OM
ОМ • Включайтесь!
2024.03.28 · 11:33 GMT · КУЛЬТУРА · НАУКА · ЭКОНОМИКА · ЭКОЛОГИЯ · ИННОВАТИКА · ЭТИКА · ЭСТЕТИКА · СИМВОЛИКА ·
Поиск : на сайте


ОМПубликацииИнноватикаИнтеллектуальные права
2008 — Авраменко А.И., Кораневская С.С. — Экономико-правовые аспекты противодействия распространению контрафактной продукции
.


Авраменко
Алексей Иванович

кандидат экономических наук, доцент,
заведующий кафедрой экономико-правовых дисциплин
Учреждения образования «Академия МВД Республики Беларусь» Кораневская
Светлана Сергеевна

курсант
Учреждения образования «Академия МВД Республики Беларусь»
(Минск, Республика Беларусь)








Доклад 
на Всероссийской научно-практической конференции 
«Интеллектуальная собственность: правовые и социально-экономические аспекты»
24-26 апреля 2008 года

Экономико-правовые аспекты противодействия
распространению контрафактной продукции 
в Республике Беларусь

Борьба с распространением контрафактной продукции носит международный характер. И это не случайно. Интеллектуальная собственность на сегодняшний день оказалась весьма уязвимой с точки зрения неправомерного ее использования Экономический ущерб, ежегодно наносимый контрафактом и пиратством, превышает 100 млрд долларов США. Только в Европе в 2006 г. на границах стран Европейского союза было конфисковано 75 млн контрафактных и пиратских изделий, более 5 млн единиц контрафактных продуктов питания и напитков и около 500 тыс. поддельных лекарств. Эксперты Всемирной организации интеллектуальной собственности отмечают, что почти каждый продукт может стать мишенью для подделки. 
Отметим, что проблема распространения контрафактной продукции весьма актуальна и для нашей страны. С развитием новых экономических отношений современная Беларусь неизбежно столкнулась с данным явлением. 
Термин «контрафактная продукция» прочно вошел в юридический лексикон, а споры, связанные с требованием признать ту либо иную продукцию контрафактной, достаточно распространены в белорусских судах. Однако многие теоретические и практические аспекты борьбы с распространением контрафактной продукции до сих пор вызывают вопросы. Начнем с самого определения. 
Слово «контрафакция» происходит от французского соntrеfасоn – «ложные товары». Белорусский потребитель нередко ассоциирует его со словом «подделка». В последние годы объектами контрафакции стали целые отрасли, специализирующиеся на производстве продукции повышенного спроса: товаров широкого потребления, алкогольных напитков, табачных изделий, лекарственных препаратов, автозапчастей. Среди нарушений в области промышленной собственности, которые относятся к контрафакции, на первом месте стоит производство товаров, маркированных товарными знаками известных производителей, но на самом деле не имеющих к ним отношения. 
Контрафактные товары следуют за коммерческим успехом предприятия: нет смысла подделывать то, о чем никто не знает. В Беларуси объектом контрафакции стала продукция СП ЗАО «Милавица», поскольку его изделия давно приобрели известность за пределами республики, а товарный знак «МILАVIТSА» признан в Республике Беларусь общеизвестным [1, 2].
Результаты приобретения поддельных товаров для потребителей бывают самые разные – от огорчения за неудачную покупку и испорченного настроения до нанесения вреда здоровью.
Кроме того, из-за недобросовестного использования чужого товарного знака происходит необоснованное формирование и поддержание потребительского интереса к продукту, производимому или реализуемому нарушителем. Последний, используя чужой товарный знак, обеспечивает лучший сбыт своей продукции. Обычно такая продукция производится кустарным способом, без дополнительных затрат на рекламу, дорогостоящее оборудование и качественное сырье, следовательно, она может быть значительно дешевле оригинальной. Соответственно, ниже и ее качество.
Таким образом, происходит уменьшение спроса на оригинальные товары и даже частичное их вытеснение с рынка дешевыми подделками. Владелец товарного знака несет убытки в виде упущенной выгоды в связи с невозможностью продать производимую продукцию, так как его ниша на рынке занята контрафактом. Безусловно, деловой репутации производителя наносится ущерб, поскольку низкое качество подделок создает у потребителя негативное отношение к оригинальным знаку, которым маркируется такой товар. Кроме того, сбыт контрафактной продукции сказывается и на государственном бюджете: в него не поступает значительное количество финансовых средств, противоправные доходы не облагаются налогами, отечественные и западные инвесторы опасаются финансировать экономику страны, что осложняет развитие интеллектуального и культурного потенциала белорусского общества. Заметим, что распространение контрафактной продукции существенно влияет на международный авторитет государства, осложняет внешнеторговые отношения с иностранными партнерами и может привести к применению в отношении Беларуси торговых санкций и других ограничений.
В целях недопущения указанных негативных последствий законодательством предусмотрен ряд правовых мер. Так, статья 9.21 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, вступившего в силу с 1 марта 2007 года, и ст. 201 УК РБ предусматривают основания для привлечения лиц к административной или уголовной ответственности за нарушение авторских или смежных прав.
Особую актуальность имеет также ст. 248 УК РБ «Незаконное использование деловой репутации конкурента» с санкцией вплоть до лишения свободы на срок до 2 лет. В связи с наличием на рынках Беларуси значительного количества некачественных поддельных товаров, маркированных товарными знаками известных зарубежных фирм, можно предположить, что эта статья будет гораздо чаще применяться судами республики, чем аналогичная норма предыдущего кодекса. Закон относит к уголовно наказуемым действиям незаконное использование чужого товарного знака, фирменного наименования, наименования места происхождения, копирование промышленных образцов конкурента, влекущие смешение продукции. При этом ответственность по ст. 248 УК РБ наступает за использование как охраняемого, так и неохраняемого объекта промышленной собственности, несовместимое с правилами добросовестной конкуренции [2, 32].
Необходимо также отметить, что применение правовых мер защиты требует прежде всего планирования фирмой-правообладателем стратегии борьбы с контрафактной продукцией. Целесообразно сделать разумный выбор между преследованием мелких розничных продавцов или крупных производителей и импортеров контрафактных товаров. Опыт фирм, чья продукция неоднократно подвергалась подделке, показывает, что подход должен быть сбалансированным. С одной стороны, незаконную деятельность розничных продавцов поддельной продукцией легче выявить и пресечь. Если систематически проводить мероприятия по выявлению фактов торговли поддельной продукцией, то на продавцов будет оказываться психологическое давление. С другой стороны, пресечение деятельности производителя контрафактных товаров или крупного оптового поставщика позволяет в ходе одной операции перекрыть канал поставки подделок на рынок. Тогда и дальнейшие проверочные мероприятия не понадобятся. Конечно, второй путь сложнее, но в случае выявления виновника результаты более значимы.
Эффективно противодействовать потоку контрафакта можно при наличии организаций, защищающих интересы правообладателей. Требуются специальные гражданские институты, подготовленные сотрудники правоохранительных и судебных органов, готовых профессионально решать все вопросы, касающиеся охраны прав владельцев интеллектуальной собственности.
В Республике Беларусь уже многое сделано в области создания законодательства, позволяющего продуктивно бороться с нарушениями прав интеллектуальной собственности. 12 июля 2004 г. принято Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 843, которым утверждена государственная Программа защиты интеллектуальной собственности в Республике Беларусь на 2004-2006 гг. Кроме того, в государстве действует Республиканское унитарное предприятие интеллектуальной собственности – организация по коллективному управлению имущественными авторскими правами, созданная для реализации и защиты авторских прав.
Однако несмотря на предпринятые меры, процесс производства и сбыта контрафактной продукции продолжается. В первую очередь, это происходит из-за нежелания самих правообладателей отслеживать нарушения, обращаться в судебные и правоохранительные органы за защитой своих прав, а также в связи с огромной доходностью производства и реализации контрафактного товара.
Адекватное противодействие распространению контрафактной продукции со стороны заинтересованных сторон, в том числе самих правообладателей, расширило бы возможности предпринимателей по продвижению своего товара на рынок, а потребителям позволило бы не бояться обмана.

Литература:
1. Козорезова Р. Контрафактной продукции – красный свет // Экономическая газета. – 2007. – № 18 (735). 
2. Портной Е. Защита авторских и смежных прав в Республике Беларусь // Юрист. – 2007. – № 3. 


Опубликовано:
Материалы Всероссийской научно-практической конференции
«Интеллектуальная собственность: правовые и социально-экономические аспекты» 
24-26 апреля 2008 года, г. Омск

 
 
Автор : Авраменко Алексей Иванович  —  Каталог : Интеллектуальные права
Все материалы, опубликованные на сайте, имеют авторов (создателей). Уверены, что это ясно и понятно всем.
Призываем всех читателей уважать труд авторов и издателей, в том числе создателей веб-страниц: при использовании текстовых, фото, аудио, видео материалов сайта рекомендуется указывать автора(ов) материала и источник информации (мнение и позиция редакции: для порядочных людей добрые отношения важнее, чем так называемое законодательство об интеллектуальной собственности, которое не является гарантией соблюдения моральных норм, но при этом является частью спекулятивной системы хозяйствования в виде нормативной базы её контрольно-разрешительного, фискального, репрессивного инструментария, технологии и механизмов осуществления).
OM ОМ ОМ программы
•  Программа TZnak
•  Дискуссионный клуб
архив ЦМК
•  Целевые программы
•  Мероприятия
•  Публикации

сетевые издания
•  Альманах Эссе-клуба ОМ
•  Бюллетень Z.ОМ
мусейон-коллекции
•  Диалоги образов
•  Доктрина бабочки
•  Следы слова
библиособрание
•  Нообиблион

специальные проекты
•  Версэтика
•  Мнемосина
•  Домен-музей А.Кутилова
•  Изборник вольный
•  Знак книги
•  Новаторство

OM
 
 
18+ Материалы сайта могут содержать информацию, не подлежащую просмотру
лицами младше 18 лет и гражданами РФ других категорий (см. примечания).
OM
   НАВЕРХ  UPWARD