2015 год был для меня достаточно насыщенным и плодотворным, так как в этом году я окончила Омский государственный университет имени Ф. М. Достоевского и получила профессиональные знания в области мировой экономики, которые очень хотела применять на практике. В процессе долгих и мучительных поисков вакантного места, я поняла, что научная квалификация «мировой экономист» на омском рынке труда так и останется пестреть в дипломе государственного образца. 25 декабря 2015 года я поехала в г. Москва, где у меня состоялось собеседование в Департаменте международного сотрудничества при Министерстве образования Российской Федерации. На собеседовании ведущий специалист отдела кадров задал мне очень актуальный вопрос: «Ульяна, представьте, что Вы – Министр образования Российской Федерации. Какие новшества будут реализованы за годы Вашей службы на государственном посту?». Постановка такого вопроса меня заинтересовала, и я начала формулировать в голове направления в сфере образования, подлежащие корректировке:
«Если бы я была Министром образования, я бы сделала следующие инновационные шаги:
1. Все учебные учреждения требуют образовательного мониторинга с целью выявления областей потенциального улучшения. Для этого необходимо сформировать Департамент мониторинга деятельности учебных заведений, на основе автономности и независимости. Инструментами могут являться локальные камеры видеонаблюдения, систематические проверки специалистов департамента учебных заведений на профессиональное соответствие и статус учебного заведения.
Для реализации потребуется создание оригинальных схем организации управленческой деятельности: создание системы автоматизации управления учебным заведением; выделение проблемных областей внутри учебного заведения и поиск средств для решения проблем; создание своего рода «конкурсных управляющих» с реальными функциями для проведения корректирующих мероприятий; создание сетевого взаимодействия и структуры взаимодействия для удалённых учебных заведений; создание ваучерной программы в системе образования для повышения квалификации, например.
2. Внедрить в образовательные заведения идеологию, учитывающую всесторонние интересы учащихся, то есть создать комфортные условия в учебной среде и не делить учащихся на одарённых и неодарённых, возможность присутствия разбивки учебного процесса на различные образовательные направления по интересам, с минимально допустимым набором образовательных дисциплин (русский язык, математика и т.д.).
Необходимо реализовывать новые формы получения качественных знаний, а именно: дистанционное обучение; применение практики индивидуального образовательного сопровождения, ориентированной на построение и реализацию персональной образовательной стратегии – тьюторство; создание интегрированных межпредметных курсов по обучению новых профессиональных групп.
Если рассматривать мероприятия, проводимые в рамках школьного обучения, то можно выделить следующие шаги: создание различных вариантов школы полного дня; создание психолого-педагогических центров при учебном заведении; создание детско-родительских объединений; создание системы дополнительного образования; внедрение системы дополнительной мотивации к общественно-полезной деятельности.
3. Запустить процесс реализации программы материального стимулирования научных кадров в действительности. Большинство инноваций, проводимых Министерством образования, относились в большей степени не к содержанию образовательного процесса, а к принципам его управления. К таким программам можно отнести: нормативно-подушевое финансирование; реформирование системы оплаты труда.
Все вышеперечисленные инновационные мероприятия необходимо конкретизировать, а затем измерить в стоимостном выражении, выделить под данные направления кадровые и финансовые ресурсы с привязкой к государственному бюджету. Далее необходимо сформировать стратегию реализации, определить ответственных лиц и разъяснить им этапы реализации стратегических мероприятий с обозначением сроков.
Только изменения и адаптивность учебного процесса под индивидуальные особенности учащегося приведут нас к принципиально новому этапу в образовательной сфере.»
© У.О.Луговая, 2012