С каждым годом в Российской Федерации совершенствуется законодательство в сфере интеллектуальной собственности, готовятся к принятию новые нормативные акты, направленные на улучшение защиты правообладателей и создателей интеллектуальной собственности, но наше законодательство в этой сфере ещё отстаёт от экономически развитых стран. Это является главной причиной низкого уровня техники и технологий при создании новых видов товаров и услуг в сравнении со странами, в которых интеллектуальная деятельность имеет сильную защиту. А желание России вступить во Всемирную торговую Организацию (ВТО) пока остаётся нереализованным.
Интеллектуальная собственность по сложившейся традиции подразделяется на «авторское право» и «промышленную собственность». Под «промышленной собственностью» понимаются не вещные объекты (заводы и станки), а права, подтверждённые патентами на изобретения, полезные модели и промышленные образцы и свидетельствами на товарные знаки.
Сегодня «новые» линии производства различных товаров покупаются за рубежом, но приобретаются зачастую не новые технологии, на которые на территории России действуют патенты, а устаревшие, на которые срок действия истёк (срок действия патента на изобретение, в среднем, 20 лет, а на промышленные образцы – 10-15 лет), что заметно характеризует качество и степень конкурентоспособности производимой продукции в стране.
Для выпуска конкурентной продукции необходимо заключение долгосрочных лицензионных договоров – качество производимых товаров жёстко контролируется патентообладателем, прибыль товаропроизводителя уменьшается за счёт лицензионных отчислений. При этом в стране монопольных производителей конкуренция низкая, объём рынка велик, практически на любой товар находится потребитель – так что в стране у производителя нет мотивации как закупать новые технологии – дорого, так и создавать свои конкурентоспособные технологии и новую технику – это долго и дорого.
Россия сегодня является свалкой не только устаревших, снятых с производства автомобилей, но также и других устаревших разработок техники и технологии (хотя они подчас превышают отечественные аналоги).
Пока в стране производителю товаров или услуг проще было использовать уже известное, подчас чужое, получать быструю прибыль, не желая задумываться о последствиях использования в хозяйственном обороте чужой интеллектуальной собственности, чужого патента, программы ЭВМ или товарного знака. Этот менталитет в стране остался со времён Советского Союза, когда вся интеллектуальная собственность, созданная в стране, как и любая другая собственность, принадлежала государству, всем её гражданам – а фактически была ничья.
Постепенно, особенно с вступлением в силу 4 части Гражданского Кодекса Российской Федерации (ГК РФ), усиливается защита правообладателей от нарушения его прав в судах.
Откровенно говоря, у нас часто используются известные российские и зарубежные товарные знаки на этикетках и упаковках с поддельной продукцией, используя доверие потребителя к этим товарным знакам. А по действующему законодательству незаконное использование названий, даже близких до степени смешения, могут повлечь за собой более серьёзную ответственность.
Ответственность за незаконное использование товарного знака усилилась – денежная компенсация, определяемая судом, может достигать пяти миллионов рублей без доказывания материальных убытков.
Интеграция в мировой рынок, в мировую конкурентную систему – это возможность выжить только производителям с сильными передовыми технологиями, имеющих собственные патенты на все технологические цепочки, а также достаточно много товарных знаков для выпуска собственной продукции.
При вступлении в ВТО, поток дешёвой продукции с лучшими потребительскими свойствами разрушит устаревший бизнес. Во-первых, низкого качества товары при более высоких затратах на производство не будут пользоваться спросом. Во-вторых, при выявлении конкурентного производства, использующего «чужие» патенты или сходные до степени смешения этикетки, упаковку, товарные знаки, не имеющие защиту патентом на промышленный образец, полезную модель или товарный знак, дилер или другое уполномоченное лицо от имени зарубежного правообладателя понудит к заключению кабального лицензионного договора (договора концессии) либо прекращению бизнеса в целом – прекращению производства контрафактных товаров.
В мире идёт жёсткая конкурентная борьба торговых марок, т.е. товарных знаков, при равном качестве товаров. Гораздо безопаснее производителям товаров и услуг начинать дело с собственным товарным знаком, зарегистрированным в установленном порядке.
Быть готовым к вступлению России в ВТО для предпринимателя – это также проведение инвентаризации промышленной собственности: что я имею из промышленной собственности?
- Имеется ли свой собственный фирменный узнаваемый на рынке товарный знак, выгодно отличающий мои товары от аналогичных товаров?
- Насколько интересен и оригинален внешний вид изделия на рынке, соответствуют ли современным тенденциям дизайна этикетки и упаковки продвигаемого товара, имеют ли они защиту патентами на промышленные образцы?
- Имеются ли свои собственные разработки новых технологий по изготовлению товаров, защищённых патентами?
- Имеются ли свои собственные разработки новых установок, совершенствуются ли существующие?
- Если используются чужие техника и технологии, то кому принадлежат разработки, есть ли договорные отношения?
- Есть ли опасность подвергнуться преследованию за незаконное использование чужого, зарегистрированного на другого товаропроизводителя, товарного знака, промышленного образца, изобретения – техники и технологии?
Закупая технику и технологии для производства товаров и услуг, необходимо обратить внимание, являются ли они последними разработками, или в условиях вступления в ВТО производимый товар не будет конкурентоспособен. Также следует уточнить права на закупаемую промышленную собственность, иначе можно стать невольным нарушителем действующих прав на патенты и лицензии.
Бизнес есть бизнес, кто опоздал или сэкономил на охране интеллектуальной собственности, тот платит дороже. Современное законодательство РФ – это не благое пожелание, а настоятельная рекомендация, поскольку Гражданский Кодекс РФ обязывает продавца передавать товар свободным от прав третьих лиц.
Венская конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров чётче формулирует эти обязательства, а именно: «Продавец обязан поставить товар свободным от любых прав или притязаний третьих лиц, которые основаны на промышленной собственности или другой интеллектуальной собственности, о которых в момент заключения договора продавец знал или не мог не знать, при условии, что такие права или притязания основаны на промышленной собственности или другой интеллектуальной собственности».
Это означает, что нельзя ни производить, ни продавать, ни предлагать к продаже изделия, изготовленные по чужой технологии, на которую действует патент на изобретение, с внешним видом изделия, с этикеткой или упаковкой, на которые действуют патенты на промышленные образцы, нельзя осуществлять маркировку обозначениями, сходными до степени смешения с чужими товарными знаками.
Только владея информацией о новых разработках в своей области производства товаров и защищая свои, направленные на повышение качества, на увеличение производительности и уменьшение себестоимости товара, есть вероятность успешного ведения бизнеса. Необходимо вкладывать деньги в рекламу своих товаров и услуг, собственных патентных технологий, утверждая свои традиции качества, продвигать на рынке свой знак товаров и услуг – залог будущего сохранения бизнеса.