OM
ОМ • Включайтесь!
2024.04.19 · 19:34 GMT · КУЛЬТУРА · НАУКА · ЭКОНОМИКА · ЭКОЛОГИЯ · ИННОВАТИКА · ЭТИКА · ЭСТЕТИКА · СИМВОЛИКА ·
Поиск : на сайте


ОМПубликацииИнноватикаСТРАТЕГИЯ · Система
2013 — Ганчарук С.Н. — Стратегическая идея развития Омской области
.
Сетевое издание для специалистов инновационной сферы
Бюллетень ИННОВАТИКА
СТРАТЕГИЯ


Ганчарук
Сергей Николаевич

председатель Совета директоров группы компаний «Инсист»,
содержательный координатор Общественной проектной мастерской
«Ноев ковчег»


Стратегическая идея
развития Омской области


По итогам «Рабочего совещания по задачам и формату участия в разработке стратегии развития Омской области», состоявшегося 19 июля 2012 года по инициативе областного министерства экономики, вниманию участников совещания и всех заинтересованных лиц был предложен стартовый план по началу совместной работы, связанный с разработкой Cтратегии [ 1], который получил развитие в виде Проекта СРОО, представленного на презентационной площадке общественно значимых проектов [ 2].

КОММЕНТАРИЙ УЧАСТНИКА СОВЕЩАНИЯ

Изначально первостепенная значимость и важность данного совещания определялись фактором участия председателя Законодательного собрания В.А.Варнавского и губернатора В.И.Назарова, который объявил его не установочным, а рабочим и председательствовал на нём от начала и до конца. Кроме того – скорость приезда в Омск руководителей компании Strategy Partners Group: прошло всего две недели с момента подписания соответствующего соглашения со Сбербанком РФ. Представленный стартовый уровень проработки вопроса по Омской области со стороны консультанта № 1 в России настраивал на серьёзную работу всех участников совещания с самого начала. Тем более первоначально было заявлено о необходимости совместной работы и власти, и бизнеса, и общественности, чтобы было возможным включить весь омский актив в реализацию новой стратегии. Также на необходимость обратной связи для Strategy Partners Group через дискуссию участников совещания обратил внимание партнёр компании Алексей Праздничных во время своего выступления, ведь именно он будет отвечать за её правдоподобность и реализуемость в Омской области. Но все эти сигналы не смогли дойти до сознания председательствующего, и он свернул совещание, даже не предложив никому высказаться по поводу предлагаемой логики разработки новой стратегии, которую достаточно уверенно и однозначно изложил в своей презентации Александр Идрисов, управляющий партнёр и основатель консалтинговой компании. Презентуя свой подход, он не старался получить заказ – этот вопрос был решённым, он работал уже над его выполнением по проверенной на других регионах схеме, т.к. за ним незримо стояла фигура бывшего омича, президента Сбербанка РФ Г.О.Грефа, который, с моей точки зрения, искренне хочет помочь своей студенческой родине. А подвести его успешный стратегический консультант и разработчик в принципе не может.

Эта краткая вступительная часть, которая в большей степени понятна для непосредственных участников совещания, поможет мне ответить на два ключевых вопроса, возникших в ходе его проведения.
1. Нужна ли новая стратегия для дела или это только вариант «ограмотнения» нового губернатора?
2. Как воспользоваться уникальной ситуацией и «включить» не только омский актив в реализацию новой стратегии Омской области?

Итак, ответ на первый вопрос. Сначала необходимо попытаться выделить соображения, которыми может руководствоваться губернатор, проводя таким образом совещание. Предположим, что в этой работе он мало что понимает и не очень хочет это демонстрировать. Тогда его скрытые личные амбиции будут в приоритете по отношению к любому новому делу. А так как текущие дела по отношению к другим регионам, с точки зрения Strategy Partners Group, мягко говоря, не очень успешны, то перспектив у нашей области немного. Если же такую схему проведения совещания «подложил» аппарат, а губернатор этого не видит, то тогда Омская область будет плыть по течению, а отвечать за «штурвал и мели» будет первое лицо, и очень быстро наступит разочарование от смены губернатора. Поэтому наиболее разумным и ожидаемым вариантом от губернатора в этой ситуации является постановка ясных и понятных целей – для чего, собственно, нужно разрабатывать стратегию Омской области, т.к. только их наличие даёт возможность двигаться к их достижению разными путями, т.е. использовать разные стратегии достижения заявленных целей с учётом постоянно меняющейся ситуации.
Поэтому наличие на старте как минимум двух, а лучше трёх различных стратегических идей при наличии общих целей даёт возможность обсуждать омичам способы их достижения, тем самым выделяя «здоровые зёрна» и, что самое главное, их носителей. Тогда с их помощью становится возможным итоговую стратегию реализовать. Иначе – кто делать будет то, что задумано? И определение целей – тоже не простая работа. Словосочетание «благополучие граждан и процветание Омской области» в этом случае конкретной целью не является и общими фразами здесь не отделаться. Можно попробовать опереться на логику, использовавшуюся при создании Программы КПСС – с моей точки зрения, это один из самых приличных документов подобного рода, но так как сейчас это не модно, а иногда даже опасно, то окончательный выбор за губернатором.
Из всего сказанного следует вывод – если такой работы самим губернатором проделано не будет, то новая стратегия для дела не нужна, если же цели будут представлены, обоснованы и приняты омским активом, то есть шанс прорваться. Цели, предложенные руководством Strategy Partners Group, типа – создание современных рабочих мест и повышение производительности труда даже со ссылкой на мнение президента страны, для разработки стратегии области не подходят. Их можно рассматривать только в качестве инструмента, т.к. за ними стоит другая, более глобальная целевая установка, уже достигнутая на Западе – создание общества массового потребления. Теперь весь мир будет «хлебать» его последствия. Мягко говоря, сам я не уверен, что необходимость достижения именно этой цели совпадает с культурно-исторической ментальностью русского человека.
Кстати, можно уже перейти к ответу на второй вопрос, т.к. для анализа проявилось и обозначилось основное ограничение предложенного москвичами подхода – непроработанность современной схемы создания общественного продукта, которая активно начала применяться на Западе, и попытка прямого переноса её урезанного и устаревшего формата на российскую действительность.

Ответ на второй вопрос. Во время презентации Strategy Partners Group выяснилась такая небольшая деталь: ранее разработанные территориальные стратегии носят оттенок одноразового использования, а их реализация очень сильно зависит от наличия командно-административного ресурса губернатора. Так, в Казахстане с этой точки зрения результаты реализации разработанной стратегии успешны. В другом случае, при смене губернатора в одной из российских областей, разработанная стратегия практически не выживает, нужно делать другую, под конкретное понимание нового губернатора и его команды. Это связано с тем, что во главе угла логики разработчиков стоит отраслевая структура экономики и так называемые точки роста, как некоторый уже существующий потенциал территории. Кроме того, в консервативных областях, таких, как республики Северного Кавказа, проблема реализации разработанной Strategy Partners Group стратегии упирается в экономическую неграмотность и неподготовленность к нововведениям государственных и муниципальных служащих, и тогда основной рекомендацией со стороны консалтинговой компании становится их замена. Постараюсь дать некоторые пояснения, чтобы этого избежать.

Одноразовость использования стратегии может быть преодолена, если при её разработке учесть, что точки роста, как существующий потенциал области, будут носить переменный характер в зависимости от изменения экономической ситуации, и их разворачивание в конкретные коммерческие проекты территориального масштаба можно отнести к компетенции делового и профессионального сообществ. А вот системы общего пользования или того, что обычно называют созданием условий для бизнеса, хотя более правильно их назвать инфраструктурой региональной экономики, – делать на постоянной основе и отнести в большей степени к компетенции власти. Тогда места всех участников в реализации стратегии изначально определены и для всех становится понятным – кто и за что будет отвечать.

Опора на точки роста, т.е. на то, что уже существует на территории, носит изначально ошибочный характер с позиции перспективы формирования территориальной промышленности или, как сейчас говорят, кластерной структуры экономики. Это связано с состоявшимся переходом России на рыночный способ ведения хозяйства. Здесь важнее выделить не то, что уже есть у себя на территории, а то, чего нет в соседних областях. Если с этой точки зрения рассматривать способ формирования структуры экономики, то предпочтительнее при выделении функции развития опираться на динамику изменения «чёрных дыр» на других территориях, а для поддержания режима функционирования – на существующий территориальный потенциал, но при обязательном введении режима утилизации убыточных производств, продукция которых на рынке не востребована.
Открытым остаётся вопрос с консервативностью территорий, но если дойдет до дела, то и в этом случае существует решение «без замены», потому что у нас в стране тот кадровый потенциал, который есть – других людей просто нет. Европа строила экономические отношения более 300 лет, при этом погибла уйма народа, и европейцы живут сейчас, если можно так выразиться, в экономическом быту, их сознание в отличие от нашего – рационально. И то они наделали такое количество ошибок в связи с созданием Евросоюза, что стали источником второй волны мирового экономического кризиса. Нам в этой ситуации придётся двигаться по собственному вектору развития.
Поэтому, если, как выразился Александр Идрисов, амбициозные консультанты Strategy Partners Group смогут хотя бы обсудить на первом этапе поставленные вопросы, то у Омской области существует возможность реализовать новую совместно разработанную стратегию, втянув в работу на омской территории, с хорошей точки зрения, и Сбербанк, а затем и другие федеральные экономические структуры.

Исходя из вышесказанного, стартовый план по началу совместной работы, связанный с разработкой стратегии, может состоять из трёх пунктов:
1. Формирование целей развития Омской области (отв. губернатор и его команда).
2. Проведение общественных слушаний по логике разработки стратегии (отв. Strategy Partners Group).
3. Формирование не менее трёх стартовых стратегических идей для разворачивания дискуссии и вовлечения в работу омского актива (отв. Strategy Partners Group, правительство Омской области, омское деловое и профессиональное сообщество).


Проект «СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ»

Данные материалы не претендуют на всеохватывающий вариант стратегии развития Омской области. Они только дают представление о самой стратегической идее развития. Кроме того, в СМИ начали появляться достаточно резкие и колкие публикации по поводу хода и промежуточных итогов её разработки. Хотя данные публикации в большей степени носят критический и в меньшей степени конструктивный характер, но через них прослеживается некоторая «общественная обида» омского актива на закрытость самого хода такой важной работы, как разработка стратегии развития Омской области, жителями которой мы все являемся. Тем более слово «развитие» предполагает изменение нашего будущего, т.к. настоящее, в котором мы живём, сформированное в виде сложившегося порядка на нашей территории под воздействием различного рода факторов, изменению особо не подлежит, а за его сохранение и поддержание в работоспособном состоянии, в первую очередь, отвечает Правительство области и его Председатель. А вот Губернатор должен отвечать за другое – за развитие, что означает – за формирование новых источников поступления денежных потоков в бюджет области, что без инициирования и умения работать с деловой и общественной инициативой и активностью сделать практически невозможно. Но так как Виктор Иванович Назаров «сидит на двух стульях» сразу, то вовремя разобраться и правильно расставить приоритеты не всегда удаётся. Да и подсказать особо некому, его окружение, как и положено, занято текущими делами и всячески пытается вовлечь в этот процесс Губернатора-Председателя Правительства.
Кроме того, компания Strategy Partners Group при разработке омской стратегии развития при попустительстве областной власти пошла по самому простому пути: заказали – изучим – напишем. Дело в том, что любые стратегии, концепции, программы развития и другие подобного рода интеллектуальные изделия являются лишь инструментами довольно сложной деятельности по управлению общественными структурами и их изменению. Но сразу хотел бы обратить внимание на то, что если мы говорим «инструмент», то он должен быть чей-то. Причём сами эти инструменты часто появляются не как нормальные инструменты – типа молотка или гаечного ключа, которые чётко имеют свою функцию. А они появляются обычно в тот период, когда руководители территории либо реально планируют изменения, либо это форма, чтобы таким достаточно простым и мало затратным способом отмежеваться от прошлого, заявляя, что, в отличие от предыдущего губернатора, я и моя команда действуем в соответствии с новой стратегией. Последний вариант здесь рассматривать бессмысленно, главным предметом стратегической идеи развития являются реальные изменения. Поэтому первый вопрос, который необходимо учитывать, когда разрабатываются такие вещи, как стратегия развития – кто те активные деятели, кому этот инструмент может быть передан или кто его возьмёт? Если при разработке стратегии опираться на такие действующие силы не предполагается, то совершенно бессмысленно заниматься разработкой будущего. Мы на своей территории уже имеем значительный опыт по написанию различных концепций, планов, проектов, сформировалась даже группа профессионалов, которые регулярно пишут, изготавливают большие тома, которые потом становятся никому ненужными. Поэтому факт «выключения» значительной части омского актива из работы по формированию перспективы уже указывает на соответствующий вектор намерений Губернатора, при этом не специальных, а просто по незнанию. В связи с чем, целью подготовки данных материалов является задача изменить направление этого вектора, чтобы попытаться собрать и сформировать актив Омской области, обладающего особой структурой сознания, состоящего из трёх взаимозависимых уровней. Во-первых, такие люди – это жители, которые здесь живут, ездят по тем дорогам, которые есть, оплачивают или не оплачивают ОДР по квитанциям Омскводоканала и т.д., одним словом, живут в существующем омском порядке. Второе, они являются профессионалами в той или иной области, например, в сфере производства, торговли, архитектуры, строительства и прочего. Здесь возникает основная проблема – профессионал воздействует на себя, как на жителя. Если вокруг грязно, а он является начальником коммунальной службы или, если он, являясь строителем, плохо строит квартиры, то все эти люди, как правило, об этом знают и понимают. И если эти люди относят себя к активу или как раньше говорили, к номенклатуре, а сейчас – к региональной элите, то они в данном случае через участие в разработке стратегии развития должны поступать как нормальные люди, отвечающие за дело и стремящиеся это дело сделать как можно лучше. Если такой взаимосвязанной тройной структуры «житель-профессионал-стратег» в сознании людей не сформировано, то это не актив, и опоры в своих начинаниях областная власть не получит. Это надо достаточно твёрдо и чётко понять. Потому что без этого понимания совершенно нельзя сказать, кому собственно адресуются те или иные стратегии, программы и планы развития территории. Иначе, всё это для отписки.
Из этого следует только одно – важнейшим условием развития является выявление или, если этого нет, как в нашем случае, то создание тех сил, которые действительно могут менять ситуацию на территории. Откуда эти силы возьмутся и как они должны сформироваться? Всегда необходимо определять моменты, которые должны крепко «привязывать» людей, бизнес, промышленность и другие структуры именно к этой территории, где они чувствуют себя – в силу своего наличия на ней – более комфортно, чем на остальных. Сегодня просто обойтись идеологией местного патриотизма уже не получится, активная молодёжь ориентирована на отъезд из области. Поэтому принципиальный вопрос разработки стратегии развития состоит ещё и в том, как эти силы сделать местными, региональными и «привязанными». Поэтому вроде бы безобидная реплики в СМИ относительно недооценки группы компаний «Титан» и «равноудалённость» власти от казахской ситуации Александра Сутягинского не способствует «привязке» представителей делового сообщества к омской территории. А объявленные поиски очередного «якорного» инвестора должны носить второстепенный приоритет. Уже давно известны имя, фамилия и отчество самого главного инвестора страны – это собственное население. Осталось совсем немного – научиться создавать механизмы сохранения и накопления денежных средств, замкнутые на ресурсы Омской области, как регионообразующего центра, и построить специальную инфраструктуру со всей системой местного законодательства для развития предпринимательской инициативы и деловой активности омичей, как в условиях роста экономики, так и в условиях её спада.

1. ПОНЯТИЕ РЕГИОНА И РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОРЯДОК

Мы, часто оперируя словосочетанием «омский регион», на самом деле имеем в виду административно-территориальную единицу, у которой есть своё название – Омская область. Но так как слово «регион» звучит «красивше», то мы, особо не задумываясь, вводим его в свой лексикон. Учёные-экономисты при этом оперируют не понятием, а определением слова «регион», черпая его суть из официальных документов времён перестройки и гласности, которые писались людьми, выросшими в структуре смыслов плановой организации народного хозяйства СССР. Для них слово «регион», используемое в структуре смыслов рыночной экономики, с понятийной точки зрения было неизвестно. Надо сказать, что и с точки зрения образованного Запада, понятие региона «потерялось» и заменено другими по смыслу словами – Штат, Провинция, Земля, что также способствует движению развитой Европы к «разбитому корыту долговой экономики».
Понятие «регион» может иметь своё содержательное наполнение только в структуре хозяйства, организованного экономическим способом, когда можно обеспечить достаточно значительную степень самостоятельности его «зародышу» – регионообразующему центру. А «зарождается» он только тогда, когда начинает концентрировать потоки – производственно-технологические, торговые, туристические и всякие другие. И что самое главное – замыкает на себе финансовые потоки, иначе границы региона установить крайне сложно. Их можно определить, создав собственную региональную финансовую систему. Если оглянуться во времена плановой экономики, в которых существовала Омская область в советский период, то с достаточной степенью аналогии можно сказать, что в то время в Омский регион, кроме Омской области, «входил» тюменский север и север Казахстана. Туда шли значительные товарные потоки и существовали устойчивые хозяйственные связи с нашей областью. Затем «развалился» Советский Союз – мы лишились Казахстана, создали федеральные округа – Тюменская область отошла к Уралу. Товарные потоки оказались разорванными, хозяйственные связи нарушились. Омский регион, если можно так сказать, перестал существовать. К этому добавили свёртывание оборонки и юридическую перерегистрацию Газпромнефти. При существующих условиях распределения налоговых поступлений область стала дотационной. У неё «обрезаны» все накопленные за советский период регионообразующие возможности. Это так, к слову, об осмысленности и отношении к региональной политике со стороны государства-корпорации в период либеральных реформ и их последствий.
Теперь, если вернуться к понятию «регион», то можно выделить его две ключевые характеристики. Первая – это когда сам регион без участия извне может самостоятельно обеспечить уровень хозяйственной автономности, необходимый для проживания людей в такой северной стране, как Россия. Как минимум – это собственная стройиндустрия и строительство жилья, необходимый объём продукции сельского хозяйства и общие для всех системы жизнеобеспечения, что обычно называют инженерной и транспортной инфраструктурой. И вторая характеристика региона – это когда он может создавать уникальные ресурсы, которых нет на соседних территориях. Это позволяет, продавая эти уникальные ресурсы, региону экономически развиваться, а также формировать необходимый стандарт качества жизни людей.
Частично подобная схема существовала в СССР для крупных предприятий, для них она в условиях рынка является экономически нецелесообразной, поэтому при попустительстве со стороны государства эти предприятия сформировали вертикально интегрированные структуры, заимствовав этот формат на Западе, и теперь будут выступать в качестве «пятой колонны» в структуре экономики страны. Хотя другой вариант решения этого вопроса был, просто о последствиях никто не думал. Тот же самый процесс сейчас происходит в системе ЖКХ, но с точностью до «наоборот». Единицей реформы сферы ЖКХ выбран многоэтажный жилой дом, как натурально видимый всеми объект. Но даже если его полностью привести в самый наилучший вид, то куда ставить машины, где гулять детям и пожилым людям, где и как проводить свободное время подросткам, а кроме того, куда денутся подводящие внутриквартальные сети, в которых этот дом находится, как «муха в паутине» – не вырваться. Поэтому автономной единицей модернизации сферы ЖКХ должен быть не дом, а квартал со своими внутриквартальными сетями и внутриквартальной территорией, замкнутый на общие для этих домов инженерные сооружения. Тогда и деньги из фонда ЖКХ и из тарифа при ремонте домов и сетей будут «выброшены не на ветер», а для населения можно будет построить открытый и прозрачный механизм накопления и сохранения денежных средств в сфере ЖКХ, чтобы люди сами смогли ответить на вопрос: «Как улучшать качество своей жизни за счёт собственных денежных средств, при этом сохраняя их и преумножая?»


Теперь несколько слов о региональном экономическом порядке. Основа регионального экономического порядка – это инфраструктура региональной экономики для развития предпринимательства, или если говорить по-другому, то системы общего пользования, уровень развитости которых в Сибири характеризуется либо донорством, либо дотационностью со стороны федерального бюджета. Есть одно важное ограничение исходя из специфики Омской области. Системы общего пользования придётся создавать сначала в Омске, как месте концентрации населения и деятельности, а только потом в этот процесс станет возможным включение районов области и то при определённых условиях. За несколько лет можно будет сформировать на примере Омской области, как регионообразующего центра, необходимую инфраструктуру и местное законодательство, а также выделить предпринимательское сословие, являющегося кадровой базой будущего Омского региона. Только тогда становится возможным освоение современного инфраструктурного и технологического уклада, обеспечивающего самые высокие стандарты качества жизни. Если же созданный таким образом региональный экономический порядок отсутствует, то невозможно никакими другими средствами обеспечить ни инвестиционную привлекательность региона, ни развитие предпринимательской инициативы и деловой активности.

2. ИДЕЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ. ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ

После осуществления первичной интеллектуальной операции, заключающейся в «отделении мух от котлет», т.е. отделения процесса сохранения существующего порядка или, говоря техническим языком, поддержания режима функционирования, за осуществление которого должно отвечать Правительство Омской области при наличии дефицитного бюджета почти в 60 млрд. рублей, от другого вида деятельности – развития территории или создания её будущего, за что должен отвечать Губернатор, и у которого нет для этого кадров, природных ресурсов и денег, то с постановкой целей всё становится на свои места.
При стандартном подходе надо просто забыть про стратегию развития, либо, в крайнем случае, постараться «попудрить мозги» населению пока не уляжется шумиха в СМИ по этому поводу. Ясно, что и федеральное Правительство в условиях полной зависимости от очень серьёзных проблем с мировой экономикой и стоимости барреля нефти, да ещё когда Россия вступила в ВТО, денег не даст ни на что, даже на 300-летие города. Просто мы как нормальные люди с этим смириться не можем и будем разными способами, подключая все омские возможности, биться до последнего.
А вот если после некоторой подготовки первыми предложить федеральному центру осуществить специальный эксперимент на омской территории по формированию нового экономического порядка, то ранее данные намёки по возврату из Питера налогов бывшей «Сибнефти» могут приобрести реально осязаемые контуры. Кроме того, сложившаяся на сегодня «дружба» с Газпромом и Сбербанком РФ может существенно продвинуть ситуацию финансирования развития территории. Думаю, что в России и за её пределами есть деловые люди, которые задолжали Омской области. Остаётся совсем немного – определённый уровень окаянства, который у омичей всегда был, и ключевой смысл первопроходческого эксперимента, в котором остро нуждается федеральный центр. Что касается окаянства, то первый шаг сделан. Открыт сайт www.nacionalnaya-ideya.ru. Создание сайта «Национальная идея» связано с появлением её первого предложения под названием «ТРОИЦА», что в условиях дефицита идей и отсутствия российской системы ценностей на следующем этапе заставит обратить внимание на инициативу омской территории и государственные структуры, и политические партии, и общественные объединения, и неравнодушных сограждан. Данная коммуникационная площадка предполагает проявление различных точек зрения для их обсуждения и рассчитана на возможность размещения на сайте других вариантов национальной идеи России. Результат этой работы – инициирование проведения общенационального референдума. Второй шаг – и сложный, и более простой. С одной стороны, если попытаться получить разрешение на эксперимент по поводу того чего ещё нет, то в нём мало кто что понимает, поэтому включится машина ретроградства и по вертикали и по горизонтали. С другой стороны «сильно спешить не надо» всех уговаривать. Нужно сначала получить первые экспериментальные результаты хотя бы по одной проблеме, например по ЖКХ, а затем указать путь, по которому можно сдвинуть мёртвую ситуацию по местному самоуправлению. Поэтому, если все эти действия будут иметь положительную динамику, то интересанты омского регионального эксперимента сами проявятся на различных уровнях административной вертикали, а ретрограды будут вынуждены «зашить рот». Вот тогда будет разумнее всего разворачивать массированную «экспансию» на федеральный центр.

Таким образом, рассмотрев тактику своих действий, можно вернуться к постановке целей развития. Они следующие:
1. Самим сделать Омскую область экспериментальным центром Евразии. Только за счёт этого подхода удастся собрать на себя сначала пристальное внимание, а затем и различного рода ресурсы. Для федерального центра это крайне выгодно – денег нужно будет для этого совсем мало по федеральным меркам, зато другие территории «умерят свои финансовые аппетиты» и вынуждены будут ждать результатов эксперимента.
2. Самим сделать Омскую область регионообразующим центром Сибири, создав инфраструктуру региональной экономики и разработав местное законодательство, обеспечивающее установление регионального экономического порядка. На следующем шаге это даст возможность тиражировать его в другие регионы на коммерческой основе, а федеральный центр получит рыночный инструмент укрупнения территориальных образований.
3. Самим создать предпринимательское сословие Омского региона за счёт развития предпринимательской инициативы и деловой активности. Для области – это ключевой созидательный ресурс для пополнения бюджета, а для федерального центра – источник формирования новых страновых проектов и нового поколения финансово-промышленной «олигархии», выращенных не на переоценке захваченных в период приватизации активов, а сделавших себя сами.

3. ЛОГИКА ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА

Компания Strategy Partners Group (SPG) по сообщениям СМИ уже представила концепцию стратегии социально-экономического развития Омской области Губернатору. Наверняка при её разработке использовался алгоритм развития регионов, названный Германом Грефом во время последнего сочинского инвестиционного форума «колесом развития», к созданию которого SPG непосредственно приложила руку. Так как по просьбе Соснина Владимира Борисовича, бывшего вице-губернатора Омской области я, при его непосредственном консультировании, готовился к презентации по поводу вариантов восстановления промышленности в областном профильном Министерстве, то был вынужден проанализировать подход, заложенный разработчиками в данное «колесо».
Выявилось несколько «неточностей». Две из них уже выше обозначены в данном тексте. Это отсутствие разницы в понимании такого административно-территориального образования, как область и её отличие от региона – другого географического образования, но уже имеющего экономическую подоснову. А второе – это то, что предполагаемая логика действий областных властей при развитии должна быть основана на исторически сложившихся естественных процессах. Целенаправленная искусственная составляющая здесь не учитывается, например, как при формировании товарных потоков на омскую территорию через изменение ширины железнодорожной колеи. Если с этими двумя «неточностями» можно как-то смириться, но то, что касается третьей, то она уже относится к принципиальной ошибке. Это логика создания производств при проведении новой индустриализации в условиях рыночной экономики. Здесь необходимо восстановить ключевой принцип – это расстановка приоритетов развития промышленного потенциала на территориях: в рыночных условиях первичен сбыт, при плановой организации хозяйства – производство. Так вот – в «колесе развития» сбыт вторичен. Это и есть основная ошибка. Поэтому опираться при развитии на существующий промышленный потенциал области бессмысленно, нужно сначала определить и создать новые рынки сбыта, а уже под них разворачивать производство.
Пример тому в нашей области – до конца недоработанная, но рабочая идея создание кластеров. То, что пришло к нам с Запада, называемое модным словом кластер – это просто современный производственно-технологический вариант построения местной промышленности, производящий не комплектующие, а конечные продукты потребления. Поэтому масштаб создания кластеров в регионе определяется экономически достаточно просто и состоит из двух очередей – первоначальный объём капиталовложений в производство ограничен его самоокупаемостью за счёт объёма сбыта готовой продукции на внутреннем рынке региона. Внешний рынок за пределами региона – источник роста производства. Исходя из понятия региона и на основании вышесказанного стартовыми приоритетами промышленной политики Омской области, как регионообразующего центра, являются: восстановление и воспроизводство систем жизнеобеспечения, обеспечение продовольственной безопасности, а также производство уникальных и дефицитных товарных групп по отношению к товарно-промышленным рынкам азиатской части России. На начальном этапе за первые два приоритета платят омичи, а за третий будут платить наши соседи.
Но такой подход достаточно успешно может быть реализован в условиях роста экономики, когда банки свободно дают кредиты, население лишено рыночных страхов за своё будущее и стремится повышать своё благосостояние, стараясь улучшать качество жизни, а предпринимателям приходится только активней работать, чтобы деньги текли рекой.
В условиях экономических кризисов, когда всех «парализует» страх, нужно начинать двигаться и в другом направлении, решая проблемы населения, государства и крупных корпораций, а также выделяя основные тренды и будущие перспективы. С Владимиром Борисовичем мы выделили для омской промышленности и строительного комплекса направление «главного удара» – это освоение Арктики. Задача – первыми договориться со всеми арктическими интересантами по передаче Омской области эксклюзивных прав на создание на нашей территории плацдарма по обустройству и освоению Арктики, сформировав для этого необходимую инфраструктуру, используя для этого свой собственный и канадский опыт. Канада здесь выступает как вторая по размерам северная страна после России, обладающая для этих климатических условий самым высоким качеством жизни в мире. При наличии «Китайского вектора» договориться со всеми интересантами будет намного проще, да и конкурентов среди соседних областей в этом случае не появится. Лучше на следующем этапе их привлечь, предоставив посильную работу, но уже с омского плацдарма. Минимальная инфраструктура для строительного комплекса, необходимая для начала освоения Арктики, описан мной в форме технологических элементов в рамках проекта «Омск - Канада. Схема освоения мирового опыта. Новые стандарты качества жизни». К ней надо будет добавить некоторые омские возможности. Стартовую инфраструктуру для промышленного освоения Арктики сначала придётся создавать на ассоциативных началах в рамках производственно-технологических цепочек создания промышленных и технических изделий, а уже потом, как отдельную, на коллективной основе с участием власти и возможностью присоединения других участников.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО

Учитывая, что пока команда Губернатора ещё не привыкла, да и не очень-то умеет работать с инициативой, то на предложенный мной в июле 2012 года через газету «Коммерческие вести» стартовый план никто не отреагировал, в том числе и Strategy Partners Group, за одним приятным исключением. Свою стратегию в публичной сфере попытались защитить её разработчики при предыдущем Губернаторе. Это группа представителей омской экономической науки под руководством Владимира Васильевича Лизунова. Поэтому возникает возможность сравнить теперь как минимум три стратегических идеи развития Омской области в публичной политике и общественной сфере.
Я постарался отнестись к разработке стратегической идеи развития Омской области с достаточной степенью ответственности. Моё преимущество заключается в том, что я сам являюсь носителем этой идеи и понимаю, как её можно реализовать. Чтобы полностью создать законченный «коммерческий продукт» развития региона здесь не хватает разработки только одного проекта – «РФС. Региональная финансовая система». Это не привычный проект для нашего овеществлённого и материализованного сознания и именно по этой причине финансовые круги с Wall Street «обыгрывают» весь мир. Я планирую его опубликовать в первом квартале 2013 года до научно-практической конференции на тему: «Сравнительный анализ стратегических идей развития Омской области» (докладчики: Идрисов А.Б., Лизунов В.В., Ганчарук С.Н.; эксперты: члены Экспертного совета по стратегическому развитию Омской области при Губернаторе Омской области; приглашённые: Сбербанк РФ, Газпром и др.), если конечно на её проведение решится Губернатор.
В связи с этим я хотел бы открыто обозначить и свои условия, если моя идея развития Омской области будет принята к дальнейшей разработке и реализации. Стоимость разработки для Правительства Омской области будет составлять 300 (триста) миллионов рублей. Я думаю, что это небольшая цена, если учесть, что только за пять лет её реализации бюджет области сможет вырасти на сумму в пределах от 30 до 60 млрд. рублей. А в региональные инвестиционные фонды № 1 и № 2, обозначенные на Стартовой карте первопроходческих проектов, за это время поступит сумма, превышающая новый годовой бюджет области.
Если же в реализации идеи развития будет отказано, то все финансовые и материальные издержки понесу я сам. Но при этом я крайне доволен буду тем, что руководство области и города заставит себя «остановиться и вынуться» из нескончаемого потока текущих дел, чтобы задуматься о реальном, а не «бумажном» будущем омичей и, как минимум, разобраться – что необходимо делать для развития территории.

___________________________
1.  Комментарий приглашённого участника. // Коммерческие вести, 25 июля 2012. – № 29.
2.  Проект «Стратегия развития Омской области». // Коммерческие вести, 26 декабря 2012. – № 51.

© С.Н.Ганчарук, 2013
адрес эл.почты автора: gancharuk_s@mail.ru



Опубликовано:

12.03.2013
Бюллетень ИННОВАТИКА • Специальный раздел «СТРАТЕГИЯ · Система»

Справочная информация:
«Программа развития экономики Омской области»
(11.02.2013, Strategy Partners Group по заказу Администрации Омской области)
«Создание Корпорации развития Омской области»
(13.02.2013, Strategy Partners Group по заказу Администрации Омской области)
«Целевая программа по развитию промышленной инфраструктуры»
(13.02.2013, Strategy Partners Group по заказу Администрации Омской области)
«Развитие кластера высокотехнологичных компонентов и систем в Омской области»
(13.02.2013, Strategy Partners Group по заказу Администрации Омской области)
«Развитие агропищевого кластера Омской области»
(13.02.2013, Strategy Partners Group по заказу Администрации Омской области)
«Развитие кластера продуктов из древесины в Омской области»
(13.02.2013, Strategy Partners Group по заказу Администрации Омской области)
«Развитие кластера нефтепереработки и нефтехимии»
(13.02.2013, Strategy Partners Group по заказу Администрации Омской области)


 
 
Автор : Ганчарук Сергей Николаевич  —  Каталог : СТРАТЕГИЯ · Система
Все материалы, опубликованные на сайте, имеют авторов (создателей). Уверены, что это ясно и понятно всем.
Призываем всех читателей уважать труд авторов и издателей, в том числе создателей веб-страниц: при использовании текстовых, фото, аудио, видео материалов сайта рекомендуется указывать автора(ов) материала и источник информации (мнение и позиция редакции: для порядочных людей добрые отношения важнее, чем так называемое законодательство об интеллектуальной собственности, которое не является гарантией соблюдения моральных норм, но при этом является частью спекулятивной системы хозяйствования в виде нормативной базы её контрольно-разрешительного, фискального, репрессивного инструментария, технологии и механизмов осуществления).
—  tags: стратегия развития Омской области, концепция, стратегический план
OM ОМ ОМ программы
•  Программа TZnak
•  Дискуссионный клуб
архив ЦМК
•  Целевые программы
•  Мероприятия
•  Публикации

сетевые издания
•  Альманах Эссе-клуба ОМ
•  Бюллетень Z.ОМ
мусейон-коллекции
•  Диалоги образов
•  Доктрина бабочки
•  Следы слова
библиособрание
•  Нообиблион

специальные проекты
•  Версэтика
•  Мнемосина
•  Домен-музей А.Кутилова
•  Изборник вольный
•  Знак книги
•  Новаторство

OM
 
 
18+ Материалы сайта могут содержать информацию, не подлежащую просмотру
лицами младше 18 лет и гражданами РФ других категорий (см. примечания).
OM
   НАВЕРХ  UPWARD