В настоящее время изготовление и реализация контрафактной аудиовизуальной продукции получило широкое распространение по всему миру и по прибыльности стало занимать одно из первых мест, наряду с незаконной торговлей оружием и наркотиками. Ущерб национальной и мировой экономике от этой деятельности огромен – по оценкам некоторых специалистов он составляет около 30 млрд. долларов в год.
В России доля контрафакта только в общем объеме аудио- и видеопродукции, по разным оценкам, составляет от 40 до 95 %. Для сравнения, в большинстве развитых стран этот показатель не превышает 18 %.
Основная нагрузка по выявлению и пресечению оборота контрафактной аудиовизуальной продукции лежит на органах внутренних дел. Законодательством предусмотрена ответственность за совершение правонарушений и преступлений в данной сфере (соответственно ст. 7.12 КоАП РФ РФ и ст. 146 УК РФ). Однако очевидно, что борьба с правонарушениями в данной сфере должным образом не ведется, о чем красноречиво свидетельствует открытая реализация контрафактной продукции, даже той, которая еще не поступила в лицензионный прокат.
Рассмотрим некоторые проблемы, возникающие в деятельности сотрудников милиции по выявлению и пресечению указанных правонарушений. Необходимо отметить, что сотрудники милиции не обладают достаточными знаниями о признаках контрафактности аудиовизуальной продукции, что затрудняет установление данных правонарушений. Различные методические рекомендации определяют, что продукция считается контрафактной, если на упаковке отсутствуют сведения об изготовителе, его юридический адрес, технические характеристики, продолжительность записи, информация о производителе и произведении на русском языке. Однако в настоящее время потребителям предлагаются подделки такого высокого качества, что все эти сведения без труда можно обнаружить на упаковке большинства из них. Для решения этой проблемы целесообразно создать специализированное подразделение милиции, генеральная линия которого – выявление фактов изготовления и реализации контрафактной аудиовизуальной продукции. В настоящее время борьбу с правонарушениями в данной сфере ведут сотрудники отделов, где приоритетными направлениями выступают противодействие экономической преступности, а также правонарушениям в сфере потребительского рынка.
Достаточно сложно протекает доказывание нарушения авторских прав, причинения ущерба правообладателю от изготовления и реализации контрафактной аудиовизуальной продукции. Все сведения о правообладателях на прокат того или иного произведения содержатся в базах данных Российской антипиратской организации (РАПО), которая находится в Москве и филиалов по России не имеет. Соответственно, для получения заявления о нарушении авторских прав и сведений о сумме ущерба, нанесенного правообладателю конкретным лицом, сотрудник милиции обязан направить запрос в РАПО.
На сегодняшний день ситуация меняется в лучшую сторону как для сотрудников милиции, так и для владельцев интеллектуальной собственности. В частности, в октябре 2007 года в г. Омске открылось представительство организации по защите и развитию интеллектуальной собственности (НП «ОЗИРИС»), которое помогает сотрудникам милиции отстаивать интересы более 20 правообладателей по музыке, компьютерным играм, программному обеспечению, видеофильмам в суде. Отметим также, что контрафактность продукции может быть подтверждена только в результате применения специальных познаний в форме экспертизы. В Омской области подобная экспертиза проводится в ЭКЦ при УВД Омской области. Однако из-за отсутствия необходимых методик исследованию подвергается не запись произведения, а упаковка (обложка кассеты или диска). По внешним признакам делается вывод о контрафактности продукции. Естественно, что такое заключение эксперта не является обоснованным и результаты подобных экспертиз не раз успешно обжаловались (например со ссылкой на то, что при доставке лицензионных кассет из Москвы по техническим причинам упаковка пришла в негодность – промокла, она заменена на другую, а сама запись хорошего качества).
Большое значение имеет доказывание умысла на совершение правонарушения. Иногда по этой причине судьи выносят решения о прекращении дела вследствие отсутствия состава правонарушения, а контрафактная продукция возвращается собственнику. В большинстве случаев продавец отрицает умысел на совершение правонарушения, утверждая, что не осведомлен о признаках контрафактности, приобрел продукцию на легальном оптовом складе. Тогда, по сложившейся практике, продукция изымается, направляется на экспертизу, продавца ознакамливают с заключением эксперта о признаках контрафактности и предупреждают, что данная продукция не может быть выставлена на продажу. Привлечь его к ответственности можно будет только в том случае, если он повторно выставит экземпляры данных произведений на реализацию. Полагаем, что ужесточение санкций не приведет к снижению количества реализуемой контрафактной продукции. Необходимо сделать акцент на создание реально действующей процедуры привлечения нарушителей к ответственности в данной сфере. Этого можно достичь двумя взаимодополняющими путями: во-первых, созданием специальных служб, основной задачей которых являлось бы выявление и пресечение преступлений и правонарушений в сфере оборота контрафактной аудиовизуальной продукции; во-вторых, разработкой и внедрением методик проведения качественных экспертиз аудиовизуальной продукции по всем параметрам.
Реальная борьба с правонарушениями в области интеллектуальной собственности требует полного включения имеющегося потенциала мер административного принуждения, чему способствуют правильное и точное использование механизмов, предлагаемых законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.