количеству общественных заведений, в которых музыкальные произведения исполняются публично, осуществление и защита в индивидуальном порядке авторских прав представляются бесперспективными. Рядовой правообладатель не способен отследить все случаи использования его произведений в эфире отечественных и зарубежных СМИ, учитывая их количество и многочасовой либо круглосуточный режим вещания.
В связи с этим единственным приемлемым вариантом осуществления и защиты авторских прав на музыкальное произведение являются осуществление и защита прав на коллективной основе. 
В настоящее время Российское авторское общество (РАО) заключило соответствующие лицензионные договоры со многими отечественными радиостанциями и телевизионными каналами. Данные компании ежеквартально представляют РАО отчёты о своей эфирной деятельности, в которых указывают сведения о произведениях, прозвучавших в эфире. На основании отчётов, а также на основании финансовых документов, содержащих сведения о доходах от рекламной деятельности за отчётный период, организации эфирного вещания перечисляют вознаграждение в размере определённого лицензионным договором процента от полученного дохода. Полученные от организации эфирного вещания средства подлежат распределению между правообладателями пропорционально времени использования произведений.
В связи с этим некоторые рекламодатели полагают, что при создании рекламного ролика для размещения в эфире теле- или радиостанции, они вправе без разрешения автора использовать музыкальное произведение. А при трансляции рекламных роликов в эфире отчёт об использовании музыкального произведения попадает в РАО и теле- либо радиокомпания оплачивает определённую денежную сумму РАО, которая затем перечисляется автору произведения. Данное предположение является ошибочным. И на каждый случай использования музыкального произведения в рекламных роликах необходимо получать разрешение автора. 
Вещатели – теле- и радиокомпании, в свою очередь, страхуют риски размещения в эфире рекламы, которая может нарушить права авторов музыкальных произведений и повлечь материальный ущерб в виде денежных компенсации авторам произведений за незаконное использование музыки в рекламе, судебные расходы и прочие издержки следующим образом: в договоры с партнёрами, осуществляющими распространение рекламы в федеральных и региональных рекламных блоках, включены условия, по которым ответственность за содержание и оформление рекламных материалов, за нарушение авторских и смежных прав в отношении произведений, вошедших в рекламные материалы возложена на лиц, формирующих рекламные блоки клиентов-рекламодателей. При этом все имущественные претензии к каналам, в том числе авторов и обладателей смежных прав в отношении рекламы должны быть урегулированы  рекламодателями своими силами и за свой счёт, а также возмещены все понесённые каналами убытки.
Таким образом, теле- и радиоканалы на практике уже включили рекламодателя в круг лиц, ответственных за соблюдение авторских прав в рекламе.

Литература:
1. Научно-практический комментарий к Гражданскому кодексу РФ (под редакцией Т.Е. Абовой, М.М. Богуславского).
2. Авторские и смежные права в музыке: учебно-практическое пособие (под редакцией А.П. Сергеева) – «Проспект», 2009 год.
3. Федеральный закон от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе».
 

Обнародовано:
18 ноября 2011 года
в рамках цикла мероприятий «Авторские и смежные права: правовые и моральные нормы» мультипроекта ОМ (18.11.2011 г., г. Омск, Юридический факультет ОмГУ им. Ф. М. Достоевского).

 
 
Автор : Дюба Вероника Валериевна  —  Каталог : Интеллектуальные права
Все материалы, опубликованные на сайте, имеют авторов (создателей). Уверены, что это ясно и понятно всем.
Призываем всех читателей уважать труд авторов и издателей, в том числе создателей веб-страниц: при использовании текстовых, фото, аудио, видео материалов сайта рекомендуется указывать автора(ов) материала и источник информации (мнение и позиция редакции: для порядочных людей добрые отношения важнее, чем так называемое законодательство об интеллектуальной собственности, которое не является гарантией соблюдения моральных норм, но при этом является частью спекулятивной системы хозяйствования в виде нормативной базы её контрольно-разрешительного, фискального, репрессивного инструментария, технологии и механизмов осуществления).
OM ОМ ОМ программы
•  Программа TZnak
•  Дискуссионный клуб
архив ЦМК
•  Целевые программы
•  Мероприятия
•  Публикации

сетевые издания
•  Альманах Эссе-клуба ОМ
•  Бюллетень Z.ОМ
мусейон-коллекции
•  Диалоги образов
•  Доктрина бабочки
•  Следы слова
библиособрание
•  Нообиблион

специальные проекты
•  Версэтика
•  Мнемосина
•  Домен-музей А.Кутилова
•  Изборник вольный
•  Знак книги
•  Новаторство

OM
 
 
18+ Материалы сайта могут содержать информацию, не подлежащую просмотру
лицами младше 18 лет и гражданами РФ других категорий (см. примечания).
OM
   НАВЕРХ  UPWARD