Мультипроект ОМ • Включайтесь!
2018.07.22 · 06:45 GMT · КУЛЬТУРА · НАУКА · ЭКОНОМИКА · ЭКОЛОГИЯ · ИННОВАТИКА · ЭТИКА · ЭСТЕТИКА · СИМВОЛИКА ·
Поиск : на сайте


ОМПубликацииИнноватикаЭкономика. Маркетинг
2012 — Соловьёва О.И. — Малый бизнес на транспорте: проблемы развития предпринимательской среды
.
III научно-практическая конференция
«Инновационное предпринимательство:
от идеи до внедрения»
Целевая программа
ИННОВАТИКА
25 апреля 2012 года
ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ


Соловьёва
Ольга Ильинична

кандидат технических наук,
член-корреспондент Академии проблем качества,
профессор, заместитель заведующего кафедрой экономики
Омского института водного транспорта (филиала)
ФГОУ ВПО «Новосибирская государственная академия водного транспорта»


Малый бизнес на транспорте:
проблемы развития предпринимательской среды

Доклад


Предпринимательство как явление, как вид деятельности занимает важное место в экономической теории и хозяйственной практике. Изучение проблем предпринимательства, формирования и развития его институтов, разработка на этой основе практических рекомендаций являются необходимым условием преодоления кризисного состояния российской экономики и создания предпосылок для устойчивого развития как отдельных предприятий, так и всего реального сектора экономики. Становление рыночной экономики в России, формирование адекватного ей многообразного комплекса политических, экономических, морально-этических отношений и их отражение в законодательной форме, создание нормально функционирующих и соответствующих складывающимся условиям и потребностям государственных институтов – всё это оказалось значительно более сложным и противоречивым, чем представлялось в начале реформ [3].

На кафедре экономики Омского института водного транспорта (в рамках зарегистрированной НИР «Экономические аспекты управления качеством товаров и услуг в Омском регионе») разработаны методологические подходы и методическое обоснование принципиальных организационно-экономических решений по регулированию предпринимательской деятельности на транспорте в условиях высокой степени хозяйственного риска.
В ходе исследования:
 проанализирована специфика институционального развития транспортного комплекса в переходной экономике России, характеризующаяся главенством идеи единой транспортной системы;
 выявлены объективные экономические закономерности, обусловливающие роль и место транспортного предпринимательства в структуре федерального и регионального общественного производства и воспроизводства;
 определены и структурированы основные направления деятельности государственных структур и общественных объединений в сфере поддержки и защиты транспортного предпринимательства, сосредоточенные на формировании законодательной и нормативно-правовой базы; финансово-кредитной и инвестиционной поддержке предпринимательства; его информационном обеспечении и содействии безопасности;
 классифицированы основные субъекты собственности и перспективы развития института предпринимательства в реформируемой российской экономике;
 проанализирована роль приватизации в процессе развития предпринимательства на транспорте в условиях преобразовании экономики;
 систематизированы существующие и разработаны новые социально-экономические и нормативно-правовые механизмы государственной поддержки и управления развитием предпринимательства.
Актуальность исследования задач, связанных с развитием малого предпринимательства на транспорте, определяется необходимостью повышения эффективности и качества транспортного обслуживания населения и экономики страны, и подтверждается следующими положениями:
 малый бизнес гибко реагирует на спрос, что позволяет насытить рынок и добиться повышения качества и разнообразия транспортных услуг;
 благодаря совпадению интересов экономического развития страны и предпринимателя, малое предпринимательство на транспорте может превратиться в эффективную составную часть отрасли;
 велика социальная значимость малого предпринимательства вообще, и на транспорте в частности: малое предпринимательство активно содействует увеличению числа собственников, росту доли экономически активного населения и созданию новых рабочих мест;
 малый бизнес способен эффективно стимулировать развитие новых технических средств и технологий перевозок, новшеств в сфере транспортного производства и обслуживания;
 малые предприятия на транспорте могут стать стабильной налогооблагаемой базой, имея в виду, что большая часть собираемых во всём мире налогов приходится на субъекты малого предпринимательства;
 положительной особенностью малого бизнеса можно считать его быструю реакцию на малейшие изменения в законодательстве и в отношениях с органами исполнительной власти.
Мировой опыт свидетельствует о необходимости проведения активной государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства как обязательного условия его функционирования. Тем более, государственная поддержка малого предпринимательства нужна в российских условиях.
Для достижения цели исследования в работе поставлены и решены следующие задачи:
 выполнен анализ состояния, опыта управления и тенденций развития малого предпринимательства на транспорте в России и за рубежом, а также теоретических работ в области малого предпринимательства;
 разработаны методические рекомендации по классификации и классификация малых транспортных предприятий;
 предложена методика планирования численности работников малого транспортного предприятия в процессе разработки бизнес-плана его развития;
 обоснованы пути повышения эффективности функционирования малых транспортных предприятий, в том числе и на основе интеграции с крупными корпоративными структурами (франчайзинг, аутсорсинг);
 разработаны показатели эффективности мер государственного регулирования, методические рекомендации по их оценке и схема организации государственного регулирования малого предпринимательства на транспорте в РФ;
 обоснованы приоритетные направления совершенствования организационно-методического обеспечения функционирования и развития малого предпринимательства на отечественном транспорте [2].
По результатам работы оформлено свидетельство на интеллектуальный продукт «Метод оценки качества услуг водного транспорта» (свидетельство о регистрации электронного ресурса №16369, зарегистрировано ОФЭРНиО 08.11.2010), методика успешно внедрена на Омском судоремонтно-судостроительном заводе.

Характер и масштаб деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства является важным индикатором делового и экономического климата в стране. В сфере малого бизнеса заложен потенциал для развития конкуренции, увеличения дополнительных рабочих мест, расширения налоговой базы, увеличения валового внутреннего продукта. На базе малого бизнеса формируется средний класс, который, в свою очередь, является главной стабилизирующей политической силой.
Малое и среднее предпринимательство приносит в бюджеты экономически развитых стран более 50 процентов дохода. Например, доля малых и средних предприятий в ВВП Великобритании, США, в Германии колеблется от 50 до 54 процентов, в Японии 52-55 процентов, Италии и Франции – около 60 процентов.
Число малых предприятий в Российской Федерации постоянно растёт. В настоящее время число малых и средних предприятий транспортного комплекса составляет почти 4,5 процента от общего количества таких предприятий по экономике в целом. Объём услуг малых и средних предприятий транспортного комплекса в стоимостном выражении составляет около 500 млрд. рублей, более 16 % от общего объёма выручки предприятий транспортного комплекса.
Наиболее высок удельный вес малых организаций в общих объёмах услуг в деятельности автомобильного транспорта, вспомогательной и дополнительной транспортной деятельности. Удельный вес малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в услугах пассажирского автомобильного транспорта общего пользования достигает 50 процентов, грузового автомобильного транспорта – 67 процентов. Удельный вес средних организаций значителен на промышленном железнодорожном транспорте.
Среднесписочная численность работающих на малых предприятиях транспортного комплекса составила 315 тыс. человек (без микропредприятий и индивидуальных предпринимателей), средних – 101 тыс. человек или соответственно 10,5 процента и 3,5 процента от общей численности занятых в транспортном комплексе. Численность индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки грузов и пассажиров на автомобильном транспорте общего пользования, превышает 215 тыс. человек.
Уровень развития малого и среднего предпринимательства в транспортном комплексе существенно различается по видам транспорта и сегментам рынка транспортных услуг. Так, в части грузовых перевозок, формирование конкурентной среды на рынке автотранспортных услуг уже практически завершено, и в настоящее время наблюдается процесс концентрации производства – доля грузооборота, выполняемого субъектами малого предпринимательства автомобильного транспорта общего пользования, не увеличивается. В части же пассажирских перевозок продолжает наблюдаться рост доли пассажирооборота, выполняемого субъектами малого предпринимательства.
В дорожном хозяйстве уже сейчас значительная часть работ выполняется предприятиями малого и среднего предпринимательства. В целом, по экспертной оценке, объём поставок, работ и услуг в дорожном хозяйстве, выполняемых малыми и средними предприятиями, составляет до 40-50 процентов общего объёма финансирования. Малое и среднее предпринимательство становится всё более значимой частью развития транспортных услуг, но в силу ряда объективных и субъективных причин потенциал этого сектора реализован не полностью. Серьёзным испытанием стал для малого и среднего предпринимательства мировой финансовый и экономический кризис.
Сдерживающими факторами развития малого и среднего предпринимательства в транспортном комплексе являются:
 несовершенство нормативной правовой базы и недостаточная защищённость интересов малого и среднего предпринимательства в транспортном комплексе;
 ограниченные возможности использования финансово-кредитных механизмов для пополнения оборотного капитала и обновления подвижного состава из-за его высокой стоимости и отсутствие достаточного для банка залогового обеспечения;
 недостаточный уровень информационной и методической поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Консолидация транспортного бизнеса наиболее оправдана в тех сегментах рынка, где деятельность большого количества мелких неэффективных операторов снижает стандарты транспортного обслуживания и уровень безопасности, препятствует нормальному обновлению основных фондов. Это, прежде всего, магистральные воздушные перевозки, морские перевозки, деятельность троллейбусного и трамвайного транспорта, метро.
Отсутствие своевременной и полной статистической отчётности о деятельности малого и среднего предпринимательства в разрезе видов экономической деятельности и практически полное отсутствие статистического наблюдения за индивидуальными предпринимателями не позволяют составить представление о реальной сфере малого предпринимательства в транспортном комплексе и осложняют принятие эффективных решений. Усилия государства должны быть направлены на решение ключевых проблем в наиболее перспективных с точки зрения развития малого предпринимательства секторах транспортного рынка.
Лидером в части развития малого и среднего предпринимательства в секторах грузовых и пассажирских перевозок является автомобильный транспорт. Достаточно широкие возможности имеются в сфере промышленного железнодорожного транспорта, малой авиации и внутреннего водного транспорта, в дорожном хозяйстве, организации перевозок и транспортной обработке грузов.
Существенной проблемой для этих сегментов рынка является состояние транспортных средств и техники, сложность их обновления субъектами малого и среднего предпринимательства. Так, возрастная структура и техническое состояние парка грузовых автотранспортных средств являются неудовлетворительными: 70 процентов этого парка у субъектов малого и среднего предпринимательства требует незамедлительного списания из-за неэффективности и непригодности к эксплуатации. Развитие сельскохозяйственных, местных и региональных воздушных перевозок сдерживается отсутствием самолётов и прочих летательных аппаратов с массой до 2 тонн. Аналогичные проблемы существуют на рынке пассажирских перевозок внутренним водным транспортом, где средний возраст судов составляет 27 лет.
По количеству предприятий сектор вспомогательных и дополнительных транспортных услуг (эксплуатация автомобильных дорог общего пользования и дорожных сооружений, транспортная обработка грузов, техническое обслуживание воздушных судов, организация грузовых перевозок, информационное обслуживание перевозчиков и пользователей их услуг, продажа авиабилетов) доминирует в малом предпринимательстве на транспорте. Объём услуг малых и средних предприятий этого сектора в денежном выражении составляет 48 процентов от общего объёма услуг малых и средних предприятий транспортного комплекса. Основным препятствием его дальнейшего развития является несовершенство нормативного правового регулирования, связанное с «пограничным» характером данной деятельности, попадающей в сферу компетенций различных органов исполнительной власти. В частности, действующее российское законодательство недостаточно чётко регулирует ситуации, связанные с претензиями пассажиров по возврату денежных средств при прекращении операционной деятельности авиакомпаний, лишении авиаперевозчика Сертификата эксплуатанта, лицензий на право выполнения воздушных перевозок.
Проблемными вопросами на отдельных сегментах рынка пассажирских автотранспортных услуг остаются низкий уровень доступности субъектов малого предпринимательства к государственным и муниципальным заказам и недостаточное качество предоставляемых ими услуг. Решение проблем развития малого и среднего предпринимательства в транспортном комплексе возможно только при условии комплексной государственной поддержки в увязке с уже имеющейся системой поддержки малого и среднего предпринимательства.
Логическим продолжением реализации государственной политики поддержки малого и среднего предпринимательства в транспортном комплексе в 2010-2012 годах явилась аналитическая ведомственная целевая программа «Создание условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере транспорта», разработанная на основе Федерального закона от 31 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», с учётом тенденций и опыта государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации и за рубежом. Использование программного подхода, при котором мероприятия взаимно увязаны по срокам, ресурсам и исполнителям, в сочетании с действенной системой управления и контроля создаст предпосылки для дальнейшего более динамичного развития этого сектора транспортного комплекса.
Программа направлена на развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере транспортного комплекса и способствует достижению стратегической цели Министерства транспорта Российской Федерации № 3 Доклада о результатах и основных направлениях деятельности Минтранса России на 2010-2012 годы, направленной на улучшение инвестиционного климата и развитие рыночных отношений на транспорте и решению тактической задачи 3.8 «Создать благоприятные условия для развития малого и среднего предпринимательства в транспортном комплексе на основе повышения качества и эффективности мер государственной поддержки».
Основной целью Программы является развитие малого и среднего предпринимательства для формирования конкурентной среды и повышения эффективности транспортной системы. Достижение цели Программы возможно при решении задачи по созданию благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства в транспортном комплексе на основе повышения качества и эффективности мер государственной поддержки. Основные мероприятия Программы направлены на решение проблем, сдерживающих развитие малого и среднего предпринимательства на транспорте.
Основной сферой развития малого и среднего бизнеса является автомобильный транспорт. Приоритетными направлениями развития сектора пассажирских автомобильных перевозок являются: разработка мер, направленных на развитие конкуренции путём совершенствования системы размещения заказов на перевозку пассажиров для государственных и муниципальных нужд, поддержка создания в крупных городах системы транспортного обслуживания лиц с ограниченной подвижностью, формирование и реализация стандартов по допуску к профессии. Реализация основных мер государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на транспорте позволит обеспечить:
- формирование благоприятного предпринимательского климата, устранение нормативно-правовых, административных и организационных барьеров;
- расширение доступа малого предпринимательства к финансовым ресурсам;
- системное развитие инфраструктуры для предоставления малым предприятиям информационной, консультационной и организационно-методической помощи.
Мероприятия Программы направлены на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства на среднесрочную перспективу и сгруппированы по следующим основным направлениям:
- совершенствование системы нормативного правового обеспечения предпринимательской деятельности;
- формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
В результате выполнения программных мероприятий будут достигнуты следующие результаты:
 повысится конкурентоспособность малых и средних предприятий в транспортном комплексе. Доля малых и средних предприятий на транспорте в общем количестве малых и средних предприятий по экономике увеличится на 0,5 процентных пункта, доля этих предприятий в общем объёме выручки предприятий транспортного комплекса – на 2,2 процентных пункта. Доля средних и малых предприятий (с учётом индивидуальных предпринимателей) в общем объёме перевозок грузового автомобильного транспорта увеличится в 1,2 раза;
 повысится доступность транспортных услуг для населения. Доля субъектов малого предпринимательства (включая микропредприятия и индивидуальных предпринимателей) в общем объёме перевозок пассажирского автомобильного транспорта на маршрутах регулярных перевозок увеличится на 3,0 процентных пункта, количество поездок лиц с ограниченной подвижностью увеличится в 1,5-2 раза;
 повысится эффективность функционирования субъектов малого и среднего предпринимательства, рентабельность малых и средних предприятий возрастёт на 6 процентных пунктов;
 повысится занятость населения, увеличение количества занятых на рынке транспортных услуг составит 150 тыс. человек.
Создание прозрачных и эффективных механизмов государственной поддержки направлено на формирование правовой среды и активизацию предпринимательской деятельности в транспортном комплексе. Мероприятия Программы по совершенствованию нормативной правовой базы включают: создание системы мониторинга нормативных правовых актов, регулирующих вопросы среднего и малого предпринимательства на транспорте; разработку предложений по внесению изменений в нормативные правовые акты по вопросам создания льготных условий для субъектов среднего и малого предпринимательства в части размеров и порядка уплаты транспортного налога, налогов на имущество и землю, установлению особенного режима использования государственных ресурсов, научно-технических разработок и инновационных технологий.
В целях формирования условий для развития малого предпринимательства в сфере создания объектов дорожного сервиса в полосе отвода и придорожных полосах автомобильных дорог Программой предусматривается внесение изменений в действующий порядок размещения указанных объектов.
Конкурентная среда в секторе пассажирских городских перевозок может быть сформирована только посредством увеличения рыночной доли субъектов малого и среднего предпринимательства. Однако этому препятствуют многочисленные административные, финансовые и инвестиционные барьеры. Ключевым направлением решения проблемы является завершение процесса формирования чётких правовых норм, регулирующих отношения перевозчиков и государственных (муниципальных) заказчиков.
Поскольку доля малого и среднего предпринимательства в секторе внешнеторговых автомобильных перевозок составляет более 90 процентов, Программой предусматривается комплекс мер, направленных на совершенствование нормативного правового обеспечения этого сектора. Речь идёт о подготовке предложений по внесению дополнений в правовые акты Российской Федерации с целью расширения перечня расходов при расчёте налогооблагаемой базы по упрощённой системе налогообложения.
Развитие малого и среднего предпринимательства в значительной степени сдерживается слабой методической базой, недостаточной доступностью необходимой информации. Обеспечение доступа субъектов малого предпринимательства к информации – это реальная и весьма существенная мера их поддержки.
В целях совершенствования информационного обеспечения субъектов малого и среднего предпринимательства необходимо:
- проведение мониторинга и анализ результатов государственного регулирования в различных видах деятельности малого и среднего предпринимательства на транспорте;
- постоянная модернизация, пополнение, расширение и техническое сопровождение существующих информационных баз;
- организация и проведение «круглых столов», встреч с предпринимателями и общественными организациями, которые способствуют выявлению несовершенства законодательных и нормативных актов, предоставляют возможность обсуждения и формирования предложений по их изменению;
- участие представителей общественных объединений предпринимателей в рамках их полномочий в подготовке проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, касающихся деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства.
Одним из направлений поддержки малого и среднего предпринимательства является обеспечение доступа малых и средних предприятий к получению заказов при размещении государственного заказа и закупках товаров (услуг) у субъектов естественных монополий и государственных корпораций. В отношении эксплуатации (содержания, ремонта) объектов транспортной инфраструктуры перспективной формой развития малого предпринимательства является субконтрактация. Это позволит расширить номенклатуру работ, которые могут эффективно выполняться при эксплуатации и строительстве инфраструктурных объектов субъектами малого предпринимательства, особенно учитывая сезонный характер ряда работ и протяжённость транспортных объектов. Программа предусматривает меры методической поддержки внедрения системы субконтрактации.
В сфере государственных закупок для снятия административных барьеров будет продолжена работа по максимальному привлечению субъектов малого и среднего предпринимательства к поставке товаров (работ и услуг) для государственных нужд, включая организацию конкурсного размещения госзаказов у субъектов малого предпринимательства.
Механизмами привлечения малого предпринимательства к активизации инновационного потенциала транспортного комплекса могут стать научно-техническое сотрудничество, а также кооперация крупного и малого бизнеса в сфере научных исследований.
Для оценки результативности и эффективности реализации целевой программы ведомства «Создание условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере транспорта» была разработана Методика по оценке эффективности реализации Программы. Под результативностью понимается степень достижения запланированных показателей за счёт реализации мероприятий Программы. Результативность измеряется путём сопоставления фактически достигнутых значений показателей с плановыми значениями. В качестве критериев оценки результативности реализации Программы и программных мероприятий используется индекс результативности и интегральная оценка результативности. Индекс результативности Программы (мероприятия) оценивается по каждому целевому показателю в год t и за расчётный период T.
Для расчёта эффективности реализации Программы (эффективности расходования бюджетных средств) используются индикаторы и показатели. Эффективность реализации Программы определяется как соотношение интегральной оценки результативности Программы и уровня финансирования.
При завершении расчётов показателей формулируются выводы по оценке эффективности реализации Программы с учётом следующих критериев:
 значение показателя (Эj, либо ЭT) от 90 % до 110 % – реализация Программы соответствует запланированным результатам при запланированном объёме расходов – запланированная эффективность реализации Программы;
 значение показателя (Эj, либо ЭT) более 110 % – эффективность реализации Программы более высокая по сравнению с запланированной;
 значение показателя (Эj, либо ЭT) от 50 % до 90 % – эффективность реализации Программы более низкая по сравнению с запланированной;
 значение показателя (Эj, либо ЭT) менее 50 % – Программа реализуется неэффективно.
Учитывая современную специфику развития малого предпринимательства, качество и эффективность инфраструктуры поддержки предпринимательства становится сегодня ключевым фактором успешного развития малого предпринимательства. В области формирования инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства Программой предусмотрен комплекс мероприятий организационного, методического и информационного характера.
Для повышения результативности мер государственной поддержки и осуществления мониторинга хода реализации программы предусматривается проведение комплекса научно-исследовательских работ, включающего разработку предложений по совершенствованию мер государственной поддержки среднего и малого предпринимательства в транспортном комплексе, системы статистического наблюдения и подготовку аналитических и прогнозных исследований. Индикаторы и показатели определены на основе данных:
• статистического наблюдения по формам статистической отчётности;
 бухгалтерской отчётности по полному кругу предприятий в разрезе видов экономической деятельности;
 выборочного федерального статистического наблюдения «Анкета обследования перевозочной деятельности предпринимателей - владельцев грузовых автомобилей»;
• управленческого учёта.
На решение задач и достижение целевых индикаторов Программы оказывают влияние различные факторы и риски. Реализация Программы позволит создать предпосылки для устойчивого развития субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере транспорта на основе:
- формирования благоприятного предпринимательского климата, устранения нормативно-правовых, административных и организационных барьеров;
- расширения доступа малого предпринимательства к финансовым ресурсам;
- системного развития инфраструктуры для предоставления малым предприятиям информационной, консультационной и организационно-методической помощи;
- обеспечения равных прав и возможностей получения субъектами малого и среднего предпринимательства государственной поддержки в соответствии с условиями её предоставления, с учётом различных этапов предпринимательской деятельности, особенностей групп предпринимателей и отраслевой специфики;
- доступности и надёжности для субъектов малого предпринимательства информации о мерах и формах государственной поддержки.
Оценка социально-экономических последствий реализации мероприятий Программы носит комплексный характер и включает:
 выявление тенденций в динамике показателей, характеризующих развитие субъектов малого и среднего предпринимательства и повышение эффективности их функционирования (увеличение доли субъектов малого и среднего предпринимательства в объёме услуг транспортного комплекса, рост рентабельности малых и средних предприятий);
 расчёт социальных эффектов от поддержки малого и среднего предпринимательства, включая увеличение количества рабочих мест и повышение уровня средней заработной платы, повышение уровня безопасности перевозок и экологических условий функционирования транспортной системы за счёт обновления парка транспортных средств, качества транспортных услуг для пассажиров с ограниченной подвижностью.
Для оценки достижения цели Программы и результативности решения задачи используется индикатор «Доля малых и средних предприятий в общем объёме выручки предприятий транспортного комплекса». Программа эффективна и обеспечивает результативность Программы (рост индикатора составляет 1,1) при заданном уровне финансировании (1,1).
Выполнение индикаторов и показателей обеспечит запланированный вклад Программы – около 0,07 % в достижение стратегической цели Министерства транспорта Российской Федерации, направленной на улучшение инвестиционного климата и развитие рыночных отношений на транспорте.
Достижение этих важнейших результатов от реализации мероприятий Программы будет формировать основной социально-экономический эффект. Вклад Программы в валовую добавленную стоимость транспортного комплекса составит около 95 млн. рублей [1].
Отдельно остановимся на проблемах водного транспорта. В отрасли функционирует избыточное количество хозяйствующих субъектов, занятых перевозочной деятельностью. Подавляющее число мелких перевозчиков не в состоянии обеспечить эффективность, безопасность и качество перевозочной деятельности, соответствующие современным стандартам, а также не имеют предпосылок для устойчивого развития и не обладают возможностью аккумулировать собственные и привлечённые средства для обновления основных фондов, отличающихся высокой капиталоёмкостью и длительными сроками окупаемости. Функционирование в отрасли большого числа перевозчиков, обладающих низкими показателями инвестиционной активности и кредитоспособности, создаёт угрозу дальнейшего сохранения устаревшей возрастной структуры основных фондов отрасли и дисбаланса между функциональной структурой флота и структурой платёжеспособного спроса на услуги внутреннего водного транспорта [5].
Кроме того, нельзя не отметить и недостатки действующей нормативной базы. Так, например, объекты инфраструктуры портов с гидротехническим основанием, на которых осуществляется перегрузка опасных грузов, в том числе нефтепродуктов, должны быть оснащены техническими средствами мониторинга и документирования швартовных и грузовых операций в целях обеспечения безопасности перевозок. Однако в технические регламенты 2011 года «О безопасности морского транспорта и связанной с ним инфраструктуры» и «О безопасности внутреннего водного транспорта и связанной с ним инфраструктуры» в части об оснащении причалов средствами обеспечения безопасности внесены только «отбойники колесного типа». А это означает, что в портах и организациях освоения берегового шельфа, обязанных руководствоваться техническими регламентами, будут игнорировать современные технологии обеспечения [4].
Таким образом, государственное регулирование различных направлений деятельности в транспортной инфраструктуре является социально необходимым и экономически целесообразным.


___________________________
1. Аналитическая ведомственная целевая программа «Создание условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере транспорта» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.protown.ru/information/hide/7376.html
2. Арефьева Н.В. Организационно-методическое обеспечение малого предпринимательства на транспорте: диссертация / Н.В. Арефьева // Москва, 2002. – 181 с.
3. Горин В.С. Развитие института предпринимательства и предпринимательские риски в транспортном комплексе: автореферат диссертации / В.С. Горин // Москва
4. Кирилин М.А. Инновационное развитие водного транспорта: вопросы государственного масштаба / М.А. Кирилин // Портал для специалистов транспортной отрасли [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rostransport.com/article/31/
5. Концепция развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pravo.levonevsky.org/bazaru09/raspor/sbor25/text25532.htm

© О.И.Соловьёва, 2012
адрес эл.почты автора: soi08@mail.ru



Обнародовано:

25 апреля 2012 года
3-я научно-практическая конференция
«Инновационное предпринимательство: от идеи до внедрения»

(25.04.2012, г. Омск, Омский научный центр Сибирского отделения Российской Академии Наук)
в рамках Целевой программы ИННОВАТИКА

 
 
Автор : Соловьёва Ольга Ильинична  —  Каталог : Экономика. Маркетинг
Все материалы, опубликованные на сайте, имеют авторов (создателей). Уверены, что это ясно и понятно всем.
Призываем всех читателей уважать труд авторов и издателей, в том числе создателей веб-страниц: при использовании текстовых, фото, аудио, видео материалов сайта рекомендуется указывать автора(ов) материала и источник информации (мнение и позиция редакции: для порядочных людей добрые отношения важнее, чем так называемое законодательство об интеллектуальной собственности, которое не является гарантией соблюдения моральных норм, но при этом является частью спекулятивной системы хозяйствования в виде нормативной базы её контрольно-разрешительного, фискального, репрессивного механизмов и инструментов).
—  tags: экономика, предпринимательство, инновационная система, инновации
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Регистрация   Вход
OM ОМ ОМ программы
•  Программа TZnak
•  Дискуссионный клуб
архив ЦМК
•  Целевые программы
•  Мероприятия
•  Публикации

сетевые издания
•  Альманах Эссе-клуба ОМ
•  Бюллетень Z.ОМ
мусейон-коллекции
•  Диалоги образов
•  Доктрина бабочки
•  Следы слова
библиособрание
•  Нообиблион

специальные проекты
•  Версэтика
•  Мнемосина
•  Домен-музей А.Кутилова
•  Изборник вольный
•  Знак книги
•  Новаторы России

OM
 
 
18+ Материалы сайта могут содержать информацию, не подлежащую просмотру
лицами младше 18 лет и гражданами РФ других категорий (см. примечания).
OM
   НАВЕРХ  UPWARD