OM
ОМ • Включайтесь!
2024.03.28 · 19:28 GMT · КУЛЬТУРА · НАУКА · ЭКОНОМИКА · ЭКОЛОГИЯ · ИННОВАТИКА · ЭТИКА · ЭСТЕТИКА · СИМВОЛИКА ·
Поиск : на сайте


ОМПубликацииИнноватикаИнтеллектуальные права
2010 — Никитин О.А. — Меры по охране прав на средства индивидуализации
.
Целевая программа
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ
Бюллетень ИННОВАТИКА
информационные ресурсы
новаторов и инноваторов
 
 
Никитин
Олег Александрович
председатель правления Некоммерческого партнёрства 
«Центр Маркетинговых Коммуникаций», 
председатель правления Областной общественной организации 
«Омская Геральдическая Коллегия»
Меры по охране прав
на средства индивидуализации
Выбирая оптимальный способ охраны прав на средство индивидуализации (отличительный знак), необходимо определить режим охраны прав по трём ключевым основаниям:
1) по зафиксированному факту создания объекта прав, что позволяет установить авторство и дату создания произведения (в данном случае – словесного, изобразительного или комбинированного обозначения, используемого в качестве средства индивидуализации);
2) по атрибутируемому факту государственной регистрации или иной формы фиксации объекта прав, что позволяет установить владельца или пользователя и дату введения в хозяйственный оборот средства индивидуализации или промышленного образца (объекта патентных прав, например, этикетки или упаковки товара, которые относятся к комбинированным обозначениям и, в то же время, являются материальными носителями, в которых выражено средство индивидуализации);
3) по атрибутируемому факту использования объекта прав в качестве нематериального актива (совершение сделок или иных действий со средством индивидуализации либо с материальным носителем, в котором выражено средство индивидуализации, предусматривающее переход или предоставление прав на результат интеллектуальной деятельности по различным основаниям, например, передача исключительных прав на объект интеллектуальной собственности по договору коммерческой концессии).
Обособление каждого конкретного объекта прав по определённым значимым различительным признакам (по форме и по содержанию) является необходимым условием установления и разграничения прав на средства индивидуализации.
 
Какие меры защиты прав имеются и чем грозит умышленное нарушение прав или несанкционированное использование чужого средства индивидуализации?
 
Добросовестное использование результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации, а также необходимость защиты интересов авторов и правообладателей, защиты потребительского рынка от фальсифицированной продукции и других форм недобросовестной конкуренции, необходимость коммерциализации и вовлечения в деловой оборот результатов интеллектуальной деятельности, включая оценку, учёт и использование нематериальных активов в хозяйственной деятельности предпринимателей и организаций, предполагает знание мер наказания за нарушение прав на средства индивидуализации и мер защиты, которые может использовать владелец (правообладатель) любого средства индивидуализации.
К крайним мерам наказания за нарушение прав можно отнести ликвидацию юридического лица по решению суда или прекращение деятельности индивидуального предпринимателя по решению или приговору суда (ст. 1253 ГК РФ). Но для правонарушителей законодательством РФ предусмотрены и крупные денежные штрафы, и лишение свободы сроком на несколько лет.
Не секрет, что в России высока степень безответственности участников гражданского оборота при использовании результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации. При существующей неопределённости и провокационности нормативно-правовой базы, регулирующей отношения, связанные с оборотом средств индивидуализации, возникает ситуация, способствующая росту разнообразных и разномасштабных правонарушений в этой неконтролируемой и неуправляемой сфере.
Тем не менее, имеется действующее законодательство, которое обязаны соблюдать все участники гражданского оборота. Имеются и предусмотренные законодательством способы защиты интеллектуальных прав.
Защита исключительных прав (ст. 1252 ГК РФ) осуществляется путём предъявления требования:
- о признании права на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации;
- о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, и о выплате компенсаций (правообладатель, обратившийся за защитой права, освобождается от доказывания размера причинённых ему убытков и вправе требовать от нарушителя выплаты компенсации за каждый случай неправомерного использования средства индивидуализации);
- о возмещении убытков, включая упущенную выгоду (при бездоговорном использовании либо ином нарушении исключительного права и причинении ущерба владельцу средства индивидуализации);
- об изъятии (конфискации) материального носителя, в котором выражено средство индивидуализации, у его изготовителя, импортёра, хранителя, перевозчика, продавца, иного распространителя, недобросовестного приобретателя (такие материальные носители считаются контрафактными и по решению суда подлежат изъятию из оборота и уничтожению без какой бы то ни было компенсации);
- о применении мер по обеспечению иска (наложение ареста на материальные носители, а также на оборудование, прочие устройства и материалы, используемые или предназначенные для совершения нарушения исключительных прав на средства индивидуализации, и которые по решению суда подлежат изъятию из оборота и уничтожению за счёт правонарушителя);
- о публикации (за счёт правонарушителя) решения суда о допущенном нарушении с указанием действительного правообладателя;
- о признании недействительным предоставления правовой охраны товарному знаку (знаку обслуживания) либо полного или частичного запрета на использование фирменного наименования или коммерческого обозначения в случае, если различные средства индивидуализации (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, коммерческое обозначение) оказываются тождественными или сходными до степени смешения и в результате такого тождества или сходства могут быть введены в заблуждение потребители и (или) контрагенты (при этом преимущество имеет средство индивидуализации, исключительное право на которое возникло ранее);
- о признании нарушения исключительного права на средство индивидуализации недобросовестной конкуренцией (в этом случае защита нарушенного исключительного права может осуществляться в соответствии с антимонопольным законодательством).
Так же обеспечивается защита прав лицензиата (франчайзи), полученных им на основании лицензионного договора, в случае нарушения третьими лицами исключительного права на средство индивидуализации, на использование которого выдана исключительная лицензия (ст. 1253 ГК РФ).
Защита личных неимущественных прав автора осуществляется путём признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, компенсации морального вреда, публикации решения суда о допущенном нарушении (ст. 1251 ГК РФ), а в соответствии с правилами статьи 152 ГК РФ осуществляется защита чести, достоинства и деловой репутации автора.
И ещё следует обратить внимание на пункт 3 статьи 1250 ГК РФ, в котором указано, что «отсутствие вины нарушителя не освобождает его от обязанности прекратить нарушение интеллектуальных прав, а также не исключает применение в отношении нарушителя мер, направленных на защиту таких прав».
 
Итак, продолжая начатый в предыдущем номере журнала обзор способов охраны прав на средства индивидуализации.
 
Способ первый. Государственная защита.
Рекомендуется участникам внешнеэкономической деятельности, а также тем участникам гражданского оборота, кто вверяет охрану прав на средство индивидуализации, а вместе с ним и судьбу своего брэнда, и нематериальные активы своего предприятия исключительно госслужащим.
В случае государственной регистрации средства индивидуализации в установленном порядке, государство (в лице сотрудников уполномоченных государственных исполнительных органов) предоставляет владельцу правовую охрану средства индивидуализации при:
- внесении фирменного наименования в Единый государственный реестр юридических лиц регистрирующим органом при государственной регистрации юридического лица;
- внесении наименования места происхождения товара в Государственный реестр наименований мест происхождения товаров Российской Федерации;
- внесении товарного знака (знака обслуживания) в Государственный реестр товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации.
Плюсы Способа 1: государственная регистрация – показатель добросовестности участника гражданского оборота, уважения и соблюдения им правовых норм; возможность отстаивать свои исключительные права в судах, опираясь на соответствующие нормы закона.
Минусы Способа 1: максимальные финансовые и временные затраты (при регистрации и спорах – уплата установленных пошлин и проведение соответствующих экспертиз); зависимость качества госуслуг от «человеческого фактора» (субъективность заключений экспертов, компетентность сотрудников ведомств); отсутствие каких-либо гарантий и ответственности за бездействие, «утечку» информации или допущенные ошибки.
Показательно государственное регулирование отношений в сфере интеллектуальной собственности на примере фирменного наименования. Фирменное наименование, которое определяется в учредительных документах и включается в ЕГРЮЛ при государственной регистрации, относится к результатам интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средствам индивидуализации заявителя, а значит, его использование может регулироваться и корпоративным правом, и правом интеллектуальной собственности.
Сотрудники ведомств, осуществляющих госрегистрацию юридических лиц, освобождены от обязанности осуществлять поиск наименований, тождественных заявленному в учредительных документах ни самостоятельно, ни во взаимодействии со специальным ведомством (Роспатентом), переложив эту обязанность на заявителя. Иными словами, одни госслужащие, ответственные за регистрацию юридических лиц, освобождены от ответственности за собственную неинформированность в отношении регистрируемых фирменных наименований коммерческих организаций (по сути, получив разрешение на формальный подход, бездействие и некомпетентность в вопросах регулирования оборота средств индивидуализации), а другие госслужащие, ответственные за регистрацию средств индивидуализации, получили возможность за плату оказывать услуги по поиску и экспертизе словесных обозначений, тождественных или сходных до степени смешения с заявленным (по сути, получив разрешение на коммерциализацию госуслуг).
 
Продолжение обзора способов охраны прав на средства индивидуализации – в следующем номере журнала.
Вы можете направить вопросы автору статьи по адресу e-mail: omskmark@mail.ru либо через редакцию журнала «Правовая гарантия».


Опубликовано:

Правовая гарантия • Информационно-аналитический журнал • № 7 (42) октябрь 2010
рубрика «Омская марка. Интеллектуальная собственность»

 
 
 
Автор : Никитин Олег Александрович  —  Каталог : Интеллектуальные права
Все материалы, опубликованные на сайте, имеют авторов (создателей). Уверены, что это ясно и понятно всем.
Призываем всех читателей уважать труд авторов и издателей, в том числе создателей веб-страниц: при использовании текстовых, фото, аудио, видео материалов сайта рекомендуется указывать автора(ов) материала и источник информации (мнение и позиция редакции: для порядочных людей добрые отношения важнее, чем так называемое законодательство об интеллектуальной собственности, которое не является гарантией соблюдения моральных норм, но при этом является частью спекулятивной системы хозяйствования в виде нормативной базы её контрольно-разрешительного, фискального, репрессивного инструментария, технологии и механизмов осуществления).
OM ОМ ОМ программы
•  Программа TZnak
•  Дискуссионный клуб
архив ЦМК
•  Целевые программы
•  Мероприятия
•  Публикации

сетевые издания
•  Альманах Эссе-клуба ОМ
•  Бюллетень Z.ОМ
мусейон-коллекции
•  Диалоги образов
•  Доктрина бабочки
•  Следы слова
библиособрание
•  Нообиблион

специальные проекты
•  Версэтика
•  Мнемосина
•  Домен-музей А.Кутилова
•  Изборник вольный
•  Знак книги
•  Новаторство

OM
 
 
18+ Материалы сайта могут содержать информацию, не подлежащую просмотру
лицами младше 18 лет и гражданами РФ других категорий (см. примечания).
OM
   НАВЕРХ  UPWARD