OM
ОМ • Включайтесь!
2024.03.28 · 23:45 GMT · КУЛЬТУРА · НАУКА · ЭКОНОМИКА · ЭКОЛОГИЯ · ИННОВАТИКА · ЭТИКА · ЭСТЕТИКА · СИМВОЛИКА ·
Поиск : на сайте


ОМПубликацииИнноватикаЭкономика. Управление
2011 — Кужева С.Н. — Научная и инновационная деятельность вузов (часть 1)
.


Кужева
Светлана Николаевна

кандидат экономических наук,
доцент кафедры менеджмента
ГОУ ВПО «Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского»








Доклад 
на второй научно-практической конференции 
«Инновационное предпринимательство: от идеи до внедрения»
31 мая 2011 года

Научная и инновационная 
деятельность вузов

(часть 1)

В условиях необходимости модернизации экономики стремительно возрастает роль научно-исследовательской деятельности. Для решения актуальных народно-хозяйственных проблем недостаточно копировать ранее разработанные технологии, заимствовать неадаптированные к реальным российским условиям модели и тесты, тиражировать устаревшее оборудование, следовать примитивным стереотипам. Только за счёт активного стимулирования исследовательской деятельности можно выйти из тисков технологической отсталости. Исследовательская деятельность должна ориентироваться на разработку новых подходов к решению актуальных задач, создание инновационных продуктов и средств повышения эффективности хозяйственной деятельности. 
Научно-исследовательская деятельность должна выступать непременным атрибутом компетентности лиц, выполняющих управленческие функции. Благодаря специальным знаниям и навыкам в области организации и проведения научных исследований можно принимать эффективные решения. Даже не проводя таких исследований лично, субъект принятия решения должен понимать логику организации процесса исследования, критические точки в его динамике, предвидеть возможные ошибки, способные повлиять на исход исследуемой ситуации.
Сущность научно-исследовательской деятельности состоит в постановке теоретической и практической задачи, предусматривающей специфическую реконструкцию исследуемых объектов – преобразование их формы, позволяющее придавать этим объектам полезные, необходимые для их понимания и функционирования свойства. Проведение такой реконструкции становится возможным при соблюдении определённой процедуры последовательного исследовательского погружения в объекты, выявления содержащихся в них скрытых свойств и механизмов, использования полученных в связи с этим знаний для получения позитивных результатов.
Основными целями научно-исследовательской деятельности в учебных заведениях высшего, профессионального образования являются:
- повышение качества подготовки специалистов;
- повышение научно-педагогической квалификации преподавателей и научно-педагогических работников;
- непосредственное использование большого научного потенциала для получения ощутимых социально-экономических результатов.
Основной же и главной задачей вузов была и остаётся качественная подготовка высококвалифицированных специалистов.

К сожалению, сформировавшаяся в России система высшего, профессионального образования по многим отраслевым группам форсировала подготовку специалистов по заданным стандартам, не обращая должного внимания на альтернативность схем подготовки решений, индивидуальность подготовки выпускников, имеющих склонность к самостоятельной научной работе. Самостоятельная работа студентов зачастую ограничивалась выполнением типовых заданий, подготовкой курсовых и выпускных работ, не имеющих отдельной исследовательской части.
Появление новых требований к характеру подготовки специалистов предусматривает существенную трансформацию самого подхода к обучению. На первое место выходит творческая составляющая, способность генерировать идеи, которым нет аналога в прошлом, для производства которых необходим совершенно иной подход к подготовке специалиста. В этом случае будущий инноватор должен уже в учебном процессе быть задействованным в исследовательской деятельности, представлять и понимать, что такое научная работа, при помощи каких инструментов можно получить положительный результат в решении инновационных задач. 
Ведь инновационная деятельность – вид деятельности, связанный с трансформацией идей (обычно результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений) в технологически новые или усовершенствованные продукты или услуги, внедренные на рынке, в новые или усовершенствованные процессы или способы производства (передачи) услуг, использованные в практической деятельности. Инновационная деятельность предполагает целый комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, и именно в своей совокупности они приводят к инновациям [1]
По результатам опроса 100 крупных компаний в России на тему инновации, проведенного РЭШ и Pricewaterhouse Coopers, роль «моторов» при внедрении наиболее успешного инновационного продукта в 8 % случаев играли российские университеты. Университеты и НИИ являются инициаторами внедрения в госкомпаниях инновационных продуктов в 50 % случаев. Очевидно, что развитие инновационной деятельности вузов является важнейшей частью мер по созданию  инновационной экономики.
Анализ мирового опыта показывает, что эффективная интеграция науки с технологическими разработками способна кардинально изменить технологический уровень общественного производства и жизни людей. Особенно высокий эффект даёт интеграция технологических разработок с фундаментальными научными исследованиями.
Высшие учебные заведения как производители научно-технической продукции имеют ряд преимуществ перед НИИ и КБ:
1) сокращение времени подготовки решения принципиально новых практических проблем цикла «исследование-производство», а также стоимости разработок за счёт осуществления фундаментальных исследований, подготавливающих заделы для будущих ОКР и НИР, и использование их результатов в прикладных исследованиях;
2) реализация комплексных разработок, а не исследований по отдельным темам, с привлечением специалистов различного профиля с общенаучных и специальных кафедр;
3) постоянное обновление кадров вузовских научно-технических коллективов за счёт стажёров, аспирантов, докторантов, студентов, что особенно важно для поисковых НИР;
4) возможность кадрового сопровождения реализуемой научно-технической продукции (целевое распределение студентов, аспирантов);
5) независимость от отраслевых ведомственных систем, включая Академию наук, из чего следует возможность стать независимыми экспертами в маркетинговых исследованиях, оценке персонала предприятий, центрами сертификации и пр.;
6) участие, сохраняя связи со своими выпускниками, в организации рыночной научно-технической инфраструктуры (центры инжиниринговых услуг и передачи технологий, вычислительные, информационные и измерительные центры, центры научного общения, повышения квалификации и переподготовки кадров), конкурируя в качестве разработчиков с отраслевыми НИИ и институтами РАН, либо вступая с ними в консорциумы.

Исследования различных аспектов перехода на инновационный тип развития показали, что сокращение сроков осуществления инновационных процессов и уменьшение затрат на данные цели возможны при соблюдении ряда условий. Совокупность данных условий формируется взаимосвязанными процессами, среди которых важную роль играет единство организационной модели, используемой для проведения научных исследований и научных разработок, с одной стороны, и производства нововведений – с другой.
Инновационный процесс представляет собой единый поток, в тоже время его отдельные стадии – научная разработка технической идеи, новой технологии, доведение её до промышленного использования, получение нового продукта, его коммерциализация – значительно различаются по организации труда, методам управления и финансирования и т.п. Тем не менее, эти стадии взаимообусловлены и обеспечивают успех лишь при интеграции их в единое целое. Поэтому при обеспечении эффективности инновационного процесса в целом первостепенное значение имеют такие формы его организации, при которых результат каждой стадии мог бы служить основой для поступательного движения на следующей. Особую важность приобретает стыковка стадий, обеспечивающая непрерывность, гибкость и динамизм всего процесса.
Процесс передачи (трансферта) технологий в действительной жизни оказался достаточно сложно организуемым, поэтому человеческому обществу пришлось отыскивать его новые формы. Мировой опыт показал, что эффективность трансферта технологий во многом предопределяется организацией их осуществления.
Следует отметить множественность тех путей и форм, с помощью которых достигается интеграция стадий, диффузия изобретений, их коммерциализация и т.п. Возникает вопрос о главных носителях инновационного процесса, о хозяйствующих субъектах, которые осуществляют реальное обновление производства. Для реализации инновационных стратегий используются различные организационные формы как по размерам, источникам и способам финансирования, кооперационным связям, пространственной организации и т.д.
Определяя понятие «организационная форма», ни в коем случае нельзя ограничиваться типом структуры (линейная, функциональная, дивизиональная, матричная), который можно ввести по приказу.
Под организационной формой следует понимать цельную систему взаимозависимых структурных, культурных, пространственных и технологических компонентов, которая придаёт потоку внутрифирменных событий определённый характер, образ и порядок. Причём это происходит не в детерминистском смысле, а в духе воздействия моментов влияния, которые делают определённые события более вероятными, чем другие.
В мире накоплен большой опыт организации инновационных процессов. И если раньше соединение науки и производства сводили к интеграции организаций, то теперь речь идет об интеграции их деятельности. Такие формы и структуры довольно разнообразны, поскольку эффективный трансферт технологий удаётся организовать только при учёте особенностей развития страны, финансовых возможностей, пространственного размещения производства и центров науки и воздействий ряда других факторов.
Примером интеграции науки с технологическими разработками могут служить создаваемые в США с 80-х годов ХХ века инженерные центры. Их задача – в максимально короткий срок наладить прочную и эффективную организационную связь науки с производством. Создано шесть таких центров, призванных осуществить эту цель, – центры микроэлектроники, телесвязи, системных исследований, композитных материалов, биотехнологии, проблем искусственного интеллекта.
Инженерные центры выполняют две основные функции.
1. Разработка фундаментальных закономерностей, лежащих в основе инженерного проектирования принципиально новых, несуществующих в природе, искусственных систем. Такие исследования поставляют промышленности не готовую разработку, а теорию инженерной деятельности, которая затем может быть применена для решения конкретных производственных задач. (К примеру, не промышленный робот, а концепция искусственного зрения, самоконтроля; в биотехнологии – не вещества, а  оригинальные идеи функционирования биологических агентов).
Здесь реализуется идея концентрации усилий на создании теории инженерной деятельности в рамках тех научных направлений, которые необходимы бизнесу для восстановления или обеспечения конкурентных позиций, хотя связь инженерных исследований с производством здесь не такая жесткая и прямая, как в случае прикладных исследований и разработок. Исследовательская деятельность не подчиняется здесь сиюминутным требованиям промышленности, в то же время она ориентирована на практический конечный результат, повышающий эффективность производства.
2. Подготовка нового поколения инженеров, обладающих необходимым уровнем квалификации и широким научно-практическим кругозором. Сегодня в обучении инженерных кадров отмечаются следующие упущения: отсутствие комплексного подхода в решении технических проблем, усиление научной специализации университетов и инженерных школ, недостаточное использование современного оборудования, на котором предстоит работать выпускникам. Многие производства (биотехнология, информационные технологии, производство новых материалов) требуют разработки принципиально иных инженерных подходов, отличных от применявшихся ранее в разработке производственных процессов, и создавать новое смогут только инженеры, способные синтезировать идеи из различных областей науки и оперировать междисциплинарными категориями. Инженерные центры призваны обеспечить это соответствие.
Выполнение этих функций позволяет решать задачи создания новой инженерной культуры, нового образа мышления.
Инженерные центры – новые организационные подразделения, где междисциплинарность – основа исследовательской деятельности, и это является залогом сохранения интереса у компаний многих отраслей промышленности к работе каждого центра и, наоборот, у фирм одной отрасли – к исследованиям, осуществляемым в разных центрах.
Опыт показывает, что одним из наиболее действенных способов укрепления инженерных центров является установление долговременных деловых контактов между сотрудниками центров и инженерами, работающими в промышленности. Финансирующие разработки фирмы могут направлять в центры на постоянную или временную работу своих специалистов, находящихся в курсе основных тенденций развития производства в компании. Они участвуют в формировании групп, в выборе путей выполнения исследований. Здесь поддерживается творческая атмосфера, присутствует гибкая организация творческого процесса.
Организационная структура центров предусматривает не только творческое сотрудничество инженеров непосредственно на каждом этапе работы, но и участие представителей бизнеса в управлении, причём на всех уровнях, но без отсутствия давления в целях получения немедленных практических результатов, без препятствий в организации совместных исследований и свободной публикации результатов.

В нашей стране также имеется определённый опыт интеграции деятельности образовательных учреждений, промышленных предприятий и организаций науки. Интеграция осуществлялась на договорной основе с целью выполнения научных разработок, внедрения их в производство и повышения качества подготовки специалистов путём привлечения студентов и аспирантов к научно-исследовательской, научно-технической и производственной деятельности. Но господство планово-административных методов управления, высокая степень монополизации производства и огосударствления предприятий; невосприимчивость многих производственных предприятий к использованию достижений научно-технического прогресса; устойчивые ведомственные барьеры, разделявшие производство, образование и науку; недостатки сложившихся моделей организации сферы науки и научного обслуживания служили тормозом преобразований, обеспечивающих использование достижений НТП. В конечном счёте, это привело к неразвитости научно-технической инфраструктуры и инновационной сферы в целом.
В этой ситуации требовалось осуществление радикальных изменений организации инновационной сферы в стране и регионах. Первой попыткой такой реорганизации стало создание в 90-е годы ХХ века на базе вузов технопарков по образцу зарубежных аналогов.
Анализ их деятельности показал, что ожидаемого эффекта они не дали. Они не переросли в региональные центры инновационной деятельности, обучения предпринимательству и адаптации к рынку; имели слабую связь с вузовской наукой и образовательным процессом; не обеспечили непрерывность функционирования логической цепочки в инновационном процессе; не решили проблем использования интеллектуальной собственности вузов, помещений и оборудования кафедр и научных лабораторий, оплаты коммунальных услуг. Причины этого в ошибочном выборе организационно-правового статуса, их ориентации на полную юридическую самостоятельность и организационный отрыв от вуза, разрыву сложившегося в российских вузах единства учебной и научной деятельности, выведении создания новых видов продукции за пределы высшей школы. Вместе с тем в условиях радикального реформирования в 90-е годы ХХ века создание технопарков стало важным этапом сохранения и развития вузовской науки.
Существенно ускорил поиск новых организационных моделей вузовской инновационной деятельности Закон РФ «Об образовании», определив права собственности учреждений высшего, профессионального образования на доходы от собственной деятельности. Эффективной стала деятельность вуза по оказанию платных дополнительных образовательных услуг, производству и реализации производимой научной продукции, работ и услуг, в том числе инновационная деятельность.
С целью усиления роли вузов как центров роста инновационной активности в регионах, стали создаваться учебно-научно-производственные (УНПК) или учебно-научно-инновационные комплексы (УНИК).
Таковым комплексом является высшее учебное заведение всех форм собственности, независимо от отраслевой принадлежности, обеспечивающее единство образовательного процесса, научно-исследовательской, научно-технической и инновационной деятельности на всех стадиях и этапах подготовки специалистов, научных и научно-педагогических кадров; деятельность которого (вуза) направлена на социально-экономическое и духовное развитие общества, страны, региона.
УНПК призваны обеспечить интеграцию вузов с реальным сектором экономики для решения социально-экономических проблем регионов и реализации федеральных, целевых и отраслевых программ, связанных, прежде всего, с технологическим развитием приоритетных отраслей и подготовкой кадров в сопряжении с осуществлением инновационных процессов.
Развитие инновационной и научной деятельности потребовало решения многих проблем правового, организационного и экономического обеспечения функционирования вузов, признания их как целостных, сложных и комплексных центров, осуществляющих весь учебно-научно-инновационный комплекс работ. Наука, производство, инновации и подготовка специалистов в таких образовательно-научно-технических комплексах тесно связаны. Но главной задачей вузов была и остаётся качественная подготовка высококвалифицированных специалистов, поэтому специфика образовательно-научно-технических комплексов состоит в том, что наряду с традиционными – вещественными (материальными) и информационными – инновационными продуктами он должен производить (выпускать) специфический инновационный продукт – квалифицированного специалиста. 
Деятельность образовательно-научно-технических комплексов преследует следующие основные цели:
1. Подготовка и выпуск квалифицированных специалистов, как специфического инновационного продукта.
2. Производство и реализация научной продукции (нового научного знания): теории, идеи, учебные, социальные, информационные и управленческие технологии, стратегии социально-экономического развития, инновационные проекты и их экспертиза, рекомендации органам государственной и местной власти, как информационного инновационного продукта.
3. Разработка и реализация научно-технической продукции: образцы новой техники и технологий её производства или совершенствование существующих, новые или улучшенные материалы, продукты (товары), как вещественного (материального) инновационного продукта.
В процессе достижения общих целей формируются специфические, конкретные цели для всех структурных подразделений комплекса, отдельных его элементов в зависимости от конкретных производимых инновационных продуктов.
В рамках комплекса органично сочетаются элементы рыночного механизма, основанного на создании конкурентной среды, повышении предпринимательской активности учёных, с проведением новой кадровой политики в области подготовки, отбора и использования вузовских научных кадров, новая система организации вузовской науки, её ориентация на экономические методы управления, условия эффективного интегрирования ученых российских вузов в мировое сообщество.

(См. продолжение доклада: часть 2)

___________________________
[1] Регионы России. Социально-экономические показатели. 2010: Ст. сб./ Росстат. – М., 2010.
[2] Закон № 527-ОЗ «Об инновационной деятельности на территории Омской области», ст. 2, п.1.


Опубликовано:
Материалы научно-практической конференции
«Инновационное предпринимательство: от идеи до внедрения» 
31 мая 2011 года, г. Омск

 
 
Автор : Кужева Светлана Николаевна  —  Каталог : Экономика. Управление
Все материалы, опубликованные на сайте, имеют авторов (создателей). Уверены, что это ясно и понятно всем.
Призываем всех читателей уважать труд авторов и издателей, в том числе создателей веб-страниц: при использовании текстовых, фото, аудио, видео материалов сайта рекомендуется указывать автора(ов) материала и источник информации (мнение и позиция редакции: для порядочных людей добрые отношения важнее, чем так называемое законодательство об интеллектуальной собственности, которое не является гарантией соблюдения моральных норм, но при этом является частью спекулятивной системы хозяйствования в виде нормативной базы её контрольно-разрешительного, фискального, репрессивного инструментария, технологии и механизмов осуществления).
OM ОМ ОМ программы
•  Программа TZnak
•  Дискуссионный клуб
архив ЦМК
•  Целевые программы
•  Мероприятия
•  Публикации

сетевые издания
•  Альманах Эссе-клуба ОМ
•  Бюллетень Z.ОМ
мусейон-коллекции
•  Диалоги образов
•  Доктрина бабочки
•  Следы слова
библиособрание
•  Нообиблион

специальные проекты
•  Версэтика
•  Мнемосина
•  Домен-музей А.Кутилова
•  Изборник вольный
•  Знак книги
•  Новаторство

OM
 
 
18+ Материалы сайта могут содержать информацию, не подлежащую просмотру
лицами младше 18 лет и гражданами РФ других категорий (см. примечания).
OM
   НАВЕРХ  UPWARD