Тема инновационного предпринимательства за последнее время прошла эволюцию от безоговорочного признания в качестве обязательного источника развития среды бизнеса, то проблемы поиска реальных механизмов зарождения и внедрения новых идей и технологий. В настоящее время наибольший интерес представляет не столько доказательства эффективности инноваций в среде бизнеса, сколько предложения по включению инновационных продуктов в существующий рынок производства и потребления товаров и услуг.
В этой связи следует рассмотреть систему отношений производителя (инновационного предпринимателя) и потребителя (людей и групп людей), которые и являются заказчиками конечных продуктов деятельности бизнесменов. С системной точки зрения возможны несколько принципов взаимодействия, наиболее используемые из которых: кибернетический подход, реализуемый в виде «вертикали власти», и синергетический подход, определяющий «открытое общество» и «общественное участие».
Кибернетический подход утверждает обязательное присутствие субъекта, объекта и обратной связи, которая позволяет регистрировать реакцию объекта на действия субъекта и изменять поведение инициатора взаимодействия. Как закономерный итог – формируется закрытая система, главной системной целью которой является гомеостазис – сохранение своего состояния. В отношении инновационного предпринимательства это сводится к продвижению «придуманных» элитой или «властителем умов» новаций за счёт средств воздействия непосредственно на потребителя.
Подобные закрытые системы могут долго существовать только при отсутствии внешних воздействий (экспансии на рынок внешних сил), либо в том случае, если эти внешние воздействия компенсируются ответными реакциями, например, ограничениями на импорт инноваций. Если внешние системы (международные корпорации) окажутся более эффективными, противодействие их влиянию неизбежно ведёт к ослаблению закрытой системы и, в итоге, её разрушению. Именно так произошло с целым набором инновационных направлений, развиваемых в нашей стране, которые не выдержали глобальной конкуренции с более эффективными обществами.
Открытое общество предполагает формирование, так называемой, «живой» системы, которая способна не только меняться, в результате внешних воздействий, но и сохранять свою целостность, изменяя внутреннюю организационную структуру. Обеспечивается это в том случае, если носителем силы является не предпринимательская структура, а активный деятель, способный объединяться в различные организационные структуры, устойчивость которых определяется текущими условиями существования открытой системы.
Таким образом, для открытого общества необходим новый механизм реализации интересов, который получил название public participation (общественное участие).
В этом случае осуществится поддержка инициативы и самомобилизации, но возрастают требования к людям, выражающим интересы групп и сообществ потребителей. Потребуется выравнивание отношений, но тем самым система приобретёт пластичность, а частая смена статусов у людей приводит к пересечению интересов как потребителей, так и производителей.
Для согласования этих разнонаправленных тенденций и необходимо общественное участие, которое будем трактовать в нашем случае как непрерывный процесс взаимодействия предпринимателей, предлагающих инновации, граждан, чьи интересы могут быть затронуты, административных (регулирующих) органов.
В контексте современной терминологии, в качестве активных участников общественного участия выделяются лица принимающие решения, наделённые полномочиями принимать решения и несущие ответственность за последствия принятого решения, а также заинтересованные стороны – отдельные группы общества (жители, НКО, представители бизнеса, власти и другие), интересы которых могут быть напрямую или косвенно затронуты в результате принятого решения.
Как любой процесс, общественное участие включает в себя несколько шагов, которые образуют жизненный цикл. В настоящее время актуальным является вариант пятишагового цикла, который включает следующие этапы: (1) информирование; (2) выявление мнений; (3) обсуждение; (4) принятие решения; (5) обратная связь.
В зависимости от ситуации цикл может повторяться необходимое количество раз, причём возможно изменение структур как лиц принимающих решения, так и заинтересованных сторон. Также в рамках одного цикла при необходимости этапы могут повторяться с соблюдением общей последовательности процедуры. Подобная технология формирования решения, а по сути – реализация потребностей людей, является устойчивым механизмом обеспечения интересов потребителей и производителей, так как именно они становятся основой для формирования управляющих воздействий.
© С.В.Костарев, 2012