OM
ОМ • Включайтесь!
2024.04.24 · 18:03 GMT · КУЛЬТУРА · НАУКА · ЭКОНОМИКА · ЭКОЛОГИЯ · ИННОВАТИКА · ЭТИКА · ЭСТЕТИКА · СИМВОЛИКА ·
Поиск : на сайте


ОМПубликацииИнноватикаСТРАТЕГИЯ · Система
2012 — Лизунов В.В. — Стратегия развития и необходимость сотрудничества
.
Сетевое издание для специалистов инновационной сферы
Бюллетень ИННОВАТИКА
СТРАТЕГИЯ


Лизунов
Владимир Васильевич

председатель Комитета по инновационной деятельности при Омской ТПП,
заместитель председателя Совета Омского Дома учёных,
доцент кафедры «Менеджмент и маркетинг» Омского института
Российского государственного торгово-экономического университета,
кандидат физико-математических наук,
член-корреспондент Академии медико-технических наук РФ


Стратегия развития и
необходимость сотрудничества


В омской деловой газете «Коммерческие вести» № 27 от 11 июля 2012 года опубликована статья «Греф разработает стратегию развития Омской области». В ней говорится, что новым губернатором Омской области В.И.Назаровым и президентом Сбербанка России Г.О.Грефом подписано соглашение о сотрудничестве, в рамках которого дочерняя консалтинговая компания Сбербанка Strategy Partners Group, имеющая большой опыт работы над стратегиями развития регионов разработает стратегию развития и для Омской области.

1. ЗНАЧИМОСТЬ СТРАТЕГИИ

Считаем, что эта мера для Омской области и города Омска в настоящее время крайне своевременна и чрезвычайно необходима, поскольку, по мнению как омичей, так и внешних экспертов, мы быстро потеряли стратегическую инициативу за последнее десятилетие.
После ликвидации советской системы централизованного планирования, когда государство разрабатывало для территории на 15 лет вперёд «Схему развития и размещения производительных сил» (с анализом предыдущих 15 лет), в 1990-х годах Омская область одна из первых стала заниматься поиском новых форм и субъектов своего развития в современных условиях.
Многие омичи помнят большое событие – семинар в форме деловой игры, проведённой с участием известного методолога С.В.Попова в 1990 году под названием «Экспертиза-90», которая оказала значительное влияние на работу специалистов и осмысление проблем развития города Омска и области.

Основными действующими силами в России становятся «Власть», «Бизнес» и «Интеллект». Традиционно организующим началом в стране всегда была власть. В последнее время её сменил в этой роли бизнес. В постиндустриальном – информационном – обществе инициатива переходит к интеллекту, который организует как власть, так и бизнес вокруг проектов развития.
Особую роль начинают играть активные группы специалистов из региональных, местных органов управления, научных организаций, вузов, предприятий и общественных организаций, которые не просто вырабатывают антикризисные меры, но и стратегии, определяющие (с учётом имеющихся ресурсов, потребностей населения, заинтересованных сторон и потенциальных стратегических партнёров) судьбу своей территории в долгосрочной перспективе.
Концепции, планы и программы стратегического развития широко используются за рубежом, а в настоящее время – и в регионах России. Опыт стратегического планирования позволяет выделить несколько основных положений, имеющих важное значение для городского сообщества:
1. Стратегический план – это современный вариант общественного договора, заключаемого между всеми участниками городского сообщества.
2. С ним согласуются все серьёзные решения, принимаемые органами власти, представителями деловых кругов, городским сообществом, инвесторами.
3. Он формирует представление о городе, как о многофункциональной системе с потенциалом саморазвития.
4. Стратегическое планирование является механизмом для привлечения инвестиций.
5. Стратегическое планирование – необходимое условие для повышения имиджа города.

2. РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ В ОМСКЕ

В Омске по инициативе Омского Дома учёных с 1998 года проводится разработка «Концепции стратегического развития города Омска» и проектная версия Стратегического плана. В 1998-1999 гг. создаются специальные структуры: тематические комиссии, экспертный совет, проектно-аналитическая группа с участием представителей вузов, научных организаций, органов муниципального и регионального управления, промышленных предприятий и сферы бизнеса, которые занимаются подготовкой и анализом отраслевых материалов. Было сформировано 13 тематических комиссий, в работе которых приняло участие более 300 человек.

При разработке Концепции был учтён опыт создания стратегических планов и концепций ряда российских городов: Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Екатеринбурга, Тольятти, Череповца; программы «Евроград-21» и другие материалы.
В 1999 году сформирован творческий коллектив Омского Дома учёных, который провёл комплексный анализ материалов и разработал проект Концепции стратегического развития города Омска. В этом же году проект Концепции был рассмотрен на общегородской конференции с участием представителей других городов и регионов, Евросоюза, Государственной Думы, федеральных министерств и получил всеобщую поддержку.
В течение 2000-2002 гг. работа по стратегическому планированию (после получения гранта фонда «Евразия») продолжалась в пяти комплексных рабочих группах, образованных из тематических комиссий в результате объединения направлений городского развития в блоки.
Активно работал общегородской научно-практический семинар «Проблемы развития городов и регионов». Материалы семинара и наработки рабочих групп обобщались временным творческим коллективом из специалистов, работающих на «стыке» наук, и «системщиков».
Документы стратегического планирования – «Концепция стратегического развития города Омска» и «Стратегический план развития города Омска (проектная версия)» – были рассмотрены и одобрены на общегородской конференции в администрации Омской области 5 декабря 2002 года.
Концепция и Стратегический план завершили более чем десятилетний отрезок в истории города Омска, связанный с попытками городского сообщества самоопределиться в выборе долгосрочной стратегии и найти собственный путь развития. В это время Омск был признан одним из лидеров стратегического планирования в России.

3. ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИИ

При работе над Концепцией стратегического развития города Омска был исследован и учтён ряд тревожных системных факторов:
- продолжение системного социально-экономического кризиса, недостаток квалифицированных кадров, владеющих ситуацией и успешно работающих в условиях переходного периода;
- усиление социального расслоения, превышение социально приемлемых показателей и допустимых пределов безопасности;
- деформация гуманитарного мировоззрения и культуры, частое пренебрежение общечеловеческими ценностями, кризис мотивации к труду значительной части трудоспособного населения;
- негативные тенденции в структуре экономики, образе жизни людей, в деятельности СМИ, институтов жизнеобеспечения и воспроизводства социума;
- недостаток стратегических инициатив и комплексных долгосрочных программ, отток капитала за пределы территории и в теневой сектор экономики;
- недофинансирование основного стратегического ресурса – науки, вымывание наукоёмких технологий, «утечка мозгов» в другие отрасли, области и за рубеж.
В разработанной Концепции было показано, что современное развитие техники и технологии вызвали изменение содержания труда и повышение квалификации работников, быстрый рост роли «человеческого потенциала» в развитии производства и услуг, повышение значения профессионального образования. Сформированы представления о том, что основной функцией города становится не столько производство материальных или духовных благ, сколько создание благоприятной среды обитания, безопасности, повышение качества жизни населения.
Город должен быть корпорацией, объединяющей всех горожан для гуманитарного и экономически сбалансированного развития территории.
В городе проявляют себя разнообразные ритмические процессы типа экономических циклов Кондратьева (для производства) и Кузнеца (для жилья), инновационные циклы (Шумпетера), а также сезонные и другие ритмы, которые, взаимодействуя между собой, образуют периоды развития города как целостной системы.

По целому ряду позиций Омск в течение последних лет серьёзно проигрывает в процессах конкурентных и кооперационных взаимодействий ближайшим к нему городам-миллионникам – Новосибирску и Екатеринбургу. Медленно идёт процесс осознания городским сообществом того факта, что город, не занимающийся системными вопросами своего стратегического развития, лишается собственных перспектив и становится объектом «колониальной» экспансии со стороны других, более активных городов и регионов.
Износ городской инфраструктуры, систем жизнеобеспечения, а также крупные перспективные предпринимательские проекты требуют разработки новых инвестиционно привлекательных схем, которые в соответствии с Концепцией стратегического развития города должны объединяться в комплексные межотраслевые долгосрочные программы, обеспечивающие сбалансированное социально-экономическое развитие территорий.
При формировании стратегических направлений развития выявляются все ресурсы, моделируются различные варианты городского развития, определяются «точки роста» и «чёрные дыры» городской экономики, формируются механизмы самоорганизации жителей в активные социальные группы, обеспечивается взаимовыгодное сотрудничество общественных институтов, органов управления и хозяйствующих субъектов.

4. БУДУЩЕЕ ОМСКА В СТРАТЕГИИ

В разработанных и изложенных в Концепции сценариях будущее Омска представляется как развитие постиндустриального города с высокоразвитой экономикой, современными отраслями промышленности, обновленной инфраструктурой и эффективной системой жизнеобеспечения, реконструированным историческим центром, с представительствами международных фирм и конгресс-холлами.
Значительное место в развитии Омска сыграет его роль как крупного информационного центра и мультимодального транспортно-торгового узла. С использованием мощного потенциала своего оборонно-промышленного комплекса он сможет производить перспективную продукцию радиоприборостроения, авиационные, железнодорожные, водные и космические транспортные средства, эффективно поддерживать Транссибирскую магистраль как современный трансконтинентальный международный транспортный коридор с меридиональными ответвлениями для освоения богатств Сибири, а также обеспечивать взаимодействие Севера и Юга (северные регионы Сибири и Центральную Азию).
Будущее города также связано с расширением взаимодействий между городом и районами области, развитием производства и переработки сельхозпродукции, обеспечением техникой агропромышленного комплекса и отраслей по добыче полезных ископаемых, а также их глубокой переработкой в г. Омске и Омской области (в том числе циркон-титановых песков), развитием Омского Севера.
Чрезвычайно привлекательным не только для омичей, но и для мирового сообщества является проект развития Омска не только как промышленного, но и как духовного, научного, образовательного и культурного центра Сибири, для чего имеются все реальные основания, исторические корни и стратегические перспективы (Материалы Стратегии города Омска и общедоступны для изучения).
В 2006 году специалистами министерства экономики Омской области разработана «Стратегию социально-экономического развития Омской области до 2020 года», которая в настоящее время требует корректировки. В 2010 году распоряжением Правительства России утверждена «Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года», положения которой также необходимо учесть при корректировке омских стратегических документов.

5. АКТУАЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

С учётом плана сотрудничества с консалтинговой компанией Сбербанка Strategy Partners Group необходимо провести корректировку омских стратегических документов.
Для этого мы предлагаем реализовать комплексный проект из четырёх этапов.

Первый этап. Выявление, формулировка и подготовка перспективных программ, проектов и концепций для стратегического развития Омской области и города Омска.
Цели: Выявление и анализ стратегических ресурсов, программ, проектов и концепций. Разработка методики для их представления и обсуждения на семинарах и итоговой конференции. Подготовка модераторов для проведения семинаров и итоговой конференции.

Второй этап. Проведение семинара по стратегии развития города Омска со специалистами администрации города, правительства области, предприятий, научных и общественных организаций, образовательных учреждений, предпринимателей, представителей административных округов и различных групп населения города.
Цели: Анализ существующей Концепции. Оценка имеющихся и привлекаемых ресурсов, корректировка Концепции стратегического развития города Омска. Разработка рекомендаций по эффективной реализации Концепции. Формирование актива, блока стратегических партнёров и добровольцев.

Третий этап. Проведение семинара по Стратегии социально-экономического развития Омской области со специалистами подразделений правительства области, администрации города Омска, предприятий, научных и общественных организаций, образовательных учреждений, предпринимателей, представителей различных групп населения города и области.
Цели: Проведение анализа существующей «Стратегии Омской области 2020». Оценка имеющихся и привлекаемых ресурсов, корректировка «Стратегии Омской области 2020» с учётом «Стратегии развития Сибири 2020» и других стратегических документов России. Разработка рекомендаций по эффективной реализации Стратегии. Формирование актива, блока стратегических партнёров и добровольцев, механизмов частно-государственного партнёрства и гражданского общества в реализации Стратегии.

Четвёртый этап. Проведение итоговой Конференции по Стратегии социально-экономического развития Омской области со специалистами органов управления, политических партий, предприятий, научных и общественных организаций, образовательных учреждений, предпринимателей, представителей различных групп населения города и области с учётом «Стратегии развития Сибири 2020» и других стратегических документов России.
Цели: Оценка имеющихся и привлекаемых ресурсов, корректировка «Стратегии Омской области 2020» с учётом Концепции стратегического развития города Омска как областного центра; культурного, промышленного, научного и образовательного центра Сибири; мультимодального транспортно-торгового и логистического Евразийского узла. Формирование актива, блока стратегических партнеров и добровольцев, механизмов частно-государственного партнёрства и гражданского общества.

Материалы проекта могут быть эффективно использованы органами регионального и муниципального управления для подготовки и принятия официальных документов по развитию территорий и мероприятий по их реализации.


© В.В.Лизунов, 2012
адрес эл.почты автора: vladvasil@yandex.ru



Опубликовано:

14.08.2012
Бюллетень ИННОВАТИКА • Специальный раздел «СТРАТЕГИЯ · Система»

Справочная информация:
Концепция стратегического развития города Омска
Стратегический план развития города Омска (проектная версия)


Статьи по теме СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ:
• Лизунов В.В.
О стратегических направлениях развития Омской области

Тематические мероприятия:
• Установочная научно-практическая конференция (28 мая 2013 года)
Стратегия развития Омской области до 2030 года


 
 
Автор : Лизунов Владимир Васильевич  —  Каталог : СТРАТЕГИЯ · Система
Все материалы, опубликованные на сайте, имеют авторов (создателей). Уверены, что это ясно и понятно всем.
Призываем всех читателей уважать труд авторов и издателей, в том числе создателей веб-страниц: при использовании текстовых, фото, аудио, видео материалов сайта рекомендуется указывать автора(ов) материала и источник информации (мнение и позиция редакции: для порядочных людей добрые отношения важнее, чем так называемое законодательство об интеллектуальной собственности, которое не является гарантией соблюдения моральных норм, но при этом является частью спекулятивной системы хозяйствования в виде нормативной базы её контрольно-разрешительного, фискального, репрессивного инструментария, технологии и механизмов осуществления).
—  tags: стратегический план развития города, стратегия развития Омской области, концепция
OM ОМ ОМ программы
•  Программа TZnak
•  Дискуссионный клуб
архив ЦМК
•  Целевые программы
•  Мероприятия
•  Публикации

сетевые издания
•  Альманах Эссе-клуба ОМ
•  Бюллетень Z.ОМ
мусейон-коллекции
•  Диалоги образов
•  Доктрина бабочки
•  Следы слова
библиособрание
•  Нообиблион

специальные проекты
•  Версэтика
•  Мнемосина
•  Домен-музей А.Кутилова
•  Изборник вольный
•  Знак книги
•  Новаторство

OM
 
 
18+ Материалы сайта могут содержать информацию, не подлежащую просмотру
лицами младше 18 лет и гражданами РФ других категорий (см. примечания).
OM
   НАВЕРХ  UPWARD