Если бы я была министром экономики, то, в первую очередь, я бы разработала чёткую стратегию по внедрению инноваций в российскую экономику. В качестве ключевых задач стратегии я бы обозначила:
1) Наращивание человеческого потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций. Необходимо повысить восприимчивость населения к инновационным продуктам и технологиям, радикально расширить «класс» инновационных предпринимателей. Создание в обществе атмосферы «терпимости» к риску, пропаганда инновационного предпринимательства и научно-технической деятельности. Для инновационной экономики нужен «инновационный человек» – не только способный в полной мере использовать достижения науки и техники, но и ориентированный на создание новаций, внедрение их во все сферы общественной жизни.
2) Резкое, кратное повышение инновационной активности существующего бизнеса и динамики появления новых инновационных компаний. Обеспечение на этой основе технологической модернизации ключевых секторов, определяющих роль и место России в мировой экономике, повышение производительности труда во всех секторах.
3) Повышение «инновационности» государства – максимально широкое внедрение в деятельность органов государственного управления современных инновационных технологий, формирование «электронного правительства», перевод в электронную форму большинства услуг населению, расширение использование системы государственного заказа для стимулирования инноваций. Государство должно обеспечить формирование благоприятного «инновационного климата», включая создание условий и стимулов для инновационной деятельности, а также благоприятных условий для использования инноваций во всех видах деятельности.
4) Формирование сбалансированного, устойчиво развивающегося сектора исследований и разработок, имеющего оптимальную институциональную структуру, обеспечивающего расширенное воспроизводство знаний, конкурентоспособного на мировом рынке. Радикальное повышение эффективности и результативности «проводящей» инфраструктуры, обеспечивающей коммерциализацию результатов научных исследований.
5) Повышение открытости национальной инновационной системы и экономики, степени интеграции России в мировые процессы создания и использования нововведений, расширения двустороннего и многостороннего международного сотрудничества.
Государство при реализации задач будет исходить из следующих принципов:
- концентрация усилий государства в сферах, характеризующихся недостаточной предпринимательской активностью, преимущественная ориентация на восполнение «провалов рынка»;
- тесное взаимодействие государства, бизнеса и науки как при определении приоритетных направлений технологического развития, так и в процессе их реализации;
- прозрачность распределения бюджетных средств и оценки достигнутых результатов;
- ориентация при оценке эффективности организаций науки и образования, инновационного бизнеса и инфраструктуры инноваций на наивысшие международные стандарты;
- стимулирование конкуренции, преодоление монополизма в секторе генерации знаний как ключевой мотивации для инновационного поведения.
В российской экономике существует ряд проблем: слабо защищена интеллектуальная собственность, усложнена процедура получения патентов, нет навыков ведения маркетинговых исследований и так далее. Кроме того в России у людей нет доверия друг к другу и иностранным партнёрам, что также затрудняет инновационное развитие.
Для успешного инновационного развития России необходима долгосрочная поддержка со стороны государства и общества, финансовая поддержка образования в научной сфере – причём на всех уровнях. Кроме того, – и это особенно важно – Россия должна учитывать свои национальные и региональные особенности. Я подвергаю критике проект «Сколково». По моему мнению, куда более перспективным было бы вложение дополнительных средств в Новосибирский академгородок, где уже существует развитая и уважаемая научная школа. Говоря об инновациях, стоит сосредоточиться лишь на областях, где страна уже является лидером или где высок её потенциал. В случае с РФ это математика, естественные науки, космические технологии. Наконец, необходимо развивать культуру финансовой поддержки молодых учёных и перспективных идей, причём такая поддержка должна проходить на конкурентной основе, с помощью комиссий и агентств, которые могли бы выявлять лучших из лучших.
Для того, чтобы реализовать такую систему, нужна структура, во главе которой могло бы стоять федеральное агентство по инновационному планированию, которое бы подчинялось непосредственно главе правительства. А его деятельность должна опираться, с одной стороны, на региональные агентства по планированию, а с другой – на систему экспертных комиссий, включающих представителей администрации, профсоюзов, ассоциации потребителей, отраслевых ассоциаций бизнеса.
© Г.Н.Позолотина, 2012